Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов.





Развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников является одной из первостепенных задач коррекционно-педагогической работы. С этой целью рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на развитие зрительной памяти и зрительного внимания детей, умений с помощью зрения сравнивать предметы и изображения, определять их пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между ними. Например, такие игры: “Игрушки пришли в гости”, “Какой игрушки не стало?”, “Где живут игрушки?”, “Какие игрушки поменялись местами?”, “Что изменилось у куклы в комнате?”.

Необходимо научить детей не только различать с помощью зрения и осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным пространственным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения “Найди предметы длинные и короткие”, “Что изменилось у куклы в комнате?”, “Чем отличается расположение игрушек?”, ““Что изменилось?” и др.

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования осуществляется также в играх “Узнай предмет на ощупь”, “Узнай игрушку на ощупь”, “Какой игрушки не стало?” и т. д. Эти и подобные игры сначала проводятся с опорой одновременно и на зрение, и на осязание. Когда дети начинают делать это успешно, их учат различать предметы, игрушки, геометрические фигуры на ощупь (либо с закрытыми глазами, либо, располагая предметы за ширмой).

С целью развития возможностей слабовидящих дошкольников использования слухового анализатор а при ориентировке в пространстве рекомендуем проводить такие игры и упражнения, как “С какой стороны от тебя звучит?”, “Найди звучащий предмет”, “Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься”, “Мир вокруг нас в звуках”, “В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?” и др.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с применением схем

Обучение слабовидящих дошкольников седьмого года жизни ориентировке в пространстве с применением схем осуществляется в несколько этапов:

1. Обучение конструированию и моделированию пространственных отношений на реальных предметах, игрушках и их заменителях;

2. Формирование умений создавать объемные композиции согласно предложенной схеме;

3. Обучение обозначению пространственного расположения реальных предметов и нахождения их на схеме;

4. Обучение самостоятельному составлению схем пространства.

Начинать необходимо с обучения детей обследованию помещений (например, групповой комнаты). Обследование любого помещения необходимо проводить с определенной отправной точки отсчета, например, от двери и слева направо. Это дает детям возможность быстрее запомнить расположение мебели в помещении. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком до полного усвоения. Вопросы педагога, приводящие к правильным ответам, помогают детям обобщить воспринятые ими пространственные признаки и отношения и получить адекватные представления о пространстве. Необходимо дать детям представление об относительности положения предметов в пространстве в зависимости от точки отсчета.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное нами изучение особенностей пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников показало, что дети испытывают значительные трудности в освоении названных категорий пространства. Проведение предложенных нами игр и упражнений поможет детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

Игры и упражнения на микроориентировку

В процессе проведения этих игр и упражнений дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные отношения.

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995

Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. ДружининаЛ. А ]. —— Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

 

Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. (Ржа)

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Григорьевой и Сташевским; Плаксиной; Григорьевой, Бернадской, Блинниковой, Солнцевой, Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01-0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д.

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога. Эти занятия предусматривают:

§ знакомство детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением;

§ обучение выполнению различных действий всей рукой и каждым пальцем по отдельности;

§ ознакомление возможностям использования рук.

§ формирование последовательного осязательного обследования игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности.

Обучение ориентировке в пространстве включает:

§ формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

§ создание у детей четких представлений о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе» (проводится с помощью следующих приемов: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

§ формирование представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя» (проводится на основе использования зрения в ориентировке, умений выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные), а также соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела).

§ привитие навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке.

§ обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.

§ обучение ориентировке в пространстве с помощью схем (последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства).

Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.