Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи у детей с недостатками интеллектуального развития (Нежнова)





Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных его свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты, социально обусловленный психический процесс самостоятельного поиска существенно нового.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и становлению словесно - логического мышления.

Умственно отсталый дошкольник недостаточно ориентируется в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объекта и отношения между ними, испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у детей-олигофренов весьма затруднена, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия, т. е. фактически у них отсутствуют подлинные пробы, в то время как метод проб и ошибок – основной в решении новых наглядно-действенных задач.

В основу формирования наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников должно быть положено развитие самостоятельной ориентировки в проблемных практических задачах и ситуациях. Для этого необходимо следующее:

1. формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями; формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.2. Формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения. Формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.3. Включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.

Т.о. сначала детям предлагается система дидактических игр, упражнений и практических проблемных ситуаций, которая позволяет постепенно формировать у них ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на выяснение существенных связей и отношений между предметами в конкретной ситуации, в процессе решения практических проблемных задач поэтапно включается речь ребенка.

Переход от восприятия к наглядно-образному мышлению это возможность восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими образами. Возникает возможность наглядно-пространственного моделирования предметов и ситуаций(в рисунках они своеобразно отражают окружающую действительность).Способность к систематизации, составлению сериации, упорядочиванию, основанном на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку, свойству. В образном плане невозможно пробовать, а надо представить себе правильный ход решения. Для этого у ребенка должны быть уже сформированы образы-представления.

На первом году обучения цель, условия, в которых действует ребенок, а также все этапы действия закрепляет в слове взрослый: «Коля достал мяч со шкафа. Мяч лежал высоко, руками, стоя на полу, его достать, было нельзя. Тогда Коля взял стул, поднес его к шкафу, встал на стул и достал мяч».На втором - педагог подводит детей к словесному отчету о проделанных действиях. Вначале это происходит с помощью наводящих вопросов педагога: «Что ты сделал?» «Где лежал мяч?»; «Что тебе помогло достать мяч?»; «Что сделал сначала?»; «Что ты сделал потом?».

В конце второго- дети самостоятельно составляют словесный отчет о проделанных действиях в ответ на просьбы: «Расскажи подробно, как ты достал мяч, что ты делал сначала, что потом».

Задача педагога -подвести ребенка к словесному планированию будущих действий.

На третьем году обучения, прежде чем разрешить ребенку действовать, его просят рассказать, как он будет выполнять задание, но с помощью наводящих вопросов: «Что ты должен сделать?»

Т.В.Розанова в словесно-логическом мышлении выделяет два уровня:Конкретно-понятийный уровень,Абстрактно-понятийный уровень

Это мышление, оперирующее понятиями. Оно представляет собой генетически позднее формирующийся вид мышления. отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мыслительной деятельности. Степень сформированности понятия зависит от уровня развития интеллектуальных операций и логических действий. Одна из важнейших функций усвоения понятий – умение видеть общее.

Кор. Работа заключается в расширении словаря, лексических значений слов, построение последовательностей, обобщений, классификаций,установление причинно-следственных связей. Степень понимания слова во многом зависит от меры его включения в систему ассоциативных связей, хранящихся в памяти данного ребенка. Этот процесс у умственно отсталых детей протекает дефектно. Поэтому поиск смысловых связей должен происходить в процессе практических действий: поиск нужных слов, их выбор, чтение, запись, проговаривание. Чем больше мы знаем, тем легче образуются новые ассоциации.

У умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи, наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением.

Коррекция нарушений звукопроизношения осложняется характерной для этих детей слабостью смыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Наиболее длительным является введение звука в речь, т. е. этап автоматизации.Широко используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далекими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месте отрабатываемого звука в словах. Важно развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализация всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и обусловливают особенности их проявления. Уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи. Звук сопоставляется с буквой. Необходима работа над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях. В дальнейшем вводятся простые артикуляторные упражнения(кинетической основы движения и кинестетической основы артикуляторных движений).

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими недостатки интеллектуального развития, в процессе разных занятий в дошкольном учреждении (развитие речи, наблюдение за окружающим, ФЭМП и др.). (Нежнова)

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Решаются следующие блоки задач: диагностические (комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка), воспитательные (вопросы социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств), коррекционно-развивающие (направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров) и о бразовательные (направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода).Все эти задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов:

I. Раздел «Здоровье» Включает воспитательные и образовательные мероприятия по защите, охране, укреплению общего здоровья дошкольника.

II. Раздел «Социальное развитие» охватывает формирование представлений о самом себе, положительных личностных оценок;формирование (концентр «Я и другие»);-формирование адекватного позитивного восприятия окружающих предметов и явлений, (концентр «Я и окружающий мир»).

III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» совершенствование функций организма ребенка,тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Упражнения(ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

IV. Раздел «Познавательное развитие» 1. Развитие внимания предпосылка для успешного усвоения ЗУН. На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью - так формируются элементы произвольного внимания.

2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. Отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.

3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности направлено на формирование у детей перцептивных действий(рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов). направления: развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

4. Развитие различных видов памяти Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды.

5. Формирование мыслительной деятельности направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.Направления:р-е наглядно-действенного мышления,целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания,обучение использованию предметов-заместителей;метода проб как основного метода решения проблемно-практических; наглядно-образного мышления; умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;обучение детей решению элементарных логических задач.

6. Ознакомление с окружающим. задача - сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке. Направления: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

7. ФЭМП познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Сравнение - один из важнейших мыслительных процессов - лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми признаками.

8. Развитие речи. На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь,формируются основные функции речи - фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

9. Подготовка к обучению грамоте. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения -- элементарно-деловой -- при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.

V. Раздел «Формирование деятельности» направления: формирование предметной деятельности (ребенок усваивает способы действия с предметами, орудиями, овладевая их функциональным назначением.); игровая деятельность (предполагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. переход от предметно-игровых действий к сюжетной и ролевой игре); продуктивная (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд)(формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики.); трудовая (детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых.

VI. Раздел «Эстетическое развитие» музыкальное воспитание и ритмика (В процессе музыкально-ритмических занятий происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве), изо(о знакомления детей с произведениями изобразительного искусства, развития элементов воображения и творчества); ознакомление с художественной литературой (литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Различение жанров,; театрализованная деятельность (дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.