|
Качественный и количественный анализ рисковКачественная оценка подразумевает определение следующих параметров: причины или источника возникновения риска, описания характера и природы воздействия на проект, условий, которые могут сделать его более вероятными, возможных индикаторов предстоящего приближения риска или его наступления (триггеры), трудностей обнаружения и другой качественной информации. Причину риска мы уже обсуждали выше. Воздействие определяется самой его природой (что изменяется в проекте?) и характером проявления (постоянно, случайно, преднамеренно, медленно нарастая или внезапно и т. п.). Условия, способствующие усилению риска, могут влиять на увеличение его вероятности или величины воздействия. Они могут быть внешними (снижается уровень жизни будущих потребителей, повышается температура и т. п.) и внутренними (увеличивается усталость персонала, возрастает рутинная нагрузка). Триггеры - это незначимые для проекта явления или признаки, по которым судят о возможном приближении риска или об уже наступившем риске. Например, свежая неблагоприятная сводка погоды или вспышка молнии свидетельствуют о возможном риске затопления площадки строительства. Снижение контактов между руководителем проекта и директором компании может служить индикатором потери лояльности последнего к проекту, а значит, снижения финансирования или уменьшения предоставленных ресурсов. Триггер не обязательно «гарантирует» риск, он лишь указывает на его возможность, хотя и вероятную. Для количественной оценки рисков используют значение вероятности их наступления (Р, от английского probability - вероятность), денежное выражение величины воздействия в случае его наступления (I, от английского impact - воздействие) и итоговую значимость риска для управления (R, от самого слова risk), определяемую как произведение вероятности на величину негативных последствий R = P x I. Определение вероятности наступления риска - довольно трудное и хлопотное дело. Хорошо, когда речь идет об известном или типовом риске, например риске похолодания при проведении бетонных работ в определенной географической зоне. Это довольно легко определяется на основании региональной статистики погоды, и точность этого значения вероятности может быть довольно высока. Это так называемая точная и объективная оценка, определяемая как частота, с которой происходят некоторые события (используется статистика или экспертная оценка). Хуже, когда речь идет о малоизвестных или эпизодических рисках. В таком случае при отсутствии информации о точном значении вероятности можно использовать качественную и субъективную оценку или предположение, основанное на личном опыте руководителя проекта или экспертную оценку. Вводятся три (а может быть, и четыре, и пять - это зависит от политики управления рисками в компании) градации вероятности: например, маловероятный риск (традиционно считают, что его вероятность находится в диапазоне от 0 до 20%, для перестраховки берется максимальная оценка диапазона), средневероятный (от 20% до 60%) и высоковероятный (более 60%, при расчетах также берут максимальное значение этого диапазона - 99,9%). Такая оценка может быть сделана и на базе прецедента. Границы этих диапазонов могут устанавливаться на основании предыдущего опыта, корпоративного подхода к портфелю проектов в целом или просто мнения руководителя проекта. Важно лишь, чтобы для всех рисков одного проекта или портфеля проектов границы диапазонов были одинаковы. Значительно легче сказать тогда, что данный риск, например, маловероятный, и присвоить ему единое значение 20%. Таким образом, всем выявленным рискам присваивается некоторое (определенное точно или приблизительно) значение вероятности. Вероятность риска - это не раз и навсегда определенная величина, она меняется по мере развития проекта. Необходимо отметить, что величина вероятности определяется на ближайший период планирования, на конкретную дату или временной период, в течение которого она не меняется, и должна быть переоценена на следующей контрольной точке. Далее определяется величина воздействия R в денежном выражении также на конкретную дату или период. Для оценки необходимо представить, что риск все-таки наступил и требуется устранить или компенсировать последствия его воздействия на проект. Рассчитываются финансовые затраты на это устранение. Это можно сделать практически во всех случаях. Как и раньше, для перестраховки полезно слегка завысить это значение. Помимо явных потерь необходимо фиксировать и скрытые - например упущенную выгоду, потерю репутации и т. д. Дальнейшим шагом является определение значимости риска R по формуле R= Р х I. В более сложных оценках R определяется как некоторая сложная функция от Р и I. Если это интересует читателя, рекомендуем посмотреть специальную литературу. Величина значимости или оценка риска не имеет никакого конкретного физического смысла. Это лишь значение, позволяющее сравнивать риски между собой. Когда один риск оценивается в 10 тыс. р., а другой - в 100 р., имеется в виду, что для первого риска нужно формировать план реагирования, а второй остается лишь объектом мониторинга. Дальнейшей процедурой является сравнение величин значимости всех идентифицированных рисков между собой и выделение основных наиболее значимых. Часто используют закон больших чисел Парето, когда 20% основных значимых рисков определяют 80% их влияния на проект. В качестве инструмента анализа используют матрицу влияния (табл. 8.1). На ней хорошо видны зоны критических и высоких влияний, и, следовательно, на эти значимые риски надо формировать методы реагирования. Эти выделенные риски вводятся в план реагирования на данном этапе, все остальные - подлежат лишь контролю. Таблица 8.1. Матрица влияния
Методы реагирования Используют четыре основных метода реагирования. 1. Избежание риска. Метод заключается в простом уклонении от конкретной работы, ресурса или обстоятельств, содержащих источник риска, или в радикальной переделке проекта. Для его применения анализируются все причины риска и, по возможности, устраняются. Риск увеличения затрат на бетонирование в холодную погоду может быть устранен перепланированием проекта и выполнением этой работы в летнее время; риск сбоя старой информационной системы - установкой принципиально нового программного продукта. Действия требуют определенных изменений в плане и смете проекта. 2. Передача риска или перевод ответственности за риск другой стороне. Метод подразумевает передачу всего риска или его части заказчику, субподрядчику или третьей стороне (табл. 8.2). Например, страхование объекта и, соответственно, передача риска страховой компании; включение ответственности за риск в контракт с подрядчиком (при соответственном удорожании контракта); фиксирование цены контракта, ценообразование в твердой валюте и т. п. Такой способ управления наиболее часто используется в зарубежных проектах. Передача риска подразумевает изменение контрактов и увеличение бюджета проекта. 3. Сокращение значимости риска - проведение собственных предварительных мероприятий по снижению влияния риска или его вероятности. Среди способов сокращения - физическая защита (например, организация охраны объекта, автоматические системы пожаротушения); организационные меры (систематические проверки и надзор, разработка и исполнение соответствующих инструкций); обучение персонала; создание безопасных условий труда; послеаварийные меры (наличие специальных служб и оборудования для ликвидации ущерба); юридическая защита в виде договорных обязательств, поручительств, гарантий. Риск набора некомпетентного персонала в проект может быть значительно снижен введением очень жесткой процедуры отбора, четких условий ответственности в контракте и системы аттестации. Действия также требуют определенных изменений в плане и смете проекта. 4. Удержание риска или сохранение всей ответственности за риск и способность покрыть все возможные убытки. Как правило, это выражается в формировании дополнительного бюджета проекта или наличии возможности у куратора проекта в «выбивании» лишнего финансирования в нужный момент. Здесь может использоваться и самострахование в виде общего резерва на покрытие рисков в портфеле проекта. Удержание - это излюбленный метод реагирования на риски в России. Таблица 8.2. Распределение рисков
Методы реагирования выбираются на основании информации о традициях отрасли, компании, наличия резервных средств, существующей практики страхования и принципов работы с подрядчиками. Формируется общий бюджет по управлению известными рисками. Резервы, выделенные для удержания, сокращения или передачи, формируют статью сметы, которая называется резервом на управление «известными рисками» (см. разд. 4.9). Эти затраты, будучи рассчитанными в результате анализа конкретных рисков, должны расходоваться целевым образом, а именно на решение проблем, вызванных этими исследованными рисками. Плохо, когда их используют для решения других проблем, связанных с ошибками и неправильными расчетами команды проекта при планировании. Те риски, которые не могут быть детально исследованы или затраты на их исследование нецелесообразны, называются «неизвестными рисками». Управление ими сводится лишь к выделению общей суммы, которая в смете проекта обозначается как резерв на управление «неизвестными рисками» (см. разд. 4.9). Чем больше оснований считать проект высокорискованным, тем больше должен быть определен процент для этого резерва. В российской практике это называется непредвиденными затратами и колеблется в пределах от 1 до 3%. План управления рисками Вся указанная информация по конкретному риску должна быть введена в так называемую карточку риска. Пример такой карточки приведен в Приложении 6. Она составляется в начале проекта, ведется в течение всего проекта и архивируется после окончания проекта. Карточки рисков отдельных проектов сводятся в единый реестр карточек риска компании, а одного проекта - формируют план управления рисками. Далее приведена выдержка из возможного плана управления рисками (табл. 8.3). Отметим еще раз, что и вероятность рисков, и их воздействие не являются фиксированной величиной - они привязаны или к конкретным датам, или к временным интервалам. Когда руководитель проекта говорит о том, что он запланировал все риски в начале проекта и больше к этому не возвращался, то он сделал ошибку. На рис. 8.3 приведены примеры возможных изменений трех рисков и их точки контроля. Хорошо видно, что часть рисков уходит из критической зоны, а часть туда попадает. Для практического мониторинга используется графическая карта рисков, приведенная на рис. 8.4. Графическая карта рисков ведется в течение всего проекта. Управление рисками довольно трудоемко и затратно, и компании часто избегают этой деятельности, взывая к собственной интуиции и надеясь на авось. Никто не хочет также нести и дополнительные затраты по управлению рисками. Риски не воспринимаются как реальные и серьезные проблемы, а те люди, которые пытаются выявлять проблемы и действительно делают это на деле, расцениваются как негативно мыслящие или не умеющие действовать. Наверное, многим знакома ситуация, когда сотрудник, проинформировавший руководство о проблеме или риске, называется пессимистом, нытиком и от него часто избавляются.
Рис. 8.3. Диаграмма динамики рисков
Правильным действием компании, заботящейся об управлении рисками, является: обучение персонала выявлению и борьбе с типичными и наследуемыми рисками как наиболее опасными; проведение открытых встреч; создание и ведение документов по рискам; учет рисков и анализ старых проектов; в целом же это - резервирование времени и затрат в проекте на борьбу с рисками.
Таблица 8.3. Фрагмент-план управления рисками
Рис.8.4. Графическая карта рисков
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое риск и возможность? 2. Что необходимо сделать руководителю проекта для управления рисками? 3. Какие подходы к классификации рисков можно использовать? 4. Какими приемами можно пользоваться для составления списка рисков? 5. Что такое карточка риска проекта? 6. В чем важность плана управления рисками? 7. Как оценить вероятность риска, если не известно ее точное значение? 8. Какие приемы реагирования при управлении рисками используются? 9. Что такое дерево решений и как оно связано с рисками? 10.Как эффективно управлять рисками в компании? 11.Почему компании не управляют рисками? Проверьте себя, ответив на вопросы и отметив соответствующую букву.
Правильные ответы: 1А, 2А, ЗБ, 4Б, 5Б, 6Б, 7А, 8А, 9А, 10Б. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|