|
Тема V. Государственная служба (гражданская, правоохранительная, военная)2.Правовые основы государственной службы. Нет акта, регулирующего весь комплекс основных вопросов государственной службы. Система правовых актов, так или иначе регулирующих государственную службу: а. акты, регулирующие служебную деятельность лиц, замещающих государственные должности и субъектов; б. специальные НПА о государственной службе (не распространяются на лиц категории «а»).
Основные правовые акты: 1) ФЗ о системе государственной службы; 2) ФЗ о государственной гражданской службе; 3) ФЗ о воинской обязанности и военной службе; 4) ФЗ об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД РФ (закрепляет детали, которые могут применяться и в других органах, но не указаны в ФЗ о системе государственной службы). *нет закона, регулирующего правоохранительную службу.
ФЗ о системе государственной службы: 1) не регулирует виды государственной службы; 2) принят ФЗ о государственной гражданской службе; 3) предлагается принятие ФЗ о правоохранительной службе.
Важная роль в системе регулирования государственной службы – служебный контракт. Служебный контракт: 1. разновидность административного договора; 2. внешне сходен с трудовым договором; 3. работодатель – РФ, субъект в лице уполномоченных представителей нанимателей; 4. административно-правовой (публичный) характер; 5. дисциплинарная ответственность за несоблюдение контракта перед государством; 6. заключение, изменение – административно-правовые формы.
3.Административное приостановление деятельности как административное наказание. Административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществление отдельных видов деятельности работ. Основания применения: а. угроза жизни людей, возникновения эпидемии и так далее (для предотвращения последствий); б. нарушение в области оборота наркотических средств, финансирования террористических организаций, легализации доходов, полученных преступным путём. Срок – 90 суток. Назначается судьёй, если нельзя применить более мягкое наказание для достижения целей.
30.Государственная должность: понятие, виды. Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей.
Сущность государственной службы – осуществление профессиональной деятельности граждан на должностях, именуемых должностями государственной службы.
Должности: а) федеральной государственной гражданской службы; б) государственной гражданской службы субъектов; в) воинские; г) правоохранительной службы. В федеральном государственном органе – должности различных видов.
Должности включаются в реестры – перечни должностей, утверждаемые Президентом, федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей, типовых должностей правоохранительной службы. Реестр субъекта – закон, НПА субъекта. Все реестры – сводный реестр должностей.
36.Государственные служащие: понятие и виды. Государственный служащий (по старому закону) – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждения, выплачиваемого из соответствующего бюджета. Состав служащих неоднороден – трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой (нотариус).
Признаки: 1) гражданин РФ; 2) замещение государственной должности в государственном органе; 3) должность государственной службы; 4) выполнение обязанностей, определяемых должностью; 5) денежное вознаграждение за счёт бюджета.
Виды: а) гражданские; б) военные; в) правоохранительные.
ФЗ о системе государственной службы: 1. Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. 2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных ФЗ, государственный гражданский служащий субъекта может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Деление государственных служащих в зависимости от характера полномочий (роль полномочий в осуществлении государственно-властных функций): а) должностные лица; б) оперативный, вспомогательный состав.
Лица, замещающие государственную должность – не гражданские служащие.
Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные требования). Виды: а. представители административной власти – особый статус: 1. право предъявлять юридически-властные требования; 2. право применять меры административного воздействия; б. оперативный состав – выполняют работу, определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов: 1. нет права совершать юридически-властные акты в качестве средства управления; 2. подготовка решений, проработка вопросов.
70.Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. Порядок поступление и замещение вакантных должностей на конкурсной основе – ФЗ о видах государственной службы. Конституционный принцип равного доступа к государственной службе не исключает ограничение на поступление на такую службу и занятия конкретных должностей. Ограничения – в законах, иных НПА. На государственную службу по контракту могут поступать (ФЗ о системе государственной службы) граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного ФЗ о виде государственной службы. Гражданин поступает на гражданскую службу на основе контракта, который заключается: а. на неопределенный срок; б. на определенный срок; в. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. Условия контрактов, порядок заключения – ФЗ о конкретных видах государственной службы.
Назначение на государственную должность – юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществление функций, обязанностей и прав данной должности. Назначение – военная и правоохранительная службы, конкурс – гражданская. Конкурс – форма замещения должности с элементами выборности. Цель – отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурсная комиссия – решение.
Государственно-служебные отношения: 1) отношения между государством в лице его органов и служащим; 2) могут складываться вне рамок органа; 3) разновидность административных правоотношений.
Возникновение – одностороннее решение государственного органа: 1. юридически закрепляет поступление на службу; 2. служит основанием для выполнения служебных обязанностей; 3. определяет момент возникновения обязанностей перед государством, служебных и личных прав.
Правоограничения государственных служащих обусловлены особенностями государственной службы. Цель – обеспечение эффективного функционирования государственной службы. Прохождение государственной службы включает в себя: а) назначение на должность; б) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; в) аттестацию или квалификационный экзамен; г) другие обстоятельства (события).
Общие условия присвоения и сохранения чинов, рангов, званий: а. последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном чине, ранге, звании после их присвоения впервые; б. присвоение государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы; в. досрочное присвоение в качестве меры поощрения либо присвоение на одну ступень выше предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с ФЗ о виде государственной службы; г. сохранение присвоенного при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Лишение – решение суда. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на другой ранее присвоенный чин, ранг, звание, а также период пребывания в соответствующем чине, ранге, звании учитывается при присвоении чина, ранга, звания по новому виду.
Аттестация: 1) определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности; 2) решение вопроса о присвоении квалификационного разряда. Периодичность – не чаще 1 раза в 2 года. По результатам аттестации: 1. аттестационные комиссии – оценка деятельности; 2. руководитель – решение, учитывающие рекомендации аттестационной комиссии.
Прекращение – основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются ФЗ о видах государственной службы. Увольнение: а) инициатива самого государственного служащего; б) компетентный государственный орган; в) уполномоченное должностное лицо.
Основания увольнения: а. относящиеся к содержанию служебной деятельности; б. не имеющие отношения к службе (с достижением пенсионного возраста, прекращение гражданства). Прекращение – административный акт полномочного органа об освобождении от должности или отставке.
Стимулы деятельности: 1) льготы; 2) меры поощрения; 3) меры ответственности.
84.Понятие, виды, принципы государственной службы. Государственная служба: а) организационно-функциональная основа государства, осуществляющая функции и задачи государства; б) в правовом смысле – комплексный институт, объединяющий нормы всех отраслей права в части, касающейся государственной службы; в) в организационном смысле – организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими: 1. узкий смысл – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах; 2. широкий смысл - выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (школы, учреждения).
ФЗ «О системе государственной службы». Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: 1. РФ; 2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 3. субъектов РФ; 4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; 5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Государственный орган – органы государственной власти, иные государственные органы, замещаемые государственными должности, которые устанавливаются: а. Конституцией, ФЗ; б. Конституциями (уставами), законами субъектов.
Признаки (критерии): 1) осуществление на профессиональной основе (профессия граждан); 2) служебная деятельность (подчинена обеспечению исполнения полномочий определённых в законе субъектов, содержание – функциями и полномочиями для должности); 3) разнородность субъектов; 4) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности; 5) дифференциация должностей на государственные и негосударственные.
Виды: 1. гражданская; 2. военная; 3. правоохранительная.
Закон о системе государственной службы закрепляет принципы: 1. федерализма – обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2. законности – строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и организаций; 3. приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; 4. равного доступа граждан к государственной службе – исключение дискриминации (требования к кандидату – характер должностных обязанностей); 5. единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; 6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы; 7. открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих; 8. профессионализма и компетентности государственных служащих; 9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
92.Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Виды оснований прекращения служебного контракта: а) общие; б) специальные.
Общие: 1) соглашение сторон служебного контракта; 2) истечение срока действия срочного служебного контракта; 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы; 7) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта; 8) выход гражданского служащего из гражданства РФ; 9) нарушение запретов, связанных с гражданской службой.
Специальный – расторжение срочного служебного контракта: 1. по истечении срока его действия; 2. заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания; 3. на период замещения отсутствующего гражданского служащего расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу.
97.Понятие и виды гражданских служащих. Гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательств по прохождению гражданской службы. Признаки: 1. гражданин РФ, достигший 18 лет; 2. владение государственным языком РФ; 3. взятие обязательства по прохождению службы; 4. замещение должности; 5. осуществление профессиональной служебной деятельности; 6. на основании акта о назначении и контракта; 7. денежное содержание за счёт бюджета.
Наниматель – РФ, субъект. Представитель нанимателя – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта.
Классификация на виды: а) категории гражданских должностей, групп, классных чинов, видов государственных органов; б) объём и характер полномочий, которыми они наделяются. По видам гражданской службы: а. Федеральный государственный гражданский служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной гражданской службы и получающий содержание за счёт бюджета; б. Гражданский служащий субъекта – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта и получающий содержание за счёт бюджета. По категориям должностей служащие, относящиесяк: а. руководителям; б. помощникам; в. специалистам; г. обеспечивающим специалистам. По группам – гражданские служащие, замещающие должности: а. высшие; б. главные; в. ведущие; г. старшие; д. младшие. По классным чинам (присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы): а. действительный государственный советник 1-3 класса – должности высшей группы; б. государственный советник 1-3 класса – должности главной группы; в. советник государственной гражданской службы 1-3 класса – должности ведущей группы; г. референт государственной гражданской службы 1-3 класса – должности старшей группы; д. секретарь государственной гражданской службы – должности младшей группы.
100.Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Структура правового положения: 1. общегражданские права и обязанности; 2. права и обязанности только гражданских служащих; 3. ограничения из-за гражданской службы; 4. запреты в связи с гражданской службой; 5. требования к поведению гражданских служащих.
Права и обязанности, связанные с должностью: а. общие для всех; б. специальные для должности.
Общие: а) относящиеся к содержанию профессиональной служебной деятельности; б) сопутствующие статусу гражданских служащих.
Ограничения: 1) признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, наличие не снятой или не погашенной судимости; 3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 5) близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; 6) выход из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; 7) наличие гражданства другого государства (других государств); 8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений; 9) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей.
Запреты в отношении гражданского служащего: 1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией 2. замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; 3. осуществлять предпринимательскую деятельность; 4. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность; 6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; 7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; 8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; 9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, конфиденциального характера, или служебную информацию; 10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; 11. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; 12. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Требования к служебному поведению: 1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа; 4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; 5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; 7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 9. проявлять корректность в обращении с гражданами.
Поступление на гражданскую службу – вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим ФЗ.
Конкурс – оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Требуется для: а. поступления гражданина на гражданскую службу; б. замещения должности гражданской службы; в. замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы.
Не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; 2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурс может не проводиться: 1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа; 2) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Отказ в допуске к участию в конкурсе в связи: 1. с несоответствием квалификационным требованиям; 2. с ограничениями.
Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия. Состав: а. представитель нанимателя; б. уполномоченные им гражданские служащие; в. представитель соответствующего органа по управлению государственной службой; г. представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов (число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов конкурсной комиссии). Состав формируется – исключение возможности возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Устанавливает права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется: 1. предоставить возможность прохождения гражданской службы; 2. предоставить возможность замещения определенной должности гражданской службы; 3. обеспечить им прохождение гражданской службы, замещение должности гражданской службы; 4. своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|