|
Исследование целей систем управленияСтр 1 из 5Следующая ⇒ Исследование целей систем управления
Цели представляют собой конкретизацию общесистемной функции (миссии) системы, определяющей ее основное назначение. Рассмотрим реализацию задач исследования, описанных выше, применительно к целям систем управления.
Диагностика целей системы управления
Диагностика целей системы управления предполагает, прежде всего, определение их адекватности условиям функционирования и развития организации. Это значит, что должно быть исследовано соответствие целей системы управления:
- факторам внешней и внутренней среды, - целям организации.
Также необходимо проанализировать степень достижения целей. Для подобной диагностики можно использовать таблицы соответствия следующего типа.
Таблица соответствия целей факторам среды
где рi – оценка соответствия i‑ й цели фактору среды (А, В и т.д.).
В этой таблице фиксируются результаты, достигнутые по основным целям системы управления, а также – экспертные оценки (например, балльные) соответствия целей ключевым факторам среды. Аналогично можно построить таблицу соответствия целей системы управления и всей организации. Далее необходимо определение факторов, которые обусловили выявленные несоответствия, а также – классификация данных факторов. Например: факторы объекта управления - системы управления – внешней среды; факторы информационные – финансовые – кадровые – технические и т.д. При исследовании системы целей необходимо рассмотреть ее возможные изменения в будущем. Для прогнозирования целей систем управления может быть применен так называемый метод “прогнозного графа”, который основан на принципах построения "дерева целей". При этом построение самого прогнозного дерева целей – весьма сложная проблема, требующая решения многих прогнозных задач: прогноза развития объекта в целом, разработки сценария прогнозируемой генеральной цели, уровней и вершин дерева, критериев и их весов. Существо метода «прогнозного графа» состоит в построении и анализе дерева целей, отражающего обобщенное экспертное суждение. Группа экспертов последовательно, в два тура формулирует условия поставленных целей, а также оценивает вероятность их достижения. Процесс декомпозиции продолжается до постановки конкретных задач. На втором туре корректируются сроки и вероятности свершения событий. Формируется гипотетическая сеть, которая может содержать десятки и событий (целей) и конкретных возможностей их реализации. Именно на этом туре строится прогностический граф. Каждое событие (элемент модели) характеризуется количественными оценками, такими как вероятность и время свершения, значимость, стоимость. Далее проводится анализ путей достижения генеральной цели и выбор оптимального пути по одному или нескольким критериям - минимальному времени, минимальной стоимости, наибольшей вероятности свершения и т.д. Изменчивость и неопределенность развития внешней среды требует учета возможного разнообразия (вариантности) будущих ситуаций при определении и анализе целей организации и системы управления. Это может быть достигнуто с помощью использования сценарного подхода. При этом процесс декомпозиции исследования целей следует дополнить вероятностными характеристиками различных сценариев развития внешней среды (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). При этом для каждого сценария оценка важности целей будет отличаться от оценки для другого сценария. Сценарный метод описан в первой части данного пособия. Обобщение (синтез) в области исследования целей может осуществляться на основе так называемой «решетки» сильных/слабых сторон, которая может иметь следующий вид:
Анализ сильных/слабых сторон
Таким образом, исследование целей системы управления позволяет определить общую ситуацию в данной области, в том числе выявить: - общую структуру целей, их взаимосвязи, их значимость и вклад в достижение генеральной цели; - какие цели нечетко сформулированы; - какие цели не могут быть достигнуты одновременно (зоны «несогласованности»); - какие цели «конфликтуют» друг с другом (максимальное достижение одной приводит к минимальному достижению другой – «зоны антагонизма»); - какие цели организации не имеют необходимого обеспечения целями управления и т.д. На этой основе могут быть предложены направления и рекомендации по корректировке целей системы управления, в том числе по проектированию новой системы целей. «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» - это вид структуры целей. Термин введен У.Черчменом, который предложил метод дерева целей в связи с проблемами принятия решений в промышленности [6]. Термин «дерево» подразумевает формирование иерархически структуры, получаемой расчленением общей цели на подцели, а их - на более детальные составляющие, для наименования которых в конкретных приложениях используют разные названия: направления, проблемы, программы, задачи, а начиная с некоторого уровня - функции. Такая процедура получила в последующем название структуризации цели. Как правило, термин «дерево целей» используется для древовидных иерархических структур, имеющих отношение строго древовидного порядка, но иногда применяется и в случае «слабых» - иерархий. Поэтому более правильно для названия структур целей было бы использовать термин В.М. Глушкова «прогнозный граф» [2]. Однако в силу истории возникновения терминов более распространен исходный термин «дерево целей». Термин «дерево целей» в конкретных приложениях заменяют более удобными для этих приложений терминами: ü в ситуациях принятия решений применяют термин «дерево решений»; ü при выявлении и уточнении функций системы управления говорят о «дереве целей и функций» [3, 4]; ü при структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дереве проблемы»; ü разработке прогнозов - «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф» [2]. Поэтому в настоящее время более распространено понятие «методы типа «дерева целей». Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования структур целей и функций или методики структуризации целей и функций.
1. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учеб,для вузов / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. Изд. 2-е.,1999.-С. 133-134. 2. Методика совместного прогнозирования заинтересованными странами-членами СЭВ развития науки и техники. - М.: Международный центр НТИ, 1975. 3. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных АСУ/Под ред. Ф.И. Перегудова. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976. 4. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ: учеб. пос. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. - М.: Высш. школа, 1989. 5. Системный анализ в экономике и организации производства: учеб, 6. Черчмен У. Введение в исследование операций / У. Черчмен 7. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Э. Янч. - М.: Прогресс, 1974. В.Н. Волкова Фрейдина Метод «дерева» целей 5.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА
Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы. Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет возможность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей сильнее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью. Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепенных и ответственных функций исследования СУ. При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость: • определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования; • концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ; • определять критерии оценки достижения целей; • обеспечивать возможность оценки достижения целей и служить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми. Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей. Эффективным инструментом установления целей СУ, как показывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения. «Дерево» состоит из целей нескольких уровней: • генеральная цель, • цели 1-го уровня (главные цели), • цели 2-го уровня, • цели 3-го уровня • и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей — достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д. Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ряде других задач в области управления (например, при структуризации и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и технике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п. Понятие «дерева» целей имеет ряд определений: • граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) целей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.; • граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов; • графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — целей и подцелей); • «дерево», выражающее отношение между вершинами — этапами или проблемами достижения некоторой цели; • интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов; • специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели; • схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей; • упорядочение, взаимная согласованность и распределение целей и подцелей по степени важности.
Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность главной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и последующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой связями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей СУ. Структурированные цели системы чаще представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нулевого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание. Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю. По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются. По существу, данный метод представляет собой инструмент организации работы исполнителей исследования. 5.2. ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ Построение «дерева» целей осуществляется на основе логической дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом следует выполнять определенные правила, в частности: 1) декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином иерархическом уровне проводится по одному избранному классификационному признаку; 2) каждая цель расчленяется не менее чем на две цели; 3) каждая цель должна быть субординационна к другим; 4) любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу (например, подсистеме, субподсистеме, подразделению - - отделу, бюро, группе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной; 5) для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение; 6) количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, т.е. должна быть обеспечена полнота редукции цели; 7) «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями; 8) декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в конечном итоге главной цели; 9) при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида.
Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждого уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, достижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения приоритетов, корректировки целей с течением времени и месту использования), согласованность и непротиворечивость. Формулировка целей СУ должна, как правило: 1) начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости 2) определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измерения количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200... г.»); 3) указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (например, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.); 4) целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей. Примеры формулирования целей: 5) уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%; 6) обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.
Существенное значение имеют использующиеся при построении «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции: 1. Параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или понятийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала СУ...» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»); 2. Объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.); 3. Технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий); 4. Временной — это признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы). Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4. Рис. 5.3. «Дерево» целей простое (нециклическое) В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каждом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количество иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей. Рис. 5.4. «Дерево» целей (циклическое)
Цели в каждом «дереве» характеризуются двумя такими параметрами. 1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1, т.е. (5.14) 2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по формуле
КВП iyy = КВО iyy КВП i-1 (5.15)
Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом» целей следует построить «дерево» ресурсов (рис. 5.5).
Рис. 5.5. «Дерево» целей и ресурсов их обеспечения
Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д. «Дерево» целей и «дерево» ресурсов — эффективный инструмент программно-целевого планирования. 5.3. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА» ЦЕЛЕЙ Порядок построения «дерева» целей СУ может быть следующим: 1) определение генеральной цели СУ; 2) составление банка целей, обеспечивающих достижение генеральной цели; 3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дерева» (на основе, например, экспертных оценок); 4) определение входимости целей одна в другую (например, с использованием матриц входимости); 5) построение исходного «дерева» целей; 6) определение коэффициентов относительной важности и взаимной полезности целей; 7) построение окончательного варианта «дерева» целей (для каждого из уровней). Приведенный порядок построении «дерева» является примерным, так как в каждом случае необходимо проявлять творческий подход. Рассмотренный метод может использоваться на различных стадиях исследования. При этом его применение возможно в следующих случаях: • для проверок правильности формирования, формулирования и последовательных оценок на соответствие предъявляемым к целям требованиям (конкретности, достижимость, измеримости, и др.) в действующих СУ, что позволяет провести их корректировку; оценку целей на соответствие требованиям можно проводить с использованием матрицы, где следует отражать характеристики цели по определенным градациям (например: приоритетна — не приоритетна, легкодостижима — труднодостижима, низкозатратна — высокозатратна, персонал заинтересован — персонал не заинтересован, малотрудоемка — трудоемка, значима — не значима, ориентирована на высокие технологии — ориентирована на низкие технологии, требует изменения ОСУ — не требует изменения ОСУ); • для постановки и формулирования целей во вновь создаваемых СУ; • для постановки формулирования целей исследования СУ. В первом случае при исследовании целеполагания в СУ следует сопоставлять требования и правила, предъявляемые к целям и построению их «дерева» и на основе этих сопоставлений делать выводы и проводить соответствующее совершенствование системы. Во втором и третьем случаях все требования и правила нужно применять на практике корректно, правильно сформировать и сформулировать цели.
Игнатьева, Максимцев Классификации целей
На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей. Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности.
Таким образом, проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления. Проектирование целей организации производится в несколько этапов (см. рис. 5.1.).
Рис. 5.1. Исследование и проектирование целей организации
Рассмотрим эти этапы. Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели. Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.
Например: Цель 1. Максимально содействовать учебному процессу. Цель 2. Обучить студентов методам анализа систем управления. Цель 3. Обучить студентов методам формализованного представления результатов обследования систем управления Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных Уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.
Проблема ранжирования целей функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем проектирования организационных систем по многим причинам: • во-первых, по своей природе все реальные организации - многоцелевые; • во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации (в противном случае процесс проектирования становится непрерывным); • в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей должно быть по возможности ограниченным.
Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно и требует применения наиболее объективных методов, например метода экспертных оценок.
В данном случае применение метода экспертных оценок проводится в два этапа. На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей. Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком случае можно говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность. ü Компетентность эксперта - это степень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д. ü Креативность эксперта — способность решать творческие задачи. Отношение к экспертизе является важной характеристикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе. ü Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы. ü Самокритичность эксперта — самооценка своей компетентности. ü Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма — также важные характеристики эксперта.
Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны. Наиболее важной из указанных характеристик является характеристика компетентности экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.
На втором организационном этапе осуществляется отработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению "экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности). Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов. Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов. 1. Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке. 2. Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах. 3. Экспертная документация не должна допускать двоякого понимания вопросов. 4. Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной и полной. 5. Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта, 6. Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование. На четвертом этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей (рис.5.2). Рис. 5.2. Фрагмент дерева целей Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам: • общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга; • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Исследование и формирование количественных целей выполняется на пятом этапе и является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели. Оценка степени достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается «эталон» управления, которое необходимо расценивать как практическое и при котором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации. В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту), и в табл. 5.2. приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Приведем пример.
Таблица 5.2 ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И КРИТЕРИЕВ УПРАВЛЕНИЯ Исследуемая система управления не будет эффективной, если допущены ошибки: • целеполагания и формулировки критериев; • маркетинга, т.е. неправильно определены способы и инструменты достижения поставленной цели; • менеджмента вследствие отсутствия или неверных планирования, организации, мотивации, контроля.
Поэтому в дополнение к системным исследованиям объекта и системы управления как целого могут проводиться частнонаучные исследования отдельных элементов процесса и (или) средств управления. Могут проводиться частнонаучные специальные исследования процессов целеполагания, маркетинга, менеджмента, а также комлексов технических средств, на которых эти процессы реализуют. Совершенствование систем управления может осуществляться и путем последовательного исследования правильности и устранения ошибок в целеполагании, маркетинге, менеджменте, выборе технических средств. При частных исследованиях целеполагания стремятся определить, правильно ли сформулированы и формализованы в критерии оценки эффективности цели деятельности. Если окажется, что цель или критерий функционирования исследуемой с Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|