|
Практика конкретного вида деятельности.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Декабря 1948 года. 1. Все люди рождаются свободными и равноправными в своём достоинстве и правах. 2. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность. 3. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. 4. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. 5. (статья 19) Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
14. Причины возникновения и цели первых кодексов профессиональной этики журналиста.-12 Кодексы - выход в создании саморегуляции прессы. Попытка защитить свободу печати и оградить читателя – разработка кодексов. Свобода творчества все чаще стала оборачиваться журналистским произволом – форма проф. поведения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества, ни с чем, кроме личного «хочу».
1 Кодекс – 1900 г. в Швеции. 2. «Хартия поведения» 1918г. 3. Каноны журнализма США 1923г. 4. Кодекс норм и этики журналисткой практики (1921) – Джеймс Броун. Судя по содержанию первых кодексов, её составители находились под влиянием концепции «Свободы прессы» или либертальной. Истоки этой теории исходят к идеям Джефферсона, Милля, а содержание может быть сведено к нескольким пунктам: 1. Пресса является общественным и полуобщественным институтом. Цель – информировать читателей, развлекать их, помогать контролировать правительство, пресса – сторожевой пёс демократии. 2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств может издавать газету. 3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей». 4. В ней запрещены клевета и непристойности. 5. Пресса – 4 власть в государстве. Она несёт общественность пред обществом и обязана представить общество в целом. В качестве высших ценностей в них обычно провозглашаются свобода слова и право людей на получение правдивой информации. В 20 веке стала произрастать новая теория на базе либертальной «теория социальной ответственности журналиста». Требования, зафиксированные в первых кодексах, обычно не выходят за рамки общечеловеческих норм нравственности и рекомендаций на уровне здравого смысла. Пиши правду, придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны, уважай честь и достоинство личности, её право на частную жизнь; не пиши против совести и не принимай не от кого подачек; исправляй допущенные ошибки; будь честным при сборе и распространении новостей; уважай демократические институты и общепринятые нормы морали – вот краткий перечень основных принципов. Кодексы отличались друг от друга по степени обобщенности требований, предъявляемых журналисту. Одни включали только общие принципы, другие – конкретные рекомендации поведения. Есть различия тем не менее. Большую ценность представляет собой тематический анализ 59 журналистских кодексов, который обнародовал финский учёный ЛАРС БРАУН (1979): 1. Требование соблюдать профессиональную тайну или конфедециальность источника информации. 2. Право людей на свободное выражение мнений и на получение правдивой информации. 3. Положение, ограничивающее вмешательство прессы в личную жизнь граждан (оправдано лишь в общественных интересах) 4. Одно из самых серьёзных нарушений – использование ж. своего общественного положения для личной выгоды. 5. Осуждается плагиат, клевета, оскорбление, иные уголовно наказуемые деяния. 6. Обязательное право на ответ, на исправление ошибки. 7. Нормы, регулирующие поведение журналиста в процессе сбора информации. 8. Заголовок должен строго соответствовать содержанию статей, иначе – дезинформация.
15. Сущность Международных принципов профессиональной этики в журналистике.-13 1983 в Паріже і Праге былі пріняты. Принцип №1. Право граждан на достоверную информацию Принцип № 2. Объективное освещение событий - долг журналиста Первоочередная задача журналиста - обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию через правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом. В этом случае общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации Принцип №3. Социальная ответственность журналиста Журналист несет ответственность за сообщаемую им информацию и ответствен не только перед лицами, контролирующими средства массовой информации, но и перед общественностью в целом, учитывая целый спектр различных социальных интересов, затрагиваемых СМИ. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с личными представлениями об этике. Принцип №4. Профессиональная честность журналиста Высокие стандарты честности, включая право журналиста не выполнять работу вопреки своему убеждению и принципам, право сохранять конфиденциальность источника информации, участвовать в принятии решений для того СМИ, в котором он работает. Профессиональная честность запрещает журналисту принимать вознаграждения в любой форме за представление чьего-либо частного интереса в противовес общественному благу. Профессиональная этика включает в себя также уважение интеллектуальной собственности, в частности неприемлемость плагиата. Принцип №5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ Природа профессии требует от журналиста обеспечивать доступ общественности к информации и участие граждан в работе СМИ, включая право на опровержение и право на ответ. Принцип №6. Уважение частной жизни и достоинства Принцип №7. Уважение общественных интересов Профессиональные стандарты журналистики включают в себя уважение интересов общества, его демократических институтов и общественной морали. Принцип №8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур Настоящий журналист отстаивает всеобщие ценности гуманизма, прежде всего мир, демократию, права человека, социальный прогресс, национальное освобождение, в то же время отдавая должное уважение различиям, ценностям и достижениям каждой культуры в отдельности как праву каждого народа свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему Статья 11 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ Дела о нарушениях принципов и норм журналистской этики рассматриваются Советом по профессиональной этике, который избирается на съезде Союза журналистов. Никакие иные органы и организации не имеют права рассматривать дела о нарушениях журналистской этики. Никакие нормы этого кодекса не могут являться основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности. Советом по профессиональной этике может быть принято решение о публикации в периодической печати сообщения о проступке и применении к виновному лицу избранных мер воздействия. Меры воздействия за нарушение норм журналистской этики применяются независимо от мер правовой или иной ответственности.
17. Дискуссионные проблемы профессиональной этики журналиста.-15 Гэтыя пытанні можна падзяліць на 2 групы: А) Тэарэтычныя пытанні: I) 1. Ці варта публікаваць кідкія сенсацыйныя матэрыялы ва ўрон рэпутацыі выдання: сенсацыя як спосаб выжывання газеты, тэле-, радыёканала; 2. Супярэчнасці паміж аб’ектыўнасцю і сенсацыйнай“ падачай матэрыялу; 3. Ці варта успрымаць сенсацыю, як спосаб выжывання выдання; 4. Дзе пралягае мяжа паміж журналісткім расследваннем і і пагоняй за сенсацыяй; 5. Падробка “пад сенсацыю”:стварэнне” сенсацыі; сенсацыя і скандал; II) Праблема рэпарцёрскага скажэння рэчаіснасці: 1. Абектыўныя: ілюзія дакладнасці; штамп устаноўкі; “самаўзгаранне эмоцый”; некампетэнтнасць журналіста; неаб’ектыўнасць інфарматараў. 2. Субектыўныя: выкарыстанне СМІ для вырашэння асабістых ці групавых задач; прадстаўленне прыватнага выпадка грамадска значным; умаўчанне аб “непрыемных” фактах і дэталях, якія “перашкаджаюць”. III) Канфрантацыя двух правоу: 1. Права тайны асабістага жыцця: здароуе, дыягназ, перапіска. 2. Права чалавека на інфармацыю. IV) “Схаваная” рэклама: праблема аб’ектыўнасці інфармацыі і матэрыяльных прыбыткаў журналіста. V) Права на вымысел: неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці; выкарыстанне мысленнага эксперыменту (“магло быць і так”); увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. Межжанровый синтез Межжанровый синтез, как явление мало изучен в теоретическом аспекте, так как пока еще не существует достаточного количества фактов для сколь-нибудь серьезных обобщений. Сплаву нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Рассмотрим пример видеоклипа, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза. Технология создания видеоклипов, которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром начинает развиваться именно с внедрением в телевидение новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклипп явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он, в неуловимом единстве, сочетал, казалось бы, разнородные элементы - текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Действие словно бы обособлялось, зачаровывая зрителя сложнейшей темпо-ритмикой, где время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов, где структура существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного, заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился в их взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы. По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры - комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д. Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического "морфинга", зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела. Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании. Например, в современных информационно-аналитических программах ("Итоги" Е. Киселева на НТВ, программа С.Доренко на ОРТ) не имеют четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как мы к этому должны относится). Напротив факт и мнение здесь - казалось бы полярные полюса отличных друг от друга жанров, существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. Рейтинг слухов в газете "Московский комсомолец", Ульяновская газета "Симбирские губернские вести" (с лозунгом во главе выпуска "завирательные и совершенно фантастические истории, основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни "замечательных" людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть") - демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых. Смесь жанров как явление не может не вызывать опасений в "чистоте" журналистики, однако реальные процессы идут вне теоретических выводов а, напротив их определяют. Синтез жанров, таким образом, реально существующее явление, которое позволяет решать нестандартные задачи, возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени. Основные модели сатирических жанров художественной публицистики, использующих эти приемы комического отражения действительности: 1. Фельетон 2. Памфлет 3. Пародия 4. Эпиграмма 5. Эпитафия Анекдот Шутка Афоризм Публицистическая сказка Сатирический комментарий
25. Гипотеза и фантазия в журналистике. Мысленный эксперимент: границы дозволенного и недозволенного.-21 Права на вымысел: неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці; выкарыстанне мысленнага эксперыменту (“магло быць і так”); увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. Вобразна-канцэптуальная інтэрпрэтацыя рэчаіснасці ў журналісцкім творы: адбор фактаў (факты і “факцікі”); кампаноўка фактаў, непрадузятая расстаноўка акцэнтаў; падтасоўка фактаў; фабрыкацыя матэрыялаў. Дыфамацыя і дэзінфармацыя. Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта. Свабода сатыры: паміж гратэскам і знявагай. Узаемасувязь зместу і формы журналісцкага твора. Пошук выразных сродкаў, якія адпавядаюць аўтарскай задуме. Інтуіцыя ў творчасці журналіста, феномен творчага інсайту. Межы вымыслу і домыслу.
26. Моральные аспекты свободы печати. Правовые границы гласности. – Журналістыка і праблема свабоды дзейнасці. Сацыяльна-гістарычнае разуменне свабоды. Паняцці “свабода”, “неабходнасць” і “адказнасць” у дачыненні да творчага працэсу. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды. Статья 3,4(недопустимость цензуры), 5(недоп. злоупотр.). право учреждать, беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Цензура - требование от редакции со стороны гос.органов, орг., учреждений, общ. объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и мат-лы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается использование СМИ для: совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; раскрытия сведений, гос. либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению констит.строя, нарушению терр. целостности республики; разжигания нац., соц., расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь, распространения информации от имени полит. партий, проф. союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке гос. регистрацию (перерегистрацию). Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. 2х узроўневая свабода слова (1942, США). Документы: конституция, закон о печати, регистрационный принцип утверждения СМИ, выдача лицензии на издательскую деятельность, право собственности, право на ответ или опровержение.
27. Коммерциализация прессы: цель оправдывает средства Качественный уровень социальной позиции журналиста в условиях переходного общества во многом зависит от способа разрешения константного противоречия в журналистике. Это движущее ауру прессы противоречие выражается в противоборстве двух характерных тенденций - сопряженности с властью и независимости от нее. (Тут подразумевается власть не только государственная, которая стремится политическими и экономическими средствами заставить подконтрольную прессу перейти на полное ее информационное обслуживание, но и власть учредителя, издателя, спонсора так называемых «независимых» масс-медиа, которая располагает своими способами давления на журналистов). И той, и другой разновидностям власти над прессой хорошо ответил В. Г. Белинский, как независимый (без кавычек) журналист до сих пор являющийся образцом для подражания своим коллегам по профессии - и современникам, и потомкам. Нанимаясь на работу к А. А. Краевскому в журнал «Отечественные записки», он предупреждал: «Я продаю себя …, не стесняя при этом моего образа мыслей, выражения, словом, моей литературной совести, которая для меня так дорога, что во всем Петербурге нет и приблизительной суммы для ее купли. Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и самобытность убеждений или голодная смерть - у меня хватит силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам. Что делать - я так создан» [ 3, с. 238 ]. Открытая и скрытая борьба между служением и оппонированием власти неизбежна в любых периодах общественного развития. Но в самой острой форме она протекает в переходном обществе, как это происходит в сегодняшней России, когда все более заметным в информационной среде, особенно региональной, становится перевес «сопряженности с властью» над «независимостью от нее», от чего существенно снижается качество совокупного журналистского продукта, падает авторитет журналистики в народе и в целом проигрывает общество, позволяющее государству наступать на демократические свободы граждан с помощью ангажированной прессы. Что характерно, в оправдание часто случающихся в сегодняшней публицистике этико-правовых аномалий на почве служения прессы государству (а не обществу!) нередко выставляется, по мнению Ю. В. Казакова, так называемая «реальная этика журналиста», которая способствует процветанию средства массовой информации и благосостоянию журналиста, профессиональному и материальному, и которая утверждает, что журналистика была, есть и будет платной, ангажированной, зависимой [ См.: 5, с. 9-10 ]. Как известно, отношения средств массовой информации с властными структурами могут быть троякими - «нейтральными, апологетическими, антагонистическими, причем абсолютизация любого из этих начал провоцирует нездоровую общественную атмосферу, чреватую нарушением социально-политической стабильности» [ 6, с. 80 ]. Сейчас в региональном информационном пространстве происходит из трех возможных вариантов заметное усиление апологетического отношения прессы к власти. Эту тенденцию, например, иллюстрирует написанная в духе державинской торжественности публикация, помещенная в государственном периодическом издании под помпезным названием «Н. И. Меркушкин в гостях у «Известий Мордовии»: «Вчера в нашей редакции произошло грандиозное событие. У нас в гостях побывал Глава республики, которого мы так долго ждали» [ 11 ]. Таких фактов публичной апологетики власти в местной прессе несть числа - они прямо свидетельствуют о ни чем не объяснимом (с точки зрения нравственных самоценностей - правды, истины, чести, добра, справедливости) отступлении служителей пера не только от принципов журналистской этики, но и от самой природы журналистики. Ведь в этом случае последняя фактически отказывается от главного своего назначения, ради которого она в обществе и возникла, - функции социального контроля, в том числе - и за действиями власти. В результате взаимной поддержки госчиновников и журналистов в обществе на центральном и региональном уровнях возникает инфократия, при которой у руководящей элиты источником власти являются «не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию» [ 8, с. 153 ], - например, с помощью тенденциозной социально-политической публицистики встраивать в массовое сознание спорную во всех отношениях парадигму о необходимости особого (авторитарного) режима власти в Центре и на Периферии для успешного проведения социально-экономических реформ. В общем, речь здесь идет о конъюнктурном стремлении по-своему «адаптировавшихся» к нецивилизованному рынку сотрудников государственной и «независимой» прессы принимать сторону элиты даже тогда, когда у нее с массой возникают противоположные социально-экономические интересы. Лучшего способа духовно-идеологической «возгонки» общественной атмосферы до точки кипения с последующими социально-политическими катаклизмами современная история еще не знает. Такая адвокатура власти в открытой форме проявляется, например, в той же официозной газете, в послесловии (за подписью главного редактора) к претенциозной обзорной статье «По экономическим показателям Мордовия уверенно опережает соседей», где недвусмысленно утверждается, что тот, кто критикует Главу республики и его руководящую команду, становится в оппозицию к самому народу [ 9 ]. Между тем поддерживать средствами публицистики социально-политическое равновесие в регионе можно только обратным путем - если выражать в прессе массовые настроения, доминирующие здесь длительное время. И при этом соблюдать принцип равенства на свободу слова (мнений, суждений, оценок) между журналистом (социальной позицией) и аудиторией (духовно-идеологическим плюрализмом). В первую очередь, подобную линию поведения должны осуществлять государственные средства массовой информации, которые содержатся на средства всех налогоплательщиков, часть которых и составляют госбюджетные отчисления на содержание прессы. И тогда социальная позиция журналиста (редакции), практически реализуясь в исполнении массово-информационного заказа, на самом деле отражает духовно-идеологический плюрализм и формирует реальное общественное мнение (См. Схема 3, вариант А). В том же случае, когда масс-медиа, заняв социальную позицию «обслуги власти», в выгодном свете представляют читательской (слушательской, зрительской) публике в наибольшей степени тот «срез» духовно-идеологического плюрализма, который выражает настроения преуспевающей элиты, и в наименьшей - настроения бедствующей массы, тогда они реально превращают его в духовно-идеологический монополизм. Здесь социальная позиция журналиста (редакции), практически реализуясь в исполнении элитно-информационного заказа, на самом деле выражает духовно-идеологический монополизм и формирует манипулированное «общественное мнение» (См. Схема 3, вариант Б). Согласно приведенной схеме, в первом случае (вариант А) конечным продуктом этой взаимосвязи является реальное общественное мнение (отраженный прессой духовно-идеологический плюрализм), во втором случае (вариант Б) - манипулированное «общественное мнение» (выраженный прессой духовно-идеологический монополизм). Кроме того, со стороны местной прессы, основного поставщика информации для регионального социума, такой подход к духовно-идеологическому плюрализму общественной жизни является поверхностным рассмотрением сложнейших социальных процессов, которые в этом случае сводятся ко всему происходящему в коридорах власти. При этом журналистами нарушается, вопреки президентской доктрине, закон информационно-стратифицированного баланса, который, прежде всего, предусматривает сопряженность интересов личности, интересов общества, интересов государства, нивелирующую различно-возможный доступ граждан к прессе, где тоже, оказывается, существуют привилегии. А по справедливому утверждению К. Маркса, «ни один гражданин никогда не признает прав, существующих в виде привилегий» [ 7, c. 45 ]. В сущности, духовно-идеологический плюрализм означает все многоголосие общества в виде социальной информации, идущей снизу - от массы (народа) и сверху - от элиты (власти). И выбор журналистом социальной позиции заключается, прежде всего, в нравственном выборе - на чьей стороне ему быть. Хорошо, когда коренные интересы народа и власти в принципиальных позициях совпадают - развивается экономика, снижается безработица, растут доходы населения, улучшается социальная сфера, повышается безопасность людей. Тогда задача журналиста значительно облегчается как при выборе социальной позиции, так и при отражении духовно-идеологического плюрализма общественной жизни. Однако, если между коренными интересами управляемой массы и управляющей элиты возникают существенные противоречия, связанные с проведением властью государственной политики в ущерб большинству населения, журналист (творческая личность) и масс-медиа (творческие коллективы) из соображений высокой нравственности (добра, справедливости, гуманизма, равенства, свободы) обязаны становиться в оппозицию к власти, действующей к своей выгоде и на пользу породившей ее социальной группе (слою, классу), или преуспевающему меньшинству. Эту парадигму можно назвать главной этической составляющей информационно-вещательной деятельности, особенно в переходном обществе, которая отдает в журналистской практике приоритет социальной информации, идущей снизу, от массовой аудитории. Эта информация в принципе способна давать максимально полную и объективную картину эмпирических истоков социальных, политических, экономических процессов, чтобы читатель (слушатель, зритель) имел четкое представление о происходящем в обществе и соизмерял с ним свою линию поведения. И в этом же случае значительно более благотворным окажется влияние публицистики на выявление и формирование общественного мнения для воздействия на властные структуры с целью изменения их политики в пользу бедствующего большинства. В подтверждение можно сослаться на принятые ЮНЕСКО в 1983 году «Международные принципы профессиональной этики в журналистике», 2-й принцип которых под названием «Объективное освещение событий - долг журналиста» гласит: «Первоочередная задача журналиста - обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию через правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом. В этом случае общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно» При анализе взаимосвязи социальной позиции журналиста (творческого коллектива) и духовно-идеологического плюрализма общественной жизни нужно отметить два важных положения: · социальная позиция журналиста (творческого коллектива) как выразителя и ретранслятора духовно-идеологического плюрализма общественной жизни, в основном, нравственно саморегулируется: в позитивную сторону - соблюдением этических норм и в негативную сторону - наоборот, их несоблюдением; · духовно-идеологический плюрализм общественной жизни как содержательный наполнитель социальной позиции журналиста (творческого коллектива), в основном, юридически регулируется: в позитивную сторону - приведением форм его проявления к правовым нормам и в негативную сторону - наоборот, их неприведением к законным основаниям
28. Позиция журналиста и линия газеты (теле-, радиоканала).- Свабода творчага самавызначэння журналіста: магчымасць самастойна вызначаць мэты і задачы творчай дзейнасці; фармуляваць тэмы і праблемы; выбіраць неабходныя сродкі, метады, спосабы работы, формы і жанры твораў, права адмовіцца ад задання, якое супярэчыць асабістым перакананням журналіста. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды творчага самавызначэння журналіста: вызначэнне задачы творчай дзейнасці; фармулёўка тэмы і праблемы; выбар неабходных сродкаў, метадаў, спосабаў работы; вызначэнне формы і жанра твора. Соотношение соц. роли и личности Жур-та. Начальные посылки, из которых чел. исходит и кот-ми руководствуется в жизни – жизн. позиция. Деонтология- рассматривает проблему долга и морали. Конфликты между профессиональным и служебным долгом журналиста (деонтологические противоречия). Служебный долг может потребовать от журналиста пренебрежения профессиональным долгом. 1 участ. конфликта приходится по собственной воле или против нее оставлять редакцию, 2 постепенно превращаются в циников, для которых профессиональный долг – не более чем пустые громкие слова, 3 обретают такую степень «пластичности», когда становится естественным убеждение, что «журналисту позиция не нужна» Признаком неблагополучия в отношениях СМИ и общества. Они говорят об утрате журналистикой ее самостоятельной роли. Профессиональный долг нравственный императив - статус «независимого журналиста», свободного от необходимости подчиняться предписаниям служебного долга, хотя это в большинстве случаев ухудшает их материальное положение. Иногда проф. долг всё же совместим со служебным. Позиция сотрудников и линия редакции должны совпадать прежде всего в понимании основных целей издания. Согласование своих твор. устремлений с планами редакции. Сегодня единст. эффективная позиция – позиция защиты интересов граждан общ-ва.
29. Журналист и его герой: этические аспекты взаимодействия.- 22 1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными. 2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку. 3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный. 4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя. 5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т.д. Социальное и моральное «измерение» героев журналистских произведений: может ли антигерой быть героем; обязательно ли журналисту чувствовать себя на одном уровне с героем; обязательно ли журналисту встречаться с героем будущей публикации. Журналист обязательно должен создать оптимальные условия для общения: выбор способа знакомства, методы преодоления психологических барьеров, формы завоевание доверия собеседника, Профессиональный такт Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства. Профессиональный такт— это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.
Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально - нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие: Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными; Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку; Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес; Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это - лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает; Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков. Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал - прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем- то согрешил. И не так - то просто обнаружить такую погрешность!
Скрытая камера Если с вами попросту не хотят разговаривать и уж тем более откровенничать, то это - только ваши проблемы, уважаемые коллеги. Можно, конечно, пожаловаться начальству на нежелающего давать интересующую вас информацию человека, потребовать у него информацию, потрясая текстом закона о СМИ, но при этом полноценного, взаимно приносящего удовольствие общения уже не получится. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|