Тема VI. Административно-правовое положение учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений.
38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Административнаяправосубъектность – комплекс прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.
Государство определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Основа – ФЗ об общественных объединениях.
Определяет:
а. содержание права граждан на объединение;
б. основные гарантии данного права;
в. статус общественных объединений;
г. порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации.
Исходное в статусе – запрет преследовать незаконные цели.
Закон также определяет содержание устава.
Отношения между государством и организацией – принцип взаимного невмешательства.
Деятельность как юридических лиц – ГК.
Права общественных объединений:
1) участие в выработке решений органов государственной власти и МСУ;
2) проводить манифестации;
3) представлять и защищать свои права, права членов и участников;
4) вносить предложения в органы государственной власти;
5) другие.
Влияние государства:
1. регистрация (органами юстиции) для приобретения прав юридического лица (не обязательна);
2. контроль источников доходов (финансовыми органами);
3. надзор и контроль за выполнением существующих норм.
Обязанность общественных объединений – соблюдение законодательства РФ.
Ликвидация – по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.
Статус политических партий – ФЗ о политических партиях.
Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.
Принцип взаимного невмешательства.
Государство:
а) контроль создания партий – обязательная регистрация;
б) финансирует политические партии, ведёт контроль за финансами с помощью налоговых органов.
42. Правовой статус МГУ. -----------------------------------------------------------------------------
85.Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус:
1. относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности – взаимодействие с ОИВ;
2. относящиеся к государственным предприятиям и учреждениям;
3. относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;
4. относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.
Всех форм собственности
| · Устанавливаются в качестве принципов:
а) запрет на вмешательство государства в производственно-хозяйственную деятельность;
б) государственную регистрацию предприятий;
в) обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности, предоставления информации, необходимой для налогообложения.
· Предприятия обязаны соблюдать предписаниязаконодательства о защите окружающей среды, режиме природопользования и другие правила.
· Контроль за соблюдением – уполномоченные государственные органы, которые могут применять меры принудительного воздействия.
· Иногда требуется разрешение на занятие определённым видом деятельности.
| Государственные и муниципальные
предприятия
| · Собственник таких предприятий – государство.
· Ведение государственных органов:
1) создание предприятий;
2) определение предмета и целей деятельности;
3) утверждение устава;
4) управление;
5) назначение на должность и снятие с неё руководителей.
· Некоторые виды деятельности – только государственные предприятия – производство оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических средств.
· Должностные лица предприятий – полномочия государственно-властного характера.
· Государственные предприятия (и муниципальные) – унитарные предприятия.
· Особенности статуса унитарных предприятий:
а) создаются на базе государственной или муниципальной собственности;
б) осуществляют деятельность для удовлетворения потребностей в областях, определённых ФЗ.
· Виды:
а) на праве хозяйственного ведения (государственные предприятия);
б) на праве оперативного управления (казённые предприятия).
· Законодательное закрепление положения:
а) ГК РФ;
б) ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
· Учреждение:
а) уполномоченными органами государственными и МСУ;
б) федеральные – ФОИВ;
в) федеральные казённые – Правительство РФ.
· Создание – в установленных ФЗ случаях (необходимость производства продукции, которая изъята из оборота).
· Учредитель определяет в уставе – специальную гражданскую правоспособность.
· Унитарное предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом без согласия собственника.
· Собственник унитарного предприятия – право на получение части прибыли.
· Собственник имущества казенного предприятия:
а) право изымать у казенного предприятия излишнее (неиспользуемое) имущество;
б) доводить обязательные заказы;
в) утверждать смету доходов и расходов.
· От имени РФ или субъекта собственник – органы государственной власти РФ или субъектов.
· Руководитель унитарного предприятия – единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником и может действовать от имени предприятия без доверенности.
· Действия:
1) представление интересов;
2) утверждение структуры и штата;
3) осуществление приёма на работу;
4) издание приказов;
5) организация выполнения решений собственника.
· Контроль за деятельностью унитарного предприятия – орган, реализующий полномочия собственника.
· Администрация унитарного предприятия – функции оперативного управления.
· Управленческие полномочия – отношения внутри предприятия.
· Полномочия собственника унитарного предприятия:
а) по вопросам организационной деятельности;
б) полномочия, реализуемые по инициативе предприятия (получение согласия);
в) полномочия по осуществлению контроля.
| Государственные корпорации
| · Создаются для осуществления социальных, управленческих или иных социально-полезных функций.
· Создание – ФЗ.
· Виды:
а) отраслевые;
б) межотраслевые;
в) для определённых задач.
· Органы управления:
а) наблюдательный совет (высший);
б) правление (коллегиальный исполнительный);
в) генеральный директор – возглавляет правления и руководит деятельностью корпорации.
· Издаваемые корпорацией НПА – обязательны для ФОИВ, органов государственной власти субъектов и МСУ.
| Негосударственные предприятия
| · Действуют в пределах административно-правового режима, предусмотренного для всех предприятий.
· Роль государства – установление правовых норм и контроль за их соблюдением (не решает конкретных вопросов).
· При преобразовании государственных учреждений у государственных органов сохраняется специальное право на участие в управлении ими.
· Они назначают своих представителей в совет директоров, наделённых правом вето (одно из их преимущественных прав) при принятии решений о:
а) внесении изменений и дополнений в устав;
б) ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии;
в) изменении уставного капитала;
г) заключении определённых сделок.
|
110. Управление в государственных корпорациях.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|