Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура западноевропейского средневековья.





Средневековая культура — первая самостоятельная

культура по отношению к Западной Европе. Она

развивалась более тысячи лет и сформировала культуру

современной Западной Европы. Термин «Средние века» начал употребляться в XV в. для обозначения периода времени от гибели западной Римской империи до эпохи Возрождения. Средневековая западноевропейская культура сформировалась в результате сложного синтеза трех

культурных элементов: наследия античной культуры (прежде всего латинской), христианских ценностей

и варварской культуры. Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римскокатолическая церковь. Именно христианство стало осью складывающегося с V в. в Западной Европе мира.

Средневековая духовность начиналась с полного отторжения Античности. Христианство отвергло все изобразительные приемы античности, отказалось от системы античного знания и образования.

В Средние века существовало несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили священнослужителей. С развитием городской культуры произошли принципиальные изменения в образе жизни и культуре средневековой Европы. Появилось светское образование. В школах при епископских кафедрах получали широкое образование. В них изучались традиционные, сформировавшиеся еще в период эллинизма, «семь свободных искусств»: формальные искусства — грамматика, логика, риторика, и практические искусства — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. При наличии крупных профессоров богословии, философии, медицины и римского права на базе этих школ создавали университеты.

Ключом к знанию считалось слово, поэтому главной средневековой наукой была схоластика (от греч. —

школьный, ученый). Она представляла собой религиозную философию, соединявшую богословие и рационалистические, формально-логические проблемы.

Усилия ученых-схоластов были направлены на осмысление Священного Писания для рационального

обоснования христианской веры. Самым авторитетным

у схоластов считалось учение Аристотеля. Характерной особенностью средневековых знаний

являлась их рецептурность, т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Она предопределила формы книжной культуры Средневековья. Основой книжного образования служили трактаты и суммы как своды всех знаний в какой-либо отрасли;

энциклопедии, которые дополнялись глоссариями (словарями) и комментариями. Для каждого слоя людей

были свои комментарии и своя интерпретация, которые соответствовали сложившимся в средневековье

Трем уровням знания.

Первый, или нижний, уровень знания предназначался, главным образом, для неграмотных простолюдинов и нес в себе устную информацию, имеющую практическое значение. Эта информация дополнялась

изобразительными средствами (церковная живопись, скульптура), призванными раскрыть необразованным

крестьянам содержание Священного Писания.

Второй уровень знания связан с рыцарством и феодалами. Они также получали практические знания

из начал медицины, юриспруденции и философии,- но основой их образования была музыка, игравшая очень важную роль в системе рыцарского обучения и воспитания.

Высший, третий уровень знания, получали немногие. Это книжная система образования, осуществлявшаяся в церковных и светских школах, университетах и ставившая цель — подготовить будущих профессионалов: теологов, врачей, юристов. алхимия в средневековье была основным прибежищем нерелигиозного знания и альтернативного христианству сознания. Как и схоластика, алхимия стала школой рационализма, но обращенного к природе, к свойствам веществ. Сотни и тысячи опытов, тщательно описанных средневековыми алхимиками, разработанные ими приемы лабораторных экспериментов позволили в Новое время систематизировать химические свойства природы, что привело к возникновению в XVIII в. химии как науки. Однако, следует помнить, что в те времена заниматься алхимией было небезопасно. Алхимия приравнивалась к тайным наукам — магии и колдовству — и сурово преследовалась церковью. Средневековая церковь стремилась контролировать всех и каждого, дабы уберечь от соблазна ереси и увлечений тайными науками. Ересь и тайная наука — две формы отступничества от господствующей религии. Ересь — это отступничество от догмата, а тайные науки — служение дьяволу, переживание остатков старого язычества. С точки зрения церкви, то и другое подлежало искоренению. В качестве орудия «искоренения» в XIII в. Была создана инквизиция (от лат. Inquisitio — розыск) — трибунал католической церкви

Общее число жертв инквизиции исчисляется сотнями тысяч. Среди них были

многие выдающиеся мыслители и ученые, в том числе Джордано Бруно и Галилео Галилей.

излюбленным жанром средневековой словесности были жития святых. Их сочиняли и записывали

духовные лица, но адресованы они были самым широким кругам населения, прежде всего простолюдинам,

и пользовались исключительной популярностью.

 

Средневековье, как мы помним, получило наряду с античным и христианским наследием также наследие

варварское. В варварском обществе, которое в немалой степени жило войной, захватами и грабежами,

вырабатывались героические идеалы поведения. Наиболее достойным свободного человека занятием, при-

носящим ему славу и добычу, считалось военное дело. Отсюда расцвет героического эпоса, особенно в раннесредневековую эпоху, который воспевает воинские

доблести и победы рыцарей. Примером могут служить «Песнь с Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др.

С развитием школ и университетов появилась в странах Западной Европы поэзия вагантов (от лат. —бродячие). Время расцвета данной поэзии приходится на XII — XIII вв. Ее представляли в основном нищие студенты, младшие священнослужители, школяры.

Поэзия вагантов носила чисто светский характер, в ней воспевались беспечность и свобода. Многие из

вагантов полагали, что бродяжничество больше соответствует христианскому вероучению, чем вера в

церковные догматы, что Господу угодны свободная душа и ничем не стесненные чувства, а не условности церковного богослужения. Таким образом, в средневековой литературе нашли отражение нравственные идеалы эпохи: христианский — святость и бедность; рыцарский — верность и храбрость; школярский — беспечность и свобода. Постепенно в искусстве Средневековья складываются определенные ограничения и каноны (от греч. —правило). Искусство перестает быть подражанием природе и реальному миру. Происходит дематериализация человеческих фигур, пластичность изображения заменяется плоскостностью. Утверждаются иконографические традиции символической интерпретации

изображаемого. Символика и аллегория пронизывают все средневековое искусство. Условным смыслом наделялся каждый живописный или скульптурный образ, каждый элемент архитектуры. Средневековая символика нашла исключительно широкое применение в архитектуре двух главных типов церковных зданий: концентрическом (круглом) и базилике (крестообразном)..Вот как объяснил Гонорий Августодунский смысл этих типов. И круглая, и крестообразная формы являлись образами совершенства.

Круглая форма несла в себе завершенность круга. Крестообразный план здания — это не только изображение распятия Христа, но и форма, базирующаяся на квадрате. Она обозначала четыре основных направления, символизировавших вселенную. И в том, и в другом случае церковь олицетворяла микрокосм, была воплощением «града божьего» В изобразительном искусстве Средневековья природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные — все символично. Особое место среди важнейших форм средневековой символики занимала символика чисел: структурируя мысль, она стала одним из главенствующих принципов в архитектуре. Характерные черты искусства средневековья наиболее ярко и образно воплотились в больших городских соборах — романских и готических базиликах.

 

Архитектура средневековой Европы в своей первоначальной основе — естественный результат сочетания

традиций древнеримского строительного искусства с художественными принципами новых народов.

В убранстве раннесредневековых церквей (дороманский период V —X вв.) характерные элементы варварского стиля: языческая фантастика, животный эпос,любовь к яркой узорности. Расцвет этого стиля приходится на эпоху Карла Великого.После распада империи Карла Великого наступила

эпоха феодальной раздробленности. В искусстве — это период господства романского стиля

Три больших храма на Рейне считаются образцами позднего и совершенного романского зодчества: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце. В начале XIII в. романский стиль в искусстве сменяется новым, получившим название готического. Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало «искусство готов», т. е. варваров. Но позднее потеряло свою оценочную характеристику.

Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусства под эгидой архитектуры, несли

в себе двойную тенденцию — религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий.

небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у

него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. Готическая архитектура развивалась преимущественно как архитектура городская. Она и зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними. Готика породила такое богатство архитектурного языка, такие пространственные композиции, каких не дала ни одна из предшествовавших ей архитектурных систем. Готика явила собой подлинно новый этап в развитии искусства. Итак, средневековая Европа развивалась более тысячи лет, «переваривая» в своем котле многообразие варварских культур, античное наследие и создавая на этой почве свою христианскую культуру. В обществе с жестким сословным и иерархическим членением выработались свои культурные ценности и нравственные идеалы, нашедшие воплощение в литературе и искусстве эпохи. Развитие городов и городской культуры способствовало формированию светской системы знания и образования и позволило Средневековью создать потенциал, без которого была бы невозможной культура Возрождения и Нового времени.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.