|
СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.Духовная жизнь — самая богатая по своим проявл-ям сфера созн-я, по формам и методам его реализ-ии в жизнедеят-и О, классов, соц-ых групп и слоев, кажд чел-а. Это позволяло даже на опред-ом этапе развития научной мысли отождествлять понятия дух-я жизнь и обществ-ое сознание. В работах советск и рос-их В.С.Барулина, В.Е.Давидовича, В.В.Журавлева, В.М. Межуева, А.К.Уледова было убедит-но показано, что, во-первых, дух-я жизнь не м\б сведена к отнош-ям по поводу идей и взглядов, теоретич-му осмысл-ю действит-ти. Она функцион-ет как на ур созн-я, так и на ур практической целесообразной деят-ти чел-а, охватывает все многообр-ие дух-й жизни О, классов, соц-ых групп и кажд лич-ти, а соотв-но усл-я и факторы этой жизни. Во-вторых, дух-я жизнь характер-ся тем, как, на каких основ-ях и при помощи чего она измен-ся, совершенств-ся, обогащ-ся. Дух-я деят-ть, будучи способом существов-я особого рода обществ-ых отнош-й, выраж-ся в конкр-ых формах в обл науки, образов-я, массовой инфо-ции, к-ры, литературы и искусства, т.е. всего того, что образует специфич-ий феномен дух-ой жизни О. Такой подх к дух-ой жизни имеет большое теоретич-ое и практич-ое знач-е. Он не дает возмож-ти субъективизировать ее, сводить т-ко к взаимод-ю теорий, взглядов и идей. Объективный хар-р созн-я и повед-я людей проявл-ся во всем многообразии дух-ых отнош-й, позволяет и в духовной жизни выделить как матер-ый, так и идеологич-ий аспект и в тоже время обнаружить ту сторону в развитии чел, кот не измен-ся и не исчезает даже при смене общественно-полит-го строя. С социолог-ой т.з подх к дух-ой жизни как единству матер-го и идеального дает более точное представл-е о том, что м\о сделать путем воздействия на обществ-ое созн-е, что следует учесть, когда речь идет об объективности процессов, происходящих в сфере дух-ой жизни О. Т обр, дух-я жизнь — особый тип произв-ва, потребл-я и распредел-я культурных ценностей, характеризующих степень возвышения чел, его интеллект-ое богатство, используемое в интересах гуманизма. Отечеств-ая С накопила значит-ый опыт исслед-я процессов дух-ой жизни О (Е.М.Бабосов, В.Г.Байкова, Г.П.Давидюк, Б.А.Грушин, Л.И.Коган, Ю.В.Перов, В.М.Соколов). Основ-ем для выдел-я этих направлений в С явл-ся структурные Эл-ты или подсистемы дух-ой сферы, кажд из кот имеет достаточно четкие критерии своего обособления: цель, ср-ва ее достиж-я, объект и субъект воздействия, ресурсное обеспеч-е, а также определ-е конечные рез-ты. Даже в том случае, когда некот подсист близки м\у собой или частичн вып-ют схожие ф-ции (напр, образ-е и воспит-е), их нельзя идентиф-ть. Для С дух-ой жизни всегда большой интерес представлял ан-з деят-ти субъектов. Ее творцом и непосредств-ым участником явл-ся прежде всего само О, призванное обеспечить чел-у широк доступ к к-ре, помочь раскрыть ему творческие дарования. Реализуя ф-ции образов-я и воспит-я, оно прибегает к экон-им, соц-ым и правовым рычагам, кот, с одной стор-, стимулируют необход-ый для О дух-ый прогресс, с др — огранич-ют проявл-я анти- и эрзацк-ры, безнравств-го и асоц-го повед-я, унижающего честь и дост-во чел. Субъектом дух-ой жизни выступает сам чел. К сожал-ю, в 1960—1970-е годы при трактовке пробл обществ-го развития сложилась тенденция рассм-ть сост-е, тенденции и пробл дух-ой жизни, не уделяя должного вним-я созидат-ой энергии самого чел. Учитывая, что на ее развитие оказывает косвенное влияние окр среда, появились попытки даже абсолютизир-ть процесс внешн, опосредов-ого воздействия. В этой ситуации как бы забывался и затмевался вопр о творч-кой силе людей, их личной ответств-ти за все происходящее в О. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ. Соц-ое проектир-е — это проектир-е соц-ых объектов, соц-ых кач-в, соц-ых проц-ов и отнош-й. При проектир-ии соц-ых объектов субъективный фактор д\н учитыв-ся. Соц-ое проектир-е — это целенаправл-ая деят-ть при разраб-ке разл-х вар-ов научно обоснованного реш-я соц-ых пробл. Как одна из форм выработки и принятия решения, оно явл-ся важным Эл-том цикла управл-я, обеспечивающего реализацию других его ф-ций. Соц-ое проектир-е допускает многовариантность реш-й, исходя из имеющихся матер-ых, трудовых и финан-ых ресурсов, и не имеет строгого временного ограничения. Социальный проект - цель проектной деят-ти, как вида соц-го творч-ва. Осн-й конечной стратегич-ой целью соц-го проекта явл-ся созд-е оптим-ой общности организ-и коллективных отнош-й с учетом объект-ых усл-й и жизнедеят-ти разл-х соц-ых групп. Два осн-х недостатка соц-го проектир-я. Один недостаток — низкая проектосообразность (соц-ые проекты или утопичны, или подмен-ся соц-ми манифестациями), др — потеря соц-ых параметров. Субъектом соц-го проектир-я явл-ся разл-е носители управленч-ой деят-ти- как отд-е лич-ти, так и организации, трудовые коллективы, соц-ые инст-ты и т.п, ставящие своей целью организованное, целенаправл-ное преобразование соц-ой действит-ти. Необх-ая сторона субъекта проектир-я — его соц-ая активность, непосредств-ое участие в процессе проектир-я. Объектом соц-го проектир-я называют системы, процессы организации соц-ых связей, взаимодействий, включенных в проектную деят-ть, подвергающиеся воздействиям субъектов проектир-я и выступающие основ-ем для этого воздействия. Методы соц-го проектир-я Методика матрицы идей — это когда на основе неск-х независ-ых переем-ых составл-ся разл-ые вар-ты реш-й. Обычно разраб-ка соц-го проекта завис от сложн-ти и первоочередн-ти поставл-ых задач, от сроков, в пределах кот треб-ся осуществить замысел, а также от матер-ых, труд-ых и финан-ых рес-ов. Просчитывая вар-ты из этих переменных, м\о опред-ть наиб эффект-ый путь реализации проекта в заданных усл-ях. Этот важный прием примен-ся, как правило, при ограниченных возможностях. Методика вживания в роль помогает получить более точное представл-е о том, что нужно сделать в процессе проектир-я. Это не просто заглядывание в будущее, проектир-ое, а стремл-е глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая пробл требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достиг-ся, когда проектировщик вним-но изучает усл-я, в кот протекает процесс. Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возник-т необход-ть принять нов реш-е, кот вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопр, как улучшить полож-е, найти более рацион-ый и эффект-ый способ управл-я. С учетом накопл-ых знаний разрабат-ся подходы, кот позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не т-ко формы, но и существ-ые содержат-ые эл-ты. Метод ассоц предусматр-ет соч-е приемов приспособл-я, модификац и полно реорганиз. Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставл-я. Он осуществляется посредством коммуникат-го взаимодействия, в кот обсужд-ся разл-ые проекты, осуществл-ся оценки, экспертиза фактов, полемика мн-й. Методика синектики – неск-ко предложенных идей рассматр-ся отд-но др от др, а потом м\у ними устанавлив-ся определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Экспертные методы. относят аналитич-ие записки, заседания «круглых столов», экспертные оценки. Последние дают объективную характер-ку качеств-ых и колич-ых сторон объекта прогнозир-я на основе обраб-ки и ан-за сов-ти индивид-ых мн-й экспертов. Эффект Эдипа. суть сост в возм-ти самоосуществл-я или саморазруш-я прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деят-ть людей, в процессе кот реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения угрозы. Метод прогнозного сценария. Характериз-ся логической последовател-тью, кот показ, как, исходя из реальной ситуации, м\т шаг за шагом развертыв-ся будущее состояние объекта исслед-я,соц-го процеса или явл-я.Прогн-й сценарий определ-т перспеквы разв-ия. Прогнозные графы. Прогнозные графы м\б ориентированными или неориентиро-ванными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т.д. Они участвуют в формулир-ке прогнозных целей, сценария, в определении Ур-й и критер-в эффективности прогнозов. Метод моделир-я. Этот метод основан на поиске альтернатив развития, что дает возм-ть отобрать оптим-ый для данных усл-й вар-т. Соц-ое прогнозир-е — это предвидение тенденций и перспектив возм-го развития соц-ых систем, объектов, общественных явл-й, процессов (труд-ых коллективов, регионов, процессов миграции насел-я, деторожд-я и т.п.). Объектом соц-го прогнозир-ия м/б все соц-ые системы, все явл-я, протекающие в О. Гл задача прогнозир-я — научная разраб-ка прогнозов. Прогноз — это научно обоснов-ое суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществл-я. Прогноз описывает будущее состоя-е сист. Прогноз как познават-ая модель носит описательный хар-р. Методы прогнозирования: делятся на 3 группы. (1) Эвристические - основ на пробладании интуиции и завис от лица, выполн-щего прогноз. При разраб-ке прогноза доминир-т интуиция, прежн опыт, тврч-во и воображ-е. К этой группе относ методы социолог-х исслед-й и экспертные методы. 1) дельфийский – выявл-е согласованной оценки экспертной групп путем независ-го ананимного опроса экспертов в неск-ко туров. 2)индивид-но экспертные оценки - для прогноза привл-ся 1 эксперт. 3) коллект-я экспертная оценка. 4)интервию. 5)коллективная генерация идей. 6)эвристическое пргноз-ие – построение и послед-ее сочинение дерева поиска экспертой оценки. (2)методы варификации примен-ся на этапе верификации прогноза. К осн методам относ : 1)верификации ксперта – сравн-ют с оценкой наиб компетент эксперта. 2)прямая вериф – повторная разраб-капрогноза другими методами. 3)инверсная вериф – проверка адекватности прогнозной модели. 4)консекветная верифик –вывед-е прогноза из ранее получ-ых прогнозов. 5)косвенная вериф – сопост-е прогнозами, полученными другими разработчиками. (3)экономико-матем-е методы – основ на инфо-ции, содержащей фактические данные (данные статистики, бухг-их и финан\х отчетов и др.) К ним относ: 1)авторепрессионный – прогноз-е стационарно-случ-х процессов, основ на ан-зе использ-ия корреляции значении динамич-го ряда с фиксир-ми временными интервалами м\у ними. 2)репрессионный – ан-з и использ-ие устойчиво стат-их связей м\у сов-тью перем-х аргументов и прогноз-ых ф-ций. 3)статистическай – постр-е и ан-з динам-их рядов характер-к объектов прогноз-ия стат-х взаимосв-й. 4)факторный – обраб-ка многомерных массивов инф-ии с помощью факторного ан-за и его разновидн-ей. 5)метод цепей Маркова – ан-з и исп-ие вер-ей перехода объекта прогноз-ия из 1-го сост в др.
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА. Политич-ая С исследует полит-ую жизнь О, соц-ый срез полит-их явл-й, выявл-щий завис-ть политики от разл-х сфер жизнед-ти О, влияние на полит-ую систем соц-ой стр-ры. Полит-ие явл-я изучаются на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. На теорет-ом уровне вырабат-ся методология исслед-й, созд-ся объясняющие модели. На эмпирическом - проводятся конкретные политико-социологические исслед-я. Предметом СП явл-ся соц-ная обусловл-ть политики, соц-ые усл-я и основы действия, ее соц-ая роль. Изучать политику с позиций С — значит рассматр-ть ее сквозь призму взаимоотнош-й личности, соц-ой группы и обществ в целом. Объект СП — полит-ие группы и объединения; полит-ие инст-ты и организации; полит-ая к-ра; полит-ие интересы; полит-ие связи, действия отнош-й; полит-ое сознание и др. Но гл-м объектом остаются полит-ие системы О как институц-ые мех-змы политики и их осн звенья- гос-ва. СП исходит из того, что политика порождена общ-вом, а все полит-ие феномены — социальны. Ан-з СП позволяет объяснить возникновение и вызревание в обществе соц-ой потребности в полит-ом регулир-ии тех или иных обществ-ых отнош-й. Полит-ая система О — особый соц-ый мех-зм, обеспечивающий целостность его полит-ой жизни. Полит-ая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с др подсистемами: соц-ой, экон-ой, правовой, к-рой и т.д. Полит-ая система О сос-т из сов-ти учрежд-й и организа-й, деят-ть кот-х носит полит-ий хар-р. Важное ее звено — полит-ие инст-ты О. В полит-ую систему также входят многие обществ-ые организ-и (напр, профсоюзные, молодежные, союзы ветеранов и т.п.). Деят-ть всех составляющих полит-ую систему направлена на практическое осуществл-е полит-их интересов определ-ых классов, соц-ых групп, национ-ых общностей. Все эти учрежд-я и организ-и взаимосвязаны и наход-ся в постоянном взаимодействии. Системообразующим Эл-том полит-ой системы О явл-ся политическая организация, представл-щая собой сов-ть конкр-х организ-й и учрежд-й. Под полит-ми отнош-ми понимают взаимоотнош-я соц-ых групп, личностей, соц-ых инст-тов по поводу управл-я общ-вом. Полит-ое сознание представляет собой неоднородное образов-е, обозначающее восприятие субъектом полит-ой действит-ти. Это и полит-ие знания, чувства, пережив-я, оценки. Специализированное созн-е — это идеологически однородное созн-е, носителем которого явл-ся прежде всего полит-ие организации и объединения. Массовое полит-ое созн-е отражает опосредов-ый ур и содерж-е потребностей О. Оно отлич-ся динамичн-тью, имеет конкр-но-истор-ий хар-р и зависит от полит-го курса тактико-стратег-ой деят-ти тех или иных партий,разл-х соц-х потрясений и многого друго. Функции политической системы • интегральная ф-ция, выражающаяся в интеграции (объединении) в общественное целое всех Эл-тов соц-ой стр-ры на базе ценностей; • целеполагающая ф-ция — определяет цели и задачи развития общества; •организаторская ф-ция — мобилизует людские, матер-ые, дух-ые ресурсы для выполнения целей и задач О; • регулятивная ф-ция — обеспеч-ет обществ-ое признание политики и власти, т.е. легитимацию политики; • контролирующая ф-ция- предполагает способность полит-ой системы снимать постоянную соц-ую напряженность, преодолевать конф-ты. Гос-во как ведущее звено политической системы Гос-во явл-ся осн-ым инст-том полит-ой системы О. Гос-во представляет собой центр-ый инст-т власти в общ-ве и концентрированное осуществл-е этой властью политики. Осн-ми признаками гос-венной организации общ-ва явл-ся: налич власти одних людей над другими;территор-ое Рассел-е, не учитывающее кровные связи;налич государ-ого апарата; введение разл-ого рода налого. Типы политических систем В завис-ти от хар-ра полит-го режима выделяют:тоталитарные;демократические;авторитарные. Методы ан-за ситуации: Ан-з ситуации предпол-т использов-е суммы методов и проц-р междисциплинарного хар-ра, применяемых для накопл-я и первичной систематизации эмпир-го материала («данных»)- Наиб распространенные из аналитических методик: наблюд-е, изучение док-в, сравн-е. Наблюдение. Изучение док-в Сравн-е. Экспликативные методы: Наиб распростр-ми из них явл-ся такие методы, как контент-ан-з, ивент-ан-з, метод когнитивного картирования и их многочисл-ые разновидн-ти. Контент-ан-з Ивент-анализ Этот метод (метод ан-за событийных данных) направлен на обраб-ку публичной инфо-ции, показывающей, кто говорит или делает, что, по отнош-ю к кому и когда». Систематизация и обраб-ка соответствующих данных осуществл-ся по следующим признакам: 1)субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отнош-ю к кому) и 4) дата события (когда). Экспер-т как созд-е искусств-ой ситуации с целью проверки теорет-их гипотез, выводов и положений явл-ся одним из осн-х в естеств-ых науках. Прогностические методы: Дельфийский метод Речь идет о систематическом и контролируемом обсужд-ии пробл неск-ми экспертами. Эксперты вносят свои оценки того или иного междунар-го события в центральный орган, кот проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена неск-ко раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхожд-я в указанных оценках. Моделир-ие связан с построением искусств-ых, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, Эл-ты и отнош-я кот соответствуют Эл-там и отнош-ям реальных междунар-ых феноменов и процессов. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|