|
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯСтр 1 из 50Следующая ⇒ Предшествующий том «Антология мировой философии» завершался текстами, характеризующими различные направления и тенденции схоластической философии. Пятнадцатое столетие, к которому относятся философские тексты, открывающие данный том, в Италии и некоторых других областях Европы стало, как известно, эпохой возникновения капиталистической формации (при сохранении господства феодализма). Эта эпоха определялась рядом первостепенных производственных, технических и социально-экономических изменений, приведших в своей совокупности к возникновению такого общества и такой культуры, которые не были известны предшествующей истории человечества. Эта раннебуржуазная культура, носительницей которой выступила новая, в основном светская, интеллигенция, получила у ее виднейших представителей и теоретиков наименование гуманизма. Оно выражало противоположность новой культуры, устремленной к человеку, фео-дально-теоцентрической культуре с ее устремленностью к богу. Гуманистическая культура по своей многогранности, глубине и ценности достижений в самых различных областях творчества значительно превосходила церковно-феодальную культуру, которая продолжала, однако, господствовать в большинстве европейских стран. Важнейшая особенность гуманистической культуры состояла в широком использовании культурного наследия античного мира. Своим наиболее распространенным наименованием — эпоха Возрождения (Ренессанса) — она обязана именно этой ее особенности. Передовая философия эпохи Возрождения была органическим элементом гуманистической культуры. Положение официальной философской доктрины продолжала занимать в большинстве западноевропейских стран схоластика. В целом она представляла собой, как это ясно из материалов предшествующего тома «Антологии», приспособление к христианскому вероучению некоторых античных философских учений и идей — главным образом платоновско-аристотелевских. Гуманистическая философия, усиливая свою оппозицию схоластике, значительно более многосторонне, чем последняя, использовала античные философские учения. Развитие философии гуманизма в эпоху Возрождения было связано также с теми идеями, которые она черпала в научном мышлении своей эпохи. Философию эпохи Возрождения открывают в настоящем томе тексты из произведений Николая Кузанского. Этот глубокий и оригинальный мыслитель весьма показателен для раннего Ренессанса, когда идеями гуманизма проникались даже некоторые руководители римско-католической церкви. Одним из них и был Николай из Кузы, кардинал и гуманист, естествоиспытатель и математик, философ и теолог. В целом это весьма- передовой мыслитель рассматриваемой эпохи. Даже по отрывкам из его произведений, публикуемым в данном издании, читатель почувствует неприязнь их автора к схоластической учености и аристотелизму как ее основному ядру. Такая неприязнь стала, по всей вероятности, одной из причин, направивших Николая на путь мистических размышлений о боге. Его главным вдохновителем на этом пути стали «Ареопагитики», обладавшие огромным авторитетом у многих философов и теологов средневековья. Этот фундаментальный памятник средневекового философствования, как можно судить о нем по отрывкам, опубликованным в предыдущем томе «Антологии», отличается сугубой отвлеченностью мистико-бого-словских рассуждений, подлинным разгулом теологических спекуляций. Подобных спекуляций немало и в произведениях Кузанца. Но не они, конечно, определяют его огромную роль в философии Возрождения. Эта роль определяется тем, что он переводил философию с пути теологических спекуляций на путь натуралистических размышлений о природе и человеке, широко вводя при этом античные — и притом неаристотелевские — философские идеи. Весьма знаменательна трансформация многозначного понятия бога, с чем мы встречаемся в книге «Об ученом незнании» и других произведениях Кузанца. Отрицательная теология «Ареопагитик» укрепляла истолкование христианского бога как внеприродного абсолюта. Обязательным условием монотеистической ортодоксальности было при этом представление бога в качестве сверхъестественной личности, некогда воззвавшей все существующее из доприродного небытия. Разумеется, эти представления были обязательны и для автора «Ученого незнания». И для него существование бога как универсального объединяющего принципа более реально и необходимо, чем существование единичных вещей природно-человеческого мира, полностью зависящих от божественной всеблагости. Но этот монотеистическо-креационистский ход мыслей все время нарушается в названном сочинении Кузанца другим, отклоняющимся от ортодоксально-христианских представлений. Такое направление.его философствования, явно ставшее основным в «Ученом незнании», состоит не в противопоставлении бога и мира, а, напротив, в сближении их. Этот путь пантеистического решения теологической проблемы в значительной мере навеян идеями Прокла и других неоплатоников, многочисленные отзвуки которых,.,а иногда и прямые ссылки на них мы встречаем в произведениях Николая. Впрочем, в известной мере к этому пути подводили и «Ареопагитики». Отрицательная теология, настойчиво развивавшаяся, в них, деперсонализировала, обезличивала единого бога. Автор «Ученого незнания» подхватил и многократно усилил эту тенденцию. Непрерывно подчеркивая актуальную, завершенную бесконечность божественной природы, он чаще всего именует бога, который находится «везде и нигде», «абсолютным максимумом». Его мистицизм, тоже восходящий к «Ареопагитикам», состоит в убеждении в непознаваемости божественного абсолюта. Однако вместе с тем, приближая последний к природе и человеку и именуя «абсолютным максимумом», автор «Ученого незнания» встает на путь математических образов и аналогий, весьма плодотворный в деле познания природно-человеческого мира. Не случайно в этой связи он провозглашает Пифагора величайшим философом. Воскрешая, таким образом, идеи пифагореизма, Кузанац шел навстречу математическому естествознанию, потребность в котором все более настоятельно выдвигалась производственными запросами жизни. Конечао, пифагореизм, интерес к которому непрерывно возрастал в развитии философии Возрождения, сам по себе не мог породить математического естествознания, как не мог он этого сделать в античности, но он стал существенным компонентом идейной атмосферы, необходимой для его возникновения. И в создании такой атмосферы Кузан-цу принадлежит выдающаяся роль. Пантеистическое приближение бесконечного бога к природе, какое мы находим в «Ученом незнании», привело его и к новому истолкованию космоса. Схоластическая космология, базировавшаяся на библейской мифологии и на системе воззрений Аристотеля — Птолемея, строилась на убеждении в конечности мироздания, однажды созданного бесконечной божественной мудростью и волей. Пантеистическое истолкование в значительной мере обезличенного бога отодвигало на второй план вопрос о творении им природы (хотя официально никогда, конечно,.не отказывалось и не могло отказаться от этой основоположной креационистской установки). Хотя в «Ученом незнании» и остается противопоставление бога и природы, но это уже противопоставление актуально бесконечной, статической божественной сущности и потенциально бесконечной, непрерывно меняющейся чувственной природы, часто именуемой «ограниченным максимумом». У мира не может быть границ, неоднократно подчеркивает Куз)анец. Какую бы границу мы ни наметили в природе, рано или поздно она преодолевается в развитии человеческого знания. Не имея, таким образом, границ, мир не может иметь некоего стабильного центра, каковым со времен Аристотеля и Ветхого завета считалась Земля. Подобный центр и границы всегда условны, ибо сам бог должен мыслиться как окружность и центр. Эти космологические установки Кузанца стали философским предвосхищением теории Коперника и астрономических открытий нового времени. Отступление Кузанца от креационизма христианского вероучения выражается у него в ряде положений. Одно из них состоит в утверждении, согласно которому единство, исходящее из абсолютного максимума и превращающее природу в целостность, может быть осмыслено посредством категорий целого и части. С этой точки зрения, приближающейся к диалектическому воззрению, «ограниченный максимум» произошел из «абсолютного максимума» не вследствие сверхъестественного творения первого вторым, а посредством некоего процесса ограничения, поскольку все конечные, или ограниченные, вещи находят свое^ место где-то между абсолютной максимальностью и абсолютной минимальностью. Развивая это воззрение в генетическом плане, Кузанец прибегает также к понятиям свертывания и развертывания мира, с помощью которых он стремится уяснить отношения бога и мира. Объявляя божественное существо началом, как бы «свертывающим» в себе все вещи, и представляя природу как результат «развертывания» ее из божественных глубин, он в сущности возобновлял неоплатоновский принцип эманации и выдвигал динамический взгляд на природу, восходящий к пневматической натурфилософии стоиков. Другим отступлением от положений религиозно-монотеистического креационизма стало у него возвращение к древней идее о человеке как микрокосме, миниатюрном повторений макрокосма, всей природы. Полностью эта идея не умирала и в эпоху средневековья, хотя и была сильно заглушена креацио-яистскими установками монотеистических религий. Теперь же, в эпоху, когда менялся взгляд на человека и на природу, эта идея, широко представленная в произведениях Кузанца, находит ту или иную интерпретацию у фдавляющего большинства передовых творцов ренессанской философии. Автор «Ученого незнания» ставит человека выше всех остальных творений бога, за исключением ангелов. Для него «свободный и благородный человек» составляет центральное звено природы. Понятие о нем становится главной методологической основой гуманизма не только для Кузанца, но и для последующих теоретиков этого могучего направления. Как миниатюрное повторение природы, человек-микрокосм, естественно, способен познавать ее. И здесь мы встречаемся с платоновской идеей, согласно которой человеческий ум, или дух (mens), может «развертывать» то звание о природе, которое заключено в его глубинах. Вместе с (тем Кузанец развивает интересное и глубокое учение о познавательных способностях человека и об. их взаимодействии в процессе познания. Первая из таких способностей — чувство, йеразрывно связанное с силой воображения. Уделяя довольно значительное внимание чувственному познанию, автор «Ученого незнания» обнаруживает значительное отклонение от неоплатоновской традиции, а тем самым и от умозрительной стихии средневекового философствования. Оно определялось влиянием на него номинализма и стремлением теоретически осмыслить запросы естественнонаучной мысли, одним из первых ренессансных поборников которой был он сам. За чувством следует рассудок (ratio), понятия которого он опять же в духе номинализма нередко объявляет результатом чувственной деятельности человека. Результат абстрагирующей деятельности рассудка запечатлен во множестве слов, «имен», создание которых составляет одну из главных его функций. С этой же деятельностью неразрывно связана и математика, которой Кузанец отводит огромное место как в естественнонаучном познании, так и в более широкой сфере истолкования бытия, включая сюда и божественный абсолют. Рассматривая математику как наиболее достоверную из наук, Кузанец видел в ней главное средство познания мира. И чем сильнее он подчеркивал непознаваемость бога как «абсолютного максимума», актуальной бесконечности, тем более ясной становилась для него познаваемость природы в качестве 'ее ограниченного порождения. Познаваемость природы на фоне непознаваемости бога и объясняет парадоксальное на первый взгляд название главного сочинения Кузанца — «Об ученом незнании». Мистическая традиция «Ареопагитик», всемерно подчеркивая непознаваемость бога, набрасывала покров таинственности и на всю сотворенную им действительность. Николай, как мыслитель новой эпохи, стремился удалить этот покров, всемерно подчеркивая значение учености, познания в деле уяснения результатов «божественной премудрости». Высшую теоретическую способность, согласно Кузанцу, составляет разум (intellectus), нередко отождествляемый с интуицией. В согласии с тысячелетней идеалистической традицией, восходящей опять же к Платону, он полностью изолирует эту способность от чувственно-рассудочной деятельности. Хотя человек вместе с его духом и составляет микрокосм, высшая способность его интеллекта, сугубо умозрительная, чисто духовная сила, постигающая «всеобщее, нетленное и непрерывное», представляет собой скорее порождение самого бога, которому лишь и присуще бестелесное существование. Мысль эта в различных вариациях пройдет затем через всю историю идеалистической гносеологии. Но у самого Кузанца эта высшая познавательная способность не мыслится только как некая недискурсивная сила интуиции, чуждая всякой рассуждающей деятельности и призванная лишь к чисто мистическому «постижению» актуально бесконечного бога, как она истолковывалась в предшествующей философско-теологической традиции (например, у Августина). Отдавая немалую дань этой традиции, Кузанец вместе с тем нередко подчеркивает регулирующее воздействие разума на рассудок. Оно в особенности связано с тем, что разум, способный мыслить бесконечное, видит не только диаметральное различие противоположностей, к чему способен и рассудок, как бы застывающий в этой достаточно смутной деятельности, но и их единство, совпадение. Именно в этой связи автор «Ученого незнания» развивает свое знаменитое диалектическое учение о «совпадении противоположностей» (coincidentia oppositorum), ибо «бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность». Характерно, что примеры такого совпадения Николай черпает прежде всего из математики: по мере увеличения радиуса окружность все больше и больше совпадает с касательной к ней, и потому «бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна», треугольник по мере уменьшения угла, противолежащего основанию, превращается в прямую линию и т. п. Сосредоточивая свой интерес не только на.бес- · конечно больших величинах, но и на бесконечно малых, автор «Ученого незнания» выступил одним из предшественников дифференциального исчисления. Учение о совпадении противоположностей тесно связано у Николая Кузанского с глубокой диалектикой истины. Основное ее положение состоит в том, что истина неотделима от своей противоположности, т. е. от заблуждения, как свет неотделим от тени, без которой он невидим. Недостижимость божественного абсолюта с необходимостью влечет за собой убеждение в том, что ни одну из своих истин человеческий ум не должен рассматривать как окончательную, незыблемую. В этой связи становится.еще более ясным название главного труда Николая — «Об ученом незнании», диалектически объединяющее основные противоположности познавательного процесса — знание и незнание. Догматически рассуждающий рассудок, которым обычно исчерпывалась вся мудрость схоластики, будучи лишен понимания совпадения противоположностей, склонен рассматривать каждое из своих положений как истинное в последней инстанции. Разум же лишен этой ограниченности, и для него постижение истины представляет собой процесс все большего приближения к абсолюту, но в силу непознаваемости последнего этого процесс никогда не может быть завершен. Методологическая роль идеи бесконечности, мыслимой только разумом, в процессе познания выражается в той фундаментальной диалектической истине, согласно которой способность человеческого ума к бесконечному углублению своих познаний важнее претензии рассудка на обладание окончательной и неизменной истиной. Таковы самые основные положения учения Николая Кузанского, соединяющие античную и средневековую философскую традицию с идеями и учениями, европейской философии нового времени. В его произведениях намечена большая часть тех проблем, которые решали философы эпохи Возрождения, выступая против схоластики и традиционного христианско-теологического мировоззрения. Одной из первостепенных проблем гуманистического движения и гуманистической философии совершенно естественно для той эпохи была проблема религиозная. Многие гуманисты испытывали недовольство традиционной католической доктриной и пытались преобразовать ее, обращаясь к дохристианским философским учениям античности, и прежде всего к платоновской философии (как это делал уже Кузанец). Самыми ревностными приверженцами, и пропагандистами платонизма, трактуемого в неоплатоновском духе, стали философы, образовавшие в начале второй половины XV в. Академию во Флоренции. Она возникла под влиянием деятельности переселившегося в Италию византийского гуманиста, философа и теолога Георга Гемиста Плифона. Самыми видными ее представителями были Марсилио Фичино (1433—1499) и Пико делла Мирандола (1463—1494). Одна из наиболее значительных идей, обосновывавшихся флорентийскими платониками, состояла в доказательстве того, что подлинная религиозная «истина» еще не выкристаллизовалась окончательно, а христианство, как и другие вероисповедания, только этап на пути к ее полному познанию. Основу такого рода универсальной религии флорентийские философы и видели в платонизме. При всем идеализме и мистицизме их воззрений (они, например, энергично настаивали на бессмертии человеческих душ, хотя и трактовали его уже не в христианском смысле) нетрудно увидеть и их прогрессивные в условиях той эпохи стороны: они вносили элементы историзма и рационализма в понимание религии и элементы скептицизма по отношению к господствовавшим религиозным вероисповеданиям, и прежде всего к католическому. Другую попытку решения религиозной проблемы сделал виднейший нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (1466—1536) — филолог, истолкователь Библии, теоретик религии. Ко времени его вступления на литературную арену гуманистическое движение развилось не только в Италии, но и в других странах Европы. Среди многих произведений Эразма выделяется его знаменитая «Похвала глупости» — острейшая сатира, поражавшая схоластов, этих «ученых дураков», а также монахов, епископов, кардиналов и других представителей «смрадного болота». Это произведение вышло за несколько лет До начала реформационного движения В Западной Европе и способствовало его возникновению. Реформация стала одним из важнейших факторов, содействовавших ослаблению духовной диктатуры католической церкви. Но вместе с тем она усиливала религиозное рвение — сначала среди лютеран, кальвинистов и других направлений в христианстве, а затем и среди приверженцев католицизма. Реформация вызвала со стороны католицизма контрреформацию и политику жестокого преследования всякого инакомыслия и свободомыслия. Эразм на первых порах симпатизировал Лютеру, но затем, убедившись в том, что его фанатизм даже превосходит фанатизм католический, решительно от него отвернулся. Как и подавляющее большинство гуманистов, он был религиозным человеком, но его религиозность не носила конфессионального характера. Эразм разделял проповедовавшийся Лютером принцип оправдания верой и всемерно подчеркивал значение Евангелия как важнейшего документа христианской моральности. Однако в отличие от Лютера, как затем и от Кальвина и многих других христианских фанатиков,.рассматривавших человека как существо, радикально испорченное первородным грехом, виднейший гуманист эпохи решительно отвергал призывы к принижению естественного человека, аскетическому искоренению его страстей. Христианское учение, и в особенности моральные ценности, проповедуемые Евангелием, вполне согласуется, по убеждению Эразма, с естественной природой человека. Принижая и даже игнорируя догматическое содержание христианского вероучения, он считал совершенно несущественной его сложную обрядность. Сводя к минимуму роль внешних факторов религиозной жизни, игравших огромную роль не только в католицизме, йо и в протестантских вероисповеданиях, Эразм усматривал ее сущность в моральности. Его религиозный идеал — это идеал единой христианской религии, основывающийся на учении Евангелия и свободный от конфессиональных разногласий. Разумеется, эта концепция далека от атеистических устремлений, не чуждых иным гуманистам. Однако в реальных условиях своей эпохи, когда догматическая идеология христианства продолжала оставаться мощной духовной силой, всемерно поддерживавшейся принудительными средствами государственности, позиция Эразма, оказавшая огромное влияние на многих гуманистов XVI в., а затем и на ряд передовых мыслителей XVII в., стала эффективным средством, способствовавшим подрыву господствовавшей религиозно-догматической идеологии и успеху прогрессивной мысли. Другая первостепенная проблема гуманистической философии — это многогранная проблема человека. Ее типичное решение было дано в «Речи о достоинстве человека», написанной в 1486 г. упомянутым выше Пико делла Мирандола *. Исходя из платоновской мысли о «срединном положении» человека между миром телесно-земным и небесно-духовным, очень близкой к идее человека как микрокосма, сочетающего в своей природе начала неорганическое, животное и духовно-божественное, Пико подчеркнул способность человека как дойти до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Собственно гуманистическая идея, сформулированная Пико, состояла в призыве к человеку, опираясь на его свободную волю, стать «своим собственным скульптором и творцом», * Ввиду того что эта «Речь» была недавно опубликована в I томе «Памятников мировой эстетической мысли» (М., 1962, стр. 506—514), мы отсылаем интересующегося читателя к указанному изданию. устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. Мысль о человеке как микрокосме открывала дорогу для натуралистического понимания человека как· части природы. Однако стать вполне материалистической эта мысль не. могла, ибо подавляющее большинство гуманистов по Примеру Николая Кузанского не представляли высших интеллектуально-познавательных способностей человека в качестве чисто природного порождения и видели в них свидетельство божественной природы человеческого духа. В учениях различных гуманистов о человеке очень большое место, естественно, занимали моральные учения античности, противопоставлявшиеся христианской моральности. Так, великий итальянский поэт Петрарка (1304—1374), один из инициаторов гуманистического движения, возрождал моральную доктрину стоицизма, с большой силой подчеркивавшую достоинство человеческой личности. В отличие от него другой итальянский гуманист, Лоренцо Валла, живший в следующем столетии, реставрировал моральное учение эпикуреизма с его центральным принципом наслаждения. Формально этот принцип Балла направляет против морали стоицизма с ее суровым учением о долге. Фактически же Валла выступал против аскетизма христианской морали, вступавшей во все большее противоречие с передовыми запросами жизни и ее гуманистическим осмыслением. Принцип наслаждения он трактует очень широко. Нередко наслаждение отождествляется им с пользой, и в некоторых местах произведения Валлы «О наслаждении, как истинном благе» отчетливо слышатся мотивы буржуазного утилитаризма. Вместе с тем это мотивы сугубого индивидуализма, который стал необходимым спутником уже ранней буржуазной культуры. В нем нужно видеть две стороны. Одна из них выражала исторически прогрессивную необходимость освобождения человека от многочисленных феодально-сословных и религиозно-церковных пут, а другая предвещала эгоизм и хищничество будущей буржуазии. Валла выразил прежде всего его первую сторону, но кое-где у него отчетливо проявляется и вторая. В пестрой картине гуманистической философии имелись и учения, пытавшиеся возродить исторический аристотелизм и направить его против господствовавшего христианского вероучения и схоластической философии. Схоластическо-томистская философия основывалась на препарированном в католическом духе учении Аристотеля. В противоположность ей итальян-· ский мыслитель Пьетро Помпонацци, трактуя аристотелизм в материалистическом духе античного комментатора Аристотеля Александра Афродизийского (II—III вв.), а также в духе номинализма и сенсуализма, пришел к выводу о смертности индивидуальных человеческих душ. Такой вывод, как и некоторые другие его. идеи, приближавшиеся к материализму, разрушал основы христианской моральности и христианского мировоззрения вообще. Но наиболее значительных материалистических результатов передовая ренессанская философия достигла в своем истолковании природы. В этой области философы Возрождения не только возобновляли античные натурфилософские учения и идеи, но и пытались сочетать их с некоторыми достижениями современного им естествознания. В его составе первостепенное место принадлежало астрономии. Астрономия же всегда выступала не только в качестве науки, имевшей огромное практическое значение, но и в качестве отрасли знаний, наполненной мировоззренческим содержанием. В рассматриваемую эпоху астрономия развивалась главным образом в связи с необходимостью исправления календаря и усложнившимися задачами мореплавания. Величайшее открытие и обоснование новой, гелиоцентрической системы мира было сделано великим польским ученым Коперником. В его произведениях видны античные источники научно-философского воодушевления автора «Обращения небесных орбит», в особенности пифагорейские. Весьма показательны также явно «языческие», дохристианские представления (например, идея бога-солнца как животворного источника космической жизни). Значение открытия Коперника вышло за пределы собственно астрономии и способствовало развитию материалистического миропонимания. Как писал впоследствии Энгельс, польский ученый бросил вызов церковному авторитету, и с этого времени исследование природы по сути дела освободилось от религиозной опеки. Этот вызов Коперника определялся тем, что гелиоцентрическая система устройства Вселенной была прямой противоположностью геоцентрической системе Аристотеля — Птолемея, господствовавшей более полутора тысячелетий и согласованной с библейско-христианским вероучением. Все вышесказанное не должно приводить нас к переоценке воздействия научно-философской мысли античности на возникновение собственно естественнонаучной мысли в эпоху Возрождения. Ф. Энгельс совершенно справедливо и чрезвычайно высоко оценил эту «грандиозную эпоху» и с точки зрения развития естественнонаучных исследований. По его словам, именно тогда были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествознание, — единственное, о котором может идти речь как о науке» *. Под современным же естествознанием Энгельс, естественно, разумел экспериментальное и математическое естествознание, не известное ни древности, ни тем более средневековью. А оно, конечно, развивалось под влиянием запросов производства и других запросов жизни (например, искусства, которое достигло в рассматриваемый период поистине великолепного расцвета). Едва ли не лучшим доказательством того служит многогранная деятельность младшего современника Коперника вели- * К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 508. 1Θ кого итальянского художника, инженера, ученого и мыслителя Леонардо да Винчи. Его справедливо называют пионером современного естествознания. Многие инженерные проекты Леонардо оказались по плечу только XIX—XX вв. Не разделяя мистико-философских устремлений своих земляков, флорентийских платоников, великий художник с большой силой подчеркнул необходимость как опытно-экспериментального исследования природы, так и математического осмысления его результатов. В этом отношении Леонардо да Винчи.опередил свою эпоху. Ни само естествознание, ни его философско-методологи-ческое осмысление не достигли еще той высоты, чтобы стать определяющими компонентами философского знания, как это произошло в последующую эпоху, о которой пойдет речь ниже. Однако глубокий интерес к природе, столь незначительно выраженный в течение многовекового господства схоластики, породил натурфилософию, достигшую своего расцвета в XVI — начале XVII в. главным образом в Италии. Само появление натурфилософии, т. е. философии природы, свободной от непосредственного подчинения теологическим умозрениям, было одним из важнейших завоеваний культуры гуманизма. Оно было в первую очередь связано со страстным стремлением передовых людей эпохи к пониманию и покорению природы, к усилению власти человека над ней. Но поскольку эти стремления не были еще подкреплены соответствующим состоянием естествознания, они с необходимостью приобретали форму умозрительных размышлений о свойствах, элементах, качествах и атрибутах природы. Умозрительность ренессансной натурфилософии совершенно очевидна из труда Телезио «О природе вещей в соответствии с ее собственными началами». Само это название говорит о материалистических стремлениях автора, призывавшего к опытному исследованию природы и пытавшегося осуществить его. Но результаты, к которым он пришел в своем обобщающем труде, весьма напоминают натурфилософские построения дохристианской (особенно досократовской) античности. Они стали важнейшим компонентом натурфилософии рассматриваемой эпохи. Итальянские и другие натурфилософы возродили все основные натурфилософские идеи, а в некоторых случаях и системы античных философов. Однако, поскольку они жили в эпоху господства христианско-монотеистического креационизма, официальные догматы которого были, разумеется, обязательны и для них, эти натурфилософы чаще всего прибегали к пантеистическому переосмыслению его. Натуралистический пантеизм, конечно, сохранял бога в качестве духовного творческого начала, направляющего жизнь природы и человека, но, поскольку это начало мыслилось как неотрывное от природы, последняя рассматривалась не как созданная богом, а как начало, столь же извечное, как и сам бог. Как мы видели выше, на этот путь еще в первой половине XV в. встал Николай Кузанский. Подобно ему натурфилософы следующего столетия обратились к эманационистскому учению неоплатоников, приводившему к выводам пантеизма. Для читателя это станет совершенно очевидным из произведений Патрици, для которого неоплатоновское Единое как абсолют, эманирующий природу, осуществляет этот процесс посредством световых излучений, как это имело место и в историческом неоплатонизме. Но тем самым Патрици, как и другие ренессансные натурфилософы, приходил к динамическому истолкованию природы, по существу освобождающейся от опеки сверхприродного бога. Идея тождества микро- и макрокосма, ставшая одной из Наиболее значительным и глубоким натурфилософом XV-I в. был Джордано Бруно, великий итальянский борец за передовое, антисхоластическое мировоззрение. В его произведениях мы встречаемся едва ли не со всеми мотивами античной, передовой средневековой и современной ему ренессансной философии. В отличие от ряда других современных ему натурфилософов Бруно испытал значительное воздействие ренессансно-го естествознания, в особенности гелиоцентрической теории Коперника. Вместе с тем пантеистические позиции Бруно, также восходившие к неоплатоновским источникам, помогли ему преодолеть существенную ограниченность космологических представлений Коперника. Последний, поменяв местами Солнце и Землю, превратив ее в одну из «рядовых» планет, подчеркнул колоссальность расстояний до последней, замыкающей мир сферы неподвижных звезд, но в принципе остался в плену аристотелевско-схоластических представлений о конечности мироздания в пространстве. Бруно же, пантеистически приближая по примеру Кузанца бесконечного бога к природе, стал учить — и уже значительно более решительно, чем Куза-нец, — о бесконечности Вселенной, о бесчисленности и даже населенности миров (последнее утверждение было теснейшим образом связано с гилозоистическими воззрениями Бруно). Таким образом, великий итальянский натурфилософ шел значительно дальше того, что было заключено в доктрине неоплатонизма. Фактически он возобновлял здесь демокритовскую идею бесчисленности составляющих Вселенную миров. Не менее актуальной и острой для той эпохи была также произве- денная Ноланцем (как именовал себя Бруно по месту своего рождения) ликвидация аристотелевско схоластического натурфилософского дуализма между земным миром, состоящим из традиционных четырех стихий, и миром небесным, якобы состоящим из особой, нетленной «пятой сущности» — эфира. Согласно Бруно, весь небесно-земной мир состоит из этих пяти элементов. Пантеизм Джордано Бруно по сравнению с пантеизмом Николая Кузанского более последовательно растворяет актуально бесконечный божественный абсолют в потенциально бесксо-нечной природе, состоящий из бесчисленного множества вещей, «Природа либо есть сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах». Такой пантеистический натурализм, отвергающий креационистские установки христианского вероучения, фактически приводил Бруно на позиции материализма. В его произведениях читатель встретит ряд диалектических положений. Как и в античной натурфилософии, они вытекают из его попытки понять частности природы, исходя из понятия целостности. Эта попытка реализуется у Бруно и в стремлении вскрыть генезис множественности и разнообразия вещей из единства и простоты актуально бесконечной субстанции, как это наметилось уже у Николая Кузанского. В отличие от него, однако, у Бруно почти нет остатков христианско-теологическо-го мировоззрения. Это равным образом относится и к учению Ноланца о совпадении противоположностей, в основном заимствованному у Кузанца. Но опять же в отличие от автора «Ученого незнания» учение Бруно о совпадении противоположностей — прямой и окружности, центра и периферии, уничтожения и возникновения, субъекта и объекта, свободы и необходимости, любви и ненависти и т. п. — в бесконечной субстанции значительно более натуралистично и свободно от теологических ассоциаций. Немалый интерес представляют, далее, натурфилософские и гносеологические идеи младшего современника Бруно — Том-мазо Кампанеллы. Гуманистическое движение захватило все области научно-философского знания, в том числе и сферу социальной философии. Поскольку это движение отражало интересы различных классов, здесь были выдвинуты различные учения. Одно из наиболее значительных было сформулировано флорентийским государственным деятелем и политическим мыслителем, ровесником Эразма Роттердамского Никколо Макиавелли (1469—1527). В числе его произведений — два политико-социологических Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|