|
Конкретизация и измерение целей
Любая сформулированная цель должна быть конкретизирована, измерена и иметь критерий, указывающий степень ее достижимости. Особенно это касается целей нижнего уровня. Измерение целей осуществляется различными количественными показателями, представляемыми в виде абсолютных (размерных) и относительных (безразмерных) величин, а также качественными оценками выполнения требований, правил и норм. Качественные оценки в основном сформулированы в виде утверждений. Например, «разработать и внедрить матричную структуру управления в течение двух лет» или «разработать новый продукт в заданном диапазоне цен». Следует обратить внимание, что в сформулированных целях заложены критерии: в первой — это срок выполнения, во второй — диапазон цен. Сопоставление фактических показателей и критерия определяет степень достижимости цели. Показатели измерения по каждой цели должны быть аддитивны показателям общих целей, и полученный результат должен составлять n - ю долю суммарного результата. В связи с этим построению целевой модели должен предшествовать этап изучения группирования основных и вспомогательных результатов организации. Например, если предприятие производит продукцию, то показатели его деятельности группируются по следующим основным стандартным разделам: производственная программа, экономический анализ, финансовый анализ, проекты развития производства (техническое перевооружение, создание новой продукции и др.). Если предприятие ориентировано на торгово-посредническую деятельность, то основными будут показатели экономической, финансовой и маркетинговой деятельности.
Для того чтобы цели были взаимно поддерживающими, необходимо определить ограничения на используемые ресурсы. Таким образом, для системы существует набор целей и соответствующий ему набор критериев и ограничений на ресурсы, используемых для достижения цели. Фрагмент целевой модели системы, отображающей изложенный методический прием с использованием графического языка структурного анализа, приведен на рис. 8.4.
Рис. 8.4. Фрагмент целевой модели системы: УР — уровень
Очевидно, что построение целевой модели системы — достаточно сложный творческий процесс, сопровождаемый множеством поставленных для решения дополнительных задач. Одна из задач, возникающая при определении набора критериев, связана с выбором таких критериев, которые позволят наиболее полно определить достижение сформулированной общей цели. Как показано в работе Р. Кини и X. Райфа [31], это обеспечивается, когда набор критериев охватывает все важные цели, что означает: обладает полнотой охвата, является действенным — операциональным, разложимым на части для упрощения и не избыточным.
Например, для общей цели средством ее измерения будет вектор, состоящий из частных критериев K.(i = 1,2,..., п). Для общего случая набор из п критериев считается полным, если, зная значение п - мерного критерия, связанного с общей целью, лицо, принимающее решение, имеет полное представление о степени достижимости общей цели. Для каждой цели может существовать несколько критериев, один из них — лучший. Действенность критерия выражается в том, что он должен быть результативным и объяснимым и служить выбору наилучшего курса действия. Разложимость критерия — важное свойство, направленное на сокращение размерности целевой модели. Для этого следует использовать теорию предпочтения и функции полезности. В качестве критериев могут выступать нормы, стандарты, допустимые обоснованные границы изменения показателей, а также показатели, найденные в результате решения оптимизационных задач календарного планирования, распределения ресурсов, транспортной задачи и многих других, и наконец, показатели успешно функционирующих организаций, которые могут рассматриваться в качестве эталона. В заключение следует отметить, что исследования в области построения целевой модели системы не перестают быть актуальными. Это очевидно, так как существует и многообразие целей, и разнообразие направленности деятельности, что приводит к нескончаемым проблемам при построении организации или ее отдельных подсистем. Мишин Метод «дерева» целей 5.1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА
Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы. Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет возможность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей сильнее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью. Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепенных и ответственных функций исследования СУ. При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость: • определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования; • концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ; • определять критерии оценки достижения целей; • обеспечивать возможность оценки достижения целей и служить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми. Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей. Эффективным инструментом установления целей СУ, как показывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения. «Дерево» состоит из целей нескольких уровней: • генеральная цель, • цели 1-го уровня (главные цели), • цели 2-го уровня, • цели 3-го уровня • и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей — достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д. Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ряде других задач в области управления (например, при структуризации и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и технике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п. Понятие «дерева» целей имеет ряд определений: • граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) целей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.; • граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов; • графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — целей и подцелей); • «дерево», выражающее отношение между вершинами — этапами или проблемами достижения некоторой цели; • интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов; • специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели; • схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей; • упорядочение, взаимная согласованность и распределение целей и подцелей по степени важности.
Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность главной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и последующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой связями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей СУ. Структурированные цели системы чаще представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нулевого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание. Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю. По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются. По существу, данный метод представляет собой инструмент организации работы исполнителей исследования. 5.2. ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ Построение «дерева» целей осуществляется на основе логической дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом следует выполнять определенные правила, в частности: 1) декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином иерархическом уровне проводится по одному избранному классификационному признаку; 2) каждая цель расчленяется не менее чем на две цели; 3) каждая цель должна быть субординационна к другим; 4) любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу (например, подсистеме, субподсистеме, подразделению - - отделу, бюро, группе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной; 5) для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение; 6) количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, т.е. должна быть обеспечена полнота редукции цели; 7) «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями; 8) декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в конечном итоге главной цели; 9) при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида.
Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждого уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, достижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения приоритетов, корректировки целей с течением времени и месту использования), согласованность и непротиворечивость. Формулировка целей СУ должна, как правило: 1) начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости 2) определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измерения количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200... г.»); 3) указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (например, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.); 4) целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей. Примеры формулирования целей: 5) уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%; 6) обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%.
Существенное значение имеют использующиеся при построении «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции: 1. Параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или понятийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала СУ...» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»); 2. Объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.); 3. Технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий); 4. Временной — это признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы). Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4. Рис. 5.3. «Дерево» целей простое (нециклическое) В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каждом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количество иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей. Рис. 5.4. «Дерево» целей (циклическое)
Цели в каждом «дереве» характеризуются двумя такими параметрами. 1. Коэффициент относительной важности, причем сумма всех КОВ на одном уровне декомпозиции целей равна 1, т.е. (5.14) 2. Коэффициент взаимной полезности, который определяется по формуле
КВП iyy = КВО iyy КВП i-1 (5.15)
Цели «дерева» на каждом из уровней декомпозиции должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Поэтому рядом с «деревом» целей следует построить «дерево» ресурсов (рис. 5.5).
Рис. 5.5. «Дерево» целей и ресурсов их обеспечения
Генеральную цель обеспечивает главный ресурс системы, цели первого уровня — ресурсы первого уровня, цели второго уровня — ресурсы второго уровня и т. д. «Дерево» целей и «дерево» ресурсов — эффективный инструмент программно-целевого планирования. 5.3. ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА» ЦЕЛЕЙ Порядок построения «дерева» целей СУ может быть следующим: 1) определение генеральной цели СУ; 2) составление банка целей, обеспечивающих достижение генеральной цели; 3) оценка каждой цели банка и их отбор для построения «дерева» (на основе, например, экспертных оценок); 4) определение входимости целей одна в другую (например, с использованием матриц входимости); 5) построение исходного «дерева» целей; 6) определение коэффициентов относительной важности и взаимной полезности целей; 7) построение окончательного варианта «дерева» целей (для каждого из уровней). Приведенный порядок построении «дерева» является примерным, так как в каждом случае необходимо проявлять творческий подход. Рассмотренный метод может использоваться на различных стадиях исследования. При этом его применение возможно в следующих случаях: • для проверок правильности формирования, формулирования и последовательных оценок на соответствие предъявляемым к целям требованиям (конкретности, достижимость, измеримости, и др.) в действующих СУ, что позволяет провести их корректировку; оценку целей на соответствие требованиям можно проводить с использованием матрицы, где следует отражать характеристики цели по определенным градациям (например: приоритетна — не приоритетна, легкодостижима — труднодостижима, низкозатратна — высокозатратна, персонал заинтересован — персонал не заинтересован, малотрудоемка — трудоемка, значима — не значима, ориентирована на высокие технологии — ориентирована на низкие технологии, требует изменения ОСУ — не требует изменения ОСУ); • для постановки и формулирования целей во вновь создаваемых СУ; • для постановки формулирования целей исследования СУ. В первом случае при исследовании целеполагания в СУ следует сопоставлять требования и правила, предъявляемые к целям и построению их «дерева» и на основе этих сопоставлений делать выводы и проводить соответствующее совершенствование системы. Во втором и третьем случаях все требования и правила нужно применять на практике корректно, правильно сформировать и сформулировать цели.
Игнатьева, Максимцев ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|