Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Московская финансово-промышленная академия





Московская финансово-промышленная академия

 

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

 

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент. БК (Информационные технологии управления)»

 

для специальности _____ МО ___________________________

 

 

Авторы:

 

Алёхина Г.В.

 

МОСКВА, 2006

Содержание дисциплины

Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

Тема 2. Информационные технологии как основа построения компьютерных информационных систем управления (КИСУ).

Тема 3. Обзор прикладных программных продуктов используемых в менеджменте.

Тема 4. Обзор ИТ управления, предназначенных для оперативной и аналитической обработки данных.

Тема 5. Обзор ИТ поддержки принятия решений менеджерами.

Тема 6. ИТ управления офисной деятельностью

Тема 7. ИТ управления корпорацией

Тема 8. Экономические аспекты применения ИТ управления.


 

 

Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

 

Успешно изучив данный материал, Вы будете:

Знать:

- Виды и формы проявления информации;

- Понятие информационного поля принятия решений;

- Понятие и подходы к классификации информационных технологий;

- Отличия между предметными технологиями, базовыми технологиями;

- обеспечивающими технологиями и функциональными технологиями.

Уметь:

- Различать и классифицировать ИТ управления;

- Ориентироваться в подходах к использованию ИТ на разных уровнях управления.

Обладать навыками:

- Определения возможности применения ИТ в зависимости от уровня, на котором принимаются управленческие решения.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

 

- Информационное поле принятия решений;

- Информационная технология;

- Базовые информационные технологии;

- Предметные информационные технологии;

- Обеспечивающие предметные технологии;

- Функциональные информационные технологии;

- Интегрированные информационные технологии.

 

ТЕОРИЯ

 

Управление - как технологический процесс переработки информации.

 

Процесс управления представляет собой технологический процесс переработки информации. Информация проявляется в различных видах и формах (см. рис. 1.1.).

 

 

 

Рис. 1.1. Классификация видов проявления информации в

большой сложной системе [1]

 

Напоминаем! Из курса информатики, вы узнали, что:

под технологическим процессом обработки информации следует понимать упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого, полезного результата. Отсюда следует, что понятие информационной технологии подразумевает решение экономических и управленческих задач, связанное с выполнением ряда операций по сбору необходимой для решения этих задач информации, переработки ее по некоторым алгоритмам и выдачи результата лицу, принимающему решение, в удобной для него форме.

Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.

Технологический процесс обработки информации может включать в свой состав ряд технологических операций (действий).

 

Понятие информационного поля принятия решений.

 

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

· человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

· развитие массово - коммуникационных процессов;

· потребность разработки общей теории информации;

· развитие кибернетики как науки об управлении;

· проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

· исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

· актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

· проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды ( информационного поля принятия решений ), которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду.

Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен (рис.1.2). Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Предприятиям, фирмам, организациям в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологиче­скими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необ­ходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными.

 

Рис.1.2. Информационная среда

В сложившихся условиях все более важной становится роль информационных технологий (ИТ).

 

Понятие информационной технологии (ИТ).

 

Под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

 

Напоминаем! Из курса информатики, вы узнали, что:

такие понятия как “данные”, “информация”, “знания” не являются тождественными, и их принято различать Фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания.

 

 

Классификация ИТ

Понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии.

Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями.

С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых разнообразных предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную. Таким образом, появилось понятие предметной технологии. Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.

Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.

Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.

Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.

В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

Обеспечивающие технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.

Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию.

Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной области и заданной технической среде.

Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

· обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

· обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

· обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

· обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

· обработку знаний (экспертные системы).

Следует помнить, что современные информационные технологии могут включать обработку различных видов информации и тем самым представлять собой интегрированные информационные технологии.

 

Рис. 1.3. Классификация ИТ, ориентированных на форму представления и выполнения отдельных операций

 

 

 

Рис. 1.4. Классификация прикладных ИТ

 

 

Рис. 1.5. Классификация ИТ, сгруппированных по воплощению их в компьютерных информационных системах управления

 

 

 

Рис. 1.6. Классификация инструментальных ИТ, необходимых для создания компьютерных информационных систем управления

 

Рис. 1.7. Общая схема классификации ИТ управления

 

Использование ИТ на разных уровнях управления

 

Информационные требования лиц, принимающих решения (руководства высшего, среднего и оперативного (контроли­рующего звеньев) непосредственно зависят от конкрет­ного уровня управления - стратегического, тактического, оперативного.

Стратегическое планирование и контроль выполняет высший управленческий со­став, разрабатывая генеральную стратегию, долгосрочные цели и задачи организа­ции, а также осуществляя мониторинг реализации стратегии и ее корректировку. На стратегическом уровне требуются итоговые нерегламентированные отчеты, прогнозы и внешняя информация для разработки генеральной стратегии.

Тактическое планирование и контроль осуществляет средний управленческий со­став, который разрабатывает кратко- и среднесрочные планы, сметы, подцели, раз­укрупняет стратегию по подразделениям, привлекая и размещая ресурсы, а также контролируя работу подчиненных организационных подразделений.

Оперативное планирование и контроль. Менеджеры этого уровня разрабатывают краткосрочные планы и программы, контролируют использование ресурсов и реали­зацию поставленных задач конкретными рабочими группами. На оператив­ном уровне, требуются регулярные внутренние отчеты с детальным сравнением теку­щих и базисных показателей, которые помогают следить за ежедневными операциями.

На оперативном уровне обычно принимаются структурированные решения, на тактическом — полуструктурированные, на стратегическом — неструктурированные. Чем выше уровень менеджмента, тем больше неструктурированных решений. Поэтому круг средств и методов формирования информации не одинаков для всех уровней.

Следовательно, ИТ должны отвечать требованиям ме­неджеров на разных управленческих уровнях и предоставлять им любую необходимую информацию.

 

Отличительные черты ИТ в зависимости от уровня, на котором принимаются управленческие решения

ИТ обеспечивают менеджера данными для выполнения всех функций управления.

В планировании ИТ могут предоставить данные и возможные модели планирова­ния, сообщить о потребностях во внутренних ресурсах и о внешних факторах (напри­мер, о ставках процента, курсе валют). Поддержка функции планирования требует на­личия телекоммуникаций, использования специальных моделирующих программ или программных модулей универсальных офисных систем (с электронными таблицами), широкого использования графических средств, возможностей проигрывания и сохране­ния сценариев. Выполняя функцию планирования, менеджер должен иметь на рабочем месте как минимум программные средства, реализующие методы анализа "что, если", корреляционно-регрессионый и другие методы статистического анализа, средства ана­лиза и прогнозирования на основе трендов, средства оптимизации и подбора парамет­ров. Особо ценные возможности для планирования имеют ИТ финансового моделирования.

В управлении персоналом, при формировании рабочих групп, менеджеру может помочь информация кадровой базы данных. Для этого необходи­мо, чтобы в базе данных, кроме традиционных анкетных сведений, хранилась также и информация о знаниях, умениях и психологических характеристиках работника. Для создания таких данных необходимы специальные ИТ изучения индивидуальных характеристик личности работника, набор различных ИТ тестирования.

Такие возможности ИТ как, например, электронная почта обеспечивают комму­никации в руководстве организацией, облегчая для управляющего общение с подчинен­ными и другими уровнями управления.

При осуществлении контрольной функции объем данных и рутинных повторяю­щихся вычислений настолько велик, что без ИТ обойтись невозможно. Здесь регламентированные сводки регулярно информируют об отклонении от стандартов, прогнозов, смет, реально поддерживая обратную связь и помогая вносить коррективы в деятельность организации.

Методические указания

При изучении первого вопроса темы:

· читать: учебное пособие Алехиной Г.В., Година И.М., Пронкина П.Г. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. – М.: МФПА., 2006. – с.2-14;

· изучить дополнительные материалы: учебникЛодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. – С.-Пб.: Питер, 2005 (глава 1)

 

Пройти тестирование выполнить тест для контроля полученных знаний.

 

Выполнить тест по теме 1 из сборника тестов по данному курсу

 

ТЕОРИЯ

Понятие компьютерной информационной системы управления.

 

КИСУ обладают следующими особенностями:

- в КИСУ параметры результата формируются и задаются в виде определенной цели (задачи) гораздо раньше, чем достигается результат, т.е. промежуток между постановкой задачи и получением результата достаточно велик;

- в КИСУ не обязательно, чтобы значение цели совпадало со значением полезного результата, т.е. одной цели соответствует множество значений полезного результата.

Более детально понятие КИСУ можно определить как на макро-, так и на микроуровне. Например, следующие определения КИСУ соответствуют макроэкономическому уровню: “ КИСУ - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг”, “ КИСУ - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории”.

Таким образом, компьютеры, коммуникации знания, люди, частные фирмы, государственные учреждения и предприятия, другие экономические субъекты являются компонентами (или подсистемами) КИСУ и взаимодействуют для достижения единой цели - эффективного развития человеческого (в данном случае информационного) общества и удовлетворения потребностей его членов. Примерами макроэкономических систем, окружающих нас, являются: образование и транспорт, связь и энергетика, государственные управления и другие отрасли экономики.

Экономика в целом и ее наиболее динамичная часть - бизнес также являются примерами многоуровневых сложных макроэкономических систем, состоящих из множества компонентов - других систем и подсистем. Иллюстрацией этого может служить пример типичной бизнес-системы, соответствующей частной фирме, включающей типичные бизнес-компоненты (подсистемы), маркетинг, производство, сбыт, транспорт, учет, кадры, складское хозяйство, исследование и развитие и т.д., взаимодействующие для достижения единой цели - получения прибыли или услуг, удовлетворяющих потребности служащих, акционеров или учредителей данной фирмы.

Аналогичным образом можно построить схемы систем, соответствующих государственным или муниципальным предприятиям, организациям, учреждениям, взаимодействие компонентов которых будет ориентировано на получение соответствующих результатов и достижение своих основных целей.

Таким образом, можно отметить, что субъекты экономики являются сложными экономическими системами, соответствующими микроуровню. Такие микро экономические системы часто называют организационно-экономическими системами, так как они соответствуют уровню организаций, учреждений, предприятий.

К классу микроэкономических систем относится и их важнейший частный случай, - соответствующий субъектам низшего уровня экономики информационного общества - его индивидуальным членам: предпринимателям, менеджерам, служащим и т.д.

Как и любые другие сложные системы, макро экономические системы (отрасли, подотрасли экономики и т.п.) и организационно экономические системы (частная фирма, государственное или муниципальное предприятие, организация, учреждение и т.п.) состоят из определенного числа подсистем, которые используются для выполнения или соответствуют выполнению ряда функций, направленных на достижение общей цели системы.

Необходимо помнить, что в основе любой экономической информационной системы лежат информационные технологии.

 

ИТ основа построения КИСУ

 

ИТ тесно связаны с компьютерными информационными системами управления.

Очень важно понимать отличия в определении таких понятий, как ИТ и компьютерная информационная система управления (КИСУ).

ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения технологических операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ заключается в том, чтобы в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя результирующую информацию.

КИСУ является средой, составляющими элементами которой являются технические средства, компьютерные сети, языки программирования, средства разработки приложений, прикладные программные продукты, базы данных, люди и т.д. Основная цель КИСУ - организация хранения, обработки и передачи информации.

Реализация функций КИСУ невозможна без знания ориентированных на нее ИТ. ИТ могут существовать и вне КИСУ.

Таким образом, ИТ это более емкое понятие, чем КИСУ, отражающее современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

 

Свойства КИСУ

 

Множество элементов КИСУ обладает неким единством, которое выражается в общесистемных свойствах.

Среди свойств, присущих КИСУ, можно выделить следующие:

- целостность - система существует, как единое целое, которое может быть разделено на составляющие части. При этом все элементы и части экономической системы должны служить общей цели;

- сложность - КИСУ обладает большим количеством прямых и обратных связей между элементами;

- структурированность - наличие совокупности систем, подсистем, элементов и взаимодействий между ними, определяющих внутреннюю организацию целостной системы;

- иерархичность - составные части системы могут рассматриваться не только как составная часть целой системы, но и как целая система, в свою очередь состоящая их элементов. Благодаря иерархичности экономической системы становится возможным осуществление целенаправленного управления более эффективным способом;

- целенаправленность - у КИСУ есть цель ее развития и она стремиться к ее достижению;

- эмерджентность – КИСУ вне зависимости от условий изменения внешней среды должна сохранять свойство целостности. При этом КИСУ обладает в целом, такими свойствами, которыми не обладают ее отдельные компоненты;

- адаптивность - КИСУ в процессе функционирования может приспосабливаться к изменению внутренних и внешних условий с целью повышения качества управления;

- лабильность - подвижность функций элементов КИСУ при сохранении стабильности системы в целом;

- неаддитивность - совокупное функционирование взаимосвязанных элементов системы порождает качественно новые свойства единой системы, при чем этих качеств не было у элементов системы изначально;

- инвариантность структуры - невозможность полного представления КИСУ разделением на конечное множество описаний ее составных частей;

- непрерывность функционирования - КИСУ существует до тех пор, пока она функционирует;

- управляемость - КИСУ подвержена сознательной организации целенаправленного функционирования ее самой и входящих в ее состав элементов;

- развиваемость - КИСУ является динамической системой, постоянно изменяющей свои свойства и совершенствующей уровень организации;

- оптимальность функционирования - КИСУ должна функционировать оптимальным образом;

- единство многообразия форм - все составляющие компоненты системы существуют, поскольку существует сама система как единое целое;

- неопределенность развития - конкретный путь эволюции КИСУ всегда неизвестен. Есть возможность лишь прогнозировать общее направление развития системы.

 

Классификация КИСУ. Персональные и многопользовательские КИСУ.

 

По масштабу КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- международные;

- государственные;

- региональные;

- отраслевые;

- подотраслей;

- крупнейших транснациональных корпораций;

- объединений;

- корпораций;

- финансово-промышленных групп;

- концернов;

- учреждений;

- предприятий;

- структурных подразделений;

- отделов крупных предприятий, учреждений, организаций;

- пользовательские и т.д.

По числу пользователей КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- однопользовательские (или персональные) - КИСУ, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;

- многопользовательские (или распределенные) - КИСУ, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких КИСУ и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).

По отраслевой принадлежности КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- промышленности;

- связи;

- транспорта;

- сельского хозяйства и т.д.

По форме субъектов экономики КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- государственных организаций, предприятий, учреждений;

- негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений;

- муниципальных организаций, предприятий, учреждений.

По сфере применения (предметной области) КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- банковские;

- фондового рынка;

- страховые;

- налоговые;

- статистические;

- промышленных предприятий;

- предприятий и организаций непромышленной сферы;

- предприятий и организаций сферы быта и сервиса;

- туризма и гостиничного хозяйства и т.д.

По охватываемым задачам (поддерживаемым предметным технологиям)КИСУ можно классифицировать следующим образом:

- бухгалтерского учета (или бухгалтерии ИС);

- материально-технического снабжения;

- маркетинга;

- планирования и прогнозирования;

- складского хозяйства;

- основным производством;

- управления персоналом (кадрами) и т.д.

КИСУ как совокупность ИТ констатирующего, моделирующего и советующего типов.

Принципиальная схема использования ИТ при построении корпоративной КИСУ представлена на рис. 1.8.

 

Методические указания

При изучении первого вопроса темы:

· читать: учебное пособие Алехиной Г.В., Година И.М., Пронкина П.Г. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. – М.: МФПА., 2006. – с.14-28;

· изучить дополнительные материалы: учебникЛодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. – С.-Пб.: Питер, 2005 (глава 2)

 

Пройти тестирование выполнить тест для контроля полученных знаний.

 

Выполнить тест по теме 2 из сборника тестов по данному курсу

 

ТЕОРИЯ

 

Под прикладным программным продуктом понимается совокупность профессионально - ориентированных функциональных технологий.

 

Прикладной программный продукт = Профессионально - ориентированные функциональные технологии = Предметные информационные технологии + Обеспечивающие информационные технологии + Базовые информационные технологии = КИСУ

 

В зависимости от:

- сферы экономики, в которой работает то или иное предприятие

- масштаба предприятия

его требования к используемым прикладным программным продуктам и лежащим в их основе информационным технологиям будут различны.

 

Рис.1.9. Требования к прикладному программному обеспечению в зависимости от величины и способа организации предприятия

Например, у малого предприятия возникают потребности в таком прикладном программном продукте, который включает в себя функциональные технологии, позволяющие автоматизировать:

1) полностью задачи бухгалтерского учета,

2) на одну четверть задачи управленческого и финансового учета и также задачи по управлению логистикой.

При этом у малого предприятия отсутствует необходимость автоматизировать управление производством. Однако, могут возникнуть потребности в автоматизации ряда отдельных специализированных задач, например, из области маркетинга, дизайна, инвестирования и т.д.

Наиболее интересную классификацию современных прикладных программных продуктов предложили специалисты компании “Делойт и Туш СНГ” (см. рис.1.10).

Рис.1.10. Классификация прикладных программных продуктов

Методические указания

При изучении первого вопроса темы:

· читать: учебное пособие Алехиной Г.В., Година И.М., Пронкина П.Г. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. – М.: МФПА., 2006. – с.28-40;

· изучить дополнительные материалы: учебникЛодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. – С.-Пб.: Питер, 2005 (глава 3)

 

Пройти тестирование выполнить тест для контроля полученных знаний.

 

Выполнить тест по теме 3 из сборника тестов по данному курсу

 

ТЕОРИЯ

 

В области ИТ управления существуют два взаимно дополняющих друг друга направления:

· технологии, ориентированные на оперативную (транзакционную) обработку данных. Эти технологии лежат в основе КИСУ, предназначенных для оперативной обработки данных. Называются подобные системы - OLTP (online transaction processing) системы;

· технологии, ориентированные на анализ данных и принятие решений. Эти технологии лежат в основе КИСУ, предназначенных для анализа накопленных данных. Называются подобные системы - OLAP (online analytical processing) системы.

Основное назначение OLAP-систем - динамический многомерный анализ исторических и текущих данных, стабильных во времени, анализ тенденций, моделирование и прогнозирование будущего. Такие системы, как правило, ориентированы на обработку произвольных, заранее не регламентированных запросов. В качестве основных характеристик этих систем можно отметить следующие:

· поддержка многомерного представления данных, равноправие всех измерений, независимость производительности от количества измерений;

· прозрачность для пользователя структуры, способов хранения и обработки данных;

· автоматическое отображение логической структуры данных во внешние системы;

· динамическая обработка разряженных матриц эффективным способом.

Термин OLAP является часто отождествляют с системами поддержки принятия решений (DSS (Decision Support Systems). А в качестве синонима термина «решения» используют Data Warehousing - хранилища (склады) данных, понимая под этим набор организационных решений, программных и аппаратных средств для обеспечения аналитиков информацией на основе данных из систем обработки транзакций нижнего уровня и других источников

“Склады данных” позволяют обрабатывать данные, накопленные за длительные периоды времени. Эти данные являются разнородными (и не обязательно структурированными). Для “складов данных” присущ многомерный характер запросов. Огромные объемы данных, сложность структуры как данных, так и запросов требует использования специальных методов доступа к информации.

В других источниках понятие Системы Поддержки Принятия Решений (СППР) считается более широким. Хранилища данных и средства оперативной аналитической обработки могут служить одними из компонентов архитектуры СППР.

OLAP всегда включает в себя интерактивную обработку запросов и последующий многопроходный анализ информации, который позволяет выявить разнообразные, не всегда очевидные, тенденции, наблюдающиеся в предметной области.

Иногда различают "OLAP в узком смысле" - это системы которые обеспечивают только выборку данных в различных разрезах, и "OLAP в широком смысле", или просто OLAP, включающей в себя:

- поддержку нескольких пользователей, редактирующих БД.

- функции моделирования, в том числе вычислительные механизмы получения производных результатов, а также агрегирования и объединения данных;

- прогнозирование, выявление тенденций и статистический анализ.

Каждый из этих типов систем требует специфической организации данных, а так же специальных программных средств, обеспечивающих эффективное выполнение стоящих задач.

OLAP-средства обеспечивают проведение анализа деловой информации по множеству параметров, таких как вид товара, географическое положение покупателя, время оформления сделки и продавец, каждый из которых допускает создание иерархии представлений. Так, для времени можно пользоваться годовыми, квартальными, месячными и даже недельными и дневными промежутками; географическое разбиение может проводиться по городам, штатам, регионам, странам или, если потребуется, по целым

полушариям.

OLAP-системы можно разбить на три класса.

1 класс. Наиболее сложными и дорогими из них являются основанные на патентованных технологиях серверы многомерных БД. Эти системы обеспечивают полный цикл OLAP-обработки и либо включают в себя, помимо серверного компонента, собственный интегрированный клиентский интерфейс, либо используют для анализа данных внешние программы работы с электронными таблицами. Продукты этого класса в наибольшей степени соответствуют условиям применения в рамках крупных информационных хранилищ. Для их обслуживания требуется целый штат сотрудников, занимающихся как установкой и сопровождением системы, так и формированием представлений данных для конечных пользователей. Обычно подобные пакеты довольно дороги. В качестве примеров продуктов этого класса можно привести систему Essbase корпорации Arbor Software, Express фирмы IRI (входящей теперь в состав Oracle), Lightship производства к







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.