|
Пытанні тэхналогіі журналісцкай працы.I) Праблема ананімнай крыніцы інфармацыі. Пытанне: указываць ці не? Закон гаворыць: калі журналіст паабяцау не указываць крыніцу інфармацыі, то ён не мае права рабіць наадварот. Але, калі гжта судзебная справа, то павінен. II) Журналіст стварае канфлікт у тэксце, хаця у жыцці, яго няма. Ш) Увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. IV) Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта: іронія – гратэск – знявага. V) Неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці. VI) Культура мовы (брыдкаслоўе, сексаслоўе, “культурная” абраза). VII) Метад маскі у журналістыцы – не выяуляе сабе. “ Метад уключаннага назірання”. Журналіст мяняе прфесію, выкарэстанне схаванай камеры. Метад эксперэменту: Нэлі Блай “ 10 дзён у вар яцкім доме” (Чыкага, Сан таймс). Вальграф “ На самым дне” – метад маскі. Існуе тры спосабы рэгулявання паводзін: 1. Прамы прымус. 2. Эканамічны прымус 3. Рэгуляцыя,заснаваная на унутранай свядомасці чалавека
18. Проблемы репортерского искажения действительности.-16 Происходит по причине приоритета узкопрофильных интересов над общественными. Специфические проблемы возникают и из-за того, что телевизионная камера, выхватив какой-то один момент, одну деталь, один жест, укрупняет его, сосредотачивает всё внимание публики на нём, упуская из виду остальное. Именно так поступают телевизионщики во время митингов оппозиции. Камера выхватывает старуху со сталинским портретом в руках. Вот такие они – демонстранты. Большие возможности для злоупотребления возникают при монтаже уже отснятого материала. Все эти нарушения связаны со спецификой телевидения. Существуют объективные и субъективные факторы. Субъективные – некомпетентность, «самовозгорание эмоций» - понятие ввёл Бухарцев – когда из суммы событий выхватывается не то, что представляет действительную ценность, а то что мне нужно, необъективность информаторов; использование СМИ для решения своих собственных амбиций, умалчивание о не очень выгодных фактах и деталях).
19. Право общества на информацию – и право человека на тайну частной жизни: как разрешить противоречие?-17 Существует немалая разница между общественным интересом и общественным любопытством. Декан факультета журналистики Уральского государственного университета Б. Н. Лозовский предложил конкретизировать понятие «общественный интерес» и при обнародовании сведений о частной жизни граждан руководствоваться «Правилом четырех «Б». По его мнению, сведения необходимо оглашать, если поступки гражданина «создают угрозу (или способствуют) благополучию, благосостоянию, безопасности большинства аудитории или третьих лиц». 2 типа материалов: критические и положительные. Благодаря огласке субъективное отношение журналиста к своему персонажу приобретает социальный смысл. Стереотипизация при оценочном суждении неизбежна, уменьшить её издержки. Граны вмешательства журналиста в личную жизнь и внутренний мир героя: личная жизнь: где заканчивается право общества на информацию и начинается право на личную жизнь? Это информация о происхождении, национальности, вероисповедании, физических отклонениях, предпочтениях; использование журналистом дневников, переписки героев. Неэтично и нечестно «тонкими намёками» высмеивать физические недостатки «героя», вскользь и практически неощутимо для читателя, но, безусловно, явно для критикуемого нажимать на его больные места. На наш взгляд, избежать совершения таких мелких, но непростительных ошибок для журналиста не менее важно, а возможно и первостепенно. Маральная дыскрэдытацыя чалавека ў СМІ (паклёпы і абразы, “вайна кампраматаў”).
20. Этика рекламы.-
21. Моральные требования к поведению журналиста в процессе сбора информации. Сведения из официальных источников. Сведения “из вторых рук”. Информация “не для печати”. – 18 Нормы профессиональной этики запрещают журналисту обнародовать в качестве достоверной информацию, основанную на неподтверждённых фактах, слухах, предположениях, а также полученную из недостоверных источников. Оценивая источники информации и полученные сведения, журналист подразделяет их для себя на достоверные, вызывающие сомнение и недостоверные. А ещё важно представить степень объективности человека, его отношение к характеризуемому лицу, присутствие личных мотивов описываемой ситуации, условия, в которых происходил сбор информации. Если сгруппировать все эти признаки, то то сводятся они к двум: компетентности и объективности. Бывает из-за нехватки времени журналист вынужден обращаться к менее компетентному источнику, но зато находящемуся под рукой. При этом случается, что журналист уверен. Что беседовал с человеком серьёзным, но при этом принял за компетентность какие – то внешние признаки. В перепроверке нуждаются не только слухи, полученные из вторых рук. Не исключение и официальные лица. В них тоже бывает много неточностей. Сейчас многие журналисты – доступ к Интернету, но там содержится масса неточностей и ошибок, верить безоговорочно нельзя. О фальсификации сведений можно говорить не только применительно к документу (постановочная фотография преподносится как документальная съёмка, фабрикация фиктивных читательских писем, «заавторство»). Как фальсификацию – поведение журналиста, который представляет услышанное от кого-то за увиденное им же. Ещё один вопрос: вправе ли журналист пользоваться информацией от друзей, близких, родных.
22. Недопустимые методы сбора информации.-19 Недопустимые методы сбора информации: 1. Подкуп; 2. Запугивание; 3. Использование неосведомлённости собеседника о намерениях журналиста. 4. Ложная мотивировка причин обращения за информацией. 5. Использование негативных отношений собеседника к объекту публикации. 6. Способы фиксации информации и связанные с этим моральные ограничения. 7. Маски общения (внимательный слушатель, суровый ревизор, маска беспристрастия)., грубо наводящие вопросы, вопросы, на которые собеседник не сможет ответить, тон вопросов не должен быть ни заискивающим, ни покровительствующим.
23. Проблема анонимного источника информации в журналистике. -20 Виды источников информации: достоверные (документы, рассказы участников события, очевидцев, мнения специалистов, экспертов); недостоверные: конфиденциальные; ссылка на источник. 3 типа: документ – продукт чьей-то деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.2. предметно-вещественная среда – обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. 3. человек, «живой источник», держатель информации о событ, носитель информации о себе, транслятор информации, полученной от других. Склонен помогать органам информации, хотя ни к славе, ни к деньгам не стремится. Чаще всего это те, кому совесть не дает смириться с коррупцией, несправедливостью, произволом, а возможностей помешать злу без огласки у них не хватает. В подобных случаях люди идут на сотрудничество с прессой из гражданских побуждений, рискуя многим, и потому они нуждаются в определенных гарантиях неразглашения имени, что и предусматривается законодательством. «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну». Правила: при работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной Законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа; указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне; хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласию с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей; соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.
24. Резко сатирическая интерпретация факта в журналистике.-
Что разрешено сатире? Все». Это знаменитое изречение немецкого мастера сатиры Курта Тучолского, всегда вызывало острые дискуссии в Германии. Напрашивается вопрос: является ли сам факт запрещения этого писателя нацистами, которые преследовали любое инакомыслие, причиной того, почему интеллигенция в Германии настолько чувствительна к подобной постановке вопроса. В приводимой ситуации Совет по СМИ Германии выступил в защиту права на сатирическое изображение. Используется ли сатира в журналистике других стран или это исключительно литературный жанр?
Межжанровый синтез Межжанровый синтез, как явление мало изучен в теоретическом аспекте, так как пока еще не существует достаточного количества фактов для сколь-нибудь серьезных обобщений. Сплаву нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Рассмотрим пример видеоклипа, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза. Технология создания видеоклипов, которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром начинает развиваться именно с внедрением в телевидение новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклипп явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он, в неуловимом единстве, сочетал, казалось бы, разнородные элементы - текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Действие словно бы обособлялось, зачаровывая зрителя сложнейшей темпо-ритмикой, где время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов, где структура существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного, заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился в их взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы. По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры - комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д. Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического "морфинга", зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела. Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании. Например, в современных информационно-аналитических программах ("Итоги" Е. Киселева на НТВ, программа С.Доренко на ОРТ) не имеют четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как мы к этому должны относится). Напротив факт и мнение здесь - казалось бы полярные полюса отличных друг от друга жанров, существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. Рейтинг слухов в газете "Московский комсомолец", Ульяновская газета "Симбирские губернские вести" (с лозунгом во главе выпуска "завирательные и совершенно фантастические истории, основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни "замечательных" людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть") - демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых. Смесь жанров как явление не может не вызывать опасений в "чистоте" журналистики, однако реальные процессы идут вне теоретических выводов а, напротив их определяют. Синтез жанров, таким образом, реально существующее явление, которое позволяет решать нестандартные задачи, возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени. Основные модели сатирических жанров художественной публицистики, использующих эти приемы комического отражения действительности: 1. Фельетон 2. Памфлет 3. Пародия 4. Эпиграмма 5. Эпитафия Анекдот Шутка Афоризм Публицистическая сказка Сатирический комментарий
25. Гипотеза и фантазия в журналистике. Мысленный эксперимент: границы дозволенного и недозволенного.-21 Права на вымысел: неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці; выкарыстанне мысленнага эксперыменту (“магло быць і так”); увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. Вобразна-канцэптуальная інтэрпрэтацыя рэчаіснасці ў журналісцкім творы: адбор фактаў (факты і “факцікі”); кампаноўка фактаў, непрадузятая расстаноўка акцэнтаў; падтасоўка фактаў; фабрыкацыя матэрыялаў. Дыфамацыя і дэзінфармацыя. Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта. Свабода сатыры: паміж гратэскам і знявагай. Узаемасувязь зместу і формы журналісцкага твора. Пошук выразных сродкаў, якія адпавядаюць аўтарскай задуме. Інтуіцыя ў творчасці журналіста, феномен творчага інсайту. Межы вымыслу і домыслу.
26. Моральные аспекты свободы печати. Правовые границы гласности. – Журналістыка і праблема свабоды дзейнасці. Сацыяльна-гістарычнае разуменне свабоды. Паняцці “свабода”, “неабходнасць” і “адказнасць” у дачыненні да творчага працэсу. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды. Статья 3,4(недопустимость цензуры), 5(недоп. злоупотр.). право учреждать, беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Цензура - требование от редакции со стороны гос.органов, орг., учреждений, общ. объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и мат-лы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается использование СМИ для: совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; раскрытия сведений, гос. либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению констит.строя, нарушению терр. целостности республики; разжигания нац., соц., расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь, распространения информации от имени полит. партий, проф. союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке гос. регистрацию (перерегистрацию). Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. 2х узроўневая свабода слова (1942, США). Документы: конституция, закон о печати, регистрационный принцип утверждения СМИ, выдача лицензии на издательскую деятельность, право собственности, право на ответ или опровержение.
27. Коммерциализация прессы: цель оправдывает средства Качественный уровень социальной позиции журналиста в условиях переходного общества во многом зависит от способа разрешения константного противоречия в журналистике. Это движущее ауру прессы противоречие выражается в противоборстве двух характерных тенденций - сопряженности с властью и независимости от нее. (Тут подразумевается власть не только государственная, которая стремится политическими и экономическими средствами заставить подконтрольную прессу перейти на полное ее информационное обслуживание, но и власть учредителя, издателя, спонсора так называемых «независимых» масс-медиа, которая располагает своими способами давления на журналистов). И той, и другой разновидностям власти над прессой хорошо ответил В. Г. Белинский, как независимый (без кавычек) журналист до сих пор являющийся образцом для подражания своим коллегам по профессии - и современникам, и потомкам. Нанимаясь на работу к А. А. Краевскому в журнал «Отечественные записки», он предупреждал: «Я продаю себя …, не стесняя при этом моего образа мыслей, выражения, словом, моей литературной совести, которая для меня так дорога, что во всем Петербурге нет и приблизительной суммы для ее купли. Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и самобытность убеждений или голодная смерть - у меня хватит силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам. Что делать - я так создан» [ 3, с. 238 ]. Открытая и скрытая борьба между служением и оппонированием власти неизбежна в любых периодах общественного развития. Но в самой острой форме она протекает в переходном обществе, как это происходит в сегодняшней России, когда все более заметным в информационной среде, особенно региональной, становится перевес «сопряженности с властью» над «независимостью от нее», от чего существенно снижается качество совокупного журналистского продукта, падает авторитет журналистики в народе и в целом проигрывает общество, позволяющее государству наступать на демократические свободы граждан с помощью ангажированной прессы. Что характерно, в оправдание часто случающихся в сегодняшней публицистике этико-правовых аномалий на почве служения прессы государству (а не обществу!) нередко выставляется, по мнению Ю. В. Казакова, так называемая «реальная этика журналиста», которая способствует процветанию средства массовой информации и благосостоянию журналиста, профессиональному и материальному, и которая утверждает, что журналистика была, есть и будет платной, ангажированной, зависимой [ См.: 5, с. 9-10 ]. Как известно, отношения средств массовой информации с властными структурами могут быть троякими - «нейтральными, апологетическими, антагонистическими, причем абсолютизация любого из этих начал провоцирует нездоровую общественную атмосферу, чреватую нарушением социально-политической стабильности» [ 6, с. 80 ]. Сейчас в региональном информационном пространстве происходит из трех возможных вариантов заметное усиление апологетического отношения прессы к власти. Эту тенденцию, например, иллюстрирует написанная в духе державинской торжественности публикация, помещенная в государственном периодическом издании под помпезным названием «Н. И. Меркушкин в гостях у «Известий Мордовии»: «Вчера в нашей редакции произошло грандиозное событие. У нас в гостях побывал Глава республики, которого мы так долго ждали» [ 11 ]. Таких фактов публичной апологетики власти в местной прессе несть числа - они прямо свидетельствуют о ни чем не объяснимом (с точки зрения нравственных самоценностей - правды, истины, чести, добра, справедливости) отступлении служителей пера не только от принципов журналистской этики, но и от самой природы журналистики. Ведь в этом случае последняя фактически отказывается от главного своего назначения, ради которого она в обществе и возникла, - функции социального контроля, в том числе - и за действиями власти. В результате взаимной поддержки госчиновников и журналистов в обществе на центральном и региональном уровнях возникает инфократия, при которой у руководящей элиты источником власти являются «не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию» [ 8, с. 153 ], - например, с помощью тенденциозной социально-политической публицистики встраивать в массовое сознание спорную во всех отношениях парадигму о необходимости особого (авторитарного) режима власти в Центре и на Периферии для успешного проведения социально-экономических реформ. В общем, речь здесь идет о конъюнктурном стремлении по-своему «адаптировавшихся» к нецивилизованному рынку сотрудников государственной и «независимой» прессы принимать сторону элиты даже тогда, когда у нее с массой возникают противоположные социально-экономические интересы. Лучшего способа духовно-идеологической «возгонки» общественной атмосферы до точки кипения с последующими социально-политическими катаклизмами современная история еще не знает. Такая адвокатура власти в открытой форме проявляется, например, в той же официозной газете, в послесловии (за подписью главного редактора) к претенциозной обзорной статье «По экономическим показателям Мордовия уверенно опережает соседей», где недвусмысленно утверждается, что тот, кто критикует Главу республики и его руководящую команду, становится в оппозицию к самому народу [ 9 ]. Между тем поддерживать средствами публицистики социально-политическое равновесие в регионе можно только обратным путем - если выражать в прессе массовые настроения, доминирующие здесь длительное время. И при этом соблюдать принцип равенства на свободу слова (мнений, суждений, оценок) между журналистом (социальной позицией) и аудиторией (духовно-идеологическим плюрализмом). В первую очередь, подобную линию поведения должны осуществлять государственные средства массовой информации, которые содержатся на средства всех налогоплательщиков, часть которых и составляют госбюджетные отчисления на содержание прессы. И тогда социальная позиция журналиста (редакции), практически реализуясь в исполнении массово-информационного заказа, на самом деле отражает духовно-идеологический плюрализм и формирует реальное общественное мнение (См. Схема 3, вариант А). В том же случае, когда масс-медиа, заняв социальную позицию «обслуги власти», в выгодном свете представляют читательской (слушательской, зрительской) публике в наибольшей степени тот «срез» духовно-идеологического плюрализма, который выражает настроения преуспевающей элиты, и в наименьшей - настроения бедствующей массы, тогда они реально превращают его в духовно-идеологический монополизм. Здесь социальная позиция журналиста (редакции), практически реализуясь в исполнении элитно-информационного заказа, на самом деле выражает духовно-идеологический монополизм и формирует манипулированное «общественное мнение» (См. Схема 3, вариант Б). Согласно приведенной схеме, в первом случае (вариант А) конечным продуктом этой взаимосвязи является реальное общественное мнение (отраженный прессой духовно-идеологический плюрализм), во втором случае (вариант Б) - манипулированное «общественное мнение» (выраженный прессой духовно-идеологический монополизм). Кроме того, со стороны местной прессы, основного поставщика информации для регионального социума, такой подход к духовно-идеологическому плюрализму общественной жизни является поверхностным рассмотрением сложнейших социальных процессов, которые в этом случае сводятся ко всему происходящему в коридорах власти. При этом журналистами нарушается, вопреки президентской доктрине, закон информационно-стратифицированного баланса, который, прежде всего, предусматривает сопряженность интересов личности, интересов общества, интересов государства, нивелирующую различно-возможный доступ граждан к прессе, где тоже, оказывается, существуют привилегии. А по справедливому утверждению К. Маркса, «ни один гражданин никогда не признает прав, существующих в виде привилегий» [ 7, c. 45 ]. В сущности, духовно-идеологический плюрализм означает все многоголосие общества в виде социальной информации, идущей снизу - от массы (народа) и сверху - от элиты (власти). И выбор журналистом социальной позиции заключается, прежде всего, в нравственном выборе - на чьей стороне ему быть. Хорошо, когда коренные интересы народа и власти в принципиальных позициях совпадают - развивается экономика, снижается безработица, растут доходы населения, улучшается социальная сфера, повышается безопасность людей. Тогда задача журналиста значительно облегчается как при выборе социальной позиции, так и при отражении духовно-идеологического плюрализма общественной жизни. Однако, если между коренными интересами управляемой массы и управляющей элиты возникают существенные противоречия, связанные с проведением властью государственной политики в ущерб большинству населения, журналист (творческая личность) и масс-медиа (творческие коллективы) из соображений высокой нравственности (добра, справедливости, гуманизма, равенства, свободы) обязаны становиться в оппозицию к власти, действующей к своей выгоде и на пользу породившей ее социальной группе (слою, классу), или преуспевающему меньшинству. Эту парадигму можно назвать главной этической составляющей информационно-вещательной деятельности, особенно в переходном обществе, которая отдает в журналистской практике приоритет социальной информации, идущей снизу, от массовой аудитории. Эта информация в принципе способна давать максимально полную и объективную картину эмпирических истоков социальных, политических, экономических процессов, чтобы читатель (слушатель, зритель) имел четкое представление о происходящем в обществе и соизмерял с ним свою линию поведения. И в этом же случае значительно более благотворным окажется влияние публицистики на выявление и формирование общественного мнения для воздействия на властные структуры с целью изменения их политики в пользу бедствующего большинства. В подтверждение можно сослаться на принятые ЮНЕСКО в 1983 году «Международные принципы профессиональной этики в журналистике», 2-й принцип которых под названием «Объективное освещение событий - долг журналиста» гласит: «Первоочередная задача журналиста - обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию через правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом. В этом случае общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно» При анализе взаимосвязи социальной позиции журналиста (творческого коллектива) и духовно-идеологического плюрализма общественной жизни нужно отметить два важных положения: · социальная позиция журналиста (творческого коллектива) как выразителя и ретранслятора духовно-идеологического плюрализма общественной жизни, в основном, нравственно саморегулируется: в позитивную сторону - соблюдением этических норм и в негативную сторону - наоборот, их несоблюдением; · духовно-идеологический плюрализм общественной жизни как содержательный наполнитель социальной позиции журналиста (творческого коллектива), в основном, юридически регулируется: в позитивную сторону - приведением форм его проявления к правовым нормам и в негативную сторону - наоборот, их неприведением к законным основаниям
28. Позиция журналиста и линия газеты (теле-, радиоканала).- Свабода творчага самавызначэння журналіста: магчымасць самастойна вызначаць мэты і задачы творчай дзейнасці; фармуляваць тэмы і праблемы; выбіраць неабходныя сродкі, метады, спосабы работы, формы і жанры твораў, права адмовіцца ад задання, якое супярэчыць асабістым перакананням журналіста. Аб’ектыўныя і суб’ектыўныя ўмовы свабоды творчага самавызначэння журналіста: вызначэнне задачы творчай дзейнасці; фармулёўка тэмы і праблемы; выбар неабходных сродкаў, метадаў, спосабаў работы; вызначэнне формы і жанра твора. Соотношение соц. роли и личности Жур-та. Начальные посылки, из которых чел. исходит и кот-ми руководствуется в жизни – жизн. позиция. Деонтология- рассматривает проблему долга и морали. Конфликты между профессиональным и служебным долгом журналиста (деонтологические противоречия). Служебный долг может потребовать от журналиста пренебрежения профессиональным долгом. 1 участ. конфликта приходится по собственной воле или против нее оставлять редакцию, 2 постепенно превращаются в циников, для которых профессиональный долг – не более чем пустые громкие слова, 3 обретают такую степень «пластичности», когда становится естественным убеждение, что «журналисту позиция не нужна» Признаком неблагополучия в отношениях СМИ и общества. Они говорят об утрате журналистикой ее самостоятельной роли. Профессиональный долг нравственный императив - статус «независимого журналиста», свободного от необходимости подчиняться предписаниям служебного долга, хотя это в большинстве случаев ухудшает их материальное положение. Иногда проф. долг всё же совместим со служебным. Позиция сотрудников и линия редакции должны совпадать прежде всего в понимании основных целей издания. Согласование своих твор. устремлений с планами редакции. Сегодня единст. эффективная позиция – позиция защиты интересов граждан общ-ва.
29. Журналист и его герой: этические аспекты взаимодействия.- 22 1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными. 2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку. 3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный. 4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя. 5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т.д. Социальное и моральное «измерение» героев журналистских произведений: может ли антигерой быть героем; обязательно ли журналисту чувствовать себя на одном уровне с героем; обязательно ли журналисту встречаться с героем будущей публикации. Журналист обязательно должен создать оптимальные условия для общения: выбор способа знакомства, методы преодоления психологических барьеров, формы завоевание доверия собеседника, Профессиональный такт Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства. Профессиональный такт— это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.
Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально - нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие: Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными; Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку; Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес; Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это - лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает; Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков. Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал - прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем- то согрешил. И не так - то просто обнаружить такую погрешность!
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|