|
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития состоит из ряда разделов. Содержание каждого из них может быть составной частью занятий в первой и во второй подготовительных группах. 1. Развитие речевого слуха. 2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка. 3. Формирование звукового анализа и синтеза. 4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса. 5. Ознакомление с предложением и словом в предложении. 6. Развитие инициативной речи и мышления. 7. Подготовка к обучению технике письма. Коррекционные задачи занятий Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и по подготовке к обучению грамоте в первой и во второй подготовительных группах направлены на: § уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; § развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи; § формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; § совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных; § формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. Развитие элементарных математических представлений Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР пяти-шестилетнего возраста (первая подготовительная группа) и для детей шести-семилетнего возраста (вторая подготовительная группа) предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. —— М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
Формирование адекватного социального поведения у детей с ЗПР и эмоционально-волевыми нарушениями. (Терьян) Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей ЗПР является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. У детей сЗПР реализация задач по воспитанию нормального поведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфере наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Нередко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы. Выделяют несколько групп учащихся в зависимости от их психических особенностей и поведения - уравновешенные, заторможенные и возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова, М.С. Певзпер): 1-ая группа - спокойные и уравновешенные, достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. выделить две подгруппы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Другая часть - менее активные учащиеся, но они от общественных поручений не отказываются. В процессе воспитания данной группы наиболее эффективны методы воздействия - убеждение, беседы, порицание. Они прислушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. Не следует часто использовать похвалу для этой категории, что может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким ученикам, что предупредит появление чувства превосходства над одноклассниками. 2-ая группа - вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. В работе с ними педагогу необходимо развивать общественную активность и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам коллектива, развить интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные реакции, уверенность в своих силах. 3-я группа - легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость. расторможенность, психическая неустойчивость. Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Развитие психически неустойчивых детей имеет неблагоприятный прогноз: негативные проявления сохраняются до 16-17 лет, с трудом или незначительно компенсируется воспитанием. У детей с ЗПР при врожденных нарушениях аффективно-волевой сферы социализация инстинктов и влечений осуществляется менее Успешно. Благоприятной почвой для патологического развития сферы влечений являются незрелость психики, инфантилизм мотивации, Дефицитность механизмов регуляции. У детей со стойкой аффективной возбудимостью необходимо: выработать определенный охранительный режим, предполагающий медикаментозную терапию и целенаправленное воспитание; активно формировать навыки самоконтроля, саморегуляции. В работе с ними наиболее эффективны не прямые задания-требования, а косвенные: требование-одобрение, требование-просьба и Др., они нуждаются в постоянном поощрении, что укрепляет их уверенность. Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПР ЗПР необходимо выявить к 3—4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной группой. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|