|
Буддизм и Индо-буддийская культура.Появляются новые религиозные учения, соответствующие духу времени. Это были джайнизм и особенно буддизм. Оба учения возникают примерно в VI в. до н. э Буддизм - это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали - которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью. Создание буддийской религиозно-философской системы традиция предписывает царевичу Сиддхартхе жившему в VI — V вв. до н. э. и прозванному Буддой (просветленным). Будда пришел в мир в эпоху одного из величайших духовных кризисов. Ведь примерно в то же время, на те же вопросы о смысле и стиле жизни, о природе и назначении человека пытались ответить Конфуций в Китае, Зороастр в Персии, Сократ в Греции. Будда еще в юности задумался о причина человеческих страданий, отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков;отказ от насильственного изменения установившихся порядков, от социальной борьбы был вполне приемлем для зажиточных горожан. Новая религия, не связанная с каким-либо народом, имела данные стать мировой, и в этом отношении буддизм сходен с христианством и исламом. Фундаментом буддизма является ахимса — принцип отказа от насилия по отношению ко всем живым существам и понятие кармы, о котором следует сказать подробнее. Карма по буддизму — это совокупность действий человека и последствий этих действий в первую оче- редь для него самого. Карма в переводе с санскрита значит «действие». Закон причинно-следственной связи — действие и противодействие равны и противоположны — объективно существует в природе и не является откровением для европейцев. Закон этот универсален, действие его распространяется и на человека: что творишь, то и пожинаешь. Невежда, творящий зло, будет крутиться в колесе сансары (перевоплощаться) до тех пор, пока не соберет урожай посеянный полностью.Будда учил: в мире есть страдания, избегнуть которые не может никто (это болезни, старость, смерть,разлука с любимыми, отсутствие того, чего хочется),и проистекают они из постоянных перевоплощений(реинкарнаций) человека. Причинами перевоплощений являются омраченность сознания, жажда самоудовлетворения, обладания соблазнительными вещами — человеческое существо сосредоточивается на этом, оно жаждет этой жизни, что и влечет за собой все новые и новые перевоплощения, непрекращаемость повторного, несовершенного бытия. Прекращение страданий состоит в разумном ограничении желаний и постепенном усилении элементов самосовершенствования для достижения великой Истины — Нирваны. Все религии зовут человека на небеса, потому что там — его настоящая родина. И в этом смысле учение буддизма о перевоплощении логичнее, разумнее и милосерднее многих других религий: небеса не примут жестокого, жадного, невежественного сына своего, но у него всегда есть шанс, ибо недостатки преходящи, и они лишь указывают на отсутствие тех добродетелей,которые должны быть приобретены. Однако в Индии буддизм не стал общепризнанным вероучением. Он получил широкое распространение за ее пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Сегодня в мире насчитывается около 600 млн. буддистов. ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Уже в названии выражается этноконфессиональная специфика культуры: «индо» есть начало наименование этноса и, пожалуй, самого древнего из существующих комплекса верований, именуемого индуизмом. Индуизм и буддизм объединяются общей духовной традицией индусов. Уже отмечалось, что в религиях Древнего Востока (Индия, Китай) собственно религиозное переплетается с философским. В отличие от Запада, индо-буддийская культура не знает небытия: личность является целостной, она исходит из бесконечности. Соответственно, существует целостный взгляд на мир и человека в мире (космосе) как на микрокосм. Специфика менталитета повлияла на письменность, точнее, менталитет и письменность выражают образное восприятие многомерного мира. Своеобразие духовности определило всю художественную культуру. Веды и Упанишады являются древнейшими литературными памятниками из сокровищницы современной культуры. Жемчужиной древнеиндийской литературы называют «Махабхарату». Не менее знаменита эпическая поэма «Рамаяна», в которой передается жизнь и любовь Рамы и Ситы на фоне культуры и природы Индии. Индуизм знает религиозно-эротическую культуру, буддизм исключает сладострастие и негу. Широкое развитие получил театр, всемирно известно искусство танца, музыки, пения. Европейцев поражает атмосфера гармонии, любви, братства, милосердия в духовности индо-буддийской культуры. Почитание знания – органичная черта культуры индусов. «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает»; «…не сравнится власть с учёностью. Царя чтят лишь в его стране, учёного – повсюду». Но «бесполезна учёность, лишённая добродетели». Нравственная оценка знания, все больше признаваемая в современной культуре мира, видимо, стала главной причиной отсутствия в Индии формализованного экспериментального знания, распространённого на Западе. В V-XIIвеках в Индии жили выдающиеся математики и астрономы Ариабхатта, Магавира и другие. Именно в Индии изобретена десятеричная система счисления. Индийские математики и астрономы больше интересовались тайнами Вселенной и практическими вопросами измерения, чем логическими основаниями науки. Религиозно-практический характер носили и медицинские, химические знания. Индо-буддийский менталитет игнорировал историческое знание, что выразилось в принижении значения фактов, но компенсировал себя в поразительной развитости философии. По мнению выдающегося индийского общественного деятеля современности Д. Неру Индия должна умерить свою религиозность и обратиться к науке. Отставая в области эмпирической науки, Индия способна на равных вступить в цивилизацию XXIвека, основанную на ценностях науки, религии, философии. Порукой тому своеобразная политическая традиция индо-буддийской культуры. Социальный порядок является частью мирового порядка, поэтому попытки радикального изменения мирового порядка чреваты глобальными катаклизмами. Отсюда нравственное решение социально-политических проблем. «Сатьяграха» («твёрдость в истине») – главный вклад индо-буддийской политической мысли в культуру современного мира. Этим термином Махатма Ганди обозначил глубоко индийский принцип непротивления в борьбе против английского владычества. Умение «подставить левую щеку» основано на менталитете: потеряв жизнь, индус сохраняет чистоту своей кармы, что благоприятно скажется на его последующем перерождении и бытии мирового порядка. Гандизм дал человечеству первый опыт разрешения острых противоречий между народами и политическими системами без традиций кровной мести. Этот опыт становится универсалией культурологии и гуманистическим принципом международной политики.
Билет № 13. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|