Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕГО СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ.





Экон повед-е — это сист соц-х действий, кот, во-первых, связаны с использ-ем разл-х по ф-циям и по назнач-ю экон-их ценностей (рес-сов), и, во-вторых, ориентир-ны на получение пользы (выгоды, вознагражд-я, прибыли) от их обращ-я. Экон повед-е как соц-й феномен явл-ся предметом изуч-я как экон-й науки, так и С. С, выходя за рамки строго заданных катег-й экон-ой теории, акцентир-т свое вним-е на факторах, усл-х, соц-х инст-тах, ситуациях, а также на действующих в их контексте разл-х соц-х субъектах, кот реализ-т свои конкр-ые, в т.ч экономич-е, интересы. Предметом вним-я социолога явл-ся модели соц-го повед-я, в связи, с примен-ем и объясн-ем принципа максимизации рез-тов и минимизации затрат, а. также, те социокультурные инст-ты и сопутствующие им соц-ые стимуляторы или ограничители, кот делают возможным или существ-но лимитируют рацион-ное использ-е разл-х экон-их рес-сов (личностных, технологич-х, организац-ых, финанс-х, информац-х и др.). Т обр, ожидаемым рез-том экон повед-я явл-ся различные вознагр-я за те или иные действ, связанные с использ-ем и рекомбинацией экон-их рес-сов.

Типы и виды экон-го повед-я и их особенности(Данная схема весьма условна, так как эти виды экон-го повед-я не проявл-ся в чистом виде.)

1. Распределит-ное повед-е сущ-ет в усл-х рынка, кот явл-ся местом перераспредел-я рес-сов, где мн-во субъектов перманентно получают и теряют право контроля над теми или иными благами. Эти модели — поведенческие эл-ты инст-та собств-ти, кот демонстр-ют мн-во вар-в доступа к экон-им рес-сам, права контроля над ними. Все экон-е рес-сы, находящиеся в обращении (рабочая сила, инфо-ция, капитал в разл-й форме, ноу-хау и др.), м\т эффект-но использ-ся в том случае, если кому-то принадлежат. В тоже время они существуют и функцион-ют не абсолютно автономно, а приобрет-т опред-ый смысл, знач-е (ценность), если для кого-то явл-ся предм-м интереса.



Модели распред-ого повед-я.

1) Хозяйственная модель характер-т экон-е повед-е субъектов, являющ-ся собствен-ми тех или иных экон-х рес-сов. Данная модель поведе-я м\б реализована при след усл-ях: при умении обеспеч-ть сохран-е физич-их и иных кондиций этих ресур-в; налич способн-ти отстоять и сохр-ть в неприкосновенности номинальное и реальное право собств-ти на данные рес-сы; наличия способности сохр-ть, а при необх-ти и увеличить товарную стоимость (ценность) этих ресурсов или рацион-но распорядиться выгодой от их оборота.

2) Агентская модель реализ-ся разл-ми субъектами экон-го повед-я, кот по поручению владельцев обеспечивают правовой, экон-ий и организационный контроль над действиями лиц, имеющих доступ к объекту чужой собств-ти с целью реализации прежде всего хозяйского интереса и, соотв-но, эффек-го оборота экон-х ресур.

3) Функциональная модель свойственна субъектам, использ-щим и извлек-щим на договорной или иной основе выгоду из полезных св-тв экон-х рес-сов, находящ-ся в собств-ти др лиц. Наиб типичн, массовые модели подобн рода харак-ны для всех лиц, занятых по найму и аренд-ов.

2.Производственное повед-е. связано с накопл-ем, концентрацией матер-ых, технолог-их, интеллект-ых, организац-ых и др рес-сов, их соедин-ем и комбинир-ем с целью получ-я благ с фиксиров-ми потребит-ми св-вами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Производ-е повед-е основано на поиске и поддержании таких комбинаций, как «затраты — выпуск», кот позволяют максимизир-ть разницу м\у доходами и издержками. Это дает возм-ть оптимизир-ть прибыль в конкр промежуток времени — естеств-но, при усл определ-я величины и соотнош-я спроса и предлож-я на выпускаемую продукцию.

Трудовое повед-е — это специализир-ая профессион-ая активность, связанная преимущ-но с использ-ем и примен-ем исходных ресур-в (факторов произв-ва), преобразующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточные продукты. Модели труд-го повед-я сущее-ют в завис-ти от кач-ва вознагражд-я, его гарантирован-ти и адекватности: форсированная модель затрат профессион-ых способностей, т.е. интенсивное их использ-е в надежде на максим-ое (в настоящем или в будущем) вознагражд-е; оптимально-равновесная модель затрат профессион-ых способностей, т.е. регуляция работником своих затрат в соответств с ожидаемой долей вознагражд-я; минимизационная модель затрат, кот выпол-ся на «пороге» минимальной доли вознагражд-я, за которым затраты теряют всякий смысл; незатратная (нулевая) модель, при кот затраты професси-х способн-тей нецелесообр-ны и неприемлемы для их носителя.

3. Обменное повед-е. обеспечивает движ-е разл-х экон-их благ (тов, услуг, инфо-ции) на рынке на основе учета и сравн-я их ценности. Мера дефицитности обращающихся тов проявл-ся в ценах. Она управляет действиями мн-ва субъектов, явл-щихся по отношю др к др продавцами и покупателями.

4.Потребительское повед-е. обеспечивает Фаза потребл-я харак-на для больш-ва субъектов экон-го повед-я, использующих те или иные рес-сы для собств-х нужд. Т обр, процесс потребл-я в более строгом смысле -это извлеч-е и присвоение полезных свойств разл-х благ, связанные с выключением их (абсолютным или относит-м) из экон-го оборота.

Рассматривая потребит-ое повед-е необх-мо выделить его центр-й Эл-нт — извлеч-е полезных св-тв потреб-их благ.Рацион-ми моделями потребит-ого повед-я м\но признать те, которые: не выходят за границы реального дохода;способств-т созд-ю оптим-го баланса трат и поступлений в соотв-ии со сложившейся и рационально дозируемой стр-рой потребл-я;Обеспеч-ют контроль и нормирование стр-ры потребл-я и соответствующих им трат, .

5. Монетарное повед-е. это есть производное соц-го инст-та денег, кот обеспеч-ет распредел-е, дозирование и калькуляцию эконом-их ресур-в в процессе обмена. Деньги явл-ся предметом (объектом) как профессион-ых, так и непрофессион-ых действий, кот, в свою очередь, дифференцир-ся на неск-ко разновидностей в завис-ти от того, какой мотив трат и накоплений ликвидных ср-в доминир-т:

Модели монетарного повед-я:

1. Рациональные модели базир-ся на строгом учете и расчете накоплений и трат независ от того, какие цели преслед-ся — потребл-я, резервир-я (сбереж-я), инвестир-я.

2. Традиционные модели воспроизводят стереотипы и соц-е привычки обращ-я с деньгами, кот приобретены традиционно-опытным путем. Трад-е модели мон-го повед-я хар-ны для массовых пользователей денег, кот реализуют операции получ-я дохода, купли-продажи, трат-накопл-й, примитивного баланса и учета. Стр-ру мотивации этих моделей м\т составлять рацион-е, аффект-е,иррацион-е Эл-ты в разл-х пропорц-х и сочет-х

3. Альтруистич-ие модели основаны на безвозмездн трате (передаче) ликвидных ср-в с целью оказания помощи субъектам, нуждающимся в экон-ой и соц-ой поддержке. Основу мотиваций этих моделей повед-я составляют сопережив-е, моральн и религиозные соображ-я, ощущ-е соц-й вины перед неимущими и нуждающ-ся. 4. Аффективно-иррацион-ые модели реал-ся в случаях, когда субъекты экон-го повед-я наход-ся в сост-и аффекта, станов-ся по тем или иным причинам недееспос-ми, абсолютизируют объект-ые ф-ции денег или подвержены влиянию массовых психозов и груповых аффектов.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.

С труда возникла одновр-но со становл-ем С в кач-ве самостоят-ой науки. Проблематике труда уделяли много внима-я и Конт, и Дюркгейм, Маркс, и Вебер - все осн-е созд-ли С; С труда заним-т одно из центр-х мест в совр-ой социолог-ой науке. С труда явл-ся спец-ой отраслью соц-ой науки кот изучает труд-ую деят-ть как процесс, изучает соц-е факторы повыш-я эффект-ти труда, влияние технико-технологич-х и соц-х усл на отнош-е к труду, разрабат-ет соц-е пробл труда. Предметную область С труда сост-ет социолог-ий ан-з процессов труд-ой деят-ти и отнош-й, возник-их в ходе ее развертывания м\у включенными в трудовой прогресс людьми. Такой ан-з явл-ся не одномерным, а многом-м, вкл-т в себя мн-во взаимосвяз-х компон-ов. Осн-е из них сводятся к следующему:

Компоненты анализа: Выясн-е отнош-я инд-дов и соц-х групп к труду и в процессе труда. Изуч-е особен-ей взаимод-я отд-х лич-тей и соц-но-демограф-ких групп в процессах труд-й деят-ти, в т.ч. их интеграции, дифференц-ии, кооперации и т.п. Опред-е отнош-я О к труду как к специф-й ценности, кот сама способна созд-ть все нов и нов ценности, Выясн-е оценки общ-ом труда в его колич-х и качест-х характер-ках, включая производит-ть труда, формы, и величину з\п, ее место в совокупном доходе инд-дов, групп и всего насел-я страны в целом. Исслед-е сущности и роли организации труда, ее разл-х форм. Изуч-е ситуации, складывающейся на рынке труда, в частн, мотивации труд-й деят-ти,ее стимулир-я, изменяющегося соотн-я числ-ти работ-щих и нераб-щих, безраб-х и т.п. Определ-е направл-й, путей и ср-в соц-й защиты трудящихся, в т.ч. и после выхода их из сферы труд-й деят-ти (пенси-ры, безраб-е, временно не работ-щие, инвалиды и т.п.).

Предмет исслед-я С труда: стр-ра и мех-зм соц-но труд-ых отнош-й, а так же соц-е процессы в сфере труда.

Соц-но труд-е отнош-я это отнош-я: По вертикали, по горизонтали, межлич-ные и опосредов-ые, формальные и не форм-ые, межорганизационные и внутриорганиз-ные, профессион-но квалификац-ые, соц-но психолог-ие. Отнош-я по хар-ру распред-я доходов.

Социальные процессы в сфере труда: 1. Сам труд. 2.Интегративные процессы – процесы образ-я,сплочения,руков-ва и т.д.труд-х коллект-в.3. Ценностно-ориентационных. 4. Изменяющие поддерживающие процессы (трудовая мобильность)

Основные понятия:

Труд (Философское опред-е) - это целесообразная деят-ть, содерж-ем кот, выступ-т измен-е вещества природы, для удовлетвор-е обществ-ых потребностей.

Труд (Экон-кое опред-е) – это общественно полезная деят-ть чел-а.

Труд- это деят-ть в ходе кот созд-ся матер-ые и духовные блага.

Виды труда:Конкр-й – это труд опреде-го вида при выполн-и кот испол-ся конкр-е орудия труда. Абстрактный – затраты раб силы вообще. Живой – сам реальный процесс труда. Овеществленный – воплощ-е живого труда в ср-вах произв-ва и предметах труда.

Предмет труда – это материя на кот воздействует чел средствами труда, ч\б предать ей определенную форму.

Ср-ва труда – то чем воздействуют (приборы, оборудования)

Производств-ые отнош-я – это правовые, межличностные, технико-технологич-е, отнош-я координации, субординации, подчинения, конкуренции, сотрудничества.

Содерж-е труда – это вся сов-ть трудовых действий при данных орудиях труда, технологии, организации и упр-я. Содерж-е труда вкл-т в себя труд-е ф-ции (исполнит-ые), трудовые усилия (физич-ие или умственные), ср-ва труда. Содержат-ть труда – это насыщенность труда Эл-тами твор-ва, разнообр-ем выполняемых ф-ций, самостоят-ть, ответств-ть принимаемых реш-й.

Хар-р труда- это отнош-е людей в проц-е труда способ вкл-я чел-а в труд-й процесс.

К показателям хар-ра труда относ: 1. Форму собств-ти 2. Распределит-е отнош-я.

По характеру труд: 1. Труд наёмный – частный. 2. Труд индивид-ый – коллект-ый . 3. Труд свободный – подневольный

Труд по содержанию: 1. Труд репродуктивный (старый рез-т). 2. Труд творческий (всегда нов рез-т). 3. Труд физический. 4.Труд умственный. 5.Труд простой –сложный

Условия труда – сов-ть Эл-ов производст-го процесса окруж-щей производств-ой среды, внешнего оформл-я раб-го места и отнош-я раб-ка к выполняемой работе, кот оказ-ют влияние на функцион-ое сост-е организма чел в процессе труда. Сост-е производств-ой среды опред-ся физико-химич-ми особен-ми технолог-го процесса, климатич-ми усл-ми работы, биологич-ми усл-ми, ср-ва защиты, эстетич-е Эл-ты. Условия труда классиф-ся на 1) физиологич-е; 2) санитарно-гигиенич-е; 3) эстетич-е; 4)соц-но-психолог-е. Все эти группы усл-й оказыв-ся органически взаимосвязанными. Это отчетливо выявилось в знаменитом хауторнском эксперименте, кот проводился группой амер социологов в конце 1920-х годов в Хауторне (США).

Основные функции труда: а)создавать усл-я и ср-ва жизни чел-а;б)развивать чел-а как соц-ое сущ-во, как личность;.в)приносить удовлетвор-е человеческой потребности в деят-ти; г)приносить удовлетвор-е (неудовлет-е) общением процесе труда с другими людьми.

Направления соц. труда - что исслед-я, проводимые в рамках С труда, предоставляют необх-ую и до­ст-но надежн инфо-цию для формир-я соц-й политики, разраб-ки научно обоснов-ых программ со­ц-но-экон-го развития труд-ых организ-й (коллективов), для реш-я соц-х пробл и противо­речий, постоянно сопровождающих труд-ую деят-ть и раб-ков. Т обр, С труда призвана, с одной стор, расширять знания о реально существ-щей действ-ти, с др — способств-ть утвержд-ю нов связей и процессов, протекающих в сфере труда.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.