Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Свобода предвыборной агитации





 
 

Схема 2. Обязательства государства по обеспечению предвыборной агитации

Новый закон в отличие от предыдущего (1997 г.) не знает понятия свободы предвыборной агитации, и тем не менее представляется, что оно не только не противоречит, но и подразумевается Законом 2002 г., в частности в связи с тем, что предвыборная агитация рассматривается как вид информационного обеспечения выборов, информационная же сфера, как нам известно, является областью общедозволительного регулирования. Государственные гарантии свободного проведения предвыборной агитации выражаются в следующем:

♦ государство принимает на себя обязанности по обеспечению агитации (схема 2);

♦ кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, проводить ее, а также в установленном порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

1. Юридические обязательства государства по обеспечению агитации состоят прежде всего в том, что оно создает соответствующую нормативную базу, определяет правила поведения в данной сфере (регулятивные обязательства). Кроме того, государство обязуется следить за их реализацией и наказывать нарушителей (охранительные обязательства).

2. Позитивные организационные обязательства выражаются:

а) в создании специальных органов, обеспечивающих избирательный процесс, — избирательных комиссий;

б) в том, что государственные органы и учреждения обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий (в том числе предоставлением бесплатного помещения на равных правах), митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Кроме непригодности помещения для проведения массовых мероприятий, а также его расположения в пределах воинской части, закон не предусматривает никаких оснований для отказа в проведении подобного мероприятия при своевременной подаче заявки. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов; зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.

3. Позитивные финансовые обязательства выражаются в том, что государство берет на себя финансирование бесплатного для кандидатов эфирного времени (печатной площади) на равных условиях для проведения агитации в СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и организации и (или) которые в той или иной форме и степени финансировались из государственного бюджета за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням, причем половина этого времени отводится под «совместные мероприятия» — теледебаты и т. д.

4. Негативные обязательства государства в равной степени носят как финансовый, так и организационный характер (которые вообще могут быть разделены с достаточной степенью условности). Сами государственные органы и учреждения, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения (также, как органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения) не вправе участвовать в проведении агитации. В связи с популярностью на последних выборах такого приема, как ссылка на поддержку Президента (мифическую или реальную), заслуживает внимания уточнение: «ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание о кандидате... физического лица, не имеющего... права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае если это мнение было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов» (ст. 48.9). А СМИ, предоставляющие за счет государства бесплатные пространства для предвыборной агитации, не имеют права публиковать сведения, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить кандидату возможность опубликовать опровержение или иное разъяснение до окончания срока предвыборной агитации.

Кроме того (и прежде всего), помимо всякого участия государства кандидаты на условиях предоплаты и равных для всех расценок сами через избирательные фонды могут покупать эфирное время и печат ные площади. Условия оплаты должны быть опубликованы и предоставлены в избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о проведении выборов, причем СМИ, которые не обеспечивают права бесплатной агитации, могут на указанных условиях заключать соответствующие договоры, а СМИ, обеспечивающие это право, обязаны резервировать и продавать время и площадь в равной пропорции всем кандидатам[29].

В ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации 2004 г. произошел случай, вызвавший оживленную полемику в обществе и определенную правовую реакцию.

12 февраля 2004 г. кандидат на должность Президента Российской Федерации В. В. Путин провел встречу с доверенными лицами, выступил с речью, в которой подвел итоги своей работы, рассказал о планах на будущее и ответил на вопросы. Как свидетельствовали документы, встреча была проведена с оплатой произведенных расходов из избирательного фонда В. В. Путина. Мероприятие транслировалось в прямом эфире в выпуске программы «Вести» в 14.00 на телеканале ФГУП ВГТРК «Россия», трансляция заняла 62 минуты. Вечером того же дня встреча была показана ОАО «Первый канал» в объеме более 57 минут.

Кандидаты на должность Президента И. М. Хакамада и Н. М. Харитонов обратились с жалобами в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). Они полагали, что трансляция предвыборного мероприятия В. В. Путина ущемляет их права. Однако в ЦИК поступили и другие документы. Должностные лица ОАО «Первый канал» и ФГУП ВГТРК «Россия» объяснили, что трансляции их каналов были предприняты по инициативе редакций, и данные организации готовы предоставить такое же время на бесплатных для кандидатов условиях всем остальными претендентам на должность Президента. Таким образом, оснований для претензий у И. М. Хакамады и Н. М. Харитонова не было, ЦИК в удовлетворении жалоб отказал.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.