Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конкретизация и измерение целей





 

Любая сформулированная цель должна быть конкретизирована, из­мерена и иметь критерий, указывающий степень ее достижимости. Осо­бенно это касается целей нижнего уровня. Измерение целей осуществля­ется различными количественными показателями, представляемыми в виде абсолютных (размерных) и относительных (безразмерных) величин, а также качественными оценками выполнения требований, правил и норм. Качественные оценки в основном сформулированы в виде утверждений. Например, «разработать и внедрить матричную структуру управления в течение двух лет» или «разработать новый продукт в заданном диапазоне цен». Следует обратить внимание, что в сформулированных целях зало­жены критерии: в первой — это срок выполнения, во второй — диапазон цен. Сопоставление фактических показателей и критерия определяет сте­пень достижимости цели.

Показатели измерения по каждой цели должны быть аддитивны показателям общих целей, и полученный результат должен составлять n - ю долю суммарного результата. В связи с этим построению целевой модели должен предшествовать этап изучения группирования основных и вспомогательных результатов организации. Например, если предпри­ятие производит продукцию, то показатели его деятельности груп­пируются по следующим основным стандартным разделам: произ­водственная программа, экономический анализ, финансовый анализ, проекты развития производства (техническое перевооружение, созда­ние новой продукции и др.). Если предприятие ориентировано на торгово-посредническую деятельность, то основными будут показатели экономической, финансовой и маркетинговой деятельности.

 

Для того чтобы цели были взаимно поддерживающими, необходи­мо определить ограничения на используемые ресурсы. Таким образом, для системы существует набор целей и соответствующий ему набор критериев и ограничений на ресурсы, используемых для достижения цели. Фрагмент целевой модели системы, отображающей изложенный методический прием с использованием графического языка структур­ного анализа, приведен на рис. 8.4.



 

Рис. 8.4. Фрагмент целевой модели системы: УР — уровень

 

Очевидно, что построение целевой модели системы — достаточно сложный творческий процесс, сопровождаемый множеством постав­ленных для решения дополнительных задач. Одна из задач, возникающая при определении набора критериев, связана с выбором таких критериев, которые позволят наиболее полно определить достижение сформулированной общей цели. Как показано в работе Р. Кини и X. Райфа [31], это обеспечивается, когда набор критериев охватывает все важные цели, что означает: обладает полнотой охвата, является дей­ственным — операциональным, разложимым на части для упрощения и не избыточным.

 

Например, для общей цели средством ее измерения будет вектор, состоящий из частных критериев K.(i = 1,2,..., п). Для общего случая набор из п критериев считается полным, если, зная значение п - мерного критерия, связанного с общей целью, лицо, принимающее реше­ние, имеет полное представление о степени достижимости общей цели. Для каждой цели может существовать несколько критериев, один из них — лучший.

Действенность критерия выражается в том, что он должен быть ре­зультативным и объяснимым и служить выбору наилучшего курса дей­ствия. Разложимость критерия — важное свойство, направленное на сокращение размерности целевой модели. Для этого следует исполь­зовать теорию предпочтения и функции полезности.

В качестве критериев могут выступать нормы, стандарты, допусти­мые обоснованные границы изменения показателей, а также показа­тели, найденные в результате решения оптимизационных задач кален­дарного планирования, распределения ресурсов, транспортной задачи и многих других, и наконец, показатели успешно функционирующих организаций, которые могут рассматриваться в качестве эталона.

В заключение следует отметить, что исследования в области по­строения целевой модели системы не перестают быть актуальными. Это очевидно, так как существует и многообразие целей, и разнообразие направленности деятельности, что приводит к нескончаемым пробле­мам при построении организации или ее отдельных подсистем.


Мишин

Метод «дерева» целей

5.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА

 

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы.

Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет воз­можность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей силь­нее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:

• определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;

• концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ;

• определять критерии оценки достижения целей;

• обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации,более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей.Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней:

• генеральная цель,

• цели 1-го уровня (главные цели),

• цели 2-го уровня,

• цели 3-го уровня

• и так до необходимого уровня декомпозиции.

Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.

Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря­де других задач в области управления (например, при структуриза­ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех­нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева» целей имеет ряд определений:

• граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­лей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.;

• граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;

• графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива­ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це­лей и подцелей);

• «дерево», выражающее отношение между вершинами — эта­пами или проблемами достижения некоторой цели;

• интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов;

• специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели;

• схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей;

• упорядочение, взаимная согласованность и распределение це­лей и подцелей по степени важности.

 

 

Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав­ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя­зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные парамет­ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графиче­ски в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи­ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле­вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.

Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

5.2. ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ,

АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ

Построение «дерева» целей осуществляется на основе логиче­ской дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом следует выполнять определенные правила, в частности:

1) декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином ие­рархическом уровне проводится по одному избранному классифи­кационному признаку;

2) каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;

3) каждая цель должна быть субординационна к другим;

4) любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу (напри­мер, подсистеме, субподсистеме, подразделению - - отделу, бюро, группе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной;

5) для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение;

6) количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, т.е. должна быть обеспечена полнота редукции цели;

7) «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;

8) декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в ко­нечном итоге главной цели;

9) при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида.

 

 

Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждо­го уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, дос­тижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения при­оритетов, корректировки целей с течением времени и месту исполь­зования), согласованность и непротиворечивость.

Формулировка целей СУ должна, как правило:

1) начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости
реализации конкретного действия, (например, увеличить, разработать и т.п.);

2) определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измере­ния количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200 ... г.»);

3) указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (например, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.);

4) целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей. Примеры формулирования целей:

5) уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%;

6) обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.

 

Существенное значение имеют использующиеся при построе­нии «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции:

1. Параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или поня­тийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала СУ ...» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»);

2. Объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.);

3. Технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий);

4. Временной — это признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы).

Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4.

Рис. 5.3. «Дерево» целей простое (нециклическое)

В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каж­дом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количе­ство иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей.

Рис. 5.4. «Дерево» целей (циклическое)

 

Цели в каждом «дереве» характеризуются двумя такими параметрами.

1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1 , т.е.

(5.14)

2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по формуле

 

КВП iyy = КВО iyy КВП i-1 (5.15)

 

Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом» целей следует построить «дерево» ресурсов (рис. 5.5).

 

 

Рис. 5.5. «Дерево» целей и ресурсов их обеспечения

 

Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д.

«Дерево» целей и «дерево» ресурсов — эффективный инстру­мент программно-целевого планирования.

5.3. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА» ЦЕЛЕЙ

Порядок построения «дерева» целей СУ может быть следующим:

1) определение генеральной цели СУ;

2) составление банка целей, обеспечивающих достижение гене­ральной цели;

3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дере­ва» (на основе, например, экспертных оценок);

4) определение входимости целей одна в другую (например, с использованием матриц входимости);

5) построение исходного «дерева» целей;

6) определение коэффициентов относительной важности и вза­имной полезности целей;

7) построение окончательного варианта «дерева» целей (для каждого из уровней).

Приведенный порядок построении «дерева» является примерным, так как в каждом случае необходимо проявлять творческий подход.

Рассмотренный метод может использоваться на различных ста­диях исследования. При этом его применение возможно в следую­щих случаях:

• для проверок правильности формирования, формулирования и последовательных оценок на соответствие предъявляемым к це­лям требованиям (конкретности, достижимость, измеримости, и др.) в действующих СУ, что позволяет провести их корректировку; оценку целей на соответствие требованиям можно проводить с использованием матрицы, где следует отражать характеристики цели по определенным градациям (например: приоритетна — не приори­тетна, легкодостижима — труднодостижима, низкозатратна — высо­козатратна, персонал заинтересован — персонал не заинтересован, малотрудоемка — трудоемка, значима — не значима, ориентирована на высокие технологии — ориентирована на низкие технологии, требует изменения ОСУ — не требует изменения ОСУ);

• для постановки и формулирования целей во вновь создаваемых СУ;

• для постановки формулирования целей исследования СУ.

В первом случае при исследовании целеполагания в СУ следует сопоставлять требования и правила, предъявляемые к целям и по­строению их «дерева» и на основе этих сопоставлений делать выво­ды и проводить соответствующее совершенствование системы.

Во втором и третьем случаях все требования и правила нужно применять на практике корректно, правильно сформировать и сформулировать цели.

 

Игнатьева, Максимцев









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.