|
Организация публичных конкурсовЗначение публичных конкурсов в связях с общественностью широко известно. Любое подобное мероприятие способствует продвижению имиджа не только лауреатов, но и организаторов, позволяет наладить более тесные связи внутри профессионального сообщества и т. д. Поэтому конкурсы являются неотъемлемым институтом жизни гражданского общества, и хотя государственная значимость конкурсов значительно ниже, чем общественная, российское законодательство уделяет этому вопросу соответствующее внимание. Отношения, возникающие в процессе организации и проведения публичных конкурсов, регулируются гл. 57 ГК РФ. Вот определение публичного конкурса, которое можно составить на основании этой главы: публичный конкурс — это выполнение работы или достижение иных результатов в рамках определенного организаторами конкурса задания с целью получения предусмотренной по условиям конкурса награды. Таким образом, конкурс на замещение вакантной должности, если для этого замещения не требуется выполнения новой работы, а достаточно прежних достижений, не является публичным конкурсом в смысле ГК РФ. В связи с этим организатор конкурса, изменивший его условия, освобождается от обязанности возмещения расходов за уже проделанную работу, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса (ч. 3 ст. 1058). Фундаментальное требование к публичному конкурсу, предъявляемое, со стороны государства, носит декларативный характер: «Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей» (ч. 2 ст. 1057). Это одно из немногих безусловных требований, предъявляемых к организаторам и участникам конкурса (разумеется, кроме тех требований, которые предъявляются к ним как к гражданам, должностным лицам и т. д., т. е. вне зависимости от конкурса). Декларативность этому требованию придает отсутствие какой-либо санкции за его нарушение и определенного органа, обязанного следить за его соблюдением. Законодательством не предусматривается даже никакой специальной процедуры с участием государственных органов по организации конкурса. В последнем случае можно было бы по крайней мере остановить процедуру объявления конкурса. Можно лишь попытаться привлечь к ответственности, да и то с сомнительным результатом, организаторов конкурсов, цели которых явно нарушают отечественное законодательство, вроде конкурса на лучший расистский плакат. Представляется, что законодателю следовало лучше продумать формулировку требования: ограничиться запретом на проведение конкурсов, цели которых противоречат принципам российского законодательства, предоставить прокуратуре право прерывать проведение таких конкурсов на любом этапе, а судам аннулировать их результаты и т. п. Следует подумать и о разграничении ответственности между организаторами и участниками незаконного конкурса. Согласно Гражданскому кодексу публичный конкурс может проводиться в двух формах: открытой и закрытой. При проведении открытого конкурса организатор обращается через СМИ ко всем желающим с предложением принять участие в конкурсе. В объявлении о публичном конкурсе обязательно должны указываться условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и срок объявления результатов конкурса (ч. 4 ст. 1057). В действительности указать в самом объявлении о публичном конкурсе все перечисленные пункты чрезвычайно трудно, и если бы ГК РФ предусматривал хоть какие-нибудь санкции за несоблюдение этих требований, а правосознание россиян было на несколько более высоком уровне, можно не сомневаться, что суды были бы завалены исками несостоявшихся конкурсантов, несостоявшихся лауреатов и лауреатов, выигравших не то, что им хотелось бы. Между тем заведомого нарушения законодательства можно было бы избежать указанием, что перечисленные условия должны содержаться либо в самом объявлении, либо в общедоступном источнике, ссылку на который содержит объявление. Закрытый конкурс предполагает направление предложения об участии определенному кругу лиц по выбору организатора, при этом ни критерии выбора, ни форма направления предложения законом не устанавливаются. Изменение условий конкурса или его отмена возможны только в течение первой половины установленного для предоставления работ срока. Извещение об отмене или изменении условий конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. Как уже указывалось, в этом случае организатор должен возместить расходы, понесенные при выполнении предусмотренной в объявлении работы, если она была выполнена в связи с проведением конкурса и до того, как исполнителю должно было стать известно об изменении условий или отмене конкурса.
Случай из практики [70] Ситуация 1 августа 1998 г. в программе «Новости+» Государственного муниципального учреждения Областная телерадиокомпания «Русь» (г. Кострома), в которую обычно включаются короткие видеорассказы об интересных людях, был показан сюжет о двух профессиональных художницах-фитодизайнерах. К Ольге и Нине, мечтающих заняться приобщением граждан к своему искусству. Репортаж завершался фразой журналиста: «Не знаю, как вам, а мне покупать рыночные полуувядшие цветы не хочется». Действия сторон Предприниматели, торгующие цветами на городском рынке Костромы, обратились в антимонопольный орган с заявлением о ненадлежащей рекламе, которую представлял, по их мнению, этот репортаж. Антимонопольный орган согласился с заявителями и выдал телерадиокомпании предписание об осуществлении контррекламы. «Русь» обвинялась в нарушении п. 1 ст. 5 (распространение рекламы без предварительного сообщения) и ст. 6. (недобросовестная реклама). Во-первых, речь шла о конкретных физических лицах (художницах Ольге и Нине), о товаре («здесь рождаются букеты» и фитокомпозиции «для оформления витрин, выставок, свадеб, календарей и открыток»), идеях и начинаниях («наконец-то готова к осуществлению мечта Ольги и Нины о создании цветочного салона»). Во-вторых, информация сюжета предназначалась неопределенному кругу лиц и своим изобразительным и текстовым содержанием формировала и поддерживала интерес к Ольге и Нине, их товару, а также способствовала реализации этих товаров, идей, начинаний. Высказывание журналиста в завершении репортажа антимонопольный орган признал некорректным сравнением рекламируемого товара с товаром юридических и физических лиц, торгующих на Центральном рынке г. Костромы, порочащим их деловую репутацию. Таким образом, речь идет о недобросовестной рекламе, причем не выделенной специальным предупреждением. Редакция телекомпании «Русь» не согласилась с этим решением и обжаловала его в суде. Однако суд первой инстанции отклонил иск, согласившись с аргументами антимонопольного органа. «Русь» подала кассационную жалобу. Решение кассационной инстанции Решение суда первой инстанции было признано необоснованным, а решение антимонопольного органа о привлечении телекомпании к ответственности недействительным. Аргументы кассационной инстанции сводились к следующему: 1. Упомянутые в видеосюжете физические лица не были надлежащим образом индивидуализированы. Исходя из тех данных, которые имелись в передаче (изображение, имена, образование), потребитель практически не в состоянии найти этих лиц собственными силами. 2. Создаваемые названными физическими лицами композиции из сухих цветов рассматривались в передаче как объекты прикладного искусства, результаты творческого труда. Сюжет не содержал информации, позволяющей сделать вывод о том, что упомянутые композиции реализуются либо предлагаются как товар, т. е. на коммерческой основе за деньги. 3. Идея художниц — заняться обучением горожан искусству фитодизайна — носит просветительский характер, неразрывно связана с творческими способностями самих художниц и может быть воплощена в жизнь только ими. Информация о наличии такой идеи помочь ее реализации не может. Что касается мечты художниц сделать свое искусство достоянием костромичей, то указанное желание не имеет отношения к предпринимательству. Таким образом, представленный материал не носил рекламного характера и, следовательно, нарушения Закона «О рекламе» не представлял.
ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА Авторское право определяется отечественной юридической доктриной как институт права интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность — это право на результаты творческой деятельности. В понятие «интеллектуальная собственность» наряду с авторским правом входят смежные (с авторским) права, патентное право, средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Авторское право в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений творческой деятельности (объектов авторского права); в субъективном смысле — это права физических лиц, творческим трудом которых созданы эти произведения (авторов). Основным нормативным документом, регулирующим отношения в сфере авторского права, является Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Из других актов выделим Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности», который нас интересует в наименьшей степени; законы «О средствах массовой информации» и «О рекламе», которые мы уже имели возможность рассмотреть; Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. и от 29 мая 1998 г., устанавливающие минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы, искусства и кинематографических произведений; Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» и др. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.), в других формах. Как не имеет значения обнародованность произведения, так не имеет значения и его законченность. Объектом авторского права является и часть произведения (включая его название), если она возникает в результате творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Таким образом, авторское право распространяется на объект, если он удовлетворяет следующим условиям: 1) является результатом творческого труда; 2) является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет; 3) обладает оригинальной формой — авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (эти явления, условно объединяемые понятием содержания, могут защищаться патентным правом). Следует иметь в виду, что законодатель не определил ни понятия «творческий труд», ни понятия «произведение». Нет в законе и термина «оригинальность». Таким образом, в практике могут возникать проблемы с определением относимости предмета к объектам авторского права, однако, как правило, юристами высказывается мнение, близкое к приведенному выше. Вне зависимости от наличия указанных признаков не являются объектами авторского права: ♦ официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; ♦ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); ♦ произведения народного творчества; ♦ сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Очевидность творческих усилий по созданию этих предметов не раз побуждала юристов высказываться в пользу пересмотра сложившегося положения, причем наиболее спорным является вопрос об информационных сообщениях. А. Рихтер сочувственно рассказывает о решении Верховного суда США, который пришел к выводу, что новостное сообщение является объектом авторского права. В связи с иском Associated Press к International News Service, которое, перефразировав сообщения АР, распространило их как свои, Верховный Суд запретил ответчику распространение новостей истца, пока они сохраняют товарную стоимость[71]. Столь жестких требований к российским СМИ не предъявляется, но ссылки на источник новостей при их заимствовании все же желательны. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Что касается смежных прав, то закон выделяет четыре их категории: 1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права); 2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права); 3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир; 4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения[72]. Структура авторского права включает правомочия, указанные на схеме 5. Эти правомочия делятся на имущественные и неимущественные права. Неимущественные права неотчуждаемы, не имеют непосредственного экономического содержания. Имущественные могут по условиям договора переходить от автора к иным лицам и согласно ст. 16 Закона, сводятся к единому праву на использование произведения. Закон, впрочем, не определяет само понятие использования произведения и даже впадает в самопротиворечие, утверждая в п. 1. ст. 16 право автора на использование произведения любым способом и в любой форме, а в п. 2 той же статьи давая закрытый список таких способов и форм. Это противоречие порождает споры среди интерпретаторов. Так, автор постатейного комментария закона Э. П. Гаврилов утверждает, что в действительности имеет значение именно закрытый список, и любые иные формы и способы использования произведения могут осуществляться свободно, т. е. без согласия владельца авторских прав. С другой стороны, Д. Платонов указывает, что все случаи свободного использования устанавливаются законом[73]. Последняя точка зрения представляется более обоснованной, так как именно такое толкование соответствует целям законодательства об авторском праве — защите интересов авторов и основывается на буквальном понимании как утверждения о любом способе и любой форме использования произведения его автором, так и закрытых списках форм и способов свободного использования. Схема 5. Авторское право
Наконец, ст. 17 содержит указания на два особых права: право доступа и право следования. Оба они относятся к произведениям изобразительного искусства. Обобщение первого правомочия не вызывает особенных затруднений: оно явно неотчуждаемо и не имеет экономического содержания, поэтому на схеме право доступа отнесено к неимущественным правам. С правом следования дело обстоит сложнее: оно содержит признаки и одного, и другого рода правомочий, в связи с чем на схеме оно помещено отдельно, и комментарий имеет смысл начать именно с него. 1.1. Право следования заключается в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым (признак неимущественных прав) и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права, но содержание этого права очевидно экономическое (признак имущественных прав). Следует отметить, что право следования не является общепризнанным в мировой практике, но тем не менее закреплено Бернской Конвенцией об охране литературных и художественных произведений (членом которой Россия является с 13 марта 1995 г.) в качестве права долевого участия. При этом Бернская Конвенция распространяет это право и на оригиналы рукописей, оговаривая, что применимость ст. 14ur определяется ее непротиворечием национальному законодательству. Вообще же право следования противоречит так называемому принципу истечения авторских прав и является исключением из нормы, содержащейся в п. 3 ст. 16 Закона: «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения». Личные неимущественные права. 2.1. Право авторства состоит в праве признаваться автором произведения. Согласно ст. 9 Закона автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, т. е. действует так называемая презумпция авторства. Следует подчеркнуть, что презумпция действует только при отсутствии доказательств иного. Так, писательница Л. Петерсон проставляла на своих произведениях не только свое имя, но и имя своего учителя — В. Виленкина, на основании чего наследник В. Виленкина предъявил иск об авторских правах своего наследодателя (а следовательно, и о собственных претензиях на выплату авторского вознаграждения). Между тем практически все спорные произведения были созданы уже после смерти В. Виленкина, поэтому суд отклонил претензии истца[74]. 2.2. Право на имя в контексте Закона «О защите авторских и смежных прав» понимается как право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. При обнародовании произведения форма обозначения имени оговаривается в авторском договоре, в результате чего автор утрачивает возможность ее изменить.
2.3. Общегражданское право на защиту деловой репутации применительно к защите авторских прав понимается как право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это неимущественное право, казалось бы, перекрывается имущественным правом на переработку: ведь иным лицам нельзя вносить в произведение не только такие искажения, которые могут нанести ущерб чести и достоинству автора, но и вообще какие бы то ни было изменения. Однако закон указывает, что в отличие от имущественных прав неимущественные являются неотчуждаемыми, т. е. если автор и делегирует право на переработку иному лицу, то право на защиту репутации все равно за ним сохранится. 2.4. Право доступа имеет отношение только к произведениям изобразительного искусства. Автор вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего творения. При этом от собственника произведения нельзя требовать его доставки автору. 2.5. Право на обнародование — это право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Статья 4 закона определяет обнародование произведения как осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Отметим особый характер этого правомочия среди иных личных неимущественных прав. Будучи неотчуждаемым само по себе, оно оказывается предпосылкой для ряда имущественных прав: публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Среди имущественных прав не выделено в тексте закона еще одно, базирующееся на праве на обнародование, — право на опубликование. В качестве особого правомочия в составе права на обнародование отдельно законодатель указывает на право на отзыв. Автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, т.е.: ♦ расторгнуть заключенный договор об обнародовании произведения, поставив в известность другую сторону и возместив ей понесенные убытки, в том числе упущенную выгоду; ♦ предотвратить дальнейшее использование уже обнародованного произведения, заявив публично об отзыве, возместив убытки, понесенные в результате его решения; ♦ изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения, также при условии возмещения убытков. Исключением являются служебные произведения, т. е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Его отзыв после передачи автором работодателю невозможен, однако не передавать его автор имеет право, разумеется, также при условии возмещения убытков. Личные имущественные права. 3.1. Автор обладает правом воспроизводить произведение. Воспроизведение — это изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ. Как отмечает Э. П. Гаврилов, воспроизведение — исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копий книг, что нашло отражение и в самом термине copyright — «право на копирование». 3.2. Право на распространение заключается в праве распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. Выделение права на распространение в качестве особого правомочия не является общепризнанной мировой практикой и еще не прижилось полностью в России. Свидетельство тому — отсутствие указания на передачу этого права в некоторых авторских договорах, а также неточное его соблюдение тогда, когда оно указывается. Так, если в авторском договоре предусмотрена передача права на распространение издателю сроком на один год, то по истечении этого срока автор вновь приобретает право распространять оставшиеся экземпляры. На деле авторы не прибегают к такой практике, но и не подтверждают своего согласия на продолжение распространения экземпляров произведения издательством. И в самом законе четкого определения распространения не содержится, что также приводит к неясностям. Как часть права на распространение рассматривает закон право на сдачу в прокат, т. е. предоставление экземпляра произведения во временное пользование с целью извлечения коммерческой выгоды. Однако право на сдачу в прокат не переходит вместе с правом на распространение (ст. 16. п. 3), и в качестве имущественного, т. е. отчуждаемого, права должно передаваться на основании отдельного условия авторского договора. Представляется, что право на сдачу в прокат достойно выделения в самостоятельное правомочие не в меньшей степени, чем последующее — право на импорт, которое также является составляющей права на распространение. 3.3. Право на импорт — это право импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав. 3.4. Согласно определению ст. 4 Закона публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — это любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Это развернутое определение, впрочем, не дает еще четкого представления о праве на публичный показ. Его буквальное толкование приводит к следующему выводу: публичный показ правомерно приобретенного экземпляра произведения без согласия автора является нарушением авторских прав. Ограничительное толкование возможно в двух вариантах: нарушением права на публичный показ является публичный показ без согласия автора необнародованного произведения и/или публичный показ без согласия автора с целью извлечения коммерческой выгоды. Установить правильное толкование может либо сам законодатель, что в России не практикуется, либо суд, либо органы, на которые возложены функции контроля за соблюдением авторских прав (что, с нашей точки зрения, нежелательно). 3.5. При практическом осуществлении права на публичное исполнение большое значение имеют нормы подзаконного акта — Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». Две статьи из этого документа имеет смысл привести полностью во избежание соблазна так или иначе уклониться от выплаты авторского вознаграждения. Плательщиками авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений являются юридические и физические лица, в том числе государственные, кооперативные, частные, малые и совместные предприятия, ассоциации и фонды, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений: театры (в том числе театры-студии, любительские самодеятельные театры), концертные и цирковые объединения, исполнительские коллективы, филармонии, цирки, клубы, дома и дворцы культуры, дома офицеров, военные ансамбли и оркестры, дискотеки и танцевальные площадки, парки, сады, стадионы, спортивные и киноконцертные залы, кинотеатры и видеосалоны, бары, кафе, рестораны и другие предприятия общественного питания, пансионаты, дома отдыха и санатории, предприятия бытового обслуживания, пассажирского транспорта и другие, а также организации, воспроизводящие выпущенные в свет произведения литературы и искусства в передачах телерадиовещания (ст. 20). Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях как при платном, так и при бесплатном для зрителей (слушателей) входе (ст. 21). 3.6. Право на передачу в эфир — это право сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Передача в эфир определяется как сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). Последующая передача в эфир — последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. 3.7. Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю заключается в праве сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств. 3.8. Право на перевод — это право переводить произведение. Хотя реальная защита этого права связана не столько с самим актом перевода, сколько с использованием перевода, и российское законодательство, и международные конвенции предпочитают особо выделить право на перевод. Статья 8 Бернской Конвенции гласит: «Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, в течение всего срока действия их прав на оригинальное произведение пользуются исключительным правом переводить и разрешать переводы своих произведений». 3.9. Право на переработку — это право переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение. Об этом праве следует сказать то же, что и о праве на перевод: хотя на практике механизмы защиты авторских прав включаются лишь тогда, когда возникает возможность использования переработанного произведения, законодатель указывает, что и сам факт переработки без согласия автора уже является нарушением авторских прав. Вновь сошлемся на Бернскую Конвенцию: «Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений» (ст. 12). 3.10. Право на участие в реализации своего проекта относится только к авторам дизайнерских, архитектурных, градостроительных и садово-парковых проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления ему этого права при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. По общему правилу авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, причем счет лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. Из этого правила есть исключения. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора они могут защищаться тремя субъектами: лицами, назначенными автором, его наследниками, уполномоченным государственным органом. В каждом случае есть свои особенности. Назначенные автором лица осуществляют защиту названных прав пожизненно, после чего их защита переходит к государственному органу (последнее не указано в Законе со всей очевидностью, но, кажется, именно так следует понимать положения ст. 27). При отсутствии назначенных автором лиц защита осуществляется наследниками автора в течение 50 лет, после чего переходит к государственному органу. Наконец, государственный орган имеет полномочия по защите указанных прав после смерти автора, если отсутствуют наследники. Можно заметить, что поскольку защита неимущественных прав не имеет непосредственного экономического смысла, уполномоченные лица далеко не всегда заинтересованы ввязываться в судебные тяжбы с неизвестным исходом. Кроме того, случаи нарушения соответствующих прав могут просто остаться для них неизвестными. В принципе это обычная ситуация использования или неиспользования права, но в данном случае представляется, что дело не только в праве, но и в некой неюридической обязанности перед умершим человеком. К сожалению, закон не предусматривает никакой процедуры «защиты памяти», если уполномоченное лицо не выступает с инициативой защиты прав умершего автора. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского прав устанавливается по общему правилу. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. В этом исключении есть свои особые льготы для авторов, точнее их памяти, — за особые прижизненные заслуги или страдания. В случае если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации (очевидно, речь идет о необнародованных при жизни автора произведениях). Факт реабилитации должен быть подтвержден справкой, выданной Генеральной прокуратурой РФ. В случае если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года. Вероятно, законодатель имел в виду лишь тех, кто в период войны был на стороне СССР, однако напрямую закон этого не оговаривает. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. В общественное достояние переходят также произведения до истечения срока действия авторского права в трех случаях: ♦ у умершего автора нет наследников ни по закону, ни по завещанию; ♦ ни один из наследников не принял наследства; ♦ все наследники лишены автором наследства. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование произведений в профессиональные фонды авторов, перешедших в общественное достояние.
Использование произведения Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Прежде всего передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Впрочем, в обзоре судебной практики по делам об авторском и смежных правах от 28 сентября 1999 г. № 47 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что «прямо» не означает обязательного наличия оборота «исключительные права», а лишь подчеркивает недвусмысленность контекста. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения; срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по до ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|