Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследование целей систем управления





Исследование целей систем управления

 

Цели представляют собой конкретизацию общесистемной функции (миссии) системы, определяющей ее основное назначение.

Рассмотрим реализацию задач исследования, описанных выше, применительно к целям систем управления.

 

Диагностика целей системы управления

 

 

Диагностика целей системы управления предполагает, прежде всего, определение их адекватности условиям функционирования и развития организации. Это значит, что должно быть исследовано соответствие целей системы управления:

 

- факторам внешней и внутренней среды,

- целям организации.

 

Также необходимо проанализировать степень достижения целей.

Для подобной диагностики можно использовать таблицы соответствия следующего типа.

 

 

Таблица соответствия целей факторам среды

 

Цели системы управления Вес целей () Достигнутые результаты Оценки соответствия ()
Ключевые факторы среды А В С D E
       
1. 2. 3. 4. ……….        
Итого:     ()

 

где рi – оценка соответствия i‑ й цели фактору среды (А, В и т.д.).

 

В этой таблице фиксируются результаты, достигнутые по основным целям системы управления, а также – экспертные оценки (например, балльные) соответствия целей ключевым факторам среды.

Аналогично можно построить таблицу соответствия целей системы управления и всей организации. Далее необходимо определение факторов, которые обусловили выявленные несоответствия, а также – классификация данных факторов. Например: факторы объекта управления - системы управления – внешней среды; факторы информационные – финансовые – кадровые – технические и т.д.

При исследовании системы целей необходимо рассмотреть ее возможные изменения в будущем. Для прогнозирования целей систем управления может быть применен так называемый метод “прогнозного графа”, который основан на принципах построения "дерева целей". При этом построение самого прогнозного дерева целей – весьма сложная проблема, требующая решения многих прогнозных задач: прогноза развития объекта в целом, разработки сценария прогнозируемой генеральной цели, уровней и вершин дерева, критериев и их весов.

Существо метода «прогнозного графа» состоит в построении и анализе дерева целей, отражающего обобщенное экспертное суждение. Группа экспертов последовательно, в два тура формулирует условия поставленных целей, а также оценивает вероятность их достижения. Процесс декомпози­ции продолжается до постановки конкретных задач. На втором туре корректируются сроки и вероятности свершения событий. Форми­руется гипотетическая сеть, которая может содержать десятки и собы­тий (целей) и конкретных возможностей их реализации. Именно на этом туре строится прогнос­тический граф. Каждое событие (элемент модели) характеризуется количественными оценками, такими как вероятность и время сверше­ния, значимость, стоимость. Далее проводится анализ путей дости­жения генеральной цели и выбор оптимального пути по одному или нескольким критериям - минимальному времени, минимальной стоимос­ти, наибольшей вероятности свершения и т.д.

Изменчивость и неопределенность развития внешней среды требует учета возможного разнообразия (вариантности) будущих ситуаций при определении и анализе целей организации и системы управления. Это может быть достигнуто с помощью использования сценарного подхода. При этом процесс декомпозиции исследования целей следует дополнить вероятностными характеристиками различных сценариев развития внешней среды (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). При этом для каждого сценария оценка важности целей будет отличаться от оценки для другого сценария. Сценарный метод описан в первой части данного пособия.

Обобщение (синтез) в области исследования целей может осуществляться на основе так называемой «решетки» сильных/слабых сторон, которая может иметь следующий вид:

 

Анализ сильных/слабых сторон

 

№ п/п Наименование позиции Качественная оценка позиции
сильная средняя слабая
1. Цели по отдельным направлениям: - относительно структуры управления; - относительно методов управления; - относительно персонала; -относительно обеспечения управления;      
2. Полнота и конкретность представления целей      
3. Согласованность целей      
4. Соответствие целей проблемам/возможностям организации      
5. Соответствие целей факторам внешней среды и сценариям развития      
6. Другие позиции      
  В целом ситуация в области целеполагания        

 

 

Таким образом, исследование целей системы управления позволяет определить общую ситуацию в данной области, в том числе выявить:

- общую структуру целей, их взаимосвязи, их значимость и вклад в достижение генеральной цели;

- какие цели нечетко сформулированы;

- какие цели не могут быть достигнуты одновременно (зоны «несогласованности»);

- какие цели «конфликтуют» друг с другом (максимальное достижение одной приводит к минимальному достижению другой – «зоны антагонизма»);

- какие цели организации не имеют необходимого обеспечения целями управления и т.д.

На этой основе могут быть предложены направления и рекомендации по корректировке целей системы управления, в том числе по проектированию новой системы целей.

«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» - это вид структуры целей. Термин введен У.Черчменом, который предложил метод дерева целей в связи с проблемами принятия решений в промышленности [6].

Термин «дерево» подразумевает формирование иерархически структуры, получаемой расчленением общей цели на под­цели, а их - на более детальные составляющие, для наименования которых в конкретных приложениях используют разные назва­ния: направления, проблемы, программы, задачи, а начиная с не­которого уровня - функции.

Такая процедура получила в последующем название струк­туризации цели.

Как правило, термин «дерево целей» используется для древо­видных иерархических структур, имеющих отношение строго древовидного порядка, но иногда применяется и в случае «слабых» - иерархий. Поэтому более правильно для наз­вания структур целей было бы использовать термин В.М. Глушкова «прогнозный граф» [2]. Однако в силу истории возникновения терминов более распространен исходный термин «дерево целей».

Термин «дерево целей» в конкретных приложениях заменяют более удобными для этих приложений терминами:

ü в ситуациях принятия решений применяют термин «дерево решений»;

ü при вы­явлении и уточнении функций системы управления говорят о «де­реве целей и функций» [3, 4];

ü при структуризации тематики науч­но-исследовательской организации пользуются термином «дереве проблемы»;

ü разработке прогнозов - «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф» [2].

Поэтому в настоящее время более распространено понятие «методы типа «дерева целей».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направле­ний, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то пе­риода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования структур целей и функций или мето­дики структуризации целей и функций.

 

1. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учеб,для вузов / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. Изд. 2-е.,1999.-С. 133-134.

2. Методика совместного прогнозирования заинтере­сованными странами-членами СЭВ развития науки и техники. - М.: Меж­дународный центр НТИ, 1975.

3. Основы системного подхода и их при­ложение к разработке территориальных АСУ/Под ред. Ф.И. Перегудова. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976.

4. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ: учеб. пос. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. - М.: Высш. школа, 1989.

5. Системный анализ в экономике и организации производства: учеб,
для вузов / Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. - Л.: Политехника, 1991.- С. 90-91.

6. Черчмен У. Введение в исследование операций / У. Черчмен
и др. - М.: Наука, 1968.

7. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Э. Янч. - М.: Прогресс, 1974. В.Н. Волкова

Фрейдина

Метод «дерева» целей

5.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА

 

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы.

Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет воз­можность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей силь­нее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:

• определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;

• концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ;

• определять критерии оценки достижения целей;

• обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней:

• генеральная цель,

• цели 1-го уровня (главные цели),

• цели 2-го уровня,

• цели 3-го уровня

• и так до необходимого уровня декомпозиции.

Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.

Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря­де других задач в области управления (например, при структуриза­ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех­нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева» целей имеет ряд определений:

• граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­лей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.;

• граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;

• графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива­ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це­лей и подцелей);

• «дерево», выражающее отношение между вершинами — эта­пами или проблемами достижения некоторой цели;

• интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов;

• специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели;

• схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей;

• упорядочение, взаимная согласованность и распределение це­лей и подцелей по степени важности.

 

 

Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав­ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя­зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные парамет­ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графиче­ски в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи­ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле­вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.

Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

5.2. ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ,

АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ

Построение «дерева» целей осуществляется на основе логиче­ской дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом следует выполнять определенные правила, в частности:

1) декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином ие­рархическом уровне проводится по одному избранному классифи­кационному признаку;

2) каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

3) каждая цель должна быть субординационна к другим;

4) любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу (напри­мер, подсистеме, субподсистеме, подразделению - - отделу, бюро, группе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной;

5) для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение;

6) количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, т.е. должна быть обеспечена полнота редукции цели;

7) «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

8) декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в ко­нечном итоге главной цели;

9) при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида.

 

 

Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждо­го уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, дос­тижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения при­оритетов, корректировки целей с течением времени и месту исполь­зования), согласованность и непротиворечивость.

Формулировка целей СУ должна, как правило:

1) начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости
реализации конкретного действия, (например, увеличить, разработать и т.п.);

2) определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измере­ния количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200... г.»);

3) указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (например, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.);

4) целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей. Примеры формулирования целей:

5) уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%;

6) обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.

 

Существенное значение имеют использующиеся при построе­нии «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции:

1. Параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или поня­тийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала СУ...» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»);

2. Объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.);

3. Технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий);

4. Временной — это признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы).

Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4.

Рис. 5.3. «Дерево» целей простое (нециклическое)

В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каж­дом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количе­ство иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей.

Рис. 5.4. «Дерево» целей (циклическое)

 

Цели в каждом «дереве» характеризуются двумя такими параметрами.

1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1, т.е.

(5.14)

2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по формуле

 

КВП iyy = КВО iyy КВП i-1 (5.15)

 

Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом» целей следует построить «дерево» ресурсов (рис. 5.5).

 

 

Рис. 5.5. «Дерево» целей и ресурсов их обеспечения

 

Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д.

«Дерево» целей и «дерево» ресурсов — эффективный инстру­мент программно-целевого планирования.

5.3. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА» ЦЕЛЕЙ

Порядок построения «дерева» целей СУ может быть следующим:

1) определение генеральной цели СУ;

2) составление банка целей, обеспечивающих достижение гене­ральной цели;

3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дере­ва» (на основе, например, экспертных оценок);

4) определение входимости целей одна в другую (например, с использованием матриц входимости);

5) построение исходного «дерева» целей;

6) определение коэффициентов относительной важности и вза­имной полезности целей;

7) построение окончательного варианта «дерева» целей (для каждого из уровней).

Приведенный порядок построении «дерева» является примерным, так как в каждом случае необходимо проявлять творческий подход.

Рассмотренный метод может использоваться на различных ста­диях исследования. При этом его применение возможно в следую­щих случаях:

• для проверок правильности формирования, формулирования и последовательных оценок на соответствие предъявляемым к це­лям требованиям (конкретности, достижимость, измеримости, и др.) в действующих СУ, что позволяет провести их корректировку; оценку целей на соответствие требованиям можно проводить с использованием матрицы, где следует отражать характеристики цели по определенным градациям (например: приоритетна — не приори­тетна, легкодостижима — труднодостижима, низкозатратна — высо­козатратна, персонал заинтересован — персонал не заинтересован, малотрудоемка — трудоемка, значима — не значима, ориентирована на высокие технологии — ориентирована на низкие технологии, требует изменения ОСУ — не требует изменения ОСУ);

• для постановки и формулирования целей во вновь создаваемых СУ;

• для постановки формулирования целей исследования СУ.

В первом случае при исследовании целеполагания в СУ следует сопоставлять требования и правила, предъявляемые к целям и по­строению их «дерева» и на основе этих сопоставлений делать выво­ды и проводить соответствующее совершенствование системы.

Во втором и третьем случаях все требования и правила нужно применять на практике корректно, правильно сформировать и сформулировать цели.

 

Игнатьева, Максимцев

Классификации целей

Критерии классификации Группы целей:
Период установ­ления   Стратегические Тактические   Оперативные  
Содержание   Экономические Организационные Научные   Социальные Технические Политические  
Функциональ­ная структура   Маркетинговые Инновационные Кадровые   Производствен­ные Финансовые Административные  
Среда   Внутренние   Внешние  
Приоритетность   Особо приоритетные Приоритетные   Прочие  
Измеримость   Количественные   Качественные  
Повторяемость   Постоянные (повторяющиеся)   Разовые  
Иерархия   Организации   Подразделений  
Стадии жизнен­ного цикла   Проектирование и создание объекта. Рост объекта   Зрелость объекта Завершение жиз­ненного цикла объекта  

 

На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рас­сматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структури­зации целей и построения дерева целей.

Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей дос­тижения целей нельзя решать проблему проектирова­ния организации. Это означает, что без четкого форму­лирования целей функционирования нельзя комплекс­но решить ни одной проблемы, связанной с построени­ем организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности.

 

Таким образом, проектирование целей организации яв­ляется обязательным и важным этапом процесса проекти­рования общей системы управления.

Проектирование целей организации производится в несколько этапов (см. рис. 5.1.).

 

 

Рис. 5.1. Исследование и проектирование целей организации

 

Рассмотрим эти этапы.

Этап 1. Исследуется предназначение организации, об­щая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначе­ния системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, крите­рий эффективности является показателем, определяю­щим степень достижения этой цели.

Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются ка­чественные цели функционирования организации, выте­кающие из Положения данной организации, регламенти­рующего ее деятельность, а затем выбираются качествен­ные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

 

Например:

Цель 1. Максимально содействовать учебному процессу.

Цель 2. Обучить студентов методам анализа систем уп­равления.

Цель 3. Обучить студентов методам формализованного представления результатов обследования сис­тем управления

Этап 3. Производится ранжирование целей функцио­нирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжиро­вание целей должно осуществляться на всех выбранных Уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функ­ционирования, которые, в свою очередь, регламентиру­ются решениями вышестоящих организаций, постанов­лениями, положением об организации.

 

Проблема ранжирования целей функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем проектирования организационных систем по многим причинам:

• во-первых, по своей природе все реальные организации - многоцелевые;

• во-вторых, период дей­ствия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо толь­ко исходя из целей, период действия которых сопоста­вим с периодом проектирования организации (в про­тивном случае процесс проектирования становится не­прерывным);

• в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей должно быть по возможно­сти ограниченным.

 

Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно и требует применения наиболее объективных методов, например метода экспертных оценок.

 

В данном случае применение метода экспертных оце­нок проводится в два этапа.

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся документация, необ­ходимая для проведения экспертизы целей.

Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком случае можно говорить и о достоверности экспер­тизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характери­стики: компетентность, креативность, отношение к экс­пертизе, конформизм, аналитичность и широта мышле­ния, самокритичность.

ü Компетентность эксперта - это степень его квали­фикации в определенной области знаний. Компетент­ность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знаком­ства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д.

ü Креативность эксперта — способность решать твор­ческие задачи.

Отношение к экспертизе является важной характери­стикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе.

ü Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа про­ведения экспертизы.

ü Самокритичность эксперта — самооценка своей ком­петентности.

ü Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма — также важные ха­рактеристики эксперта.

 

Даже неполные определения характеристик экспер­тов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее важной из указанных характеристик явля­ется характеристика компетентности экспертов, по­скольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.

 

На втором организационном этапе осуществляется от­работка результатов экспертизы. На этом этапе выпол­няются все необходимые расчеты для сопоставления ка­чественных целей на каждом уровне управления с целя­ми, выбранными по мнению "экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.

Сформулируем требования, которым должна удовле­творять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.

1. Оценка целей функционирования должна прово­диться в благоприятной психологической обстановке.

2. Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах.

3. Экспертная документация не должна допускать двоякого понимания вопросов.

4. Экспертная документация должна быть, по воз­можности, однородной и полной.

5. Выбранная система шкал экспертной оценки долж­на быть обоснована и доведена до сведения эксперта,

6. Цели проведения экспертизы должны быть извест­ны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практиче­ской точки зрения является анкетирование.

На четвертом этапе осуществляется построение де­рева целей. Количество и разнообразие целей задач ме­неджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее разме­ров, специализации, вида, формы собственности. В ка­честве удобного и апробированного на практике инстру­мента исследования целей можно использовать построе­ние целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей (рис.5.2).

Рис. 5.2. Фрагмент дерева целей

Построение дерева целей осуществляется для форма­лизованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей опи­сывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необхо­димо описывать желаемые результаты, но не спо­собы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, кото­рые могут быть выполнены определенным спосо­бом и в заранее установленные сроки.

Исследование и формирование количественных целей выполняется на пятом этапе и является наиболее важ­ным для управления организацией, так как количествен­ные цели определяют выбор методов управления органи­зацией, применение компьютерной техники в управле­нии. Количественные характеристики целей фиксируют­ся в стратегических и годовых планах организации. Ко­личественные цели ориентируют организацию на дости­жение определенных показателей и конкретизируют вы­бранные качественные цели.

Оценка степени достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается «эталон» управления, которое необходимо расценивать как практическое и при котором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и клас­са сложности организации.

В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, ново­введениям, производству, персоналу, финансам и об­щему менеджменту), и в табл. 5.2. приводятся пример­ные формулировки целей по этим подсистемам. В ре­альных условиях эти цели должны быть конкретизиро­ваны и количественно измерены с помощью соответст­вующих показателей.

 

Приведем пример.

 

Таблица 5.2

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

И КРИТЕРИЕВ УПРАВЛЕНИЯ

Исследуемая система управления не будет эффективной, если допущены ошибки:

• целеполагания и формулировки критериев;

• маркетинга, т.е. неправильно определены способы и инструменты достижения поставленной цели;

• менеджмента вследствие отсутствия или неверных планирования, организации, мотивации, контроля.

 

Поэтому в дополнение к системным исследованиям объ­екта и системы управления как целого могут проводиться частнонаучные исследования отдельных элементов процесса и (или) средств управления. Могут проводиться частнонаучные специальные исследования процессов целеполагания, маркетин­га, менеджмента, а также комлексов технических средств, на которых эти процессы реализуют.

Совершенствование систем управления может осущест­вляться и путем последовательного исследования правильности и устранения ошибок в целеполагании, маркетинге, менеджмен­те, выборе технических средств.

При частных исследованиях целеполагания стремятся определить, правильно ли сформулированы и формализованы в критерии оценки эффективности цели деятельности.

Если окажется, что цель или критерий функционирования исследуемой с







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.