Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАКИМ ОБРАЗОМ УМ ЕСТЬ ЖИВАЯ СУБСТАНЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ТЕЛЕ. О ТОМ, КАК ЭТО ПОНИМАТЬ.





СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РАЗУМ У ЖИВОТНЫХ? УМ — ЖИВОЕ ОПИСАНИЕ ВЕЧНОЙ МУДРОСТИ

Философ. Почти все перипатетики говорят, что ин­теллект, который ты, по-видимому, называешь умом, является некоторой потенцией души и что мышление есть акциденция. А ты полагаешь иначе?


Простец. Ум есть живая субстанция, которая, как мы знаем по опыту, внутренне говорит в нас и судит и которая благодаря всем познаваемым нами в нас самих духовным способностям на всякой другой способности больше уподобляется бесконечной субстанции и абсо­лютной форме; ее обязанность в нашем теле — животво-рение тела, и потому-то она и называется душой. От­сюда ум есть субстанциальная форма, или сила, всеобъ­емлющая в себе на свой манер, охватывая силу одушев­ляющую, при помощи которой она одушевляет своим животворенном тело, жизнь растительную и чувстви­тельную, способность рассуждения, интеллектуальную способность и способность быть интеллектом, как тако­вым [...].

Простец. Божественные пути в точности недости­
жимы. Однако мы создаем о них предположения (со-
niecturas), одни — более смутные, другие — более яс­
ные. [...] -

Простец. В животных, действительно, мы находим различающую способность рассудка (discretivum dis-cursum), без которого их природа не могла бы сущест­вовать в удовлетворительном виде. Отсюда их рассудок, поскольку он лишен формы, т. е. интеллекта или ума, спутан, не имеет способности суждения и знания.

[...] Ум является различительной формой актов рас­судка (forma discretiva racionum), рассудок,же есть различительная форма ощущений и представлений (ymaginacionum).

Философ. Но откуда ум имеет эту силу сужде­ния, если он, как кажется, создает суждения обо всем?

Простец. Он черпает ее из того, что он — образ пер­вообраза всех вещей. А именно: бог есть первообраз всего. Отсюда, поскольку первообраз всего отражается в уме, как истина в образе, постольку ум имеет в себе то, на что он взирает и в соответствии с чем создает суждения о внешнем [...]. Ум есть живое описание веч­ной и бесконечной мудрости, но в наших умах с самого начала этот образ жизни подобен спящей, пока она не будет возбуждена к движению путем восприятия, кото­рое происходит от чувственных вещей. Тогда вследст-


вне движения своей способной к. познанию жизни ум находит искомое в себе самом в качестве описанного (стр. 174-177).

ГЛАВА X

[...] Простец. [...] Не познается часть без познания целого, поскольку часть измеряется целым. [...] Поэтому если игнорируется бог, который является первообразом всеобщности, то не получается никакого знания о все­общности. И если игнорируется всеобщность, то ничего нельзя знать ясного об ее частях. Так, знание о боге и обо всем предшествует знанию о любой вещи (стр. 200,201).

ГЛАВА XI

[...] Цростец. Виртуально ум состоит из способности мышления, рассуждения, воображения и ощущения, так что сам он в качестве целого называется способностью мышления, способностью рассуждения, способностью воображения и способностью ощущения (стр. 208).

ГЛАВА XIII

[...] Простец. [...] Думаю, что душой мира Платон на­звал то, что Аристотель — природой. Я же понимаю так, что эта душа и эта природа есть не что иное, как бог, все во всем создающий, кого мы называем духом все­общего (spiritum universorum) (стр. 211, 212).

ГЛАВА XIV КАКИМ QBPA3OM УМ НИСХОДИТ ОТ МЛЕЧНОГО ПУТИ

ЧЕРЕЗ ПЛАНЕТЫ В ТЕЛО И ОБРАТНО?

О НЕРАЗРУШИМОСТИ ПОНЯТИЙ У ОТДЕЛЕННЫХ ОТ МАТЕРИИ ДУХОВ И О РАЗРУШИМОСТИ НАШИХ

[...] Простец. [...] Я полагаю [...], что понятия у бла­женных духов, существующих вне тела в покое, яв­ляются понятиями неизменными и неразрушимыми че­рез забвение, по причине присутствия истины, без пере­рыва предметно являющейся. И это — награда для ду­хов, заслуживших услаждение первообразом вещей.


Наши же умы ввиду своей бесформенности часто забывают то, что они знали, хотя в них и остается со­творенная вместе с ними приспособленность познать все заново. Именно, хотя они без тела не могут возбуж­даться к интеллектуальному движению вперед, тем не менее, вследствие нерадения, уклонения от предмета и обращения к пестрому разнообразию и к телесным бо­лезням, они теряют свои понятия. Ибо понятия, полу­чаемые нами здесь, в этом изменчивом и непостоянном мире, в соответствии с условиями изменчивого мира, не являются устойчивыми. Они — как понятия школьни­ков и учеников, начавших делать первые успехи, но еще не закончивших учения (стр. 217, 218).

ГЛАВА XV

[...] Простец. [...] Кто исчисляет, тот развертывает и свертывает. Ум есть образ вечности, время же — ее раз­вертывание, а развертывание всегда меньше образа свертывания вечности. Кто стремится к силе сотворен­ного вместе с ним суждения ума, при помощи чего он судит о всех рассудочных актах и понимает, что послед­ние возникают из ума, тот видит, что никакой рассу­дочный акт не доходит до измерения ума. Наш ум, сле­довательно, остается неизмеримым, неограничиваемым, неопределимым никаким актом рассудка.. Его измеряет, определяет и ограничивает только несозданный ум, как истина измеряет свой живой образ, созданный из нее, в ней и через нее (стр. 220).

БАЛЛА

Лоренцо Балла (1406—1457) — знаменитый итальянский гуманист, филолог, историк и философ. Преподавал риторику в Университете Павии, затем в Милане, Генуе, Флоренции и Неаполе. Служил также секретарем арагонского короля Аль­фонса V. Одно время был обвинен церковью в ереси за его янтиклерикалъную деятельность. Однако в конце жизни, при папе Николае V, симпатизировавшем гуманистам, служил при имской курии. Из философских работ Валл.ы наиболее извест­ны трактаты «О наслаждении, как об истинном благе» (1431, на латинском языке) и «Диалектические опровержения против


аристотеликов» (1439, тоже на латинском языке). Первый трактат представляет собой диспут, где основными оппо­нентами выступают стоик, эпикуреец и христианин. Воз­зрения Баллы выражает эпи­куреец, который в новых ус­ловиях формулирует прин­ципы эпикурейской морали. Отрывки из этого произведе­ния, впервые публикуемые на русском языке, переведены с издания: Laurentii Vallen-si Romani Opus de vero fal-soque bono (Köln, 1509), пред­ставлявшего собой переработ­ку трактата «О наслаждении». Подбор и перевод Н. В. Ревя-киной.

О НАСЛАЖДЕНИИ

КНИГА I

ГЛАВА XVIII

[...] Но вернусь к делу. Ты, Катон, считаешь, что следует стремиться к добродетели, я призываю к наслаждению. Оба этих понятия сами по себе противоположны, и между ними нет никакой связи. Лукан говорит: как удалены от земли звезды и огонь от моря, так полезное от справедливого. Полезное — то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое — то же, что и добродетельное. Однако некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их невежество настолько явно, что они не нуждаются в опровержении. Как же назовется полез­ным то, что не будет ни добродетельным, ни вызывающим наслаждение? Ничто не является полезным, что не ощущалось бы; то же, что ощущается, приятно или неприятно. Вернее ли [рассуждают] те, кто разделил всякое благо на справедливое и вызывающее наслаждение (т.-е. заключающее в себе пользу)? С самого начала следует заявить, что стремиться к той и дру­гой цели блага обеим одновременно нельзя (ибо не могут быть одна и та же цель и один результат у таких противополож­ных вещей, как здоровье и болезнь, влажность и сухость, лег­кое и тяжелое, свет и мрак, мир и война), если не встать на ту позицию, что -добродетельные качества являются не ча­стями высшей добродетели, а служат для получения наслаж­дения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я.


ГЛАВА XIX ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ И ДОБРОДЕТЕЛИ

Прежде всего нельзя допустить, чтобы мы обошли молча­нием определение того предмета, о котором идет речь. Это не­обходимо делать в начале любого диспута (как обычно делали ученейшие мужи и как предписывает у Цицерона М. Антоний) с той целью, чтобы объяснить, что является предметом спора, и чтобы не вынуждать речь блуждать и ошибаться, если про­тивники не будут понимать под тем, о чем они спорят, одно и то же. Итак, наслаждение — это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела, что греки называли «гедонэ». Едва ли не так думал Эпикур. Как говорит Цицерон, никаким словом нельзя более убедитель­но выразить это понятие, звучащее по-гречески «гедонэ», чем словом voluptas; этому слову все, знающие латинский язык, придают два значения: радость в душе от сладостного возбуж­дения и удовольствие тела. Высшая добродетель есть благо, смысл которого заключается в добродетельных качествах и к которому следует стремиться ради него самого, а не ради чего-то другого. В этом сходятся Сенека и прочие стоики. Ци­церон, к примеру, говорит: под добродетельным мы понимаем то, что похвально само по себе, отвлекаясь от всякой пользы, от каких-либо результатов и наград. Honestum греки называют calonl. Я полагаю, что к этому определению ты, Катон, не мо­жешь ничего добавить. Каждый из нас называет свое благо не только высшим, но и единственным, ты, привлекая Зенона, я — Аристиппа, который, как я считаю, думал об этом правильнее всех.

ГЛАВА XLII ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ЦЕЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ

Те четыре качества, которые вы пятнаете именем доброде­тели и которых требуете от себя с обычным высокомерием, не достигают ничего другого, как этой же самой цели [наслажде­ния]. [...] Благоразумие — я скажу об этой очевидной вещи очень кратко — заключается в том, чтобы уметь предвидеть вы­годное для себя и избегать невыгодного. Известно, что говорит Энний: ни один мудрец не является мудрым, если не может сам себе быть полезным. Умеренность состоит в воздержании от какого-либо одного удовольствия, с тем чтобы наслаждаться многими и большими. [...] Справедливость — в приобретении у людей расположения и выгод, [в снискании] благодарности. [...]

ГЛАВА XLIII







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.