|
Использование различных форм речи глухих и слабослышащих дошкольников.(Короткевич)Дактильная речь. Основные принципы, лежащие в основе программы и методики обучения:1) максимально приблизить содержание обучения к программе для слышащих детей дошкольного возраста;2) обеспечить возможность формировать речь не только на специальных занятиях, но и непосредственно в живом общении.Дактильная речь является одним из средств, обеспечивающих реализацию основных принципов в силу следующих ее преимуществ перед устной и письменной речью.Полноценное восприятие звуков устной речи зрением невозможно. Дактильная же речь легче и быстрее усваивается глухим ребенком на основе зрения. Дактильные знаки обеспечивают четкое членораздельное восприятие речи, а главное поддаются точному произведению их ребенком по подражанию. Это позволяет идти в формировании речи естественным путем, т.е. от понимания речи окружающих к ее активному потреблению. Цель эта недостижима средствами устной и письменной речи, где усвоение языка возможно лишь и условиях специального обучения, в первом случае —произношению, во втором — грамоте. Письменная карточка, которая используется в обучении дошкольников еще до овладения ими грамотой, воспринимается только глобально (целостно), дактильная же речь обеспечивает членораздельное восприятие слова и усвоение его буквенного состава. Дактильная речь очень рано (на 2—3-м месяце обучения) может стать средством не только для восприятия речи, но и для развития активной речи ребенка. И то и другое облегчает и ускоряет накопление словаря, дает возможность ребенку раньше, скорее и легче активно пользоваться приобретенными знаниями в общении как со взрослыми, так и между собой; это делает процесс овладения детьми речью более мотивированным; письменная речь не может служить средством общения не только потому, что она психологически более сложна для осуществления общения, но даже в силу трудности овладения ребенком дошкольного возраста техникой письма в пределах, необходимых для общения. Дактильная речь облегчает развитие навыка чтения губ, потому что в этом случае дети, читая с губ, тверже и определеннее знают состав слов. Применение дактильной речи позволяет исходить в подборе речевого материала не из доступности его произношению, а из актуальности для общения и развития познавательной и деятельности, позволяет обучать детей разнообразным деятельностям в единстве с формированием речи. Такая возможность в значительной мере предотвращает развитие у детей мимико-жестикуляторной речи, стимулируя развитие словесной речи и словесно-логического мышления. Применение в обучении дактильной речи не оказывает отрицательного влияния на качество произношения. Письменная речь. До овладения техникой дактилирования и запоминания детыми нового слова с руки письменная речь применяется главным образом для восприятия речи. Написанные слова используются в трех направлениях: а) для обозначения предметов и явлений окружающей действительности, название которых дети узнают в первый раз; б) для облегчения восприятия слов и выражений, еще недостаточно усвоенных детьми; в) как средство закрепления в слове полученных впечатлений очень ограниченной степени, как средство сообщений то знаний (чтение текстов). Основная задача использования табличек на первом этапе обучения — с первого же дня прихода детей в дошкольное учреждение воспитать у них установку воспринимать слово как средство обозначения, как сигнал к действию, как средство общения. Таблички обеспечивают целостное восприятие слона, что соответствует особенностям восприятия детей дошкольного возраста. Однако восприятие глобально лишь в первый момент на первом этапе восприятия нового слова. Учитывая ограниченную возможность различения слов, воспринятых только глобально, трудность различения сходных по написанию слов, все слова, предъявленные на табличках, тут же дактильно проговариваются. Осуществляемый при дактилировании анализ облегчает их различение, ускоряет запоминание, позволяет включить новое слово в самостоятельную речь. Чтение карточек, «проговаривание» их при помощи дактильных знаков нельзя еще назвать подлинным аналитическим чтением. На первом этапе обучения — это лишь перевод письменного знака на дактильный. По мере накопления слов, по мере овладения речью письменная речь используется как средство закрепления полученных впечатлений в связном письменном тексте и как средство сообщения знаний на основе чтения книг (текстов). Устная речь. Для глухого ребенка дошкольного возраста, не владеющего письмом, единственным средством словесного общения со слышащими является устная речь. Но устная речь, в отличие от дактильной (так же, как и письменная), не может быть усвоена непосредственно в общении, и в этом ее недостаток как средства овладения языком. Необходимы специальные методические пути, приемы для воспитания устной речи у глухого ребенка. В обучении слышащего ребенка речь является одновременно и средством, и предметом обучения. На первом этапе обучения глухого устная речь является специальным предметом обучения и лишь по мере ее усвоения становится и средством общения и обучения. Для развития устной речи глухого необходимо в первую очередь обучить чтению с губ и произношению. Представляется целесообразным формулировать общие условия, способствующие развитию устной речи. Эти условия следующие: 1) общее развитие ребенка на основе овладения им разнообразной деятельностью; 2) накопление большого запаса слов в дактильной форме; 3) воспитание у детей установки на устную речь, привычки пользования ею в общении; 4) своевременный переход от таблички и дактильного слова к устному; 5) исправление всеми общающимися с детьми лексических, грамматических ошибок детей, а также дефектов их произношения; 6) возможно более широкое общение детей, овладевших речью, со слышащими. На протяжении всего периода формирования у детей словесной речи взаимоотношения между различными формами словесной речи меняются. На самом первом этапе обучения (первые 4-5 месяцев) для восприятия в качестве ведущей формы словесной речи используется письменная речь и глобальное чтение с губ. Для самостоятельного же выражения на этом этапе детям служит дактильная речь. Позднее, в связи с развитием навыков дактилирования, возрастает роль непосредственно словесного общения в дактильной форме. Устная речь долгое время является только предметом обучения. Роль ее в общении незначительна. С развитием первичного навыка чтения с губ и по мере усвоения звуков речи и накопления запаса слов роль устной речи в общении все возрастает сначала в сочетании с дактильной. Сопутствующее устной речи дактильное проговаривание каждого слова обычно длится до тех пор, пока дети усваивают эти слова. Преподнесение детям словесного материала в дактильной форме знаменует более высокий уровень речевого развития детей по сравнению с тем, когда для этой цели привлекаются таблички. Это положение касается как общего уровня развития речи, так и усвоения каждого в отдельности слова и выражения. Таким образом, умение ребенка различать слово в дактильной форме гарантирует умение различать его и по табличке. Научившись различать слово по табличке и тем более дактильно, дети обязательно должны учиться воспринимать его в устной форме.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|