|
Тема VIII. Административная ответственность и принуждение. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 89.Компетенция РФ в области законодательства об административных правонарушениях. Законодательство – совместное субъектов и РФ. Принцип: законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить. Субъекты – остаточная компетенция. Форма законодательства: а. федеральное – закон; б. субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом). *законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП. Состав законодательства об административных правонарушениях: а) КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют); б) принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП. Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).
Ведение РФ (по КоАП) – установление: 1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2. перечня видов административных наказаний и правил применения; 3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ); 4. порядка производства по делам; 5. порядка исполнения постановлений о наложении взысканий. КоАП определяет: 1) в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел; 2) в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних; 3) в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.
Обратная сила: а. присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица; б. отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица. * производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.
3. Административное приостановление деятельности.------------------------------------------------------------- 6.Дисквалификация как административное наказание. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях. Применяется к: 1. лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; 2. членам совета директоров; 3. лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Срок: от 6 месяцев до 3х лет.
11. Подведомственность дел об административных правонарушениях. 18. Административный штраф как мера наказания. Административный штраф – денежное взыскание, выражаемое в деньгах. Размер: 1. для граждан до 5 тысяч; 2. для должностных лиц до 50 тысяч; 3. для юридических лиц до миллиона; 4. не менее 100 рублей; 5. может выражаться в величине кратной стоимости, выручке (в зависимости от характера денежного правонарушения). При выражении в кратной величине не может превышать: а) трехкратный размер стоимости предмета правонарушения, неуплаченных пошли и так далее; б) 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров за календарный год, за предшествующую часть календарного года, когда было выявлено правонарушение. в) за мелкое хищение – не больше 5кратного размера предмета. Не применяется к военнослужащим до заключения контракта о прохождении военной службы.
21.Освобождение от административной ответственности. Основания освобождения от административной ответственности: 1. общие – малозначительное деяние, условия: а) наличие в деянии состава правонарушения; б) малозначительный характер правонарушения; в) принятие решения об освобождении судьёй или уполномоченным лицом; 2. специальные.
Специальные: 1. возраст лица, совершившего правонарушение – лицо от 16 до 18 освобождается при условиях: а) возраста; б) конкретных обстоятельств совершения; в) данных о лице; 2. за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, освобождение в случае: а) лицо добровольно сдало указанные средства; б) лицо обратилось в лечебно-профилактическое учреждение; в) лицо, больное наркоманией, согласилось на направление на восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.
Малозначительность – отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Обстоятельства, исключающие неправомерность деяния – крайняя необходимость. Крайняя необходимость – устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если такая опасность не могла быть устранена другими средствами и причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый.
22.Участники производства по делу об административном правонарушении. Участниками производства не являются субъекты административной юрисдикции в связи с их особым положением – они наделены властными полномочиями для вынесения обязательного решения. Участники не обладают подобными полномочиями. Участники: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) потерпевший; 3) законные представители; 4) защитник; 5) свидетель; 6) понятой; 7) специалист; 8) эксперт; 9) переводчик; 10) прокурор. Права и обязанности – КоАП.
27.Правила наложения административных наказаний. Общие правила – обеспечивают законность и индивидуализацию назначения наказания: а) наказание назначается лишь лицу, подлежащему ответственности и совершившему правонарушение; б) наказание только в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Законность – правило: за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания. Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение. Назначение административного наказанияне освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которого оно было назначено, за исключением дисквалификации.
Учитываются: а. характер совершенного правонарушения, определяющийся объектом посягательства и его последствиями; б. личность виновного; в. имущественное положение виновного.
Обстоятельства, подлежащие учёту при назначении наказания: а) смягчающие; б) отягчающие.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; 3. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 4. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5. совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 6. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок 3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4. совершение административного правонарушения группой лиц; 5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. *данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они являются квалифицирующими признаками.
Перечни: а. смягчающие обстоятельства – открытый; б. отягчающие обстоятельства – закрытый (исчерпывающий).
Назначение наказания: а) несколько административных правонарушений – за каждое совершённое правонарушение; б) одно деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена 2мя и более статьями – в пределах санкции нормы, предусматривающей более строгое наказание (при условии подведомственности рассматриваемого дела одному уполномоченному лицу или органу).
Давность привлечения – определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Общий срок – 2 месяца со дня совершения правонарушения. По истечении – постановление по данному делу не может быть вынесено. Специальные сроки – к правонарушениям, имеющим особый характер, являются более длительными – год за нарушение законодательства о водах (разных), налогах, окружающей среде, таможенного и антимонопольного законодательств. При длящемся правонарушении – исчисляются со дня обнаружения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовногодела или его прекращения – со дня принятия такого решения. Дисквалификация – не позднее 1 года со дня совершения нарушения. Длящееся нарушение – год со дня обнаружения. Приостановление срока давности привлечения – по ходатайству привлекаемого к ответственности.
27. Правила наложения административных наказаний.----------------------------------------------------------- 33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Меры применяются в целях: 1) пресечения административного правонарушения; 2) установления личности нарушителя; 3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнения принятого по делу постановления. Меры могут применять только уполномоченные на то должностные лица в пределах своих полномочий.
Меры обеспечения производства; 1. доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным; 2. административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об правонарушении, исполнения постановления по делу об правонарушении (срок не более 3х часов), составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания; 3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения; 4. осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 5. досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения; 6. изъятие вещей и документов – явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об правонарушении и обнаруженных на месте совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства; 7. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида – лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.12.3, ч. 2 ст.12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения; 8. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 10. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания; 11. арест товаров, транспортных средств и иных вещей – составление описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия; 12. привод; 13. временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до вступления в законную силу постановления по делу об правонарушении прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях. По компетенции: а. субъекты административной юрисдикции – уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях; б. субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела. *один орган может быть и тем и другим.
По федеральному устройству: а. субъекты по делам, предусмотренным КоАП; б. субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законодательством субъекта РФ.
По способу разрешения дел: а. индивидуальные; б. коллегиальные.
По принадлежности к судебной или управленческой системе: а. к судебной системе; б. к управленческой системе.
От имени ФОИВ – руководители, заместители, уполномоченные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции. От имени уполномоченных органов и учреждений ОИВ субъектов – уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов. Правило – должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объёме.
39.Рассмотрение дела об административном правонарушении. Начало – с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению. Подготовка к делу – субъекты выясняют: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Место рассмотрения: а) по совершения (как правило); б) по месту жительства привлекаемого (по его ходатайству, в случаях, предусмотренных КоАП); в) по месту нахождения органа, проводившего расследование (при административном расследовании); г) по месту учёта транспортного средства (при лишении прав).
Срок рассмотрения: а. 15 дней – общее правило; б. продление не более чем на месяц – ходатайство участников, необходимость рассмотрения дополнительных обстоятельств; в. в день получения протокола – дело о нарушении, влекущем административный арест; г. не позднее 48 часов после задержания – лицу, подвергнутому задержанию.
Процедура: 1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2. устанавливается факт явки сторон; 3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7. выносится определениеоб отложении рассмотрения дела; 8. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела 9. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Отложение обязательно в случаях: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела: 1) оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости и иные материалы дела; 2) заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта; 3) исследуются иные доказательства; 4) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Завершение рассмотрения – постановление (объявляется немедленно, копия вручается сторонам в течение 3х дней): а. о назначении наказания; б. о прекращении производства по делу (при наличии хотя бы одного обстоятельства, исключающих производство). Определение: а. о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначить наказания иного вида, применить иные меры; б. о передаче дела по подведомственности. в. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Административное принуждение: сущность, виды. Административное принуждение – применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Разновидность государственного принуждения, один из методов государственной деятельности. Достижение целей: 1) предупреждение правонарушений; 2) пресечение правонарушений; 3) привлечение виновных лиц к ответственности.
Особенности административного принуждения: 1. применяется на основе норм АП; 2. охраняются правоотношения разных отраслей права; 3. применение как за нарушения, так и в целях безопасности; 4. возможно применение физического насилия; 5. множественность субъектов применения (органы, действующие от имени органов управления, уполномоченные должностные лица); 6. применение в отношении неподчинённых лиц; 7. применение в порядке административного производства; 8. оперативное, дифференцированное применение мер.
Виды по критериям: 1. субъекты применения: а) судебные; б) внесудебные; 2. основания применения: а) за правонарушения; б) в силу экстремальных условий, предусмотренных НПА; 3. цели установления и применения: а) административно-предупредительные; б) меры административного пресечения; в) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; г) меры наказания.
46.Административное ответственность: понятие, особенности. Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Внешне – все признаки юридической ответственности. Основание – правонарушение. Меры – административное наказание. Основные черты: 1) устанавливается ФЗ и законами субъектов об административных правонарушениях (совместная компетенция); 2) основание – административное правонарушение; 3) субъекты – физические, юридические лица; 4) за нарушения – административное наказание; 5) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; 6) наказания применяются органами к не подчинённым им правонарушителям (отличие от дисциплинарной); 7) назначение наказания не влечёт судимости и увольнения с работы; 8) меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях; 9) рассмотрение споров в судебном и во внесудебном порядках.
51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Деяние – акт волевого поведения: а) действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение запрета; б) бездействие – пассивное невыполнение обязанности. Признаки деяния: 1. антиобщественность – противоправность нарушения, противоречащие задачам и принципам законодательства и его нормам (антиобщественность устанавливается законодательством); 2. противоправность – совершение деяния, нарушающего нормы права (нормы не только АП, но и другим отраслям); 3. виновность – совершение деяния умышленно или по неосторожности; 4. наказуемость – за административное правонарушения законодательством предусматривается административная ответственность(административное правонарушение – основание административной ответственности, административная ответственность – признак правонарушения). * виновность юридических лиц – если будет установлено, что кнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сущность правонарушения – подходы: а. общественно-опасное, но менее чем преступление; б. вредное для общества, но не общественно опасное; в. одни общественно опасны, другие не общественно опасны (вредны). Правонарушения по сути общественно опасны, отличаются от преступлений степенью общественной опасности, поскольку: 1) имеют общий объект посягательства; 2) общественная опасность различается не характером правонарушения, а их распространённостью; 3) общественная опасность проявляется в противоправности; 4) выражается во вредности; 5) постоянен процесс декриминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений; 6) если не общественно опасны, то государственная репрессия не обоснована; 7) за некоторые правонарушения административные ответственность строже, чем за преступления; 8) степень общественной опасность разграничивает преступление и правонарушение.
Понятие состава административного правонарушения отсутствует в законодательства. Состав – совокупность закреплённых НПА признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава: 1. объект – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности; 2. объективная сторона – действие или бездействие, запрещённом административным правом (часто – зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий); 3. субъект; 4. субъективная сторона.
Объективная сторона может включать характер действия или бездействия: а) неоднократность – единое однородное правонарушение; б) повторимое – несколько однородных правонарушений, совершенных одним и тем же лицом в течение года, за которые оно уже подвергалось административному взысканию; в) длящееся – деяние, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности.
Субъекты: а. физические лица – граждане РФ (специально выделяются в особенной части), иностранные граждане (субъектами некоторых правонарушении могут быть только иностранные граждане), апатриды, по общему правилу достигшие возраста 16 лет; б. юридические лица – за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов (отягощённая для банковско-кредитных предприятий). * среди граждан РФ – есть категории с особенностями правового положения (профессиональные, социальные функции), которые могут устанавливать дополнительные основания привлечения к административной ответственности или ограничение применения мер. В отношении всех лиц – нормой не предусмотрено, что наказание может применяться только к физическим или юридическим лицам. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности (вместо неё – дисциплинарная ответственность). Наложение административного наказания на юридическое лицо – не освобождает от ответственности виновное физическое лицо.
Субъективная сторона – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному деянию и его последствиям (вина). Формы: а) умысел – лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало таких последствий или сознательно их допускало, относилось безразлично; б) неосторожность – лицо предвидело возможность нарушения вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя должно и могло предвидеть. Факультативные признаки: а. мотив; б. цель. Вина юридического лица – вина уполномоченных должностных лиц (реализуют правоспособность) и работников (осуществляют фактические действия): а) вина юридического лица может выражаться в действиях должностного лица, чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица; б) в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.
Только при наличии состава административного правонарушения – привлечение лица, совершившего его, к административной ответственности.
Форма состава: а. формальный (в самом факте противоправного поведения) – в основном; б. материальный(деяние, последствия, причинно-следственная связь).
Классификация видов административных правонарушений: В зависимости от диспозиции, нормы: а) простые; б) описательные; в) бланкетные (в законах и подзаконных актах). По субъектам, правонарушения, субъектами которых являются: а) граждане, должностные лица, юридические лица; б) должностные лица, юридические лица; в) граждане и юридические лица; г) граждане, должностные лица. В зависимости от видов наказания, выделяются правонарушения, за которые назначаются: а) только основные виды наказания; б) основные и дополнительные наказания; в) основные наказания в качестве альтернативных. *каждый вид предусмотрен за то или иное правонарушение, может быть как основным, так и дополнительным.
Виды наказаний: 1) предупреждение – основное, альтернативное административному штрафу; 2) административный штраф – универсальное наказание; 3) административный арест – за небольшое число наиболее серьёзных Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|