Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вовлечение всех сотрудников.





Не обязательно непосредственно вовлекать в вопросы управления каче­ством всех участников проекта, достаточно будет и того, что они будут каче­ственно управлять и выполнять свою работу. Но важно, чтобы они понимали, что управление качеством в проекте - важная и необходимая деятельность, требующая внимания и возможного участия. Они должны выполнять функ­ции внутренних общественных контролеров в проекте, выявлять или предуп­реждать сбои в качестве. А руководитель проекта обязан своевременно реаги­ровать на данные сигналы.

Подготовка персонала.

Управлению качеству необходимо обучать, и это может быть включено в план проекта. То, что очевидно профессионалу по вопросам качества, не всегда видно обычному исполнителю. Учеба, повышение компетенции команды проекта, про­ведение рабочих встреч по качеству, предоставление инструментальной базы и методик, литературы могут проводиться службой качества в форме отвлеченного обучения и обучения непосредственно на работе в проекте.

Награды и признание.

Успешное управление качеством, как и другие области знаний по управлению проектом, должно поощряться и вознаграждаться. Даже путем символи­ческих затрат на поощрение (внутренние награды и публичное признание на собраниях команды проекта или компании, почетные грамоты) можно инициировать большой поток внутренних наблюдений, замечаний и собственное правильное отношение к качеству проекта и сэкономить большие ресурсы по переделке, а иногда и спасти весь проект. Эффективны соревнования по повышению качества работы в проекте между участвующими членами команды или подразделениями.

Качество поставщиков.

Качество поставок и система работы с поставщиками (затраты, временные договоренности) также обеспечивают качество создаваемого продукта/резуль­тата и проекта. При этом необходимо сопоставлять внутреннее качество проекта с качеством работы поставщиков и избегать ситуаций, когда, например, по­следние поставляют точно в срок (и вы дополнительно платите за такую своев­ременную поставку), а потом сырье лежит на складе невостребованным из-за того, что внутренний исполнитель проекта работает некачественно и не успева­ет выполнить подготовительные операции вовремя. Подгоняя уровень каче­ства поставщика к уровню, существующему в проекте, вы можете экономить существенные средства, не нанося ущерба ожидаемому качеству создаваемого продукта. Плохо и наоборот, когда внутреннее качество страдает от плохой организации поставок. И первое и второе может управляться. В первом случае идет подконтрольная руководителю проекта внутренняя работа по совершенствованию качества работы менеджеров, связанных с поставщиками, во втором - используется удаленный контроль подготовки поставки (звонки, письма, лоб­бирование) и физическое участие представителя проекта при подготовке поставки у поставщика.

Информационная система.

Используемая для управления в проекте и в компании информационная система обязательно должна включать подсистему управления качеством или, по крайней мере, эффективно взаимодействовать с такой системой, если она автономна.

Лучший опыт.

Если удается добиться успешных результатов при управлении качеством проекта, необходимо заносить это в архив и по возможности делиться опы­том с руководителями других проектов. Сделав это, вы также сможете полу­чить доступ и к чужому опыту.

10.Оценка эффективности работы системы управления качеством.
Необходимо иметь систему оценки эффективности управления качеством, включающую измеримые показатели, процедуры их получения и обработки, документальную часть и человеческий ресурс. Обычно это обязанность служ­бы качества компании, которая ведет данную область в проекте. При ее отсут­ствии этим занимается назначенный член команды или руководитель проекта.

Качество персонала.

Качество исполнения проекта обеспечивается также и качеством его ключевого персонала. Перед набором персонала необходимо сформулировать четкие и максимально детализированные требования. Нужно предусмотреть средства проверки кандидата на работу в проекте на предмет соответствия этим требо­ваниям, построить систему собеседований с соответствующими экспертами компании, способными оценить его уровень квалификации и компетенции. Целесообразно анализировать предыдущую историю работы кандидатов и мнения бывших коллег - это позволяет вводить поправки на излишний оптимизм/пессимизм интервьюеров во время процедуры отбора. Например, одним из вариантов может быть история вовлечения сотрудника в проекты. Если его регулярно не брали в проектные команды, значит, возможно, есть проблемы качества его работы (конечно, при условии, что его функции вос­требованы в проектах).

При работе в проекте нужно построить систему текущего контроля работы ключевого персонала, индикаторов сбоя в качестве и принятия решения об их соответствия служебным обязанностям. Часто это реализуется в системе периодической аттестации сотрудников с использованием профессиональных и управленческих критериев оценки.

Планирование качества

Управление качеством в проекте включает ряд типовых процессов: планиро­вание качества, процесс обеспечения качества (выполнение плановых работ по качеству) и процесс контроля качества. Как и в случае других областей знаний по управлению, эти процессы пересекаются друг с другом. Фактически управление качеством выполняется в течение всего жизненного цикла проекта. Управление включает в себя работу с соответствующей документацией, явля­ющейся частью документооборота компании.

Участники процессов обеспечения качества, процедуры, документация, информационные системы, приборы/инструментарий вместе представляют систему обеспечения и контроля качества проекта, необходимую для того, чтобы выполнение каждого проекта качественно удовлетворяло потребности (цели, требования и ожидания) всех заинтересованных сторон (участников проекта), и в первую очередь заказчика и потребителей.

Планирование качества предполагает определение того, какие из стан­дартов качества относятся к данному проекту и продукции проекта, а так­же определение путей их удовлетворения. Цель планирования качества - удостовериться в том, что продукт/результат проекта будет соответство­вать планируемым целевым показателям. Планируемый гипермаркет бу­дет принимать ровно столько покупателей каждый день, сколько озвучи­валось в плане проекта, вмещать такой ассортимент, который утвержден заказчиком, и т. п. План управления качеством устанавливает критерии, по которым будет измеряться продукт/результат проекта по его завершении, т. е. критерии приемки заказчиком. При планировании качества определя­ются спецификации качества и типов используемых материалов, стандар­ты работ по созданию продукта/результата, способы определения уровня качества (тестирование, инспекция, экспертиза). В число вспомогатель­ных данных, которые могут использоваться на этом этапе, входит общая политика качества компании и СМК предприятия (при ее наличии); видение и формулировка содержания проекта (техническое задание, спецификации, требования к проекту и его продукту); существующие нормы, стандарты и правила; результаты других процессов и видов деятельности. Структура раз­биения работ и календарно-сетевой план проекта облегчают планирование качества.

Среди основных подходов при планировании качества представлены следующие.

Анализ затрат и выгод.

Это анализ выгод от соответствия планируемого уровня качества продукта и процессов управления проектом, а также затрат на его обеспечение. Нужно обеспечивать ровно то качество, которого ждут от вас заказчик и потребитель, или лучшее (но только если это улучшение не требует дополнительных за­трат или приводит к возрастанию ценности продукта, а, значит, прибыли). Если компания строит дом по так называемым экономическим ценам, то обес­печение более высокого качества не приведет к новым выгодам, так как потре­битель не сможет заплатить более высокую цену. Незапланированное повыше­ние качества ремонта квартиры, как правило, увеличивает стоимость ремонта (но кто понесет затраты, если при этом строительная компания не уговорит заказчика на новую цену ремонта?).

Сравнительный анализ.

Сравнение исполнителей, процессов, работ, оборудования, комплектую­щих, поставщиков данного проекта с другими аналогичными в компании или за ее пределами.

Построение причинно-следственных диаграмм и блок-схем управленческих и производственных процессов, так называемых паспортных систем.

Диаграммы и блок-схемы будут подробно описаны далее. Подчеркнем лишь, что основной смысл первых - в систематизации поиска возможных причин, приводящих к следствию, т. е. нарушению качества. Основное назначение вто­рых - гарантировать контроль и обеспечение качества на всех этапах управ­ленческих и производственных процессов.

Планирование экспериментов.

Планирование специальных экспериментальных процедур и работ для определения, какие параметры могут иметь наибольшее влияние на общий результат проекта.

Определение стоимости работ по планированию, контролю и обеспечению качества.

Управление качеством должно быть обеспечено финансовыми и иными ресурсами. Затраты на управление качеством входят в общую смету проекта, а сами работы - в план управления проектом.

План управления качеством

На основании упомянутых подходов и необходимой информации руководи­тель проекта готовит план управления качеством, похожий на план системы контроля. Его шаги следующие:

1.Составляется перечень измеряемых показателей качества проекта, например: требования к продукции и проектной документации; требования к компетенции членов команды; их удовлетворенность; время начала совеща­ний; время поступления сырья и т. д. Например, когда вы планируете проект «отдых на море», то отбираете показатели, по которым будете судить о его качестве, например: экскурсионные возможности и предложения по экстре­мальному отдыху, показатели проживания в гостинице и варианты питания, качество трансфера и т. д.

2.Далее определяются стандарты или нормативы качества, с которыми эти показатели будут сравниваться. К ним могут относиться внешние стандарты: ГОСТы, ТУ, СНиП, ЕСКД, ЕНиР, параметры «евроремонта» или «звездности» и др.; внутренние стандарты компании: СМК, регламент по управлению проектами, моральный кодекс сотрудника компании, политика документоо­борота, международные стандарты (ISO), план контрольных точек и т. п. С чем можно сравнить показатели проекта отдыха на море? Можно привлечь свой предыдущий опыт, советы и описания друзей, информацию в туристиче­ском ваучере, каталоги туроператоров, телевизионные сюжеты о стране и т. п. На основании этих данных формируются стандарты, с которыми и будут срав­ниваться показатели отдыха.

3.Установление необходимого уровня показателей качества проекта, ис­ходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов, экс­пертной оценки, результатов тестирования и т. д. Если в качестве одного из показателей отобрано время начала совещания по проекту, а в качестве стан­дарта - правила внутреннего распорядка работы компании (наиболее близ­кий стандарт), то установленная задержка начала совещания не должна пре­вышать общепринятой в компании.

При совпадении ожиданий (или при превышении их) проект считается качественным; если стандарты оказались лучше фактических параметров, то последние нужно изменять при дальнейшем выполнении проекта. Например, при получении номера в гостинице, которая явно не соответствует трем звездам и по стандарту, и по вашим ожиданиям, вы ищете другую, желательно не превы­шая выделенной сметы (т. е. за счет турфирмы). Однако иногда это, к сожале­нию, невозможно, и вы вынуждены, превышая смету, переселяться в другую гостиницу самостоятельно. Этот отель вы находите подходящим вашим стан­дартам, и вопрос обеспечения текущего качества вашего проекта пока решен.

4.Устанавливаются возможные допуски отклонения показателей качества
от стандарта, т. е. измеримые границы показателя, при превышении которого
вы предпринимаете действия по корректировке качества. Если вернуться к
нашему отдыху и злосчастной гостинице - то это, по сути дела, определение,
при каком отклонении от нормы вы уедете из предложенной в путевке гости­ницы: одно полотенце вместо ожидаемых двух будет той каплей, которая пе­реполнит вашу чашу терпения, или же это будет отсутствие телевизора и фена в ванной.

Возьмем в качестве примера проведение совещаний по проекту, где один из показателей качества - это длительность совещания. Стандарт опреде­ляется корпоративной культурой компании, ее режимной политикой и су­ществующими принципами управления временем (например, это один час). Возможным превышением может быть время в 10 мин. То есть при превыше­нии длительности совещания менее чем на 10 мин качество этого процесса считается допустимым и никаких корректирующих действий не осуществля­ется. Однако если совещание растягивается на 1 ч 12 мин, то идентифициру­ется проблема качества управления и производятся необходимые корректи­рующие действия. Упомянем о так называемом правиле «Джурана», которое гласит, что если при многократном повторении процесса показатели колеблют­ся, не превышая допуска в 10-15%, то это обусловлено внешними причинами. Превышение 15% связано уже с ошибкой данного процесса. Такими многократ­ными процессами в проекте могут быть ограниченное число работ - проведе­ние регулярных совещаний, подготовка типовых отчетов, строительство ти­повых этажей в большом доме и т. д.

5.После определения величины допуска необходимо указать используе­мые инструменты и методы и погрешность его измерения, определить ответственных и пути документирования. Кроме того, необходимо определить: лиц, принимающих решение о корректировке качества при его нарушении; процедуры проведения такой корректировки; даты контроля и наименование используемой документации.

ПРИМЕР 9.1
Позиция плана Пример заполнения Комментарии к заполнению
1. Содержание работы    
2. Номер работы    
3. Фаза жизненного цикла    
4. Показатели качества, ед. измерения    
5. Категория показателя качества    
6. Наименование стандарта    
7. Допустимое изменение показателей, %    
8. Метод получения информации, ограничения метода    
9. Ответственный    
10. Время проверки    
11. Дополнительные условия проверки    
12. Документ, фиксирующий проверку    
13. Действия при нарушении качества    
14. Ответственный за реагирование на нарушение качества    
15. Документ, фиксирующий действия по реагированию    
16. Другие комментарии    

 

 

Обеспечение качества

Обеспечение качества - это регулярная проверка хода реализации проекта, осуществляемая в течение всего проекта (в части проектной и предметной деятельности) в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству. Ее входными данными являются план управления качеством (стандарты, технологические карты, проверочные листы) и результаты измерений параметров (данные о качестве, полученные в результате контро­ля и испытаний). В качестве инструментария проводятся плановые и внепла­новые проверки, инспекции, иные контрольные и испытательные мероприятия, тестирование. Требованиями к обеспечению этой деятельности являют­ся: включение работ по обеспечению качества в структуру разбиения работ; определение связи с другими работами и длительности; назначение ресурсов; включение работ в матрицу ответственности и исполнения; разработка и заполнение соответствующей документации. Среди возможных ошибок: управление качеством лишь на этапе планирования и только для планирования и его обеспечение необходимыми ресурсами по остаточному принципу.

 

Контроль качества

Контроль качества - это мониторинг конкретных результатов проекта, оцен­ка причин неудовлетворительного выполнения работ. Иными словами, это отслеживание текущих и конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и нахождения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответ­ствий. Контроль осуществляется в различных формах: аудит, мониторинг, экс­пертиза. Другим, не менее важным, средством обеспечения качества проектов является увязка технологии управления проектами с иными бизнес-процес­сами компании. Это вполне может обеспечиваться посредством регламенти­рованного документооборота.

 

Основной инструментарий

Диаграмма Парето

 

Диаграмма предложена Вильфредо Парето и иллюстрирует закон больших чисел (в рассматриваемом случае - в преломлении к управлению качеством), по которому 20% основных причин приводят к 80% проблем качества. Это гистограмма, где на горизонтальной оси откладываются типы различных дефектов (невключенное оборудование, отсутствие прокладки, неподготовлен­ныедокументы, сбой соединения, человеческий фактор и т. д.) по частоте их проявлений в повторяющихся процессах проекта от наиболее частных к ме­нее частым, а по вертикальной - частота или количество этих проявлений (рис. 9.1). Правильно построенная гистограмма позволяет выделить 20% (ус­ловно) наиболее часто проявляющихся дефектов качества. Справившись с ними, по закону Парето, мы снимаем 80% проблем качества.

 

ПРИМЕР 9.2 Процесс организации и проведения совещаний команды проекта укрупненно включает следующие составляющие: рассылка повестки дня, сбор на совещание, проведение обсуждения, протоколирование результата, рас­сылка по сотрудникам и назначение нового собрания. Проблема с качеством может случиться на каждом из этих подпроцессов - например, повестка не будет разослана или разослана поздно, сотрудники могут собираться дольше обычного, обсуждение может пройти неэффективно, протокол будет неясным и, наконец, не будет осуществлена рассылка протокола. При любых перечисленных причинах результирующий эффект от совещания будет считаться некачественным. После наблюдения данного процесса статистически большое число раз (насколько это возможно в проекте) можно построить диаграмму, где по горизонтальной оси будут отложены причины нарушения качества (не рассылается повестка, неэффективное обсуждение, опоздание на совещание и т. д.) так, что наиболее частые проявления приводятся в начале оси и далее - в процессе их убывания. По вертикальной оси откладывается либо число их проявлений, либо процентная доля от общего числа. А далее, по закону Парето, рассматривают основные 20% причин, которые приводят к 80% проблем. Например, наблюдения показали, что наиболее часто происходило опоздание сотрудников и неэффективное проведение обсуждения. В этом случае разбираются эти ситуации, осуществляются корректирующие воздействия и устраняются возможности для появления именно этих причин. Например, можно сдвинуть время совещания (чтобы не попадать в пробки и не опаздывать) и назначить ведущего совещания с четкими полномочиями. Однако далее анализ следует повторять и выявлять другие причины, которые при их незначительности в первом случае могут быть существенными во втором цикле испытаний - например, станут значимыми проблемы с протоколом.

Рис. 9.1. Диаграмма Парето

 

Целесообразно это правило применять в повторяющихся типовых процес­сах, где при большом наборе повторений можно сделать достаточно точные статистические выводы. В проекте, как уже упоминалось выше, таким мето­дом можно пользоваться для анализа качества совещаний, документации, от­четов, создания типовых компонентов продукта проекта.

Диаграмма Исикавы (Ишикавы)

Одним из очень популярных инструментов определения причин возможных нарушений показателей качества процесса в отдельности или всего проекта является причинно-следственная диаграмма, предложенная Каору Ишикавой (Исикавой) и именуемая иногда на сленге менеджеров «Рыбой» (рис. 9.2). Этот инструмент, в отличие от диаграммы Парето, применяется в случае уни­кальных, неповторяющихся подпроцессов, когда невозможно набрать статисти­ку повторений. В голове диаграммы (более похожей на рыбий скелет), изоб­ражаемой справа, располагается возможный сбой качества проекта, например плохое качество изготовляемой документации. Самостоятельно или с помо­щью целевой группы определяются все возможные причины, которые могут привести к этой проблеме. Для ясности и простоты причины группируются по следующим признакам: люди (men), машины (machines), методы (methods), материалы (materials) и ряд других, например среда (media), менеджмент (management). Часто эту диаграмму также называют диаграммой «пять М». Далее визуально соединяют все причины с проблемой, продолжают поиск и анализируют информацию. Такая структура необходима для уверенности, что исследуется максимальный список возможных причин. Для более де­тального анализа используются подгруппы, своего рода «косточки» на рыбь­ем скелете.

 

Рис. 9.2. Диаграмма причинно-следственных связей для управления качеством

Метод «Пять Почему»

Другим инструментом, тесно связанным с диаграммой Исикавы и помогаю­щим разобраться с первопричинами нарушений показателей качества проек­та, является так называемый анализ «Пять Почему». Его суть заключается в следующем.

Проанализируйте ситуацию с каким-либо показателем качества в вашем проекте. Например, отчеты вашего заместителя стали хуже выполняться и поступать не вовремя. Задайте первый вопрос (первое «Почему»): почему это происходит? Может оказаться, что ваш заместитель стал приходить на рабо­ту позже и в достаточно нервном состоянии. Задайте второй вопрос: почему это так? И, возможно, поинтересовавшись, вы узнаете, что он теперь стал тра­тить на поездку в офис на час больше, чем было раньше. Задайте еще один вопрос: почему это время возросло? Например, вы получите ответ: в городе стало больше машин и, соответственно, больше пробок, поэтому ему требуется больше времени. И вот после третьего «Почему?» вы сталкиваетесь с причи­ной, повлиять на которую вы не можете. Вы не в состоянии уменьшить число пробок в городе. Возвратитесь на уровень вверх. Вы уже имеете дело с управля­емой причиной (увеличение времени поездки). В качестве воздействия можно предложить, например, изменить время начала рабочего дня (когда пробок еще мало или уже станет меньше) или перенести часть работы вашего заместите­ля на домашнее исполнение. В данном примере мы остановились на втором уровне. Мировая статистика показывает, что, как правило, первопричина, на которую вы можете влиять, находится на уровнях не ниже пятого. Отсюда этот подход и получил название «Пять Почему».

Рассмотрим еще один пример. Обнаружена проблема: не работает компо­нент продукта проекта - схема, собранная на электронных комплектующих. Почему она не работает? Потому что частично комплектующие оказались влаж­ными и окисленными и некоторые лежали на полу склада рядом с коробкой. Почему это случилось? Например, они рассыпались из коробки. Почему это произошло? Коробка промокла. Почему же она промокла? Дождь проник сквозь дыру в крыше склада. Почему? Потому что иногда идет дождь. Мы не в состо­янии повлиять на погоду, но, поднявшись на предыдущий уровень, мы можем уже оказать влияние и заделать дыру в крыше склада. Здесь мы уже дошли до пятого уровня.

Для получения уверенности, что первопричина обнаружена, существует небольшой тест, где необходимо, задав нижеследующие вопросы, проверить совпадение ответов с приведенными в правом столбце (табл. 9.1).

В заключение надо провести проверку для выяснения возможности применения выявленной первопричины более чем к одной части (одному процессу).

Таким образом, обнаружив первопричины (увеличение времени поездки сотрудника на работу и наличие дыры в крыше склада), можно предложить контрдействие (изменение рабочего расписания и заделка крыши) и устра­нить следствия, т. е. решить проблему качества.

Таблица 9.1

Вопросы Ответ для первопричины
Возможно ли контролировать обнаруженную причину? Да!
Спросив еще раз «Почему?», можно ли получить другую контролируемую причину? Нет!
Является ли выявленная причина фундаментальной неисправностью или сбоем процесса? Да!
Обеспечит ли усовершенствование/корректировка выявленной причины дальнейшее отсутствие случаев возникновения выявленной проблемы? Да!

Паспортная система

Основной целью так называемой паспортной контрольной системы является помощь в осуществлении контроля качества на каждом шаге процесса со­здания продукта проекта или управления в контрольных точках. Последние выбираются из соображений важности управления качеством. Система дол­жна дать гарантию, что ни годин продукт или его компонент не попадет на следующую стадию и, в конце концов, на рынок до прохождения всех точек проверки. Паспортная система должна вовлекать высшее руководство для обеспечения высшего качества и гарантировать, что продукт оправдает ожи­дания. Паспортная система должна вовлекать в проект и проверку внешних поступлений.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.