Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурный код - это способ сохранения и передачи информации, тип культурной памяти.





Переходя к изучению античной культуры, необходимо прежде всего выяснить значение самого понятия «античность».Термин этот происходит от латинского слова antiguus — древний. Им принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств — с XI-г IX вв. до н. э. — времени становления

античного общества в Греции и до V в. н. э. — гибели Римской империи под ударами варваров. Одинаковыми для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация

с общим историко-культурным комплексом, что однако не отрицает наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Но прежде чем перейти к характеристике особенностей культуры

Древних Греции и Рима, необходимо выделить, что же было главным, стержневым в античной культуре. Это прежде всего религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем — античное рабовладение. Оно не только стало основой экономики и общественной жизни, оно стало и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явлений в античной культуре науку и художественную культуру. На этих доминантах античной культурынеобходимо прежде всего сконцентрировать внимание, изучая культуру Древней Греции и Рима.



Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь

были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов. Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III — II тыс. до н. э.), гомеровский (XI — IX вв. до н. э.), архаический (VIII —VI вв. до н. э.), классический (V —IV вв. до н. э.), эллинистический (вторая половина IV —середина I вв. до н. э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Далее в изучении культуры Древней Греции следует остановиться на выделенных нами ранее доми-

нантах этой культуры.

v Греческая религияскладывалась в эгейскую эпоху. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции — Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,политического и экономического объединения греческих полисов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеонасыграли эпическое творчество и его творцы — аэды.

В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает какую-то историческую ре-

альность. Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый-из них пережил длительную эволюцию. Однако студенту, изучающему настоящую тему, следует знать основных богов греческого пантеона (Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия) и их функции. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм— обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и

Македонии. Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычная часть культа — жертвоприношение. К другим элементам культа можно отнести возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия.

Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прори-

цанием и врачеванием. Должность жреца была почетной, но не давала непосредственной власти, так как

зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица.

v Мифология.Она представляет собой очень трудный объектдля изучения. Греческая мифология — это не только ине столько мир религиозных представлений, это миргреков вообще, это сложное и обширное целое, кудавходят наряду с мифами также и исторические легендыи предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море — наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, низвержении Кроносом своего отца Урана, поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его — Зевса.

Антропогонический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не дает ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога-творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней

видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по

мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принес людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлек тна себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре — хлебных злаков; Дионису — виноградарства и виноделия; Гермесу —изобретение мер и весов, чисел и письма; Аполлону •—обучение людей поэзии, музыке и другим искусствам. К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера — легендарного автора «Илиады» и «Одиссеи».

По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные

группы: теории индивидуального творчества (авторство Гомера); теории народного эпоса и синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в нее элементов имеет одну

особенность, и доныне производящую столь сильное впечатление на слушателя и читателя, — высокую

художественность и гуманизм образов.

v РабовладельчествоВ контексте нашей темы не так важно,какие были рабы, рабовладельцы и отношения между ними. Нас интересует сам раб как категория особого рода. Понимание сущности раба создает основу для понимания философии, идеологии, мировосприятия и самой жизни античного общества.В этом вопросе необходимо обратиться к античным авторитетам, таким как Аристотель и Платон, а также к рассуждениям о всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания, жившего в VI в. н. э. Наличие и естественность рабства в жизни Античности привели к представлению о космическом рабстве, поскольку все в космосе устроено так, что одно, безусловно, подчиняется другому.

Во времена общинно-родового строя родственные отношения возникали сами собой естественным путем

и на них зиждились экономические отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда: на

умственный и физический. Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд, т.е. уп-

равлять рабами.

v театр.Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели,-облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос — козел, ода — песня); из озорных и веселых песен — комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились три трагедии и две комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить

театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.

В период расцвета греческой культуры (VI —V вв. до н. э) в Афинах жили и творили самые выдающиеся

греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения («Прикованный Прометей» и «Персы»);

Софокл, создавший трагедии «Царь Эдип», «Электра», и др.; Еврипид — автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в Авлиде». Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и др.

v изобразительное искусствопрочно вошло в художественное развитие последующих

времен. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической

Греции были храмы, театры, общественные здания.Основным архитектурным сооружением является храм.

Самые знаменитые образцы греческой архитектуры, сохранившиеся до нашего времени в афинском Акро-

поле, — храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных

стилей является форма колонн — непременного атрибута древнегреческих сооружений. Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре Древнего Востока, но с V в. до н.э. она достигла небывалого расцвета. Передается не только фигура и лицо, но и движение, и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись была широко распространена в Древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи

относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Характеристика римской культурыДревнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов Древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

1. царский (VIII — начало VI вв. до н. э.),

2. республиканский (510 — 509 — 30 — 27 гт. до н. э.)

3. период империи (30 — 27 гг. до н. э, —476 г. н.э.)

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Что же характерно для религии этого времени? Прежде всего примитивный

политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Каждый дом имел свою Весту — богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей — отсутствие определенных образов богов.

Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов по-

являются в Риме примерно в VI в. до н. э. под влиянием этрусской и греческой мифологий и ее антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».

Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями.

В магии все основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привел к широкому развитию ее обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь,требовала многочисленных специалистов, отсюда —развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии считался верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии. С V в. до н. э. начинается серьезное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии

греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим

обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологических традиций выделились верховные божества римлян, главные из которых необходимо запомнить: Юпитер — бог неба, Юнона — богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера, Минерва — покровительница ремесла, Диана — богиня рощ и охоты,Марс — бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе(Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н. э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоев населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за сто-

лом во время еды и пр. В IV в. до н. э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы города-государства Рима, который в I — III вв. н. э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в

Малой Азии, Коринф и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями — храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Отличительная черта городов эпохи империи — наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами

отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 — 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель

и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным

сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологий, а также изображение воды и зелени.

В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью кото-

рой являлся исключительный реализм в передача черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических

произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и Обработка дра-

гоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь.Обучение состояло из трех ступеней:

начального, школы грамматики и школы риторики.Последняя представляла собой высшую школу, и в ней

обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные

суммы на содержание школ риторики.Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины, и конечно, Рим и Карфаген. Большое

значение придавалось в Риме в I —II вв. географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в

развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий

и Аппиан. К этому же времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху

империи достигла апогея своего развития литература Древнего Рима. Во времена императора Августа жил

Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени.

Среди поэтов наибольшей славой еще при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмер-

тной эпической поэмы «Энеида». Другой поэт кружка Мецената — мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона — замечательного лирического поэта, автора поэмы «Искусство любви», которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далекий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов «Скорби» и «Послания с Понта».Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей — автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел» о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Следует подчеркнуть, что античная культура —уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, зало-

жили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед. Отличи-

тельные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода — позволили

грекам достичь небывалых высот прежде всего в сфере науки и искусства, обеспечили культуре универсализм, побуждали другие народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции — отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм

римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.