|
Тема VII. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти (Правовые акты органов управления)40.Правовые акты управления: понятие, виды. Правовой акт – официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченного органа государственного управления, органа МСУ, принятое в пределах его компетенции, в определённой форме, с соблюдением обязательных процедур, устанавливающее, изменяющее или прекращающее правовые нормы, конкретные правоотношения. Правовые акты – разновидность правовых актов, обладающие всеми их существенными признаками. Различают: а) одностороннее юридическое действие государственного органа; б) акт как официальный документ. Акты могут устанавливать нормы как публичного, так и частного права. Нет легального определения правового акта.
Признаки правового акта: 1. официальное решение – органы действуют от имени государства, акт направлен на выполнение задач публичного характера; 2. подзаконность – юридическое средство обеспечения проведения в жизнь законом (подзаконный характер всего государственного управления); 3. одностороннее юридически-властное волеизъявление – издание опирается на властные полномочия субъектов.
Содержание – управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий данного субъекта. Авторитарность – свойство правового акта, выражающее обязательность для исполнения не только субъектами, на которых распространяется его действие, но и на тех, кто его принимает.
Последствия издания правовых актов: 1) могут содержать правовые нормы – регулируют различные общественные отношения; 2) могут выступать в виде юридических фактов – влекут возникновение правоотношений; 3) могут служить основанием издания или отмены других актов.
Правовой акт – служебный документ, отличающийся от служебных документов: служебные документы не влекут непосредственных юридических последствий, могут быть предпосылкой издания. Особое место среди служебных документов – реестры, регистрационные книги, журналы: а. утверждаются управомоченными государственными органами; б. сведения вносятся на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам.
Классификация правовых актов органов управления: по юридическим свойствам
по форме
*акты коллегиальных органов только письменные.
41.Понятие и цели организации управления. Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь. Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений. Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе. Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями. Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность. Признак государственного управления – организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.
Функции государственного управления: 1) разработка и реализация государственной политики; 2) установление организационных основ хозяйственной жизни; 3) управление государственными учреждениями; 4) регулирование функционирования негосударственных учреждений; 5) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц; 6) осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.
48.Действие правовых актов управления. Действие правового акта управления определяется: а) обязательным характером; б) пространственными и временными пределами.
Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством. Акты: 1) Президента – на всей территории РФ; 2) Правительства – на всей территории РФ; 3) других ФОИВ – на всей территории РФ; 4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.
Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются: а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах); б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены; в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.
Действие во времени: а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств); б) неопределённый срок действия; в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).
53.Приостановление действия правовых актов управления. Приостановление действия правовых актов – прекращение юридической силы до её подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом (не подлежит исполнению или применению). Органы, имеющие право приостановления, причины приостановления – НПА. Орган может в определённом случае приостановить акт, поскольку не вправе отменить его. Органы, имеющие право приостановления: 1. Президент – акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия ФЗ и Конституции; 2. Правительство – акты ФОИВ без указания оснований; 3. таможенный орган – при рассмотрении жалобы, приостанавливает исполнение обжалуемых решений (при основании полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, если неприостановление решения может иметь необратимый характер); 4. суд общей юрисдикции – оспариваемое решение до вступления в законную силу решения суда.
73.Утрата силы правовыми актами управления. Основания: а. правомерными актами: 1) исполнение; 2) истечение срока действия; 3) отмена акта; 4) замена новым актом в той же сфере; 5) противоречие вновь принятому акту большей юридической силы; 6) признание акта нецелесообразным в связи с изменившимися условиями; 7) прекращение существования адресата (изменение его положения); б. неправомерными актами – несоблюдение общих и специальных условий законности.
Утрата силы в результате: а. отмены (только уполномоченными законом государственными органами): 1)Президент – акты Правительства, иных ФОИВ; 2)Правительство – акты органов ФОИВ, образованных ими и подчиненных ему других государственных органов; 3)федеральные министерства – решения подведомственных федеральных служб и агентств; 4)высший орган исполнительной власти субъекта – акты подчинённых ему органов исполнительной власти; 5)ВДЛ – акты высшего исполнительного органа власти субъекта; 6)суды общей юрисдикции – индивидуальные акты президента, правительства, иных государственных органов; б. признания КС РФ неконституционными; в. признание судами общей юрисдикции недействующими; г. признание арбитражным судо ненормативного акта недействительным. Признание акта неконституционным, недействующим, недействительным – утрата юридической силы.
32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления. Порождение правовых последствий – с момента вступления в силу. Вступление в силу регламентируется НПА, которые предусматривают: а. необходимость предварительной регистрации; б. официальное опубликование.
Опубликование: 1) акты Президента – в течение 10 дней после подписания в «СЗ» или «РГ»; 2) акты Правительства – не позднее 15 дней со дня принятия (подписания председателем); 3) иные акты ФОИВ (после государственной регистрации) – в течение 10 дней после регистрации в «РГ», бюллетене нормативных актов ФОИВ.
Акты ФОИВ перед опубликованием – обязательная регистрация в Минюсте. Подлежат: а) акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан; б) акты, устанавливающие правовой статус организаций; в) акты, имеющие межведомственный характер (обязательные для других ФОИВ).
Акты не влекут правовых последствий: а. не прошедшие государственную регистрацию; б. не опубликованные.
Вступление в силу: 1. акты Президента – по истечении 7 дней после первого официального публикования; 2. акты Правительства – не ранее дня официального публикования; 3. иные акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официальногопубликования.
Действие правового акта управления определяется: а) обязательным характером; б) пространственными и временными пределами.
Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством. Акты: 1) Президента – на всей территории РФ; 2) Правительства – на всей территории РФ; 3) других ФОИВ – на всей территории РФ; 4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.
Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются: а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах); б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены; в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.
Действие во времени: а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств); б) неопределённый срок действия; в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).
86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти. Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности, предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач, функций, полномочий. Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует: а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности); б. создание правовых предпосылок законности деятельности. Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать). Формы деятельности: 1) издание правовых актов; 2) проведение организационных мероприятий; 3) осуществление материально-технических мероприятий. *существует ещё множество классификаций (эта советская). Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права.
В зависимости от последствий (формы действий): 1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия: а) издание правовых актов – осуществление государственного управления; б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности; в) издание административных и гражданских договоров; г) заключение международных договоров; 2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия: а) организационные мероприятия; б) проведение совещаний; материально-технические операции. 101.Административный договор. Административный договор – правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, то есть соглашение – правовая форма передачи ОИВ этих уровней друг другу права осуществления части своих полномочий. Термин не употребляется в нормативных актах – продукт теории. Взгляды: а. наличие таких договоров ставятся под сомнение – договорные связи не могут возникнуть между субъектами управленческих отношений; б. административные договоры возможны, перспективны, уже предусмотрены НПА и используются на практике.
Цель – обеспечение удовлетворения публичного интереса либо сочетаемого с ним частного интереса. Признаки: 1. правовая форма организации осуществления принятых на себя его сторонами задач, функций, полномочий, направленная на достижение определённых результатов без привлечения эквивалентно-возмездных и трудовых отношений; 2. субъектами являются органы исполнительной власти и МСУ; 3. правовая форма реализации лишь административной правосубъектности; 4. заключается между субъектами разных уровней (разных положений) – возникает на добровольной основе, стороны равноправны (если по содержанию договора предусмотрено подчинение – всё равно может быть признан договором); 5. от имени органа подписывается управомоченным должностным лицом; 6. разрешение споров – переговоры заинтересованных сторон, согласительные процедуры.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|