Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Охрана земель, лесов, флоры и фауны.





Размещение эксплуатационных скважин на кустовых площадках и прокладка инженерных коммуникаций в одном коридоре позволяет локализовать возможное негативное воздействие на ограниченных площадях.

Для строительства 16 кустовых площадок и коридоров коммуникаций к ним предусматривается изъятие 643.92 га земель, в том числе 170.07 га планируется изъять в постоянное пользование для строительства кустовых площадок, автодорог к ним и площадок под опоры ВЛ и 473.85 га - во временное пользование. На стадии составления рабочих чертежей будет уточнен временный и постоянный отвод земель под объекты обустройства месторождения. Планируемые к использованию земли заняты лесными угодьями III группы.

Почв, пригодных для сельскохозяйственного использования на площади месторождения не имеется. При строительстве кустовых оснований снятие плодородного слоя нецелесообразно ввиду развития на площади месторождения болотно-подзолистых и болотных типов почв.

Земли, отводимые на период строительства объектов промысла во временное пользование, рекультивируются в ходе проведения основных работ, при отсутствии возможности- в месячный срок после завершения работ, но не позднее 1 года после окончания строительных работ.

Для рационального использования ресурсов и снижения негативного воздействия на растительность планируемых объектов ОПЭ месторождения рекомендуется:

· использовать древесину, вырубаемую на отводимых под объекты площадях, для нужд строительства;

· ликвидировать порубочные остатки - сучья и ветки (сжигать с соблюдением мер пожарной безопасности), пни закапывать в траншеях в местах рубки;

· выполнять строительные работы строго в полосе отвода, для предотвращения механического нарушения почвенно-растительного покрова на прилегающих участках;

· проводить своевременную рекультивацию нарушенных земель и шламовых амбаров;

· соблюдать правила пожарной безопасности при работе в лесных массивах.

 

Охрана недр.

Негативное воздействие на недра в процессе реализации проекта оказывается при бурении эксплуатационных скважин, извлечении нефти, газа, конденсата и попутных пластовых вод, добычи подземных вод для нужд промысла, закачки промстоков в поглощающие скважины.

Предусматриваемые мероприятия по охране недр являются составной частью всех основных технологических процессов при эксплуатации месторождения, направлены на обеспечение высокой эффективности и безаварийности производства, более полного извлечения и использования нефти и газоконденсата.

При ОПЭ месторождения охрана недр сводится к контролю за работой добывающих скважин в установленных технологических режимах, обеспечивающих сохранность скелета продуктивных пластов и рациональную выработку запасов.

Проседание земной поверхности над нефтяными и газовыми месторождениями отмечается при разработке с падением пластового давления продуктивных пластов - коллекторов рыхлых или слабосцементированных песчаных пород (переслаивающихся с малоуплотненными глинами), мощностью в несколько сотен метров, залегающих на глубине не более 2000 м, и возрастом не старше эоцена.

В процессе эксплуатации скважин приповерхностная зона ствола скважин подвержена максимальным нагрузкам на верхние секции эксплуатационных колонн и интенсивным температурным напряжениям, ухудшающим условия крепления ствола скважин и герметичность обсадных колонн. В целях охраны недр при эксплуатации скважин контроль за условиями крепления ствола скважин и герметичностью обсадных колонн приводится на уровне обязательных технологических решений, выполняемых газодобывающим управлением.

В процессе эксплуатации месторождения необходимо своевременно проводить изоляционно-ликвидационные работы в скважинах, подлежащих ликвидации или консервации, предупреждающие их негативное влияние на сохранность и рациональное использование природных ресурсов.

Ликвидация скважин после опробования проводится установкой цементных мостов в интервалах залегания высоконапорных минерализованных вод и слабопродуктивных, не имеющих промышленного значения залежей углеводородов, и заполнением скважин глинистым раствором, создающим давление на 10-15 % больше пластового, но не выше давления гидроразрыва пластов.

 

Заключение

1. Сырьевую базу углеводородов Томской обл. образуют 37 месторождений, содержащие извлекаемых запасов по газу 313 млрд. м3, по конденсату 37 млн.т и по нефти, газа и 109 млн.т;

2. ОАО «Востокгазпром» и ОАО «Томскгазпром» обладают лицензиями на разработку четырех газоконденсатных месторождений и трех нефтяных месторождений, извлекаемые запасы которых составляют 52,8% от извлекаемых запасов всех месторождений Томской области, по конденсату 40% и 11,6% по нефти, что позволяет рассматривать эти компании как основных владельцев источников углеводородного сырья Томской области.

3. Рассматриваемый сценарий освоения группы из четырех газоконденсатных и трех нефтяных месторождений, лицензиями на которые обладает ОАО «Востокгазпром» позволяет загрузить магистральный газопровод Нижневартовск-Парабель-Кузбасс до расчетной годовой производительности 9-10 млрд м3 в течение 10 лет (с учетом товарного газа Лугинецкого ГКМ).

4. Приведенные данные свидетельствуют, что в продукции ГКМ ОАО «Востокгазпром», а также в газе магистрального газопровода Нижневартовск-Парабель-Кузбасс содержится значительное количество легких углеводородов, извлечение которых может быть коммерчески оправдано.

5. Для извлечения этановой и пропан-бутановой фракции из смесевого газа предполагается рассмотреть вариант строительства нового газоперерабатывающего завода (ГПЗ), расположенного после отвода на г. Томск, в районе компрессорной станции Проскоково.

6. Фактическая потребность Томской области в сетевом газе в 2000 г. составила 1,3 млрд. м3, а перспективное потребление с учетом увеличения мощности ТЭЦ-3 и вводом в действие ГРС-Северск составит 1,6 млрд.м3 в 2001 г, 2.0 млрд.м3 в 2006, и 2,4 млрд.м3 в 2008 г., таким образом, в случае размещения ГПЗ после отвода на г. Томск, часть поступающего на завод газа будет подаваться потребителям г. Томска.

7. Основным потенциальным потребителем продукции нового ГПЗ по извлечению сжиженных газов может выступить Томский нефтехимический комбинат (ТНХК).

8. Из четырех рассмотренных вариантов организации использования сырья – существующий («базовый»), «продуктопровод», «ГПЗ» и «комбинированный», наиболее простым по технологии производства является первый вариант, т.к. он не требует создания дополнительных технологических мощностей по переработке, кроме существующих установок по подготовке газа на сборных пунктах. Однако, этот вариант не может обеспечить глубокую степень использования сырья, т.к. единственным разумным способом утилизации выделяемой пропан-бутановой фракции является закачка ее в товарный газ и дальнейшая реализация потребителям (т.е. использование газа как энергоносителя), в то время, как Томская область испытывает острый дефицит в сжиженных газах. Следовательно, переработка сырья по «базовому» варианту ведется с наиболее низким коэффициентом использования сырья, а сам вариант должен рассматривается как гипотетический.

9. Переработка сырья по варианту «продуктопровод», безусловно, является наилучшим способом использования сырья. Поскольку на данном этапе не проводится технико-экономическая оценка варианта, то строительство продуктопровода «Лугинецкое - ТНХК» с точки зрения технологии переработки позволяет полностью загрузить мощности нефтехимического комбината, получая как остродефицитный пропан-бутан, так и продукты переработки прямогонного бензина.

10. К преимуществам использования сырья по варианту «ГПЗ» следует отнести возможность реализации пропан-бутанов как отдельной фракции, покрывая тем самым дефицит области в сжиженных газах. Однако, как показали проведенные расчеты, перед закачкой пропан-бутанов в товарный газ на 9-й год разработки месторождений следует предусмотреть установку по осушке газа, поступающего на новый ГПЗ.

11. В случае реконструкции и дальнейшего развития существующих технологических мощностей по производству полимерной продукции на ТНХК, целесообразным будет считаться организация использования углеводородного сырья по «комбинированному» варианту, когда за счет до извлечения пропан-бутановой и пентан-гексановой фракций и закачки их в продуктопровод нестабильного конденсата, увеличиваются объемы газового и жидкого сырья, подающегося на пиролиз и производство моторных топлив

12. Использование продуктопровода (п/п) Мыльджинское-Лугинецкое для последующей транспортировки смеси нефти и конденсата по нефтепроводу Лугинецкое – Парабель до м/н Александровское – Анжеро-Судженск имеет тот главный недостаток, что при этом стабильный малосернистый конденсат продается по цене среднесернистой нефти (упущенная экономическая выгода). Этот вариант не требует капвложений, его можно использовать, если система транспорта газового конденсата до ТНХК не будет создана.

13. Наиболее выгодным проектом организации транспорта нефти и конденсата с Мыльджинского и Лугинецкого месторождений является сооружение продуктопровода Мыльджинское – Лугинецкое – ТНХК и организация раздельной, последовательной транспортировки (чередования) по нему партий нефти и конденсата. Далее нефть транспортируется по нефтепроводу Лугинецкое – Парабель, а конденсат отдельно от нефти транспортируется до ТНХК. Дополнительные затраты на организацию последовательной перекачки нефти и конденсата по участку Мыльджинское – Лугинецкое оцениваются как незначительные.

14. Для транспорта нефти Останинской группы предложен проект строительства подводящего нефтепровода Мирное – Останинское – Западно-Останинское до нефтепровода Крапивинское – Лугинецкое – Парабель, затраты на строительство которого оцениваются в 3100 тыс. долл.

15. Для подачи газа из Северо-Васюганского месторождения и Останинской группы рассмотрен проект строительства газопровода Останинское - Лугинецкое – Мыльджинское диаметром 530 мм, протяженностью 126 км с затратами на строительство 13`700 тыс. долл.; и проект расконсервирования газопровода Лугинецкое – Парабель диаметром 530 мм, протяженностью 179 км, принадлежащего ОАО "Томскнефть" наряду со строительством газопровода Останинское – Лугинецкое диаметром 530 мм, протяженностью 56 км с затратами на строительство в 6 100 тыс. долл. В случае реализации первого проекта из-за ограничений пропускной способности газопровода Мыльджинское – Вертикос ОАО "Востокгазпром" будет вынужден ограничить суммарную добычу газа из месторождений Томской области на уровне не более 4,5 млрд. м3 в год. Осуществление второго проекта выглядит затруднительным, т.к. ОАО "Востокгазпром" придется использовать часть мощности газопровода Лугинецкое - Парабель, принадлежащего ОАО "Томскнефть". Планируемый уровень добычи газа из Лугинецкого месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит ОАО "Томскнефть", практически равен пропускной способности этого газопровода, следовательно, для подачи газа Останинских месторождений в этот газопровод необходимо договариваться с ОАО "Томскнефть" о снижении планируемого уровня добычи газа на Лугинецком месторождении.

16. Для транспорта газа Северо-Васюганского месторождения предлагается построить газопровод Северо-Васюганское – р. Лымжа, диаметр 530 мм, протяженность 56 км. Инвестиции на сооружение газопровода составят 6100 тыс. долл.

В Томской области в настоящий момент фактически не существует трубопроводного транспорта конденсата, что приводит к ощутимым экономическим потерям за счет неоправданной утилизации добываемого конденсата путем закачки его в нефтепровод, Единственным способом использования добываемого конденсата является его поставка и дальнейшая переработка на ТНХК в объемах до 1,5 млн тонн в год. Наиболее целесообразным признано сооружение раздельного продуктопровода Лугинецкое – ТНХК для поставок на ТНХК конденсата Мыльджинского, Лугинецкого и Останинского месторождений, диаметр 325 мм, протяженность 535 км.

 

Общие выводы по работе

 

1. Показана экономическая неэффективность существующей схемы транспорта и технологии переработки, результатом которой является упущенная выгода от неоправданно низких цен реализации товарной продукции и значительной потери ценного легкого углеводородного сырья, которое используется как энергоноситель.

2. Рассмотрены варианты организации использования газоконденсатного сырья месторождений ОАО «Востокгазпром», различающиеся схемами транспорта газа, ШФЛУ и газового конденсата и способов их переработки и утилизации. В частности, рассмотрены варианты более глубокой переработки углеводородов и показано, что именно они обеспечивают максимальную прибыльность.

3. Рассматриваются конкурирующие варианты переработки углеводородов: ориентированные на максимальное использование существующей транспортной схемы углеводородов в варианте «ГПЗ», согласно которому в товарный газ перед подачей в магистральный газопровод закачивается балансовое количество выделяемой на УКПГ пропан-бутановой фракции, полученный смесевой газ транспортируется до КС Проскоково, вблизи которой предлагается построить новый газоперерабатывающий завод мощностью 6 млрд.м3 по сырью. Ценность выделяемых на ГПЗ пропан-бутанов существенно возрастает, учитывая широкие возможности их реализации за счет близости железной дороги;

  • направленные на создание новой схемы транспорта легкого углеводородного сырья (вариант «продуктопровод»), когда пропан-бутановая фракция совместно с газовым конденсатом подается по новому продуктопроводу нестабильного конденсата Лугинецкое ГКМ – ТНХК, после чего поступает на химкомбинат для переработки, конечными продуктами которой могут являться полиэтиленовая и полипропиленовая продукция.
  • комбинированный вариант, сочетающий преимущества двух вышеуказанных, согласно которому в нестабильный конденсат нового продуктопровода подаются выделенные из газа магистрального газопровода «Нижневартовск-Парабель-Кузбасс» пропан-бутановая и пентан-гексановая фракции на новом газоперерабатывающем заводе, расположенном в месте пересечения магистрального газопровода и перспективного продуктопровода, в районе п.Кайтес. Дополнительные объемы выделяемых на ТНХК стабильного конденсата и ШФЛУ обеспечивают полную загрузку имеющихся на ТНХК мощностей по производству полимерной продукции, а требуемые затраты на создание новых мощностей газопереработки минимальны. На ГПЗ отпадает необходимость строительства товарных парков готовой продукции и организации всей дополнительной инфраструктуры. Остальные варианты, ориентированные на концепцию переработки газа на новых газоперерабатывающих заводах, требуют создания всей технологической и вспомогательной инфраструктуры, в силу чего обладают значительно большей капиталоемкостью.
  • Варианты без строительства продуктопровода нестабильного конденсата, предполагают транспортировку стабильного конденсата в смеси с нефтью и поставку части этой смеси на ТНХК, где предполагается соорудить новую установку отбензинивания нефти. На этой установке из нефти выделяется прямогонный бензин в количестве, соответствующем его содержанию в исходном стабильном конденсате. Вариант предусматривает строительство двух ниток длиной 23 км, первая используется для подачи нефти (с конденсатом) на химкомбинат, а вторая – для возврата отбензиненной нефти в трубопровод. Получаемый прямогонный бензин поступает на синтез полимерной продукции на ТНХК.

4. Показана технологическая возможность транспортирования пропан-бутанов как в магистральном газе, так и в газовом конденсате. Последующее выделение этой продукции по любому из рассматриваемых вариантов переработки как самостоятельной товарной фракции позволяет реализовать ее по цене, на порядок (в 12 раз) превышающей цену того же объема сырого газа.

5. Основным потребителем подготовленных жидких и газообразных углеводородов в Томской области, обладающим достаточной энергетической и технологической базой и инфраструктурой для размещения и привязки дополнительных мощностей по переработке углеводородов является Томский нефтехимический комбинат (который в настоящее время испытывает дефицит сырья).

6. Расчет сметной стоимости строительства продуктопровода нестабильного конденсата «Лугинецкое ГКМ – Томск» из стальных труб марки 09Г2С и из полиэтиленовых армированных труб высокого давления (ПАТВД) диаметром 325 мм выявил нецелесообразность последнего варианта: затраты на строительство продуктопровода из стальных труб оцениваются примерно в 161 млн. долл., тогда как затраты на строительство из ПАТВД составляют примерно 264 млн. долл., то есть в 1.6 раза выше.

 

Список литературы.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.