|
Особенности семейного воспитания ребенка с нарушенным зрением. (Селизнева)Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. (М.И. Земцова. 1978). Нарушение зрения отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью. (Л.И. Плаксина, 1999). Семье, имеющей ребенка с нарушенным зрением необходима помощь специалиста. Рождение ребенка с нарушенным зрением – это стресс для родителей, они не знают чему можно обучать такого ребенка, им неясна перспектива его психического развития. Часто родители испытывают чувство вины, замыкаются в себе, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей. В такой ситуации от них требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку. Особенно важны первые три года жизни ребенка. Необходимо противостоять сенсорной депривации (лишения ребенка зрительной информации). Воспитание должно основываться на чуткости, любви и терпении. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает. Необходимо взаимодействие семьи и специалистов. Помощь родителям могут оказывать офтальмолог, дошкольный дефектолог, специальный психолог, воспитатель и др. специалисты. Педагог должен дать семье рекомендации, как проводить коррекционную работу с ребенком. Необходимо стимулировать психическое развитие ребенка с первых дней жизни. Для этого родителям требуется: наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать; обогащать опыт ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой; Необходимо чаще брать ребенка на руки и разговаривать с ним, так как телесный контакт при нарушенным зрении приобретает особое значение; Необходимо максимально использовать остаточное зрение; Сохранные анализаторы, развивать активное осязание, обоняние. Знакомить ребенка с пахнущими предметами. Обращать внимание на запах из булочной, аптеки и др. Необходимо развивать у ребенка начальные пространственные представления, обучать ребенка показывать и называть части своего тела, использовать задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве. Необходимо обучать ребенка ориентироваться в своей квартире, передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а так же вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице. Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром. Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Следует убрать все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве — главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. Необходимо научить ребенка ориентироваться и в микропространстве (например, на поверхности стола): Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки — слева от тебя, а то, что расположено около правой руки — справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка. Необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Ребенок не может научиться этим навыкам по подражанию. Условия, способствующие успешности в самообслуживании: Максимальное расчленение каждого действия на отдельные операции; Словесное объяснение каждой операции; Необходимо многократно повторять одни и те же действия и определенной последовательности при условии активного участия ребенка. Так возникает автоматизированное умение. Поощрение стремления ребенка к самостоятельности; Необходимо опираться при обучении на сохранные у ребенка органы чувств (слух, осязание, вкус, остаточное зрение); Рекомендуется использовать игровые моменты при формировании навыков для развития положительных эмоций ребенка; Для полноценного развития ребенка с глубокими нарушениями зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению с окружающим миром. Обращать внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал', из которого они сделаны и другие материальные признаки). Обращать внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учить различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета. Необходимо развивать у ребенка двигательную активность, так как у дошкольников с нарушением зрения наблюдаются недостатки развития движений. Дети характеризуются малой двигательной активностью. Движения детей скованны, неточны, некрасивы. Характерна медлительность и нарушение чувства равновесия. Стимулирование двигательной активности ребенка возможно при обязательном участии взрослого, которому необходимо прислушиваться к темпу и ритму действий самого ребенка и приспосабливаться к ним.. Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей (родители стесняются его, никуда с ним не ходят). Родители должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать и расположение поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения с взрослым. В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. Чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно. Необходимо больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью все действия, чтобы каждое слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые можно наглядно показать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен. Необходимо предлагать ребенку повторять за взрослым проговариваемые слова и выражения. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: "Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", " Для чего он нужен?" и т.д. • Когда взрослый впервые показывает ребенку какие-то действия, ему необходимо взять руки ребенка в свои и показать, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложить ребенку сделать это самостоятельно. • Необходимо обследовать все предметы, проводить с ребенком от основных частей к деталям. • Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что от него требуют. • Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с ребенком, имеющим нарушения зрения, должна иметь комплексный характер и направлена на расширение знаний об окружающем мир, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. Литература: Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» Подколзина Е.Н. «О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения»
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|