|
Тема 6. ИТ управления офисной деятельностью
Успешно изучив данный материал, Вы будете: Знать: - Определение таких понятий, как: офис, документ, документопоток, делопроизводство; - Подходы к автоматизации офисной деятельности; - Принципы организации документооборота; - Назначение таких технологий, как groupware и workflow. Уметь: - Отличать подходы к автоматизации офисной деятельности; - Ориентироваться в ИТ управления офисной деятельности. Обладать навыками: - Использования ИТ управления офисной деятельностью.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
- Офис; - Документ; - Документопоток; - Делопроизводством; - Документооборота; - Системы Управления Электронными Документам; - Технологии groupware; - Технологии класса workflow.
ТЕОРИЯ
Понятие офиса Существует несколько подходов к определению понятия "офис". Если рассматривать толкования, приводимые в словарях, то понятие офис может определятьканцелярию, справочное бюро (inquiry office), редакцию (editorial office), издательство (publishing office), учреждение (public office), головную контору объединения или предприятия, ведомство, государственный архив (record office), заводоуправление, министерство (см. Foreign Office, UK, Office of Education, USA). Например, Американский словарь английского языка Н.Уэбстера термин " офис " определяет как " место, где совершается служба или деловые операции. Офис является рабочим местом людей, облеченных доверием и властью ". На практике сложилось несколько подходов к определению понятия офиса. В широком смысле, офис - это организация, на входе и выходе которой - "бумаги", являющиеся: - письмом или заключением (или визой), фиксирующим решение, принятое должностным лицом или организацией в целом в ответ на запрос к этой организации (письмо или заявление частного лица, распоряжение государственного органа и др.), - договором (контракт, соглашение, дополнительное соглашение и т.п.) с некоторым юридическим или физическим лицом, - распорядительным или учетным документом, выпущенным для фиксации и юридического оформления действий в рамках договора или свободной инициативы (заказ на покупку, счет на оплату, запрос на оказание услуги и др.), и т.п. Более узкий подход к определению понятия офиса, заключается в следующем. Офис - это организация типа канцелярии, функция которой - получать и выпускать документы, а также - отслеживать их движение. Причем данное определение зачастую основывается на толковании понятия документ как любого сообщения, передаваемого между участниками бизнес-процесса. Офисы представляют собой системы деловых связей со сложными потоками информации. Традиционно считается, что главными функциями офиса является организация документооборота и работа канцелярии. Однако, основываясь на том, что в общем случае офис вырабатывает не бумаги, и не траекторию их перемещения, но решения, имеющие ценность для клиента офиса, далее офис будет рассматриваться как полнофункциональное предприятие.
Понятие документа, документопотока, делопроизводства.
В качестве задач автоматизации деятельности офиса часто выделяют задачи, общие для офисов всех видов, т.е. задачи, связанные с "переработкой" документов. К подобным задачам относятся: редактирование (набор, проверка, оформление), печать документов, контроль их прохождения (маршрутизация, мониторинг), контроль исполнения поручений и т.п. Как уже отмечалось, разнообразия офисов велико (канцелярии, бюро, редакции и т.д.). Исходя из этого, отсутствует понятие "офисная информационная система" (т.к. это теряет смысл). Совершенно очевидно, что офисная информационная система (ИС) заводоуправления будет иметь мало общего с офисной ИС министерства иностранных дел или издательского дома [2]. Поэтому такие ИС сложно рассматривать в качестве объектов, составляющих один конструктивно определяемый класс систем. Если же общим для таких ИС является поддержка документооборота, то именно о ней и о других средствах поддержки рутинных операций с документами нужно говорить как о самостоятельном классе функций и соответствующих средствах автоматизации офиса. Однако, часто оказывается, что в современных информационных систем предприятий "офисного типа" сама поддержка документооборота может радикально трансформироваться, чуть ли не исчезнуть совсем. В настоящее время в связи со значительным ростом информационных потоков все большее значение уделяется системам автоматизации документооборота организаций и учреждений. Для того, чтобы эффективно управлять деятельностью любого предприятия, фирмы, организации все имеющие место там информационные потоки должны управляться и отслеживаться. Известно, что фиксирует и регламентирует деятельность на предприятии документ. Понятие структуры информационного обмена является основой документопоток. Документопоток лежит в основе делопроизводства. Делопроизводством конкретной организации принято называть деятельность по организации прохождения документов внутри данной организации. Рассмотрим задачи автоматизации бизнесс-процессов офисов и рассмотрим вопросы построения документооборота. Основными задачами автоматизации документооборота и систем доставки информации являются следующие: · интеграция технологий делопроизводства в единый процесс; · ликвидация бумажного потока, автоматизация рутинных операций; · автоматизация процесса прохождения документов внутри предприятия и за его пределами; · формирование алгоритмов прохождения документов в соответствии с технологическим циклом (разработка, согласование, утверждение документов); · планирование и управление ресурсами; · автоматизация административно-управленческих функций (оперативное формирование указаний, распоряжений, контроль за их выполнением); · организация и контроль деятельности персонала, учет и планирование рабочего времени; · обеспечение оперативного обмена официальными документами (служебными записками, письмами, заявками, нормативными материалами и т.п.) для организации взаимодействия персонала, отдельных подразделений предприятия; · обеспечение рассылки и приема документов через внешние системы (Internet, Telex, Fax, почтовые системы); · формирование и накопление базы данных электронных документов любых типов с возможностями многокритериального поиска как по содержимому документов (включая графические), так и по сложным логическим условиям. Современные системы автоматизации документооборота поддерживают единую (интегрированную) технологию обработки информации, которая содержит следующие компоненты: · многопользовательские СУБД; · средства подготовки документов (текстовых, графических, мультимедийных) в виде отчетов, таблиц, схем, форм, бланков; · локальные сети; · средства внешних коммуникаций - электронная почта, факс; · средства системного администрирования - определение программно-аппаратной конфигурации, задание прав доступа к системе и ее отдельным компонентам, контроль версий и прав доступа, оповещение о нарушениях; · средства макропрограммирования, обеспечивающие расширяемость и настраиваемость систем на конкретные требования и возможности заказчика. Очевидно, что распределенная обработка информации предполагает наличие коммуникационной среды, обеспечивающей необходимые транзакции, множественный доступ к общим информационным ресурсам. К коммуникационной системе, выполняющей функции доставки информации, предъявляются следующие требования: - надежность доставки (исключение возможности потери документов); - повышенные вероятностно-временные характеристики; - достоверность передаваемых документов; - конфиденциальность документов; - контроль доставки сообщений и регистрация трафика; - возможность доступа к внешним телематическим услугам для передачи и приема информации из внешних систем; - отказоустойчивость системы (резервирование ресурсов). Существуют различные системы документооборота, выполняющие в той или иной мере перечисленные функции. При выборе системы необходимо руководствоваться как экономическими, так и техническими критериями. Большое значение имеет преемственность существующих технологий, а также возможность дальнейшего развития и совершенствования системы на основе единой базы. Также существенное значение имеет вопрос менеджмента и администрирования системы. Основным принципом документооборота является отсутствие локальных архивов документов (таких архивов не существует ни у кого). И это обусловливается тем, что любой входящий документ, не попавший в общий архив документов, вполне реально рискует оказаться неисполненным. Большинство исходящих документов являются ответом организации на соответствующие входящие документы. Некоторая часть исходящих документов готовиться на основе внутренних документов предприятия. Небольшое число исходящих документов может требовать поступления входящих документов (например запросы в сторонние организации типа: "Прошу дать справку по вопросу... в срок до..."). Рассмотрим типы документов. Типов документов, используемых в работе предприятия, может быть достаточно много (на отдельных предприятиях их число доходит до 500-600). Некоторые типы документов представлены на рис.30. Однако, представленные типы документов, в свою очередь, могут быть разделены всего на 3 вида (рис.1.17).
Рис.1.17. Типы документов
Рис. 1.18. Типы документов
ИТ управления офисной деятельностью
Очень важным для предприятий является вопрос автоматизации делопроизводства. Но для того, чтобы добиться качественной автоматизации необходимо в начале исследовать документопотоки на предприятии и при необходимости модифицировать документопотоки с целью повышения эффективности их обработки. Идея автоматизированного офиса предполагает организацию работы групп пользователей над совместным решением сложных распределенных задач в компьютерных сетях с помощью средств вычислительной техники. В настоящее время известен целый ряд концепций построения автоматизированного офиса, например, свои решения предлагают фирма Microsoft, Borland, Lotus. В зависимости от величины бизнеса фирмы (крупный, средний, мелкий) могут использоваться такие продукты как Lotus Notes, StaffWare, DOC Ware, MS Office, а также целый ряд других из числа продуктов, предлагаемых на российском рынке. Для эффективного доступа к информации и ее использования в современном офисе все чаще используют Системы Управления Электронными Документам (СУЭД). На их базе решаются задачи электронного делопроизводства и документооборота. СУЭД опираются на технологии электронного архивирования документов включающие ввод, создание, хранение и поиск информации в Электронном архиве документов. Электронный архив становится при этом ядром офисных СУЭД, решая проблемы хранения электронных документов, быстрого поиска и распределенного доступа к ним.
Рис. 1.19. Принципиальная схема электронного архива
Электронный архив документов позволяет решить задачи систематизации, архивации, хранения и управления документами в рамках задач делопроизводства для любого офиса. Важной проблемой СУЭД, является вовлечение в электронный документооборот бумажных документов с целью объединения потоков документов приходящих в твердой копии и документов, изначально создаваемых в электронном виде или приходящих по электронной почте. Решить проблему ввода в СУЭД бумажных документов позволяет использование сканеров и систем распознавания текстов. Система распознавания текстов CuneiForm позволяет вводить бумажные документы со сканера и записывать их в графическом виде, для создания электронной копии документа с возможности дальнейшей печати. При необходимости документы могут быть преобразованы в текстовые файлы, пригодные для редактирования. При необходимости организации потокового ввода документов в Электронный архив, возможно использовать CuneiForm OCR Server. CuneiForm OCR Server обеспечивает автоматический поиск изображений, полученных с сервера сканирования, последовательное их распознавание, удаление и передачу результатов в указанную пользователем директорию в полностью автоматическом режиме. По желанию пользователя изображения могут быть заархивированы и помещены в указанную им директорию, а результаты распознавания сохранены в формате, удобном для редактирования. Это дает возможность независимой работы группы пользователей и создание систем потокового ввода документов в корпоративные базы данных или электронные архивы. Организация и автоматизация в офисе коллективной работы с документами строятся на технологиях groupware и workflow. Технологии groupware ориентированы на небольшие рабочие группы, характеризуются поддержкой выполнения одной коллективной задачи и отсутствием структуризации в организации работ. Поддержка ограничивается обеспечением коллективного доступа к информации с помощью различных методов доступа: · сетевой доступ к файлам и базе данных; · локальная и глобальная электронная почта (включая конференции и дискуссии); · терминальный доступ, пересылка файлов и электронная доска объявлений; просмотр и интерпретация гипертекста (гипермедиа). При коллективной работе важно наличие блокировок для разрешения конфликтов при совместном использовании ресурсов, санкционирование доступа по идентификаторам и паролям, защита информации с помощью прав доступа. Дополнительный уровень безопасности обеспечивается методами и средствами шифрации и электронной подписи. Технологии класса workflow служат для автоматизации документооборота в средних и крупных офисах и для них характерно: · поддержка многопользовательской работы с несколькими задачами одновременно; · четкая структуризация выполнения работ по ролям и документам с контролем исполнения. Регламентации взаимоотношений субъектов документооборота дополняется заданием безусловной и условной маршрутизация документов (по электронной почте) и времен обработки документа для контроля и учета исполнения. Обработка информации базируется на методах и средствах офисной автоматизации: · обработка текста, · электронные таблицы, · деловая и презентационная графика, · планирование работ и совещаний, · генерация отчетов из базы данных, · мультимедиа. Для комплексирования разных видов информации и интеграции пакетов программ используются несколько методов, среди которых центральное место занимает методы OLE для связывания и встраивания объектов. Вывод информации осуществляют путем печать документов, публикация их на Web- серверах, в общих почтовых папках и электронных досках объявлений или рассылки по телекоммуникациям. Нужно отметить, что Web-технологии помимо гипертекстового протокола HTTP включают в себя ряд других методов доступа. ОбзорИТ управления офисной деятельности Информационно-программные средства автоматизации учреждений делятся на следующие категории: · функциональные и интегрированные пакеты офисной автоматизации; · системы для организации групповой работы; · системы управления электронными документами; · средства управления документооборотом. Методические указания При изучении первого вопроса темы: · читать: учебное пособие Алехиной Г.В., Година И.М., Пронкина П.Г. Информационные технологии и информационные системы в экономике и управлении. – М.: МФПА., 2006. – с.78-102; · изучить дополнительные материалы: учебник Титоренко Г.А. Информационные технологии управления– М.:ФиС,2005 (глава 3)
Пройти тестирование выполнить тест для контроля полученных знаний.
Выполнить тест по теме 6 из сборника тестов по данному курсу
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|