|
Тема 3. Структуризация производственных систем какОснова моделирования Цель: Показать концептуальность понятия системы. Ознако- мить студентов с принципами системного подхода. Системность явлений реального мира в конце ХХ века уже не вызывает сомнений. Правилом современного научного поиска ста- ло рассмотрение объектов и процессов как систем, т.е. во всей со- вокупности составляющих их компонентов, связей и отношений, включая отношения с окружающей средой. Будем понимать термин система – как совокупность элемен- тов, взаимодействующих между собой для достижения какой-либо цели. Если мы обнаруживаем хотя бы два таких объекта: учитель и ученик в процессе обучения, продавец и покупатель в торговле, телевизор и передающая станция в телевидении и т. д. — то это уже система. Элемент системы – предел деления (различения) системы с точки зрения исследователя. Связь – ограничение степени свободы элементов системы. Это понятие обеспечивает возникновение и сохранение целостно- сти системы. Говорят, что между переменными (элементами, объектами) существует связь, если они накладывают взаимные ограничения на поведение (изменение, функционирование) друг друга. При отсут- ствии таких ограничений, т. е. когда поведение независимо, связь _______отсутствует. В общем случае связь между элементами системы проявляется в ограничении ее разнообразия. Подсистема – подмножество элементов системы, для кото- рых можно указать некоторое системообразующее отношение, по- зволяющее отделить это подмножество от других элементов сис- темы. Например - подсистема ввода- вывода информации в ПК, подсистема контекстной справки в информационной системе. Цель – заранее мыслимый результат сознательной деятельно- сти человека. Понятие цель лежит в основе исследования развития и функционирования систем. Структура - это совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели. Виды структур. Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмот- рим основные топологии структур (систем): Линейные структуры (рис. 3.1.); Иерархические, древовидные структуры (рис. 3.2.); Сетевые структуры (рис. 3.3.); Матричные структуры (рис. 3.4.). Рис. 3.1. Структура линейного типа. Рис. 3.2. Структура иерархического (древовидного) типа. 1 2 n 1-1 2-1 2-2 2-3 3-1 3-2 3-3 3-4 3-5 3-6 3-7 3-8 Рис. 3.3. Структура сетевого типа. Рис. 3.4. Структура матричного типа. Часто понятие системы предполагает наличие иерархической структуры, т.е. систему иногда определяют как иерархическую це- лостность. В особый класс выделяют системы управления (СУ). Система управления – совокупность управляемого объекта и устройства управления. Действия устройства управления на- 1-1 2-1 2-2 2-3 3-1 3-2 3-3 3-4 3-5 3-6 правлены на поддержание и улучшение функционирования управ- ляемого объекта. Устройство управления рассматривается как ки- бернетическая система. Кибернетическая система — система, в отношении которой принято допущение об относительной изолированности в инфор- мационном отношении и абсолютной проницаемости в материаль- но-энергетическом отношении. Это предполагает, что: количество информации в этой системе конечно; всякое поступление инфор- мации из среды в систему (информационный вход) и поступление информации из системы в среду (информационный выход) кон- тролируемы либо наблюдаемы; материальные же и энергетические потоки рассматриваются только в качестве носителей информа- ции. Для СУ всегда рассматриваются два информационных потока (рис.3.5.). Рис. 3.5. Прямая и обратная связь Системный анализ (СА) – совокупность _______приемов и методов обоснования решений по сложным вопросам различного характе- ра. Исторически СА формировался при обосновании решений по вопросам военно-стратегического, а затем инженерного характера. Системный анализ базируется на системном подходе. Системный подход – методология исследования, проектиро- вания и реализации сложных систем различной природы. Систем- ный подход исторически возник, когда методологии выработанной точными науками становятся недостаточными при работе со сложными системами, необозримыми для одного человека. Состояние – фиксация значений параметров системы в оп- ределенный момент времени, как бы «фотография» системы. Если система может переходить из одного состояния в другое, то гово- рят, что она обладает поведением. Поведение рассматривается как функция смены состояний в зависимости от внешней среды и вре- мени. Равновесие – это способность системы сохранять свое пове- дение при отсутствии существенных возмущающих воздействий. Развитие – способность системы со временем менять свое поведение. Сам термин развитие не носит в данном случае некото- рого положительного оттенка, как это принято в русском языке. Развитие в данном случае не характеризует «улучшение» или «ухудшение» поведения объекта, а лишь указывает, что поведение изменилось. Устойчивость – способность системы возвращаться к неко- торому состоянию равновесия при уменьшении влияния некото- рых внешних факторов. Классификация систем. Цель любой классификации (табл. 3.1.) – ограничить набор приемов и методов исследования кон- кретной системы. Например, если работавшая программа переста- ет работать, то следует отнести эту неполадку либо к технической неисправности, либо к ошибкам в программе и, тем самым, сокра- тить объем работы по решению проблемы. Таблица 3.1. Классификация систем Основание клас- сификации Наименование классов систем Отличительные признаки классов Примеры классов По взаимодей- ствию с окру- жающей средой открытые Взаимодействуют с окру- жающей средой (обмени- ваются с ней каким-либо ресурсом) ПК – обмен инфор- мацией, Фирма - об- мен финансами закрытые Не взаимодействуют с ок- ружающей средой Идеальные физиче- ские системы, макро- экономика По природе материальные Доступны объективному наблюдению или измере- нию Производственные системы абстрактные Существуют в виде неко- торых абстрактные конст- рукций, выраженных оп- ределенной символикой (текстом, формулами) Абстрактные теоре- тические построения, например, макроэко- номика Окончание табл.3.1. По происхожде- нию Естественные Произошли естественным путем Земля, труд, капитал Искусственные Произошли при активном участии человека Товары, услуги Также говоря о классификации систем по сложности, следует отметить, что само понятие сложность является относительным и изменяется с ростом объема знаний человека. Вместе с тем, в теории систем имеется свое “ядро”, свой осо- бый метод — системный подход к возникающим задачам. Сущ- ность этого метода достаточно проста: все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом. Плачевный опыт попыток решения системных вопросов с иг- норированием этого принципа, попыток использования подхода с точки зрения «здравого смысла» достаточно хорошо изучен. Ло- кальные решения, локальная оптимизация — на уровне отдельных элементов почти всегда приводили к неэффективному в целом, а иногда и опасному по последствиям, результату. Принципы системного подхода 1) Принцип целостности Некоторые совокупности объектов могут проявлять себя, как нечто целое, обладающее такими свойствами, которые принадле- жат именно всему целому (именуемому нами в данном случае сис- темой), а не его составным частям. 2) Принцип совместимости элементов в системе. Система, обладающая заданными свойствами, может быть построена не из любых элементов, а только из таких, собственные свойства которых удовлетворяют условиям совместимости. 3) Принцип организованности Элементы, из которых строится система, находятся в системе не в произвольном порядке, а образуют определенную, характер- ную для данной системы структуру, описываемую некоторыми системообразующими отношениями. 4) Принцип эмерджентности. Заключается в признании и материалистическом толковании явления эмердженности, рассматриваемого, как возможность воз- никновения новых связей и свойств при объединении элементов и подсистем в систему. 5) Принцип целеустремленности и целесообразности. Наяду с нецеленаправленными объектами, для исследования которых достаточно классического терминального подхода, объ- ясняющего явления действием объективных законов, благодаря явлению эмерджентности, появились и существуют объекты, от- носящиеся к классам целенаправленных и целеустремленных, для исследования и проектирования которых необходимо терминаль- ный подход дополнить телеологическим, использующим такие по- нятия, как назначение, цель, стремление, мотивация, целесообраз- ность, оптимальность и т. д. 6) Принцип нейтрализации дисфункций. При объединении элементов в систему она должна оказаться устойчивой и живучей, в ней должны возникать явления, направ- ленные на нейтрализацию дисфункций, т.е. явлений несоответст- вующих друг другу и глобальным целям системы. 7) Принцип лабиализации функций. С развитием системы ее организация приобретает такую сложность, что возникает возможность лабиализации функций, т.е. возможность быстрого изменения существующих и приобретения новых функций при относительной стабильности состава и струк- туры системы. 8) Принцип адаптивности. Свойство перестраивать свою структуру, параметры и пове- дение с целью адаптации к условиям окружающей среды. 9) Принцип эволюции. Любая сложная система должна рассматриваться в развитии и к ней должны применяться такие понятия, как наследственная память, изменчивость, отбор. 10) Принцип изоморфизма. Возможность существования изоморфизмов в структуре, по- ведении и развитии систем различной субстанциональной приро- ды, целесообразности изучения и использования системных (в том числе и структурных) закономерностей. 11) Принцип полифункциональности сложной системы. Любая сложная система выполняет более одной функции. Например, организация выполняет производственную, социаль- ную функции. Рабочая станция на базе ПК может выполнять также несколько функций – работы и отдых. Для исследования разных функций строятся разные модели одного и того – же объекта – разноаспектные модели. 12) Принцип комплексного подхода. 13) Принцип целесообразности и возможности разработки и использования междисциплинарного понятийного аппарата и междисциплинарных моделей. 14) Принцип «полной системы». Реализуется в стремлении реализовать «полную» систему - систему, обладающую максимальным набором функций. 15) Принцип взаимодополняемости и неразрывности процес- сов проектирования и внедрения сложных систем. Указывает на итеративность процесса проектирования слож- ных систем. 16) Принцип учета динамики системы. Любая сложная система должна рассматриваться в развитии. 17) Принцип неполной детерминированности сложных сис- тем и учета вероятностных факторов. При рассмотрении сложных систем следует учитывать то, что поведение многих (если не всех) элементов такой системы, как правило, стохастично и может быть определено только с некото- рой вероятностью. 18) Принцип целевой структуризации целенаправленных и целеустремленных систем. Принцип дает метод целевой структуризации и раскрывает важнейшие требования к процессу выявления и ранжирования це- лей, к организации управления при помощи целевых программ. 19) Принцип имитации. Указывает, что наиболее адекватными исследуемому объекту являются имитационные модели. При этом качество прогноза по- ведение системы будет тем выше, чем больше влияющих факторов учтено при ее построении. 20) Принцип необходимости пополнения системы моделей. Указывает на необходимость ведения банка моделей слож- ных систем. Принцип связан с принципом учета динамики – слож- ные системы не стационарны, следовательно, их модели также должны корректироваться. Контрольные вопросы 1 Охарактеризуйте следующие понятия: система, элемент сис- темы, связь, подсистема, структура 2 Какие виды структур вы знаете? 3 Какие классификации систем вы знаете? 4 В чем суть системного подхода? 5 Что такое эмерджентность? ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|