|
Решение о вырубке и сжигании деревьев и посевов, уничтожение животных и других богатств на территории врага.а) Вырубание и сжигание деревьев и посевов, разрушение построек и других богатств врага. Шейх АбдуЛлах Аззам говорит: «Большинство ученых сошлись на следующем: все, что в пользу мусульман и во вред неверным во время войны разрешается делать, будь то убийство человека, или животного, или вырубание деревьев и разрушение построек, потому что цель войны, будь то в начале или в конце, искоренить неверие, распространение и возвышение религии Аллаха. Ислам разрешает убивать людей, препятствующих распространению религии Аллаха, также можно уничтожать их имущество во вред им, чтобы заставить их подчиниться перед этой религией». (Джихад повеление и правила 23). Это мнение поддерживает большинство ученых, в их числе Абу Ханифа, Малик, Шафии кроме имама Ахмада. («Ахкам Аль-Коран Либниль Араби») Шейх АбдуЛлах Аззам разделил деревья и посевы на три части, и сказал: · Если нужда заставляет уничтожать то, что находится вблизи их укреплений и препятствует ведению войны с ними, или же если они этим прикрываются от мусульман, или надо вырубать для расширения дороги или приготовления позиций, или для ремонтирования дорог, или если то же самое они сделали с нами, то разрешается без каких либо разногласий. · Если мусульманам вредит вырубание деревьев и посевов, поскольку они тоже используют их, употребляя в пищу, отдыхая в тени, кушая плоды с деревьев, или же если есть вероятность того, что неверные уничтожать деревья и посевы и прочее, когда мы сделаем это с ними. В таком случае это запрещается, потому что в этом есть вред для мусульман. · Все что не касается двух предыдущих ситуаций, где нет ни вреда, ни пользы для мусульман, кроме как разгневать врага и нанести ему вред, то по поводу этого есть два мнения. Одно из них разрешается нанести вред. Так сказал Малик, Шафии, Исхак и Ибн Мунзир. Второе – не разрешается. Так сказал Авзаи, Аллайс и Абу Савр. Предпринимается все, в чем есть запугивание врага, и нанесение ему вреда, и не разрешается или не желательно совершать больше требуемого. б) Уничтожение животных: Более предпочтительное мнение по поводу этого вопроса это то, что если мы не можем вывести животных на наши земли, и если оставить их, то это будет силой для врага. В таком случаи разрешается их убивать, но не больше, чем требуется. Это по мазхабу Абу Ханифы и Малика. Ученые Шафиитского и Ханбалитского мазхабов не разрешают это. («Иъланул джихад» 13) Раздел второй: Причины прекращения войны Послевоенные результаты: трупы врагов, шахиды Добыча: трофеи, пленные, земля Причины прекращения войны. Джихад не может быть остановлен до Судного дня, согласно хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Джихад будет продолжаться до Судного дня». В другом хадисе говорится: «Джихад будет продолжаться с тех пор, как послал меня Аллах». (Абу Дауд 3/26) Но иногда можно останавливать войну в одном из мест, или в одном направлении по следующим узаконенным причинам. · Первая причина: Когда воюющий враг или некоторые из их числа принимают Ислам, вступая в религию Аллаха. В таком положении они становятся мусульманами и для них то, что для остальных мусульман. Также возложено на них то, что возложено на остальных из соблюдения прав и обязательств. Согласно словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад его Посланник». Если же они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и свое имущество, которые станут доступны только по закону, а отчета с них потребует лишь Аллах». (Бухари, 13/217, Муслим, 20) Приведем хадис, описывающий ситуацию, которая может случиться с муджахедом на джихаде. Микдад ибн Аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, Посланник Аллаха, видишь ли, если я встречу мужчину из неверных и он, сражаясь со мной, ударит саблей по моей руке и отрубит ее. Затем, спрятавшись за деревом, скажет: «Я принимаю религию Аллаха». Можно ли убить его, о Посланник Аллаха, после того, как он произнес это? Посланник Аллаха сказал: «Не убивай его». Тогда я сказал: «О, Посланник Аллаха, поистине он отрубил мою руку и произнес это только после того, как уже отрубил ее. Можно ли мне убить его?» Посланник Аллаха сказал: «Не убивай его. Если ты убьешь его, поистине он подобен твоему положению, до того, как ты убил его. А ты подобен его положению, перед тем как он произнес слово, которое он сказал». (Муслим, 1/95). В комментарии этого хадиса Имам Ан-Науауи говорит: «Это значит, что его кровь становится неприкосновенной и запрещается его убивать после того, как он произнес «нет божества кроме Аллаха». Он стал подобен тебе, перед тем как ты убил его. А ты после того, как убил его, твоя кровь, перестала быть неприкосновенной, и не запрещено тебя убить, подобно ему перед тем, как он произнес «нет божества кроме Аллаха». (Шарх Муслим лил-Навави, 1/467) · Вторая причина: Если враг из людей писания вошел в договор аз-зимма и принял все законы Ислама, будучи согласен давать джизью, то в таком случае запрещается с ними воевать, следует сохранить их имущество, их честь, обеспечить им свободу, не вредить им. Согласно тому, что приводится от Али, что он сказал: «Поистине, они отдают джизью, чтобы их кровь была, как наша кровь, и чтобы их имущество было, как наше имущество». Правило, которое установили факихи, гласит: «Им тоже, что и нам, и над ними тоже, что и над нами». Следует оставить им свободу выбора религии и поклонения. Среди ученых есть те, которые разрешают договор аз-зимма со всеми неверными, даже с атеистами. · Третья причина: Договор о перемирии с неверными, который требует остановление войны на определенное время, взамен на что-то или без этого. (Аль-Фурук лил-Карафи, 3/24). У этого перемирия есть несколько названий в книгах фикха, как например: Аль-Вадиа, Аль-Мусалама, Аль-Мусолаха, Аль-Мухадана и другие слова, содержащие смысл перемирия. (Бадаиъ ас-Санаиъ, 7/108). Ответственность заключения договора ложится на амира мусульман или его заместителя, и если договор заключен, то неприкосновенны их кровь, их имущество, их честь, до тех пор, пока договор не будет нарушен. Тогда ответственность снимается, и решение о разрешении войны с ними возвращается на основу (т.е. разрешается) согласно условиям, которые упомянуты в книге шейха АбдуЛлаха Аззама «Защита мусульманских земель». · Четвертая причина: Если воюющим кафирам дана безопасность или наоборот. В этом случае обуславливается не вредить, потому что договор о безопасности включает в себя правила шариата, не дающие использовать эту безопасность во вред мусульман, и доказательство на этого взяты из Корана и сунны. Какая разница между договором аз-зимма, перемирием и безопасностью? Автор книги «Мугнийул мухтаж» пишет: «Безопасность – это противоположное опасности, и это означает здесь остановление войны с неверными. Договоров дающих им безопасность три: безопасность, джизья (т.е. договор аз-зимма) и перемирие. Если договор касается определенного количества, то это договор о безопасности. Если договор касается определенного времени и кончается по истечении его, то это договор о перемирии. А если иначе, то джизья. И два вида – перемирие и джизья имеет право заключать только имам, в то время когда безопасность может даровать и другой помимо него». (Мугнийуль мухтаж 4/236) · Шариат и фикх очень тонко урегулировали порядок этих договоров, чтобы невозможно было использовать их как удобство для заблуждения мусульман или прекращения джихада. И поэтому на счет этих договоров постановлены жесткие условия, если не соблюдено одно условие, то договор становится недействительным. · Если этот договор был заключен по правилам шариата, то шариат очень строго запрещает нарушение его или часть его или предательство, какую бы картину оно не имело. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Покровительство мусульман едино». В другом хадисе сказано: «Равны в нем низший по рангу и высший». И тот, кто нарушил покровительство мусульман – над ним проклятие Аллаха и ангелов и всех людей». Также в другом тексте говорится: «Не примет у него Аллах ни добровольного, ни обязательного». (Бухари 1870, Муслим 1370) · Если с врагом заключен договор аз-зимма, или дарована безопасность – не разрешается воевать с ними и совершать вероломства до тех пор, пока они соблюдают договор. «Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (9:4) · Пятая причина: Победа мусульман над неверными и этим они становятся трофеем. Для любых исторических событий как победа или поражение есть причины, установленные Всевышним Аллахом, чтобы они привели к произошедшим событиям по воле Аллаха так, как Он решил. И тот, кто взялся за причины, приводящие к победе, достигнет ее. А тот, кто не остерегался причин поражения, получит поражение. А если, например, поражение было на стороне мусульман, да упасет нас Аллах от этого, то джихад не должен останавливаться. А наоборот, он становится более обязательным, и мусульманам следует понять свои ошибки, отдалится от причин, приведших их к поражению, и заново начать наступление, делая новые расчеты, следя за обстановкой. И нет греха в том, в чем нет воли для человека – ведь Аллах испытывает своих рабов. Результаты войны. 1) Трупы врагов. Мы разъясним эти вопрос исходя из следующих пунктов: · В отношении издевательства над трупами – это запрещено, можно только в том случае, когда они издеваются над нами. · В отношении их захоронения, по этому поводу приводиться разные высказывания, и наиболее верное решение – это обязательное захоронение их тел, и особенно если они начинают приносить вред, и это по велению Пророка, мир ему и благословение Аллаха. (Ибн Хишам 50-51/3). На это же указывает множество других текстов. · По отношению вскрытия тел, после сражения. Если вскрытие проводится как издевательство, то это запрещено. Что касается вскрытия тел в других целях, то этот вопрос уже был рассмотрен учеными предшественниками. И это записано в их книгах, в разделе касающемся похорон. Разрешается ли вскрытие беременной женщины, после ее смерти, для извлечения зародыша из ее утробы? Разрешается ли вскрытие человека, для извлечения драгоценностей, которые он проглотил до смерти? И ученые рассмотрели эти вопросы, в общем, для мусульман и не мусульман. («Адь-Маджмуа» Ан-Науауи 300-302/5) · Возвращение вражеских трупов их родственникам, если они просят. Нет ясного текста запрещающего это, но есть запрет на продажу этих тел. Акримат сказал: «Навфал упал с лошади в день Хандака и умер, и тогда Абу Суфьян послал Пророку выкуп в сто верблюдов. Пророк отказался от выкупа и сказал: «Возьмите его, поистине это скверный выкуп, скверное тело». («Канзул Уммал» 1455/10) И в другом высказывании приводится то, что не обязательно передача вражеских трупов для их захоронения. Это высказывание Хакима в книге «Мустадрак». И поэтому поводу Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды убили человека из многобожников, во время битвы Хандак. И его потребовали для захоронения, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался до тех пор, пока они не сказали: «Отдадим выкуп». Тогда он отдал труп и не принял выкуп. Из этого становится ясно, что передача тела позволяется, но не обязательно, это все входит в компетенцию амира, также из-за запрета Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не разрешается продажа тел. 2) Шахиды, их решение. а) Кто такой шахид? Имам Ан-Науауи дает определение слову «шахид». Шахид который не омывается и не совершается над ним похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами во время боя, и убитый кафиром, или нечаянно убитый мусульманином или не намерено ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после сражения, и не известна причина его смерти, без разницы, есть на нем следы крови, или нет, и без разницы, сразу он умер или оставался в живых некоторое время, а потом из-за этого ранения умер. («Аль-маджмуа» Ан-Навави 261/5) б) Почему его назвали шахидом. Вернемся к имаму Ан-Науауи, где он указал семь следующих причин: · Потому что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствовали, что он будет в Раю. · Потому что он живой у Аллаха. · Потому что ангелы милости будут наблюдать, когда будут брать его душу. · Потому что он из тех, которые будут свидетельствовать над общинами. · Потому что это будет явное свидетельство о его вере и благом конце. · Потому что кровь является свидетелем его шахады. · Потому что его душа будет пребывать в Раю, в то время как другие души не смогут войти в Рай до Судного дня. («Аль-Маджмуа» Ан-Науауи 277/1) в) Некоторые тексты, указывающие о преимуществе шахады и шахида. Шахада на пути Аллаха одна из ценностей с которой пришел Ислам, и поднял степень шахады и шахида. · И с ней стираются все его грехи, которые он совершил по отношению к Аллаху. · И с ней ему даруют жизнь, и вечность и он не умирает как другие. · И с ней им открываются ворота Рая, в то время как живые будут на земле. И сколько бы мы не перечисляли их преимущества, но то, что им приготовил Аллах, на много больше и сколько бы ни старалось человеческое красноречие одеть шахидов в одежду славы, то они не смогут покрыть их одеждой величия, как это сделал Коран и сунна. И достаточно то, что шахид отдает свою жизнь Аллаху, а взамен этого Аллах дает ему Рай и довольство, и дает ему заступничество по отношению к его родным в тот день, когда они будут более всего нуждаться в этом, и какое почтение может быть выше, чем довольство Аллаха! Обратимся к Корану и сунне, чтобы узнать, каково бывает истинное величие шахады и шахида. Масрук, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы спросили у АбдуЛлаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, об аятах: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (3:169-171), и тогда он сказал: «Мы спрашивали у Посланника, мир ему и благословение Аллаха, об этих аятах, и он сказал: «Их души помещены внутри зеленых птиц, для них повешены люстры под троном, и они наслаждаются в Раю как хотят, а затем возвращаются к своим люстрам. Аллах посмотрит на них и спросит: «Желаете ли вы чего-нибудь?» Они ответят: «Чего мы можем желать, в то время как мы наслаждаемся Раем как хотим». И Аллах спросит их три раза, и когда они поймут, что Аллах их не оставит, то ответят: «О, наш Господь, мы хотим возврата наших душ, чтобы еще раз пожертвовать ими ради Тебя». Когда Аллах увидит, что они ни в чем не нуждаются, оставит их в этом». (Муслим 1887) Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто из попавших в Рай, не захочет вернуться в этот мир, даже если ему будет дано все, что есть на земле, кроме павшего за веру, который желает вернуться в этот мир, и быть убитым десять раз на пути Аллаха, увидев великую честь, которую оказал ему Аллах». (Бухари 2817, Муслим 1877) Микдал ибн Маъди Караб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине для шахида у Аллаха есть семь преимуществ: ему прощаются грехи с первой каплей крови, он увидит свое место в Раю, ему надевают украшения имана, он будет защищен от испытания в могиле, будет в безопасности от большого ужаса, на него оденут корону величия, один яхонт которого лучше чем весь этот мир и все что в нем, он женится на семидесяти двух райских гуриях, и заступится за семьдесят человек из своих родственников». (Тирмизи 1663) г) Виды шахидов. Ан-Науауи сказал: «Шахиды разделяются на три категории: 1. Один из них, убитый в битве с кафирами. Ему будет награда шахида в загробной жизни и решение шахида в этом мире. 2. Шахид загробной жизни, но на него не действует решение шахида в этом мире, как человек умерший от эпидемии или в пожаре или попавший под развалину или утонувший и другие, которые упомянуты в хадисах под именем шахид. Но это не значит, что его награда будет как у шахидов, погибших на поле битвы. Может быть больше, может быть меньше. 3. Шахид этого мира, но не следующего. Это тот, кто убит украв из трофеев до раздачи или погиб, убегая с поля боя, или воевал ради показухи и т.п. Для этих людей решение шахида будет в этом мире, но в том мире не будет для них ни полной, ни частичной награды». (Коментарии к «Сахиху» Муслим 515/1) е) Каковы решения шахида в этом мире? · Шахид не омывается перед погребением. Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о шахидах битвы Ухуд: «Похороните их вместе с их кровью и не омывайте». (Бухари 1346) Некоторые ученые объясняя причину оставления крови, сказали: «Их кровь будет свидетельствовать за них в Судный день». · Шахид не заворачивается в саван. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал снять с убитых в битве при Ухуде доспехи и похоронить их вместе с кровью и одеждой. (Абу Дауд 3134) Если одежда является недостаточной для покрытия их тела, то желательно использовать другую вещь. Снимается с него все вещи, которые не называются одеждой. Ан-Науауи сказал: «С него снимут шлем, кольчугу, оружие, обувь и все остальное, что не называется одеждой и не пригодно как саван». («Аль-Маджмуа» 263/5) · Шахиду не делается погребальная молитва. Джабир ибн АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, сказал о шахидах битвы Ухуд: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы их похоронили вместе с их кровью и не омывали и не читали над ними погребальную молитву». (Бухари 1343) Шейх АбдуЛлах Аззам, объясняя причину этого, сказал: «Не читается похоронный намаз над шахидом, потому что он живой. Как можно читать похоронный намаз над живым человеком! И еще, похоронный намаз является как бы заступничеством и прошением за него милости Аллаха, а шахиду уже прощены все грехи. Поистине меч стирает грехи. А также шахид может заступиться за семьдесят своих родственников. Шахид не омывается, так как же над ним будет читаться погребальный намаз!» («Фил джихади адабун ва ахкамун» 93). Это высказывание большинства ученых из Шафиитов, Маликитов и Ханбалитов. · Шахид хорониться на поле битвы. Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «После сражения Ухуда, моя тетя взяла тело моего отца, чтобы похоронить в Медине. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верните погибших на поле битвы». (Тирмизи 1717) Если же место сражения не подходит для захоронения, как например на крышах домов или на улицах городов или в море и т.д., а также если мусульмане опасаются что кафиры могут надругаться над телом шахида, то можно его перенести в ближайшее, безопасное место. Так же если в морском бою мусульмане опасаются, что труп может разложиться, то его оставляют в глубоководном месте. («Фатхул кадир» 141/2, «Мугни Аль-Мухтадж» 362/1) ж) Разрешается ли захоронение шахидов в одной могиле? Хишам ибн Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы пожаловались Пророку в день Ухуда, что нам трудно копать для каждого отдельную могилу». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал»: «Ройте могилу, углубляйте ее, делайте лучше и хороните в нее по два или три человека». Мы спросили: «А кого мы положим туда первым?» Он ответил: «Положите сначала тех, кто больше знает из Корана». И тогда мой отец был третьим из троих в одной могиле». (Насаи 1899) Передается в повествовании о сражении Муъта, что предводители Исламских войск были захоронены в одной могиле и они Зайд ибн Хариса, Джаъфар ибн Абу Талиб и АбдуЛлах ибн Раваха. Когда было одержано много побед, и далеко расширилась территория Ислама, у имама Ахмада спросили: «Как мы будем хоронить шахидов?» Он ответил: «Выройте траншею, положите голову одного рядом с ногами другого и поставьте между ними преграду». (Ибн Кудама «Аль-Мугни») з) Какое на нас лежит обязательство по отношению к семье шахида? Нет никаких сомнений, что на нас лежит огромная ответственность за семьи шахидов, и в первую очередь это ответственность лежит на руководителях исламского государства и джамаатов. Примеров этому очень много в истории Ислама, однако мы ограничимся двумя примерами: Первый пример После того как Джаъфар ибн Абу Талиб был убит. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел в его дом и выразил свое соболезнование его жене. Потом сказал ей: «Позови ко мне сыновей моего брата». Она привела троих маленьких детей. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позвал парикмахера, побрил их головы, потом начал их утешать: «Что касается Мухаммада, то он похож на нашего дядю Абу Талиба, а что касается Авна, то он похож на меня, характером и образом, а АбдуЛлах...», затем он взял его за руку и, подняв ее, сказал: «О Аллах, благослови его в торговле». Тут их мать очень обрадовалась. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Неужели ты боишься за них, в то время как я являюсь их опекуном в этом и в следующем мире». (Ибн Абу Шайба 18820) Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто навещал Умму Салим, заботился о ее детях и говорил своим сподвижникам: «Мне жалко ее, так как ее брат сражался и был убит рядом со мной». Второй пример Однажды один человек вошел к Абу Бакру и увидел как дочка Саъда сидит на его животе, а он шутит и играет с ней. Тогда тот человек спросил: «О, наместник Посланника Аллаха, твоя ли эта дочь?». Абу Бакр ответил: «Нет, это дочь человека, который лучше меня». Он спросил: «Кто же он, который лучше тебя, после Пророка?» Абу Бакр сказал: «Саъд ибн Рабиъ». Он был из тех, которые присутствовали во время принятия второй присяги, также он участвовал в битве при Бадре и был сражен во время битвы Ухуд». («Сунан Саъд ибн Мансур» 2842) О, муджахиды, будьте внимательны по отношению к семьям шахидов, так как это является почтением к шахидам, разве не сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто наилучшим образом опекал семью муджахида и расходовал на нее, то ему будет такая же награда, какая у муджахида». (Аль-Хайсами 234) Если это награда того, кто опекал семью муджахида наилучшим образом, то, как ты думаешь, какова будет награда того, кто опекал семью шахида. В некоторых книгах фикха говориться, что необходимо, чтобы в исламской казне был отдел, из которого финансировались бы семьи муджахидов и шахидов. Кроме этого надо их навещать, морально поддерживать и заботиться о них. 3. Из последствий войны – добычи. Это одна из самых важных тем в решениях джихада. Больше всего муджахиды нуждаются в знании этого. Не знание этой темы муджахидами – открывает двери для шайтана. Поэтому надо знать эту тему, быть осторожными, беспрекословно исполнять предписания Аллаха и Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В первом сражении между Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и курайшитами, в битве при Бадре, мусульмане одержали явную победу. И после пятнадцатилетнего срока унижений, первый раз почувствовали сладость победы. Побежденные кафиры оставили много богатств. Тут мусульмане стали разногласить: кому достанутся эти богатства? Тем, кто гнался за врагами, отрубая им головы, то есть молодым, или тем старым, которые защищали Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Чуть было не испортились отношения между ними. Но Коран показал им правильный путь и сохранил их от козней шайтана. Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты: «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (8:1) Чтобы легче было понять, как делить добычу, мы разделим это на несколько частей: 1) Трофеи. 2) Пленники. 3) Земля. 1. Трофеи. · Это все то, что отобрано у кафиров военным путем. · Всевышний Аллах указывает на разрешенность трофеев в следующем аяте: «Ешьте же то, что вы взяли в добычу дозволенным, благим, и бойтесь Аллаха: поистине, Аллах Прощающий, Милосердный!» (8:69) Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне дано пять вещей, которые не даны ни одному Пророку до меня прежде. Мне была оказана помощь тем, что меня боялись на расстоянии одного месяца пути. Вся земля сделана для меня мечетью и очищающей. Кого из моей уммы настигнет намаз, пусть молиться. Разрешены мне трофеи, а прежде не разрешались никому. Мне дано право заступничества, и я послан всем людям». (Бухари, Муслим) · Захваченное имущество считаются трофеями в стране, где идет война. Необязательно перевести их в исламскую страну. Сразу после захвата они считаются трофеями, поэтому разрешается делить их там же. Это мнение основной группы ученых. (Комментарии к книге «Заад Аль-Мустакна» 30/8) · Многие хадисы и аяты указывают на то, что после выделения из трофеев одной пятой части, остальное считается долей завоевавших трофеев людей. В этом не имеет долю ни один не участвовавший в этом мусульманин. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал военный отряд в сторону Наджда. Я был среди них. Отряд захватил двенадцать верблюдов, каждый получил в долю по одному верблюду». (Текст согласован) · Амир не имеет право брать из трофеев ради какого-нибудь общественно полезного дела, не договорившись и не удовлетворив каждого владельца трофеев. Если амир возьмет из трофеев, то это будет считаться долгом на его плечах, который обязательно надо вернуть из казны, даже если прошло много времени, если не владельцам, то их детям. · Амир может взять для общественно полезного дела из одной пятой части трофеев. · АбдуЛлах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какой отряд или группа осталась невредимой и захватила трофеи, они уже получили две трети аджра». (Муслим 1916) Но это не значит, что муджахидам лучше не брать свои доли от трофеев или обвинять тех, кто взял трофей, и говорить: «Лучше если я потерплю поражение...». Смысл хадиса другой. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всячески старались победить, но если терпели поражение, их аджр оставался полным, а если побеждали и захватывали трофеи, брали свою долю и радовались этому, и знали что тот, кто получил часть своего аджра, не равняется тому, кто не получил ничего. · Если муджахид хочет, он может отказаться от своей доли и его долю добавляют к общим трофеям. «Гулуль» – красть из трофеев. «Гулуль» – это красть из трофеев, спрятать трофей, и не принести для раздела. Гулуль считается харамом, одним из больших грехов. На это указывает Коран и сунна. Всевышний Аллах сказал: «Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил…» (3:161) АбдуЛлах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мне рассказал Умар. В день сражения при Хайбаре, одна группа сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала говорить: «Такой-то шахид, такой-то шахид». И когда назвали имя одного человека, сказав, что он шахид, Пророк, мир ему и благословение, Аллаха сказал: «Нет, я видел его в Аду, за то, что он украл один плащ (из трофея)». Потом сказал: «О, сын Хаттаба, иди и объяви среди людей, что в Рай не войдет никто, кроме верующих». (Муслим 107/1) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встал среди нас, вспомнил о гулуле и обратил на это большое внимание, сказав: «Чтобы я не нашел никого из вас, который придет в Судный день, на его плечах будет ревущий верблюд и скажет он: «О, Посланник Аллаха, помоги мне». Я скажу: «Не могу ничего сделать для тебя, я довел до тебя! Чтобы я не нашел никого из вас, который придет в Судный день, на его плечах будет ржущий конь и скажет: «О, Посланник Аллаха, помоги мне». Я скажу: «Не могу ничего сделать для тебя! Я довел до тебя! Чтобы я не нашел никого из нас, который придет в Судный день, на его плечах будет блеющий баран и скажет: «О, Посланник Аллаха, помоги мне». Я скажу: «Не могу ничего сделать для тебя, я довел до тебя!..» (Бухари 36/4, Муслим 1461/3) Зайд ибн Халид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умер один из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в день сражения при Хайбаре. Когда об этом доложили Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Прочитайте погребальный намаз вашему другу». Тогда изменились лица людей. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш друг сделал гулуль (украл из трофеев)». Мы проверили его вещи и нашли одно ожерелье из ожерелий иудеев, которое не стоило и двух дирхемов». (Абу Дауд 155/3, Насаи 64/4, Ахмад 114/4, Ибн Маджа 95/2) Причина этого то, что гулуль отрицательно воздействует на духовное положение мусульман, порождает враждебность, отвлекает от основной цели и приучает к грабежу, а это все приводит к поражению. · Наказание того, кто сделал гулуль. В одном хадисе рассказывается, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал сжечь вещи человека, сделавшего гулуль, в знак наказания, давая понять, что тот человек совершил большой грех. Некоторые ученые говорят: «Надо сжечь его вещи и бить его». А в некоторых других хадисах говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал сжигать вещи или бить его самого. Отсюда понимаем, что амир принимает наиболее подходящее решение для данной ситуации. Если более подходит сжечь и бить, то сжигают и избивают. Если более подходит другое, принимают другое решение. («Фикхус сунна» 126/3) · Гулуль приносит страх и вызывает неудачу. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если моя умма не будет делать гулуль, перед ней не устоит ни один враг». (Аль-Хайсами «Маджмауз заваид» 338/5) · Пользоваться едой. Муджахидам разрешается пользоваться едой и кормом для верховых животных, пока эти трофеи не разделили. АбдуЛлах ибн Мугаффал, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день сражения при Хайбаре я захватил одну сумку жира и таскал с собой, я сказал: «Я сегодня из этого никому, ничего не дам», – и посмотрел, а рядом улыбался Пророк, мир ему и благословение Аллаха». (Бухари, Муслим) АбдуЛлах ибн Абу Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Хайбара мы захватили еду. Люди приходили и брали из нее то, что достаточно им и уходили». (Абу Дауд, Хаким, Байхаки) · Если мусульманин находит свое имущество у врага. Если муджахиды захватят имущество мусульман, которое находились в руках врага, и владельцы придут с доказательствами того, что это их имущество, тогда они будут в праве получить свое имущество, воины от этого ничего не получают, потому что это не трофеи. Однажды, во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потерялся конь Умара и его нашел враг. Когда мусульмане победили их, Умару вернули коня. Ас-сальб. Ас-сальб это то, что найдено у убитого врага из оружия, воинского снаряжения, имущества, богатства и т.п. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, давал ас-сальб убившему и не выделял из него одну пятую. (Абу Дауд) Салама ибн Аква, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, шпион мушриков, во время его путешествия. Сел возле сподвижников и начал беседу. Потом незаметно ускользнул. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Найдите его и убейте». Я убил его, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отдал мне его сальб» (т.е., то, что было на нем). (Бухари, 5/162) Умар выделил от сальба Бара одну пятую, когда его сальб достиг большой стоимости. Умар сказал: «Мы раньше не выделяли из сальба одну пятую, но сальб Бара достиг больших размеров, поэтому думаю выделить из него одну пятую». Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это первый сальб в Исламе, из которого выделена одна пятая». Это указывает на то, что имаму разрешается выделять одну пятую из сальба, если он достигает больших размеров. Ас-сальб, как и другие трофеи, приносится к амиру, как это делал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. («Заад Аль-Маад» 91/3). Не разрешается муджахиду овладевать сальбом тут же, потому что это ведет к разбазариванию трофеев и открывает дверь гулуля. Поэтому имаму разрешается спрашивать доказательство у тех, кто претендует на сальб. Ан-нафл (поощрение). Разрешается имаму поощрять некоторых муджахидов или какой-то отряд, добавив к их долям одну третью или одну четвертую часть, если они проявили героизм, которым удостоились этого поощрения. Хабиб ибн Маслама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, давал одну четвертую часть при выходе, и одну третью при возвращении». (Абу Дауд) Этот хадис также указывает на размер поощрения, при возвращении дается больше, потому что, обычно многие запасы иссекают, и война в таких ситуациях бывает более тяжелой и воины горят желанием поскорее увидеть свою семью и дом. («Тавзихул ахкам» 315-316/5) Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поощрял некоторых людей, которых отправлял по поручениям, отдельно от общего раздела трофеев». («Тавзихул ахкам» 315/5) Из этого вытекает, что амир по своему усмотрению оценивает положение и выбирает лучшее решение, поощрять, или нет, если да, то кого. Поощрение дается строго после выделения одной пятой части. Маън ибн Язид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поощрение дается только после хумуса». (Ахмад, Абу Дауд) Хумус (одна пятая часть трофеев). Из любого вида трофеев, которые мусульмане захватывают военным путем, надо обязательно выделять хумус, который является долей Аллаха и Посланника, мир ему и благословение Аллаха. В этом вопросе нельзя быть пренебрежительным. Хумус выделяется после того, как из трофеев выделяют расходы по перевозке и охраны трофеев и ас-сальб. Всевышний Аллах указал, что хумус из трофеев, распределяется на пять частей: · Доля Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это тратится для общественно полезных дел мусульман, как финансирование пограничников и муджахидов, строение крепостей, башен, мечетей и т.д. · Доля родственников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они из Бану Хашим и Бану Мутталиб и их дети из верующих. Равны тут богатые и бедные, женщины и мужчины. · Доля сирот. Они – дети, потерявшие отцов. Равны тут, бедные или богатые. · Доля бедняков. Это бедные мусульмане. · Доля путников. Путник – это человек ок ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|