|
Тема IV. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления14. Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти. Регламенты разрабатываются на основе: 1. ФЗ; 2. актов Президента РФ и Правительства; 3. положения о ФОИВ; 4. Типового регламента. Утверждаются руководителем соответствующегоФОИВ.
ФОИВ разрабатываются: а. административные регламенты исполнения государственных функций; б. административные регламенты предоставления государственных услуг; в. должностные регламенты гражданских государственных служащих ФОИВ. Административный регламент ФОИВ – совокупность общего регламента органа и 3х административных регламентов.
В регламент ФОИВ включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий: 1) общие положения; 2) порядок планирования и организации работы; 3) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей; 4) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; 5) порядок подготовки проектов актов, вносимых в Правительство; 6) и другие.
Положения не могут противоречить положениям Типового регламента. ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, руководствуются Типовым регламентом.
17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения. Орган исполнительной власти (ветвь государственной власти) – учреждение, созданное для участия в осуществлении государственной власти и наделённое в этой сфере полномочиями государственно-властного характера.
Органы исполнительной власти (ОИВ) относятся к: · государственным органам– образование для осуществления функций государства и наделённое для этого государственно-властными полномочиями, сформированное в порядке, установленном законом; · органам государственной власти РФ. Понятие государственного органа в законодательстве отсутствует. Государственный орган – звено государственного аппарата: а) созданное государством для осуществления его функций; б) обладающее юридически властными полномочиями; в) наделённое определённой компетенцией; г) имеющий территориальный масштаб деятельности; д) состоящее из структурных подразделений. ОИВ обособлен: а. организационно – не входит в состав какой-либо другой организации, не является её структурным подразделением; б. функционально – главнымназначениемявляется исполнение законов и иных НПА, состоящее в организационной деятельности по руководству в разных сферах общественной жизни в соответствии с функциями и компетенцией; в. юридически – самостоятельный административно-правовой статус ОИВ, характерный для органов исполнительной власти и её конкретных видов, статус не является производным.
Самостоятельность ОИВ – наличие юридически властных полномочий. Особенности властных полномочий 1. целевой характер – для исполнения его управленческих задач и функций; 2. в качестве элементов включают: 1)право принимать управленческие решения в форме НПА (относятся к источникам российского права); 2)право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием правомерных актов, форм, методов; 3)право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение его решений, ставить вопрос о его применении.
Реализация власти – государственное управление. ОИВ – исполнительные органы. Перечень ФОИВ устанавливается правовыми актами – не всякий государственный исполнительный орган признаётся органом исполнительной власти. ОИВ отличаются от органов: а) законодательной власти по функциональному назначению – организующий характер деятельности, направленный на исполнение законов; б) исполнительной власти МСУ по своей природе – входят в систему государственных органов, являются государственными образованиями; в) от государственных учреждений, предприятий, организаций по содержанию основной деятельности – субъекты государственного управления.
Основы правового статуса – незначительное число общих позиций (многосубъектность исполнительной власти, множество видов): 1) ОИВ пользуются относительной юридической самостоятельностью – одна из ветвей единой власти (отношения с законодательной и судебной властями); 2) формируются с решающим участием Президента РФ (большинство случаев), его уполномоченных; 3) не являются объектом руководства со стороны органов законодательной власти.
Основа административно-правового положения – административная правосубъектность. Помимо правоспособности и дееспособности включает компетенцию. Правосубъектность ОИВ – допускаемая нормами АП возможность органа иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти. Содержание: права и обязанности, которые он может иметь в соответствии с законом, иным НПА, устанавливающем его положение.
Правосубъектность: · общая – возможность участия в осуществлении государственно-управленческой деятельности; · конкретных видов/отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями.
Компетенция – система полномочий ОИВ, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для решения возложенных на него задач и функций. Содержание – полномочия, позволяющие ОИВ принимать правовые акты, совершать юридически властные действия. Компетенция – не совпадает с административной правоспособностью и не может её поглощать.
Правоспособность – специальная. Осуществление деятельности ОИВ – в пределах правоспособности. Правило – каждый ОИВ действует в пределах установленной ему правоспособности, в установленном порядке и в определённых формах. Правоспособность – ограничитель административного усмотрения. Органы по своему усмотрению – варианты решений и методы управленческой деятельности (главное, чтобы они не нарушали законов).
Административная дееспособность ОИВ – способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права и, участвуя в государственно-управленческой деятельности, также предполагается возможность несения ответственности за свои действия. Реализуется (от имени ОИВ) – коллегиальный орган, уполномоченными должностными лицами.
Возникновение/прекращение правосубъектности – момент издания НПА о создании/ликвидации ОИВ. В последующее время – формируется и изменяется.
Административно-правовое положение – многие НПА. Конституирующий правовой акт – на его основе официально действует ОИВ (закон, положение). В НПА – открытый перечень полномочий ОИВ, прямо говорится об осуществлении других полномочий. В НПА – важное место занимают: 1. Типовой регламент взаимодействия ФОИВ – общие правила организации и взаимодействия, предусматривает разработку каждым органов своего регламента, его структура; 2. Типовой регламент внутренней организации ФОИВ – общие правила внутренней организации; 3. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг – общие требования к регламентам. Подзаконность деятельности – должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах компетенции способствовать их исполнению другими субъектами.
Правовое положение – единство системы исполнительной власти РФ и субъектов, ограниченное пределами ведения РФ и субъектов (обеспечивается НПА, регулирующими отношения). Единая система – разграничение компетенции между ОИВ РФ и субъектов. Исключено наделение одинаковыми полномочиями по одним вопросам. ОИВ РФ оказывают влияние на ОИВ субъектов – определение общих направлений, совершенных методов работы.
20.Виды органов исполнительной власти. Классифицировать органы возможно по различным признакам: 1. государственное устройство; 2. правовые основания создания; 3. способ формирования; 4. организационная форма; 5. характер компетенции; 6. порядок решения подведомственных вопросов.
23.Президент РФ и исполнительная власть. Статус Президента – Конституция РФ. Ч.1 ст.80 Конституции РФ «Президент Российской Федерации является главой государства».
Президент возвышается над всеми ветвями власти – не входит организационно в систему какой-либо ветви. Основная часть полномочий и их характер – можно отнести к исполнительной власти. Широкие полномочия в области исполнительной власти: 1. формирование организационной системы; 2. обеспечение единства; 3. содержание функций и обеспечение законности функционирования исполнительной власти.
В отношении Правительства, Президент: а) формирует правительство (согласование кандидата главы правительства с ГД – процедурный характер, формален); б) имеет право принимать/отклонять отставку правительства; в) оказывает законное влияние на содержание деятельности. Зависимость Правительства – Президент: 1) право председательствовать на заседаниях правительства; 2) указы и распоряжения обязательны на всей территории РФ; 3) вправе отменять постановления и распоряжения правительства; 4) указы – составляющая правовойосновы деятельности; 5) может руководить ФОИВ (в соответствии с законом): оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, ЧС, стихийные бедствия; 6) утверждает по представлению правительства положения об ФОИВ, назначает их руководителей.
Президент – Верховный Главнокомандующий ВС РФ, Председатель СовБеза. Президент не должен подменять ОИВ, которые представляют собой самостоятельные звенья системы исполнительной власти.
Взаимодействие с ФС: · представители в ГД и СФ; · координациядеятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента и представителей Правительства в СФ и ГД.
Полномочные представители: · право согласовывать законопроекты, вносимые Президентом в ГД; · участвуют в подготовке предложений Президенту о ФЗ. *участвуют в заседаниях палат без специального разрешения Президента РФ.
Содействие в реализации полномочий – Администрация Президента (формируется Президентом) – государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента РФ.
Существует институт Полномочного представителя Президента в федеральном округе – обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Взаимодействие ФОИВ с Полномочным представителем – постановление Правительства.
Президент – председатель Государственного Совета РФ (члены – ВДЛ субъектов). Государственный Совет (совещательный орган) – содействует реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Статус – положение о Государственном Совете.
81.Правовой статус полномочного представителя Президента. Виды полномочных представителей: а) в федеральном собрании РФ; б) в федеральном округе; в) в Конституционном суде.
Полномочный представитель – должностное лицо, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель: 1) является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента; 2) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ; 3) непосредственно подчиняется Президенту 4) назначается на должность на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.
Задачи: а. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом; б. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений ФОИВ; в. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента; г. представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе.
Функции: 1. обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; 2. анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе; 3. организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов; 4. согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа; 5. организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства; 6. согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта; 7. принимает участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов МСУ, находящихся в пределах федерального округа; 8. вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.
Права: 1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы; 2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов; 3) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента; 4) организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента; 5) право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
25.Правовое положение Правительства РФ. Правительство – высший исполнительный орган РФ, орган государственной власти, возглавляет единую систему исполнительной власти.
Правовая основа: 1) Конституция РФ; 2) ФКЗ; 3) ФЗ; 4) нормативные указы Президента.
Правительство (по ФКЗ): а) организует исполнение Конституции, законов, указов Президента, МД; б) контролирует их исполнение ОИВ; в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
Правительство – коллегиальный орган, состав: 1. Председатель Правитетельства; 2. заместители Председателя; 3. федеральные министры. Все члены – право решающего голоса.
Формирование: Президент назначает гражданина РФ Председателем (с согласия ГД), замов, министров.
Председатель правительства – особый статус: 1) возглавляет Правительство; 2) определяет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ, организует его работу; 3) представляет Правительство в РФ и за её пределами; 4) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; 5) подписывает акты Правительства; 6) представляет Президенту предложения о: 7) структуре ФОИВ; 8) назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя и министров; 9) наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; 10) распределяет обязанности между членами Правительства.
Заместители Председателя, министры – участие: а. в выработке и реализации политики Правительства; б. в подготовке постановлений и распоряжений Правительства; в. обеспечение выполнения постановлений и распоряжений.
Заместители Председателя: а. координируют работу министерств, государственных комитетов, других подведомственных органов; б. контролируют деятельность данных органов (п.1); в. предварительнорассматривают предложения и проекты распоряжений и постановлений, внесённых в Правительство; г. осуществляют иные полномочия, предусмотренные ФКЗ, ФЗ и т.д.
Министры (как члены Правительства) – участие в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.
Решение оперативных вопросов – Президиум. Решения – не противоречат актам, принятым на заседаниях Правительства. Правительство имеет право отменить любое решение.
Вопросы решаемые только на заседании – закон: 1) решения о представлении ГД федерального бюджета и отчета о его исполнении, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) проекты программ экономического и социального развития; 3) номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; 4) объемы выпуска государственных ценных бумаг; 5) внесение Правительством РФ законопроектов в ГД; 6) проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; 7) предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств бюджета, вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе; 8) приобретения государством акций; 9) заключения подлежащих ратификации МД РФ; 10) решения о подписании соглашений с ОИВ субъектов РФ; 11) образуется Президиум Правительства; 12) утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных ФОИВ; 13) порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов ФОИВ; 14) утверждается Регламент; 15) утверждается Положение об Аппарате; 16) рассматриваются ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности.
Полномочия устанавливаются: а) Конституция (кратко, но открытый перечень); б) ФЗ; в) нормативные указы Президента. Конституционные полномочия – ФКЗ о Правительстве РФ, условно делятся на группы: 1. по вопросам руководства ФОИВ: а. руководит работой ФОИВ; б. контролирует деятельность ФОИВ; в. утверждает положения о подведомственных ФОИВ; г. координирует деятельность ФОИВ, которыми управляет Президент; д. возможность создавать свои территориальные органы для обеспечения своей деятельности; е. устанавливает порядок деятельности и создания территориальных органов, иных ФОИВ; ж.возможность приостанавливать или отменять акты ФОИВ; 2. общие полномочия: а. реализация внутренней и внешней политики РФ; б. регулирование в социальной сфере; в. обеспечение единства системы исполнительной власти; г. контроль за деятельностью ОИВ; д. формирование государственных целевых программ и их обеспечение; 3. полномочия в различных сферах: а. экономической; б. социально-культурной; в. административно-политической; г. внешних отношений.
Ключевые полномочия: 1) разработка и обеспечение выполнения федерального бюджета; 2) проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики; 3) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) организация и исполнение прогнозов экономического и социального развития; 5) организует разработку и обеспечивает исполнение важнейших государственных программ; 6) управление федеральной собственностью; 7) другие.
Административно-политическая деятельность – призвано осуществлять меры по: 1) защите государства, обеспечению обороны и безопасности; 2) обеспечению законности, прав и свобод чела и гражданина; 3) охране собственности и общественного порядка; 4) борьбе с преступностью.
Правовая форма осуществления полномочий – постановления и распоряжения (обязательные для исполнения в РФ).
Прекращение полномочий: а) избрание нового Президента; б) досрочная отставка.
Отставка – случаи и порядок в ст.117 Конституции РФ: а) само подаёт в отставку; б) решение об отставке принимает Президент; в) недоверие высказывает ГД; г) ставится вопрос о доверии перед ГД Председателем. Основания – не обозначены. В случае отставки или сложения полномочий – действует до формирования нового Правительства.
Аппарат правительства – обеспечение нормальных условий для повседневного функционирования Правительства. Аппарат (не структурное подразделение) – государственный орган, образованный для обеспечения деятельности правительства, организация контроля за выполнением ОИВ принимаемых им решений. Руководство – Председатель Правительства. Глава – руководитель в ранге министра (Президентом).
Перечень функций – открытый (в положении об аппарате), основные: 1. подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты документов, требующих решения Правительства; 2. организует контроль за выполнением ОИВ решений Правительства; 3. организационное обеспечение заседаний; 4. обеспечивает представление интересов Правительства в КС, ВАС, ВС; 5. другие.
Структура аппарата (устанавливается Правительством): а. руководство – Руководитель и заместители; б. подразделения.
Входят: а. сотрудники – федеральные государственные гражданские служащие (в соответствии с актами о федеральной государственной гражданской службе); б. работники – не федеральные государственные служащие (законодательство о труде).
31.Система органов исполнительной власти в РФ: понятие, основные звенья. Система ОИВ – основанная на разграничении предметов ведения и компетенции совокупность их взаимосвязанных видов и относящихся к ним конкретных органов, выполняющие возложенные на них задачи и функции управленческого характера. Система ОИВ – разделение предметов ведения и полномочий в организации исполнительной власти, в осуществлении множеством субъектов. Влияние на разграничение предметов ведения – федеративное устройство. Федеративное устройство основано на: а) государственной целостности; б) единстве системы государственной власти; в) разграничении предметов ведения между органами власти РФ и субъектов; г) равноправии и самоопределении членов РФ.
Принципы системы ОИВ: 1. федерализма; 2. сочетания централизации и децентрализации; 3. законности.
Система ОИВ – конституционное разграничениеполномочий в области исполнительной власти: Ø ведение РФ: установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности, формирование ФОИВ; Ø совместное ведение: установление общих принципов организации системы органов государственной власти (на уровне РФ – ФЗ по этим вопросам, система организации органов государственной власти субъектов - самостоятельно).
Современная система ФОИВ – органы одного федерального уровня. Дифференциация – правовое положение, в основе которого – функциональное назначение и непосредственная подведомственность: Президенту, Правительству, федеральным министерствам.
Особенности правового положения органов конкретного вида – влияние на их отношения по вертикали. Отличаются отношения органов (по характеру): · подчинённые Президенту прямо; · находящиеся в непосредственном подчинении правительства. *Президент и Правительство решают вопросы организации и деятельности.
Иной характер отношений между федеральными министерствами и подведомственными им федеральными агентствами и службами – министерства осуществляют координацию и контроль деятельности. Агентства и службы: 1. не могут осуществлять правовое регулирование в сфере соответствующих министерств; 2. могут вносить в министерства предложения.
Система ФОИВ состоит из: 1. Правительства РФ; 2. федеральных министерств; 3. федеральных служб; 4. федеральных агентств. *сокращение форм не повлекло сокращения числа ОИВ.
Система ОИВ субъектов: а. высший орган исполнительной власти субъекта; б. иные органы исполнительной власти.
37.Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Формирование системы ОИВ в субъектах – общие принципы организации органов государственной власти субъектов. Установление принципов – совместное ведение РФ и субъектов. 6.10.1999 – ФЗ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов». Основные положения: 1. во главе системы – высший исполнительный орган государственной власти субъекта; 2. виды: общей, отраслевой, межотраслевой компетенции (формы составляющих органов систем РФ и субъектов – существенные различия).
ч.2 ст. 77 Конституции – в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФФОИВ и ОИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Особое положение ВДЛ – гражданин РФ, старше 30 лет: а) наделяется полномочиями по представлению Президента законодательным органом субъекта максимум на 5 лет; б) представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов, органами МСУ, при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать соглашения от имени субъекта; в) обнародует законы, может участвовать в деятельности законодательного (представительного) органа субъекта; г) формирует высший исполнительный орган субъекта, принимает решение об его отставке.
2 группы ВДЛ: 1) ВДЛ субъекта; 2) руководители высших органов исполнительной власти РФ.
Компетенция – общий характер.
Основания досрочного прекращения: 1. смерть; 2. отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; 3. отставка по собственному желанию; 4. отрешение его от должности Президентом в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ; 5. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6. признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8. его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; 9. утраты им гражданства РФ.
Высший исполнительный орган субъекта: а. постоянное действие; б. общая компетенция (обеспечивает исполнение НПА); в. наименование, структура, порядок формирования – Конституция (устав), законы субъекта. Основные полномочия: 1. разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ; 2. участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
На него возложено: а) разработка
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|