|
Ограничения свободы предвыборной агитации1. Ограничения во времени. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов), в СМИ предвыборная агитация берет старт за 30 дней до дня голосования. Прекращается агитационный период в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, не допускается реклама кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых они являются. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, но не ближе чем в 50 метрах от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. 2. Ограничения по форме. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с данными материалами должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Использование изображения физического лица, его положительных высказываний о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, также представляется в избирательную комиссию. Данное ограничение не распространяется на использование в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование. Несоблюдение этих требований означает недопустимость распространения материала. Запрещается вывешивание печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. В остальных местах агитационные материалы могут вывешиваться только с согласия собственника объекта, причем если объект находится в государственной или муниципальной собственности, размещение материалов происходит бесплатно. Кандидатам, их уполномоченным представителям, организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства и подарки иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Запрещается также такая форма подкупа, как обещания передачи избирателям денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на законных основаниях. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных блоков, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается. Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых они являются, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению кандидатов и указанных организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Им запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Запрещается также осуществлять благотворительную деятельность в поддержку кандидатов, их уполномоченных представителей и доверенных лиц. Наконец, закон запрещает привлекать к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут 18 лет на день голосования. 3. Ограничения по содержанию. Прежде всего закон предусматривает только свободу агитации за (против) кандидата (избирательного списка) или объединения. В отличие от агитации перед референдумом предвыборная агитация против участия в выборах и тем более против самих выборов законом не предусматривается. Таким образом, призывы бойкотировать выборы предвыборной агитацией не могут быть признаны, и на них не распространяются нормы Закона «Об основных гарантиях». При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лиц, заказавших проведение опроса и оплативших публикацию его результатов. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации и информационно-коммуникативных сетях общего пользования (Интернете) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Следует отметить, что в научных кругах нет единого мнения о степени влияния подобных публикаций на результаты выборов. Так, американские исследователи выделяют три типа воздействия социологических данных на массовое сознание: 1) эффект, побуждающий избирателей отдать свои голоса за победителей опроса; 2) эффект, выражающийся в стремлении помочь проигрывающему; 3) эффект воздержания — потеря интереса к голосованию, результаты которого известны заранее. В результате эти эффекты нивелируют друг друга, и влияние публикаций опросов сводится к минимуму[30]. С другой стороны, Э. Ноэль-Нойман в своем нашумевшем «Открытии спирали молчания» утверждает прямо противоположное: боясь оказаться в меньшинстве, избиратель готов отказаться от своего мнения в пользу более вероятного победителя[31]. В условиях страны, имеющей мощнейшую традицию «безмолвия народа», выводы немецкого социолога кажутся особенно актуальными. В этой связи В. В. Лапаева предлагает урегулировать публикацию результатов социологических опросов не только накануне выборов путем принятия закона «О порядке обнародования результатов опросов общественного мнения через средства массовой информации», действие которого распространялось бы на все опросы, имеющие социально-политическое значение[32].
Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. В случае если публикация материалов была осуществлена бесплатно, в публикации должно быть помещено указание на этот факт, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания, на которую в случае нарушения может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.8. Кодекса об административных правонарушениях). 4. Ограничения по субъектам. О причинах, ограничивающих субъектный состав участников предвыборной агитации, уже упоминалось, и в общих чертах о категориях лиц, не имеющих права вести агитацию, мы уже говорили: это стремление создать равные условия для кандидатов и возможности для свободного и осознанного выбора для избирателей. Поэтому проводить агитацию в любой форме запрещается субъектам, обладающим дополнительными ресурсами воздействия на общественное мнение: ♦ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; ¨ лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; двум последним категориям запрещается также проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности; ♦ воинским частям, военным учреждениям и организациям; ♦ благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; ♦ комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; ♦ иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; ♦ представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. Второй пункт нуждается в некоторых комментариях. Во-первых, согласно Федеральному закону от 31.07.95 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», к государственным должностям категории «А» отнесены должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: Президент, Председатель Правительства, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие. Во-вторых, под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации; г) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов (данное правило не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или, муниципальных средств) командировок; е) преимущественный (по сравнению с другими кандидатами, группами участников референдума) доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации; ж) агитационное выступление при проведении массовых мероприятий, организуемых в период избирательной кампании государственными и муниципальными органами и организациями (за исключением случая, когда возможность выступить на мероприятии была предоставлена всем зарегистрированным кандидатам), а также не оплаченное из соответствующего избирательного фонда обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|