|
НАСТРОЕННЫХ И АГРЕССИВНЫХ КЛИЕНТОВНемало проблем в консультировании создают негативно настроенные или открыто враждебные (что встречается реже) клиенты. Особенно подробно их поведение описал Вird (1973). Консультанты по-разному реагируют на таких клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительнос тью и враждебностью; другие стараются проявить любез ность и дружественность, пытаясь настроить клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлоб ленности; третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не случилось. Возможно, в неко торых случаях полезно рассердиться на клиента, однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо ска зать, что он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и "враждебность" представляются слишком сильными для характеристики, поэтому свои выс казывания следует формулировать не столь категорично. На пример: "Вы кажетесь чем-то недовольным", "Вы разочаро ваны?", "Не хотите ли Вы что-то сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены" и т.п. Если консультант только подо зревает клиента во враждебности, он может уточнить: "Что произошло?", "Я что-нибудь неправильно сказал или сде лал?". В любом случае, столкнувшись с враждебностью кли ента, не стоит вести себя так, словно рухнул мир. Разумеет ся, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на клиен та — его враждебность всегда следует трактовать серьезно, потому что она мешает терапевтическому взаимодействию. Причины неудовлетворенности клиента могут быть про стыми — не нравится вид или слова консультанта, консуль тант слишком молод и т.п. Причины, как правило, суще ствуют. Чтобы разобраться в подоплеке озлобленности кли ента и эффективно реагировать на нее, консультант должен понимать основные черты этого состояния. Прежде всего злость не является чем-то патологическим или необычным. Каждый изредка сердится или, точнее гово ря, способен разозлиться. Нет такой жизненной ситуации, в которой не могли бы проявиться чувство злобы, злая мысль или действие. Некоторые совершаемые в жизни дела также, хоть в малой степени, мотивированы злобой. Враждебность имеет свой смысл — она является средством самозащиты, кроме того, она значительно действеннее, чем страх. Иначе говоря, злость является не только сигналом, предупреждаю щим об опасности, подобно тревожности и страху, но и чувством, обусловливающим самозащиту, она порождает аг рессивность. Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Причины озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость "исторична", т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивиду альный "стиль враждебности", т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни клиенты сер дятся, когда консультант говорит повелительным тоном; другие — когда ясно и точно не указывает, что делать; тре тьи — когда задает много личных вопросов, потому что это кажется им излишним любопытством. Сходные обстоятель ства одних клиентов делают враждебными, других — нет. В основном эти различия обусловлены своеобразием жизнен ного опыта. Консультанту нелегко в достаточной мере про следить индивидуальную историю озлобления клиента, од нако важнее всего понять, что злость главным образом привнесена в консультирование и напрямую не связана с тем, что говорит и делает консультант. Иногда в конкретный момент консультант непосредственно "замещает" некоего человека или ситуацию из прошлой жизни. Когда клиент, особенно в начале консультирования, враждебен, подозри телен, зол, консультант должен знать, что источник этих чувств находится внутри самого клиента. Нередко консуль тант склонен обвинять себя, поскольку ему кажется, что клиенты всегда уважают хорошего консультанта и никогда не должны злиться на него. Это неверно — злость является универсальным чувством, и не следует питать иллюзий по поводу отсутствия враждебности при хорошем консультиро вании. Она может возникнуть и возникает. Необходимо знать другое — консультант, по отношению к которому клиент не может свободно выражать свою неудовлетворенность или злость, — плохой консультант. В консультировании следует иметь в виду, что иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и та ким образом трансформировать враждебность. Хотя консультанту нелегко оставаться спокойным при столкновении с озлобленностью клиента и выслушивать не приятные вещи о себе, однако не надо забывать, что отве чать враждебностью — значит провоцировать еще большую враждебность. Консультант обязан осознать свои чувства в подобных си туациях, идентифицировать свое недовольство, чтобы эф фективнее помочь клиенту преодолеть его озлобленность. Когда на враждебность клиента мы не отвечаем недоброжела тельностью, в конечном счете увеличивается обоюдное пони мание, возрастает сотрудничество в достижении общих целей. Существует большая разница между озлобленностью кли ента, возникающей в процессе консультирования, и прямы ми оскорблениями в адрес консультанта. К оскорблениям консультант ни в коем случае не должен оставаться толерант ным, так как они вредят также самому клиенту. Обычно аг рессия по отношению к консультанту выражается косвенно. Один из вариантов такого поведения — порицание коллег консультанта, с которыми клиент встречался прежде. Иногда претензии бывают справедливы, поскольку не все психологи и психотерапевты совершенны и этичны в своем поведении. Но в большинстве случаев сообщается или полная неправда, или очень искаженная информация. По существу таким обра зом клиент вынуждает консультанта согласиться с ним или провоцирует дискуссию. Обе линии поведения неприемлемы. Консультант чувствует себя неуютно, а клиент ждет ответа. В таких случаях следует, не конкретизируя своей позиции, просто дать клиенту возможность полнее поделиться своими переживаниями. Что касается неконтролируемой враждебнос ти к консультанту, напомним широко распространенный миф об особой опасности консультирования психически больных. На самом деле реальную опасность представляют лишь немногие такие больные (страдающие параноидной ши зофренией, манией, органическими нарушениями психики). Большинство из них все-таки контролируют свою агрессив ность. Однако при возникновении опасной ситуации кон сультанту не нужно демонстрировать неуместный героизм. Оставаясь спокойным и не угрожая клиенту, следует сказать, что агрессивное поведение недопустимо и в случае необходи мости будут приняты дисциплинарные меры. В наставлении не должна звучать враждебность. Обычно критичные клиенты смиряются с ограничениями, потому что сами обеспокоены последствиями своего поведения. Гораздо чаще в консультировании встречается скрытая враждебность, которую консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной агрессивнос тью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентифи кации затаенной враждебности, да и консультанту небезо пасно превращать скрытую враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои пережива ния, открыто выразить их, потому что любые невыражен ные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезоргани зуют логическое мышление и поведение, способствуют воз никновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования. К вопросу скрытой враждебнос ти мы еще вернемся в разделе об особенностях консультиро вания клиентов с психосоматическими жалобами.
5.4. ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "НЕМОТИВИРОВАННЫХ" КЛИЕНТОВ Когда человек ищет психологической помощи, он обыч но надеется, что в его жизни возможны положительные пе ремены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую дру гими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потре бовала, чтобы я пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые обращаются к консультан ту с единственным намерением — доказать, что никто не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консульти рования недостает мотивации. Нежелание быть объектом чьей-либо помощи — совер шенно нормально и понятно при отрицании соответствую щих проблем. Если человек считает, что не нуждается в по мощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта. Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для консультанта любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи консультанта тяжелой ношей и становятся своеобраз ным экзаменом его умений и навыков. Консультанту как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам предоставляется возможность доказать это". Большинство консультантов ис пытывают обязанность "перевоспитать" клиентов. Это про диктовано их идеалами, системой ценностей, оптимистичес кой оценкой своих возможностей. Поэтому "немотивирован ный" клиент бросает вызов стремлению таких консультан тов помочь любой ценой. Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обна руживаем, что направившие его люди решают таким обра зом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах. Если "немотивированный" клиент все-таки вынужден по каким-либо причинам посещать консультанта, обычно свое нежелание поддерживать консультативный контакт он вы ражает по-разному — пропускает встречи, опаздывает, без различен ко всему, что происходит во время консультирова ния, отказывается принять долю ответственности за процесс консультирования. Особенно часто свое сопротивление кли енты выражают молчанием. Обычно это молчание для кон сультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в кабинете. Враждебность может выра жаться и прямо. Например, клиент говорит: "Приходить и проводить с Вами время — не моя идея". Казалось бы, самое простое решение, которое напраши вается, — отказаться работать с лицами, не имеющими дос таточной мотивации к совершенствованию и переменам сво ей жизни. Однако это не всегда возможно. Консультант по мимо занятия частной практикой обычно трудится в какой-либо организации (школа, клиника, консультативный центр). Своей работой он не только удовлетворяет индивиду альные цели, но и служит реализации целей учреждения. Консультант вынужден оказывать помощь лицам, которые не сами обратились за ней, а направлены учителем, врачом или приведены родителями. Обязанность помогать человеку, который того не желает, вызывает стресс, а нередко проти воречит мировоззрению консультанта. В таких случаях Кеnnedу (1977) предлагает воспользоваться терапией реаль ностью (основоположник — W. Glasser), т.е. при невозмож ности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Применительно к "немотивированным" клиентам данный принцип означает, что им следует помочь хоть чем-то. Реальная, пусть даже небольшая помощь в действительности может оказаться очень эффективной. Встретившись с "немотивированным" клиентом, кон сультант должен принять его таким, каков он есть, т.е. как не заинтересованного в консультировании человека. В этом и состоит путь к успешному консультативному контакту. Если консультант пытается одолеть клиента, заставить его сотруд ничать, значит, он не понимает его. Нежелание следует трактовать столь же серьезно, как любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента. Можно обстоятельно и серьезно объяснить клиенту суть и возможности консультирования. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно про тив его воли, возможно, начнет изменяться мотивация кли ента и найдутся предпосылки для возникновения продук тивного консультативного контакта. Однако консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что "немотивированный" клиент останется лишь фор мальным клиентом или вообще прекратит посещения.
5.5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ, ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИХ ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Подчас клиенты ненасытны в своих требованиях. Они требуют более частых и продолжительных встреч с консуль тантом, добиваются постоянной заботы, хотят звонить кон сультанту домой и подолгу разговаривать с ним по телефону и вообще иметь возможность в любое время связаться с консультантом, надеются на воздействие консультанта на своих близких (супругов, родителей, детей) и т.п. Иначе говоря, в лице консультанта эти клиенты жаждут иметь по стоянного советчика в жизни. Столкнувшись с такими нереалистичными требованиями клиентов, прежде всего надо ответить себе на несколько вопросов: — каково мое состояние, когда от меня требуют так мно го? — могу ли я сказать клиенту "нет", когда хочу этого? — какие требования я предъявляю к себе и насколько они совпадают с требованиями клиента? — могу ли я противостоять завышенным требованиям клиентов или позволю манипулировать собой? Ответы на эти вопросы играют решающую роль в фор мировании отношения к подобным клиентам. Некоторые консультанты, особенно молодые, испытыва ют чрезмерную потребность оказывать помощь. Клиенты с завышенными притязаниями очень легко манипулируют этой потребностью. Консультативный контакт в таких слу чаях начинает походить на отношения избалованного ребен ка с излишне заботливыми родителями, которым нелегко смириться с капризами своего отпрыска, но зато они чув ствуют себя востребованными. Консультант должен изба виться от иллюзий своей значимости, незаменимости в жиз ни клиента. Необходимо понимать природу завышенных требований клиентов и характер своих реакций на них, а также уметь вступать в конфронтацию. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|