|
Когда скрытая аудио/видеозапись может быть оправдана и необходима?Когда речь идет не о частной жизни или собственности, а о нарушении законодательства. Например, если журналист расследует незаконные факты продажи спиртных напитков или сигарет несовершеннолетним, в большинстве случаев продавцы отказываются давать интервью и уходят от объяснений. В таких случаях журналист может использовать скрытую съемку с полным правом и уверенностью, так как речь идет не о частной жизни или собственности, а о нарушении законодательства. Съемка скрытой камерой может быть оправдана и в том случае, если фиксируется факт получения взятки должностным лицом. Съемка эффективна и для документального подтверждения незаконных поборов со стороны сотрудников ГАИ на дорогах; при погрузке или разгрузке поддельных лекарственных препаратов, предметов парфюмерии, напитков, товаров первой необходимости и т. д. Во всех перечисленных случаях речь идет либо о должностных преступлениях, либо о нарушении законодательства, и действия журналистов не противоречат правовым нормам, даже если при этом лица, которых снимают, могут открыто выражать недовольство и требовать прекращения съемки. Скрытая съемка допустима и тогда, когда журналисты находятся на частной территории подозреваемого в правонарушениях лица, если при этом журналист задает вопросы о профессиональной деятельности интервьюируемого и расследуемых фактах. Еще пример: журналист из Баткен-ТВ применил скрытую съемку на территории военного комиссариата города Кара-кола, когда военком отказался перед телекамерой прокомментировать некоторые записи в Книге памяти погибших воинов, свидетельствующие о халатности руководителя, заявив, что для этого ему требуется особое разрешение главного управления СНБ. При этом он пригрозил, что записи в Книге памяти будут вообще уничтожены. Действия венного комиссара были абсолютно неправомерны, и скрытая съемка помогла наглядно подтвердить и продемонстрировать это. В другом случае журналистка из Керемет-ТВ записывала ответы врача одного из родильных домов в городе Оше. Родственники пациентки обвиняли ее в получении взятки, в закадровом тексте она была названа преступницей. Однако на тот момент правоохранительные органы всего лишь проводили проверку, и врач не была арестована, против нее не было выдвинуто никакого обвинения. Журналистка в этом случае допустила грубейшую ошибку, распространив непроверенную информацию до официального следствия и суда. Выходит, съемки скрытой камерой здесь были совершенно неоправданными и продемонстрировали лишь непрофессионализм автора материала, погнавшегося за сенсацией. Метод организованного эксперимента Очевидцы и учасники события, которыми заинтересовался журналист, не всегда горят желанием поделиться с ним тем, что знают. При разборе фактов частенько стараются избежать огласки. Поэтому журналисту приходится ломать голову над тем, как преодолеть прихологический барьер. Есть много способов добыть информацию, но возникает вопрос насколько это этично со стороны журналиста. Первая проблема состоит в том, представляться журналисту или нет. По мнению авторов книги “Журналистское расследование” американских репортеров Андерсона и Беньяминсона право общества на информацию перевешивает право официальных деятелей ожидать от журналистов полной откровенности. Однако обманные методы оправданы только в тех случаях, когда вред обществу от замалчивания того вреда, который будет нанесен тем или иным лицам публикацией этих сведений. Репортер (хороший) никогда не прибегнет к обману, если сможет получить информацию другим путем.
Моральные ограничения при использовании «метода смены профессии». Из опыта Гиляровского, Кольцова и др. Во все времена журналисты искали приемы, которые бы помогали разнообразить информацию, сделать любое сообщение интересным для большинства читателей, слушателей, зрителей. Один из таких приемов - так называемый метод «журналист меняет профессию». Сам по себе он далеко не нов, но и сегодня довольно популярен. Журналисты часто используют его в своей практике, в мгновение ока перевоплощаясь в бомжей и стюардесс, официантов и проституток, учителей и стриптизерш. Метод смены профессии позволяет журналисту: - проникнуть в самую суть описываемого; - рассказать о давно известном по-новому, нетрадиционно; - показать профессию изнутри, представить аудитории то, о чем знают только специалисты; - высказать собственные впечатления об «освоенной» профессии; - высветить грани проблемы, которые бывают видны только свежим взглядом репортера; - привлечь внимание общества к поднимаемой проблеме. Метод смены профессии обязывает журналиста: - корректно относиться ко всем специальностям, не подразделяя их на «физиков и лириков»; - помнить, что «все работы хороши»; - не выдавать особые секреты чужого, временно «заимствованного» мастерства, если об этом попросил или хотя бы упомянул «наставник»; - не выпячивать свою профессию и свое «Я»; - всегда находиться в рамках закона. Этапы подготовки материала при помощи метода «журналист меняет профессию», на наш взгляд, таковы: самоподготовка журналиста; освоение журналистом выбранной профессии - собственно вхождение в роль; написание материала, создание радио- или телевизионного сюжета. Самоподготовка журналиста Наиболее ответственный этап. Готовясь на некоторое время перевоплотиться, журналист, прежде всего, должен: расспросить представителей «будущей» сферы деятельности о тонкостях ремесла, чтобы процесс «перевоплощения» и «освоения» прошел более-менее безболезненно; наблюдать как можно больше, отмечать для себя детали, тонкости «второй, третьей...» профессии. Непосредственно перед перевоплощением журналист должен сам себе ответить на вопросы: Как человек работает? На что он обращает внимание прежде всего? Что считает самым важным в своем деле? Запомните - именно эти «мелочи», «примеры», «детали» и составят канву вашего будущего материала; обязательно заручиться поддержкой профессионала, человека опытного в своем ремесле, душевно щедрого, который может откровенно рассказать и показать, введет вас в курс дела. Попросите его быть вашим наставником, без помощи которого вам придется особенно туго. Именно наставник поможет определиться с главной проблемой материала, именно наставник «спасет» от возможных ошибок, именно он подстрахует в случае не только профессионального провала, но и других неприятностей; прочитать как можно больше по теме, начав «осваивать» профессию заочно. Всегда помните, что вы - не первый в деле постижения чужого ремесла, поэтому статьи и разработки коллег, в свое время причастных к освоению этого метода, - бесценное подспорье. Годы назад «меняли профессии» Владимир Гиляровский, Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Геннадий Бочаров и множество других журналистов. Именно их опыт подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Так, М. Кольцов описал во всех подробностях работу московского таксиста, побывав «три дня в такси», подняв огромное количество проблем, актуальных для развития транспорта, города в целом и на сегодняшний день. Кстати, у него же найдете множество «говорящих» деталей. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|