Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.





Соц антропология – это раздел С, кот. изучает примитивные об-ва и традиц-ые обществ-ые системы. Термин был впервые употреблен Фрезером, а формиров-е этого направл-я исслед-ий относ-ся к кон. 20 в. Один из основопол-ов Боас связывает формир-е этой науки с именами древ-их авторов этнографич-их описаний. Один из первых соц-ых антропологов был Геродот. В более позднее время к соц. антропологам относят: Руссо, Шиллера. В рамках более широкого понятия «науки о человеке» соц. антроп-я противопоставлялась физической антропологии. Становл-е теорет. соц. антропологии нач-ся в 19 в. Становл-е соц. антропологии происх-т в борьбе с революционизмом. На протяжении длит-го времени основ-ым объектом исслед-я соц. антропологии считались «примитивные» об-ва. При этом к-ра рассматривалась как аспект общест-ой жизни, как составная часть предмета с. а. В отличие от культ-ой антроп-и, сложившейся в США, С.а., получившая распростран-е в Великобрит-и, не включает в свои исслед-я лингвистику и археологию. Существует мн-е, что С.а. по своему содерж-ю аналогична этнографии (этнологии). Однако в противоположность этнографии С.а. никогда не рассматривала этнические общности в кач-ве своего объекта. С.а. в ряде случаев близка к С, непрерывно расширяющей сферу своих исслед-ий, что приводит к опасности стирания грани м\у ними. Но все- таки в отличие от С.а., С кас-ся не древних обществ, жителей кот уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только совр-ых. Сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир. Т-ко антропология предоставляет чел-у уник-ую возм-ть побывать сразу во всех общ-вах, рассмотреть их в кросс-к-рной перспективе, т.е сравнивая традиции и обычаи разных стран. Вот почему неправильно ограничивать антропологию изучением т-ко доиндустриальных обществ. В ее горизонт попадают буквально все общ-ва – и древние, и современные, и она пытается описать их, сравнивая и сопоставляя др с др. С.а. как учение о внутреннем духовном мире чел-ка – творца и преобразователя соц-но-култ-ой реаль-ти. Объективация продуктов духовного мира чел-ка – осн-я проблема С.а. Философские категории бытие и небытие, природа и дух, субъект и объект, матер-ое и идеальное, сознание и самопознание, чел как субъект общественной жизни, смысл жизни как основа внутренней активности субъекта, смысл жизни и пути его обретения – исходные категории для С.а. которые она изучает. Нравственно – воспитательная наполненность понятий и категорий С.а. – свободы, творчества, игры, смысла жизни, ответственности, совести. СА исслед-т вопр взаимод-я чел-а с к-рой, в рамках кот он сущ-ет и дейст-т, т.е. СА изуч-т чел ч\з призму его к-ры. В рамках соотнош-я «чел-к-ра» ее интерес-т чел как: природное сущ-во; становл-е его лич-ти в истории и конкр соц-й среде; типичные ситуации его взаимоотнош-я с др людьми, принадлеж-ие как к своей так и к иной к-ре; откл-я его повед-я и деят-ти о принятых в данной к-ре ценностно-нормативных координат. Объектом СА явл-ся чел, жизнедеят-ть кот-го, протекает совмест с др людьми; он рассм-ся в контексте природного, соц-ого и искуст-ого окр-я чел-а.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Совр-я С семьи – это спец-ая (частная) социологич-кая теория, кот выполняет ф-ции как формиров-я теоретико-методологической базы исслед-я семейно-брачных отнош-й, так и осуществления эмпир-их исслед-й в данной области.

Предмет С семьи очерчив-ся выясн-ем всех об­стоят-в успеха или неудач семьи как соц-го инст-та, реализующего жизненно важн для О ф-ции по рожд-ю, содерж-ю и социализ-и детей, благодаря притягательным сторонам сем-ого образа жизни, прочности межличн-ых взаимодейс вступл-ю в брак и обзавед-ю неск-ми детьми. Специфика социолог-го подхода к изуч-ю семьи закл-ся в присталь­ном вним-и к фундамент-му знач-ю посреднич-ва семьи во взаимод-ях лич-ти и О, к гармониз-и взаимо­отн-й лич-ти и гос-ва ч\з фокусировку на интересы семьи как автономной целостности.

Уясн-е предм С семьи в сравн-ии с подходами др соц-ых дисциплин неизб-но связано с рядом нереш-ых вопр, поск-ку направл-ть С на изуч-е закономер-ей «соц-х измен-й семьи», на изуч-е уни­к-х и существ-ых лишь для семьи ф-ций, на ан-з семьи как первичной группы взаимодействующих лич-тей и т.д. неиз­б-но сталкив-ся с тем, что все эти, а также и не упомянутые здесь обл исслед-й так или иначе, но рассматрив-ся смежны­ми дисципл-ми.

В исслед-ях семьи м\о выделить макро и микротематику.

В рамках макросоциологии семья рассматр-ся как соц-ый инст-т. При этом изуч-ся ее соц-е ф-ции, взаимодействие с др соц-ми инст-тами. Семья анализ-ся как соц-ый инст-т в тех случаях, когда важно выяснить наск-ко образ жизни семьи, ее функционир-ие соотве-ют или не соответ-ют обществ-ым потребностям. Исслед-ля интересуют, прежде всего, образцы сем-го повед-я, устоявш-ся в семье роли, особ-ти формал-ых и нефор-ых норм и санкций в сфере сем-но-брач отнош.

Микросоциология рассматр-ет семью как соц-ую группу, исслед-ию подверг-ся отнош-я м\у инд-дами, составляющими семью. В круг ее проблем входят: мотивы и причины разводов; динамика супружеских отнош-й; регулир-е размера семьи; вопр социализации молодого покол-я, хар-р отнош-й м\у род-лями и детьми; распред-е рес-сов, задач и обязан-тей в семье; поддерж-е порядка внутри семьи, а также м\у семьей и посторонними (интенсивность эмоц-но-психолог-их связей, регулир-е половых отнош-й, общение с др группами и соц-ми стр-рами).

Многообр-е подходов к изуч-ю семьи, существующих в совр-й С приводит к существованию разных трактовок предмета С семьи и ее задач.

В самом общем виде м\о определить предмет С семьи как осн- ые тенденции развития семьи как соц-го инст-та и соц-ой группы.

Осн-ые задачи С семьи тогда будут выглядеть следующим обр:

· исслед-е сущности семьи как одного из ведущих компонентов соц-ой стр-ры, ан-з взаимосвязи инст-та семьи с др соц-ми инст-тами;

· изуч-е историч-х типов и форм семейно-брачных отнош-й, осн-х тенденций и перспектив их развития;

· ан-з соц-ых ф-ций семьи и ее особ-тей как соц-го инст-та и группы;

· выясн-е факторов, детерминирующих числ-ть и стр-ру семейной общности, а также хар-р соц-ых отнош-й в ней;

· исслед-е мотивации браков и разводов, а также соц-но-психологич-их факторов, способствующих планированию семейной жизни, возникнов-ю и преодол-ю сем-ых конф-в, интеграции и дезинтеграции семьи;

· разраб-ка методики и техники эмпир-х исслед-й в обл семейно-брачных отнош-й.

Ф-ции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая (поддерж физ здоровья, уход за нетрудоспос-ми), экономическая, сциально-статусная (врспр-во соц-ной стр-ры О), досуговая, эмоциональная, сексуальная.

Типы семьи:

(1)- Традиц -ый (патриарх-ый)-( ведущие отнош-я кровнородств-е, завис-ть жены от мужа, детей от родит-й); - современная -(ключевое отнош-е порождение, дети снанов-ся желанными); постсовременная (супружеская) -муж и жена отказ-ся подчинять свои интересы детям. Гл особ-ть –основополагающие сем-ые ценности выраб-ся антирутинный механизм и автономия кажд члена семьи).

(2) в завис-ти от размещения семьи: неолокальная – семья размещ-ся на нов тетритор; патрилокальная – жена приходит в семью мужа; матрилокальная – муж приходит в семью жены; матрифакальная – отец не живет в семье; натолокальная – муж и жена остаются жить в доме своих родителей.

(3)по стр-ре власти в семье – патриархальная, матриархальная, неопатриархадьная – стратегич-ки деловым лидером явл-ся муж, а эмоц-м жена; неоматриархальная – наоборот, эгалитарная – полное равноправие во всех вопросах.

(4) в завис-ти от типа организации: нуклеарная – сост из брачной пары, их детей не сост-х в браке; расширенная – объединяющая 2 нуклеарные семьи общим домхоз-ом: полная и стержневая – с родителями живет семья т-ко одного из детей.

(5) в завис-ти от кол-ва детей: малодетная (0-2); среднедетная (3-4 реб); многод (5и >)

Родственники – люди связанные происхождением.

Родств-ки 1 степени – люди, один из кот рожден другим

Родств –ки 2 степени – внук-дед

Родст-ки 3 степени – прадед и правнук.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.