|
Описание и классификация целей
Цели – четко сформулированные и количественно определенные желаемые результаты функционирования и развития системы, обязательные для достижения в определенные сроки. Данное определение обусловливает требования к описанию целей. Каждая организация характеризуется системой целей, включая цели системы управления. Цели системы управления должны определяться целями организации. Взаимосвязи и структура целей лучше всего могут быть представлены моделью типа “дерева целей“. Можно выделить следующие основные признаки классификации целей систем управления: · по классу управленческих решений – стратегические, тактические, оперативные; · по охвату в организационной структуре – цели системы управления в целом, цели подразделений; · по функциональным подсистемам объекта управления – цели управления маркетингом, производством, финансами, персоналом организации, инновациями; · по подсистемам субъекта управления – цели управления персоналом, цели информационного обеспечения менеджмента, цели материально-технического и финансового обеспечения, цели формирования стиля управления, цели в отношении технологии и методов управления. · по направленности управления – цели функционирования и цели развития; · по периодичности – постоянные, периодические, разовые; · по измеримости – качественные, количественные; · по стадиям жизненного цикла объекта управления – цели проектирования и созданияобъекта, цели роста, зрелости, цели завершения жизненного цикла.
Возможны и другие признаки классификации. Цели системы управления могут рассматриваться как цели одной из функциональных подсистем организации. Классификация целей позволяет конкретизировать задачи целеполагания и использовать методы управления, предназначенные для разных целей. Например, рассмотрим, как меняются цели компании и, соответственно, цели управления на разных стадиях жизненного цикла:
создания → роста → зрелости → завершения (спада)
На первой стадии - создания - любая компания нацелена: • на то, чтобы выйти на рынки; • установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); • изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; • выжить.
Для второй стадии — роста — приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Среди них отметим: • дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; • достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; • совершенствование структуры управления, привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам и т.д.; • стратегическое планирование деятельности; • поиск новых финансовых источников для поддержания роста.
На стадии зрелости цели организации связаны: • с контролем за финансами; • использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; • дальнейшим совершенствованием структуры управления; • введением новых систем и методов управления (по целям, качеству, контролю и др.). Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением следующих проблем: • полное прекращение деятельности и, как следствие, — продажа имущества и увольнение работников; • продажа компании другому собственнику и адаптация к стадии жизненного цикла новой организации.
Целевая модель организации и ее системы управления, которая, как отмечалось, чаще всего представляется в виде «дерева целей», является исходной базой для формирования последующих управленческих решений – разработки стратегий, определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение (иначе – функций управления), построения адекватной структуры управления и т.д. Декомпозиция целей управления подчиняется общим правилам, однако остается в значительной степени искусством, требующим большого опыта. Поэтому рекомендуется разрабатывать «дерево целей» экспертными методами. По способу выявления целей и их взаимосвязей можно выделить различные методики, например: • Так, для проектирования системы управления наиболее целесообразно тщательно сформулировать миссию организации, ее конечную (генеральную) цель, а затем рядом последовательных шагов “разложить” ее на подцели. При этом такое разложение, как правило, многовариантно. Декомпозиция может быть осуществлена по признакам, приведенным выше, а также по другим. Например, могут быть выделены цели в отношении организационной культуры и стиля управления, в отношении методов управления и т.д. • Можно использовать описание системы в терминах проблем: выявить экспертным методом проблемы, построить “дерево проблем”, формулировки которых в неявном виде содержат в себе и цели (разрешение проблем), а далее – определить систему целей.
Таким образом, формируется представление о системе целей управления, взаимоувязанных с целями организации. Последнее (связь исследуемой системы с системой большего масштаба) является обязательным требованием системного исследования. Зачастую построить законченное и “правильное” с точки зрения формальной логики дерево целей не удается в силу объективной конфликтности между некоторыми целями. Однако построение такой структуры целей позволяет выявить “зоны конфликтности” целей, их объективность и обоснованность, определить возможные пути устранения конфликтности, оптимизировать согласованность целей. Разработка дерева целей позволяет упорядочить существующую область деятельности организации, представить ее в наглядной форме и подвергнуть осмыслению и анализу. Кроме того, необходимо получить оценки целей по отношению к исходной (оценки “вклада” подцелей в достижение генеральной). При этом возможны различные критерии оценки, в том числе – значимость, вероятность реализации, время реализации, стоимость. Обычно такие оценки даются экспертным путем, например, ранжированием или методом “парного сравнения” целей (описание см. [ ]). Могут использоваться обобщающие оценки целей, например, как средневзвешенные оценки по частным критериям: где pi - оценка цели по i-ому критерию; li - вес (значимость) i-го критерия. Далее необходимо провести диагностику.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|