Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, МОДЕЛИ, ФАЗЫ





Высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация» и классификации инноваций, ученые и экономисты близки в определении сущности инновационного процесса (Слайд 18):

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений или, точнее, цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.


Инновационный процесс можно трактовать двояко (Слайд 19):

 

Таким образом (Слайд 20):

В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается и после внедрения, потому что по мере распространения инновация совершенствуется, становится более эффективной, приобретает новые потребительские свойства.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное новшество – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (Слайд 21):


Обратимся к возможным масштабам инновационного процесса (Слайд 22):

 

Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое.


(Слайд 23):

 

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на (Слайде 24):


На первом этапе проводятся (используются) фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Целью их проведения является раскрытие ранее неизвестных связей между явлениями, познание закономерностей развития того или иного природного, общественного процесса применительно к возможности его конкретного использования. Финансирование осуществляется, в основном, из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера, связанные с исследованием возможностей практического применения результатов фундаментальных исследований. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, а инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, – рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, целью проведения которых является создание образцов новых изделий. На данном этапе осуществляется своеобразный переход от лабораторных и экспериментальных исследований к промышленному освоению, производится разработка определенной конструкции объекта, проектируются технологические процессы и работы и т.д. Они проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий, а также малыми инновационными предприятиями по заказу корпоративных структур и предприятий. Они финансируются, как правило, на коммерческой основе, включая венчурное финансирование.

Все вышеперечисленные этапы можно объединить в так называемый «предварительный», дорыночный [1]. Практическая реализация результатов научно-технической деятельности осуществляется уже на рыночном этапе, включающем в себя: внедрение на рынок нововведения, расширение рынка, зрелость инновации и спад.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

На стадии внедрения на рынок выполняются работы, связанные с освоением производства нововведения (предсерийное производство, различные доработки, серийное производство, сертификация и т.д.). Стадия расширения рынка обусловливается ведением активной маркетинговой деятельности, способствующей эффективному продвижению на рынок инновации на основе формирования круга ее потребителей, предоставления сервисного обслуживания и дополнительных услуг. Следующие стадии инновационного процесса связаны с насыщением рынка, спадом объема продаж инновационного продукта. Финансирование данного этапа обеспечивается одним или несколькими заинтересованными хозяйствующими субъектами.

Подобная схема инновационного процесса является общепризнанной и используется для всех видов инноваций. Однако данный подход, широко применявшийся в периоды общественного развития, при которых инновационная деятельность носила характер второстепенного явления, на современном этапе научно-технического прогресса, отличающемся интенсификацией инновационных процессов в сфере высоких технологий, постепенно себя изживает. Важным и необходимым представляется, в зависимости от систематизации инноваций по различными классификационными признакам, выявлять отличительные особенности процессов их разработки и реализации. Основанием для подобного подхода могут служить принципиальные отличия в организации и управлении инновационным процессомбазисных и улучшающих инноваций.

Несмотря на то, что оба вида инноваций проходят одни и те же стадии инновационного процесса, первоначальные цели и конечные задачи на каждом из этапов инновационного процесса у них различны. Можно выделить основные отличительные особенности процессов, направленных на разработку и освоение базисных и улучшающих инноваций (Слайд 25):

 

 

Одной из наиболее значимых особенностей инновационных процессов, реализующих базисные инновации, является их первоначальное выведение на промышленный рынок, а затем уже на потребительский. Промышленный рынок образуют организации и предприятия, заинтересованные в последующем прикладном применении разработанного новшества, носящего принципиально новый, зачастую революционный характер. Основная причина подобной специфики заключается во множестве ошибок коммерциализации инновационной продукции, когда потребительский рынок оказывался не готовым к ее адекватному восприятию в силу того, что она зачастую являлась недостаточно приспособленной для массового потребления или же опережала время в силу своей новизны. Промышленный рынок более восприимчив к революционным решениям и обладает необходимой инфраструктурой, включая профессиональные кадры для формирования потребительского спроса и, во многих случаях, улучшения предлагаемой инновации. Подтверждением этому служит значительное число базовых технологий военного назначения, успешно использующихся в гражданских отраслях промышленности.

(Слайд 26):

 

Вышеизложенное свидетельствует, что при стратегическом планировании инновационной деятельности и последующем непосредственном управлении и организации инновационных процессов необходимо учитывать качественные особенности реализуемых инноваций.

Следует отметить, что инновационный процесс в целом, как комплексное явление, также имеет ряд отличительных особенностей и характерных свойств (Слайд 27):

 

Рассмотрим это поподробнее.

Наличие участников разных уровней. В качестве участников инновационного процесса на макро-, мезо- и микроуровнях выступают различные экономические субъекты: государство, корпоративные структуры, предприятия, система академических, отраслевых научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских организаций, кредитно-финансовые институты, а также предприятия среднего и малого бизнеса. Это предопределяет особенности управления инновационным процессом и, соответственно, создание адекватной системы управления им, поскольку от системы взаимоотношений и распределения прав и обязанностей в данном процессе во многом зависит результативность повышения эффективности экономического развития на научно-технической основе.

Системность и согласованность интересов участников обусловливается целенаправленностью инновационного процесса, все элементы которого построены по принципу баланса интересов, определяющего общее направление развития. Основные противоречия между участниками инновационного процесса связаны как с вопросами согласованности их интересов, позволяющих осуществлять управление им, как целостной системой, так и проблемами распределения общего дохода, получаемого на конечной стадии. Помимо основных противоречий инновационных процессов, существуют также и специфические, проявляющиеся, обыкновенно, в нестабильные, переходные периоды, когда система взаимоотношений между участниками инновационной деятельности окончательно не сформирована. Сложностям в вопросах согласованности интересов участников инновационного процесса способствуют и особенности инновационной деятельности, связанные с повышенной неопределенностью ее результата, отдаленностью эффекта внедрения инновации и т.д.

Цикличность. Инновационный процесс представляет собой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает экономические, технические, организационные изменения, оказывающие, в свою очередь, обратное воздействие на функционирование этой сферы. Если же новшество внедряется, но не дает прогнозируемого экономического эффекта, экономическая ситуация ухудшается, объем ресурсов, необходимых для развития инновационного процесса, сокращается, сам процесс может остановиться и конечная цель не достигается.

Наличие временного, пространственного, стоимостного разрыва между затратами и результатом обусловливает противоречивость экономических интересов участников инновационного процесса, осложняет поиск форм взаимодействия, построения взаимосвязей, выбора наиболее оптимальной организационно-правовой формы реализации инновационного процесса.

Вероятностный характер проявляется в высокой степени риска, который присущ инновационной деятельности в большей степени, чем другим видам деятельности, поскольку полная гарантия достижения конечной прогнозируемой цели практически отсутствует.

Инновационным процессам присущи следующие, наиболее значимые, виды рисков (Слайд 28):

 

При этом степень результативности появления инновации напрямую зависит от того, насколько грамотно произведена идентификация, оценка и экспертиза риска и адекватности выбора методов управления с целью его минимизации.

Экономическая и социальная значимость. Инновационный процесс происходит в определенной экономической и социальной среде, ориентирован на экономические и социальные потребности и сопровождается социально-экономическими изменениями, поэтому при планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать возможные последствия для данной среды.

Можно выделить следующие основные формы организации инновационных процессов (Слайд 29):

 

Так, в рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность (Слайд 30):

Комментарии к слайду:

советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;

отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и ее внедрение;

проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;

отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;

центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;

специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;

аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем ее внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках (Слайд 31):

 

Вышеизложенные особенности инновационного процесса позволяют определить его как (Слайд 32):

.

Формой разрешения экономических противоречий инновационного процесса выступают различные направления деятельности хозяйствующих субъектов.

(Слайд 33):

Вместе с тем следует отметить, что в России до сих пор неоднозначно отношение к крупному предпринимательству как одной из форм организации инновационной деятельности. В переходный период основное внимание уделялось малому сектору бизнеса как основной движущей силе в формировании инновационной активности. Вся политика в период первого этапа массовой приватизации была направлена на разукрупнение мощных предприятий и создание в России малых форм предпринимательства. Подобные тенденции подтверждает и тот факт, что вся законотворческая деятельность по правовому обеспечению предпринимательства была сведена к правовому обеспечению малого бизнеса. На современном этапе политика в области инновационной деятельности не должна ориентироваться только лишь на один из видов предпринимательства.

Как показывает практика, наиболее эффективным субъектом инновационной деятельности в России в настоящее время выступают корпоративные структуры, поскольку они, по сравнению с другими хозяйствующими организациями, обладают для этого необходимым научно-техническим и финансовым потенциалом. В связи с этим необходима совместная деятельность малого, среднего и крупного бизнеса на различных стадиях в создании инновационных продуктов, причем корпоративные структуры должны выступать наиболее активными участниками, локомотивами инновационных процессов.

Основными преимуществами данных структур в решении вопросов, связанных с устойчивым развитием промышленности России на основе научно-технического прогресса, созданием и реализацией мощного инновационного потенциала, основанного на наукоемких, прогрессивных инновациях, можно назвать следующие:

интеграция научного, производственного, финансового, управленческого потенциала, позволяющая добиваться эффекта синергии [2];

возможность охвата стадий всего жизненного цикла инновации – от зарождения идеи до выведения на рынок – за счет горизонтальной и вертикальной диверсификации [3];

снижение степени риска за счет диверсификации инвестиционного портфеля [4];

возможность использования наиболее эффективной и адекватной целям инновационной деятельности формы интеграции участников;

концентрация усилий в области проведения многоцелевых научных исследований, возможность объединения различных фундаментальных подходов к решению задачи;

широкие возможности в области финансирования НИОКР и ускоренное внедрение полученных результатов в производство;

экономия на издержках и эффект масштаба;

углубление специализации и развитие кооперационных связей между организациями-участниками, координация совместной производственно-хозяйственной, инновационной деятельности;

эффективное перераспределение инвестиционных средств и их концентрация на важнейших направлениях.

В то же время корпоративные структуры могут выступать не только в качестве производителей, но и потребителей инноваций. В частности, в базовых отраслях промышленности, особенно наукоемких, как правило, осуществляются открытия, большое количество изобретений, множество ноу-хау, связанных с производством принципиально новой техники и технологий, используемых затем предприятиями других отраслей и сфер деятельности. Кроме того в деятельности корпоративных структур, как и других организаций, широко используются новые информационные, финансовые и организационно-экономические технологии, способствующие снижению затрат и улучшению качества использования интеллектуального, финансового, материально-технического потенциала.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать правомерный вывод о том, что в настоящее время корпоративные структуры в наибольшей степени, по сравнению с другими типами производственных организаций, обладают всеми необходимыми предпосылками для активного потребления, производства и реализации инновационной продукции.

 

В литературе описывается целый ряд поколений моделей инновационного процесса. Хронология развития моделей инновационного процесса представлена в таблице (Слайд 34):

 

В 1994 году вышла в свет статья английского экономиста Роя Росвелла, получившая большую популярность, где он предлагал классификацию моделей инновационного процесса. В своей работе он провел анализ мирового опыта инновационного промышленного менеджмента с 50-х до 90-х годов ХХ века. Это позволило ему выделить пять поколений моделей инновационного процесса (Слайд 35):

 

Каждая модель соответствовала разным этапам развития экономики развитых стран. Росвелл обнаружил, что каждое новое поколение моделей возникает в ответ на значительные изменения на рынке, такие как (Слайд 36):

(Слайд 37):

 

Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technologypush) модели (G1). Другое название данных моделей – «линейные», или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг.

В данных моделях инновационный процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты, проходя определенные этапы» (Слайд 38):

 

Таким образом, для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР, что привело к созданию в компаниях большого количества научных лабораторий. Коммерциализации же результатов, т.е. процессу преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, не уделялось должного внимания, и он считался автоматическим.

Линейная модель часто подвергается критике, прежде всего связанной с тем, что модель сильно упрощает инновационный процесс, который не является линейным. При организации инновационного процесса на предприятиях эту модель использовали до начала 1950-х годов. Ее смерть предсказывали многие исследователи, в частности Розенберг в своей работе «Исследуя «черную дыру»: технология, экономика и история», назвав данный процесс «черным ящиком» (blackbox).

Данное представление инновационного процесса связано с ненасыщенностью рынка новой продукцией в период с начала 50-х до середины 60-х годов ХХ века. Быстрый экономический рост привел к недостатку предложения товаров на рынке («black hole demand»). Это вызвало сильный «технологический толчок» и промышленную экспансию в странах Запада и Японии. Компании сосредоточили свои усилия в секторе исследований и разработок. Чем больше велось разработок, тем больше продуктов выводилось на рынок. Компании следовали так называемой «стратегии надежды» – «Найми хороших людей, дай им лучшие возможности и оставь одних».

Модель продолжает существовать и широко используется. Ее популярность связана с тем, что она наглядно отражает взаимосвязь между НИОКР и появлением новой продукции на рынке.

В середине 1960-х – начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей – «линейно-последовательных», называемых также «подтягиваемые спросом» (thedemandpull) – G2 (Слайд 39):

Инновации стали результатом сигналов, поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей.

В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей (reactive)» на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.

В период с середины 1970-х до середины 1980-х годов процессы инфляции, экономического спада и депрессивного состояния экономики привели к повышению внимания к вопросам рационализации производства. Большинство компаний отказались от проведения отдельных исследовательских проектов. Процессы исследований, разработок и маркетинга тесно переплелись в едином инновационном процессе. Сокращение расходов за счет обеспечения информационного взаимодействия между научной, производственной и маркетинговой деятельностью, усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привелик необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело к появлению новой модели инновационного процесса – совмещенной модели («объединяющей модели») G3. В ней инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей (Слайд 40):

Совмещенная модель («объединяющая модель») отражает важность как рыночных, так и технологических факторов. В качестве источников инноваций выступают как результаты НИОКР, так и потребности рынка. Модель инновационной деятельности третьего поколения сохраняет последовательный линейный характер, но уже с многочисленными обратными связями.

После того как экономики развитых стран оправились от кризиса начала 1980-х гг. их стратегии стали фокусироваться на борьбе за время. Новые подходы к организации производства в Японии привели к появлению нового поколения моделей инновационных процессов – моделей интегрированных бизнес-процессов (G4) (Слайд 41):

В данной модели акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).

Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки координироваться специальной межфункциональной группой. Исследования показывают, что успех новых товаров японских компаний во многом определяется широким использованием работы межфункциональных групп.

Модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние – между подразделениями фирмы и внешние – с другими компаниями, клиентами и пр.

В данной модели подчеркивалась необходимость усиления связей между различными подразделениями предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении, и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.

Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических решений предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).

Следует отметить, что эта модель сфокусирована на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса, так как данная модель не отменяет, а дополняет предыдущую.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.