Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.





Семья – добров-ый союз муж и женщ, основ-й на их взаимной склонности и включающий детей, кот возрастают в рамках этого союза'' (А. Грандке). Г. Ф. Шафранов-Куцев в своем учебн по С дает следующее опред-е: ''Семья – первичная ячейка соц-й общности людей, основ-ая на браке или кровном родстве, один из самых древних соц-х инст-тов, возникший значит-но раньше классов, наций, гос-в''. А. Г. Харчев под семьей понимает малую соц-ую группу, члены кот связаны брачными или родств-ми отнош-ми, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответств-тью. Семья — сов-ть лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом.

Семья– один из наиб древних и значимых соц-х инст-тов, но, тем не менее, нет никаких основ-й утверждать, что все др соц-е инст-ты ведут свое происхожд-е от семьи и что все отнош-я подчин-я, солид-ти, кооперации строятся по образцу отнош-й м\у супругами, род-лями и детьми, родственниками. Инст-т семьи за историю своего существов-я претерпевал измен-я. На первых этапах развития челов-го сообщ-ва семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отнош-х муж и женщ стало исключение из полового общения род-ей и их детей. Это та историческая граница, с кот добрачное сост-е первобытного О переходит в социально регулируемые отнош-я.

В любом О семья имеет двойств-ый хар-р с одной стор, это соц-й инст-т, с др – малая группа, имеющая свои закономер-ти функционир-я и развития. Отсюда ее значимость от обществ-го строя, существующих религиозных, экон-х, полит-х отнош-й и одновр-но – относит-ная самостоят-ть. От инст-та семьи следует отличать др инст-т – инст-т брака, кот явл-ся основой семьи. Брак – санкциониров-ая общ-ом, соц-но и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отнош-й. Отличит-м признаком семьи от брака явл-ся совместное ведение дом-го хоз-ва. Кроме семей, основу кот сост-ет брачная пара, существуют семьи, характеризующиеся совместным прожив-ем, общим ведением хоз-ва, но юрид-ки не оформл-ые. В последнее время кол-во таких семей резко увелич-ся.



Моногамное супруж-во - это брак 1-го муж с 1-й женщ. Моногамия встреч-ся в истории челов-ва дост-но редко. Более распростр-ым типом явл-ся полигамия - брак одного с неск-ми, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужч с неск-ми женщ и полиандрия - брак одной женщ с неск-ми муж (редко встреч-ся брак). Причем, в больш-ве О предпочтение отдается полигинии. Экзогамные браки – относ-ся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов др рода. Эндог-е браки закл-ся внутри племени, сост-го из двух экзогамных родов. Самым известным правилом эндогамии явл-ся запрет кровосмеш-я (инцеста),

По критерию власти различаются патриарх-е семьи: там, где отец явл-ся главой семьи (Таиланд, Япония, Иран, Бразилия), и матриарх-е семьи, где наивысшим авторит-м и влиянием польз-ся мать (такие семьи встреч-ся редко). Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преоблад-т ситуативное распредел-е власти м\у отцом и матерью, м\о говорить об эгалитарных семьях. Амер соц-г М.Зелдич выделяет партнерскую семью с совместным обсуждением семейных реш-й, причем если муж имеет большее влияние, то это б\т партнерская семья с доминир-ием мужа, если жена, то с доминир-ем жены.

По соц-му полож-ю супругов:гомогенными, где супруги происх-т примерно из одной соц-й страты, и гетерогенными, где они происходят из разных соц-х групп, каст, классов.

По пространственно-территор-ой локализации семьи бывают патрилокальными, в кот молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где новобрачные остаются жить у родителей жены. Кроме того, в последн время все большее распростр-е (особ на Западе и в США) получают неолокальные семьи, имеющие возм-ть жить отд-но от род-лей.

Самыми распростр-ми явл-ся нуклеарные семьи, состоящие из род-лей и их детей. Расширенная же семья предст-ет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохоз-ом и состоящую из 3-х или более покол-й – прародит-ей, род-лей и детей(внуков). В совр-м рос-ом О преобладает нуклеарная семья. Это явл-ся рез-ом процессов индустриализации и урбанизации, активно прогрессирующих в насте время. Типичная совр семья-муж, жена, 1-н – 2-е детей.

По хар-ру распредел-я семейных обязанностей, по тому, как решается вопр лидерства в семье, социологи выделяют на сегодняшний день три осн-х типа семьи (типы власти в семье):

Традиционная (или патриарх-я) семья. Такой тип организ-и семьи предпол-т существ-е под одной крышей мин трех покол-й, и роль лидера отвод-ся старшему муж. Для традиц-й семьи хар-ны: а) экон-я завис-ть женщ от супруга; б) функцион-но четкое раздел-е сфер сем-й жизни и закрепл-е муж и женск обязан-ей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в)признание безусловного приоритета муж в вопр семейного главенства.

Неотрадиц-ая семья. В ней сохран-ся традиц-ые установки на мужское лидерство и разгранич-е муж и женск семейных обяз-ей, но в отлич от семей первого типа без достаточных на то объективных экон-х основ-й. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поск-ку наряду с правом на равное с муж участие в обществ-ом труде женщ получает ''исключит-ое'' право на дом-й труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа хар-ны: а) справедливое, пропорцион-ое раздел-е дом-х обязан-ей м\у членами семьи, взаимозаменяемость супругов в реш-и бытовых пробл (так называемая ''ролевая симметрия''); б) обсужд-е осн-х пробл и совместн принятие важн для семьи реш-й; в) эмоцион-ая насыщенность отнош-й.

Функции семьи:

Репродуктивная – воспроизв-во в детях числ-ти род-лей.

Воспитательная (ф-ция социализации) сост в удовлетв-ии индивид-ых потреб-тей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Хозяйственно-бытовая закл-ся в удовлет-нии матер-х потреб-ей членов семьи, содействует сохран-ю их здоровья.

Эмоциональная– удовлетвор-е ее членами потреб-ти в симпатии, уважении, признании, эмоц-ой поддержке, психолог-ой защите. Эта ф-ция обеспеч-т эмоц-ую стабилиз-ию членов О, активно содействует сохран-ю их психолог-го здоровья.

Ф-ция духовного (к-рного) общения - удовлетв-ть потреб-ти в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значимую роль в дух-ом развитии О.

Ф-ция первичного соц-го контроля обеспеч-т выполн-е соц-х норм членами семьи, в особ-ти теми, кто в силу разл-х обстоят-в (возраст, заболевание) не обл-ет в достат-ой степени способ-тью самост-но строить свое повед-е в полном соотв-ии с соц-ми норма.

Сексуально-эротическая– удовлетвор-е сексуально-эротич-х потреб-тей членов семьи. С т.з. О важно, что семья при этом осуществляет регулир-е сексуально-эротич-го повед-я членов семьи, обеспечивая биологич-ое воспроизв-во О.

Семья играет значит-ую роль в процессе социализ-и детей. Социализ-я – процесс, благодаря кот осваивает языком, различ-ми правилами повед-я, обычаями, учится быть другом, семьянином. Этот процесс охват-ет всю жизнь чел-, но активно осуществл-ся в раннем возрасте.

Семья как ячейка О представ-ет собой одну из разновидностей открытой эволюционирующей сист, так как вкл-т в себя части, опред-ым обр взаимод-щие др с др-, и однов-но находящиеся во взаимод-ии с др соц-ми объектами, как часть целого уже более высокого порядка, т.е. О. Моногамия, явившаяся вершиной больш и сложн пути, пройденного семьей в своем развитии, по-видимому, явл-ся лишь очередным этапом ее эволюции. Семья вообще, и моногамная в частности, находилась и наход-ся под непосредств-ым воздействием О, в силу чего б\т и впредь измен-ся вместе с ним.

Инст-т семьи оказ-ет влияние на всю жизнь чел, но наиб значит-на ее роль в самом начале его жизн-го пути, когда закладыв-ся нравств-е, психолог-е,эмоцион-е основы лич-ти.

Методы исслед-я: для ис-ия семьи м\о применять как колич-ые, так и кач-ые методы. Но в некот-ых случаях лучше прим-ть качест-е методы: глубокое изуч-е причин развода.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.