Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ИСТЕРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ





В одном из словарей по психиатрии (Slavneу, McHeigh, 1978; цит. по: Storr, 1980) поведение истериков характери­ зуется следующим образом: "Истерическая личность отлича­ ется преобладанием потребности нравиться окружающим и стремлением преодолеть страх, что не удается привлечь вни­ мание. Это проявляется в неустанной активности, драмати­ зации, лживости, в соблазняющем, а иногда открыто сексу­ ально провоцирующем поведении, в незрелой и нереалис­ тичной зависимости от других".

Истерики, стараясь выглядеть привлекательными, затра­ чивают бесконечно много энергии и представляют себя в самом драматичном свете. Это, кстати, делает их интересны­ ми клиентами. Они "подкупают" консультанта готовностью говорить о своих переживаниях. Правда, эти переживания обычно бывают художественно преувеличены. Суть не в том, что истерики говорят, а в их манере говорить. Не случайно МасКinon и Мichels (цит. по: Кеnnedу, 1977) указывают, что "начинающие консультанты беседу с истерической лич­ ностью считают одной из самых легких, а опытные специа­ листы — одной из самых трудных". Истерическая личность представляется очень интересной и привлекательной только на первый взгляд. На начинающего консультанта обычно производят впечатление ее живость, манера речи, внутрен­ нее тепло, кажущиеся серьезными намерения заняться ре­ шением своих проблем. Тем не менее работа с такими клиен­ тами не столь легка, как первоначально представляется. При глубоком рассмотрении выясняется, что истерики не такие уж эмоционально богатые личности, а их намерения в отно­ шении консультирования отнюдь не однозначны.

Истерические особенности формируются в раннем возра­ сте. Примером может служить ребенок, добивающийся вни­ мания родителей и постоянно терпящий в этом неудачу. Когда родители игнорируют потребности ребенка во внима­ нии и любви, ребенок начинает драматизировать свои по­ требности. Чем более "глухи" родители, тем громче он кри­ чит, желая быть услышанным. Для достижения своих целей ребенок использует широкий спектр поведенческих форм — от слез до болезни. Сходные формы поведения взрослых уже считаются истерическими.



Истерическая личность, когда ей не удается понравиться окружающим, готова использовать все возможные маски и роли, которые, по ее мнению, приемлемы. Так теряется личностная идентичность, внутренний стержень, создаю­ щий чувство "подлинного я". Таким образом, происходит подмена реальной жизни инсценировками.

Истеричные клиенты в консультировании пытаются вос­ пользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. Од­ нако такое поведение истеричной клиентки довольно специ­ фично — если консультант выказывает хоть незначительный интерес эротического характера, она сейчас же отступает, объясняя, что совсем другое имела в виду. Истерическая личность на самом деле не осознает воздействия своего пове­ дения, поэтому окружающие часто чувствуют себя обману­ тыми, фрустрированными. Между прочим, это традицион­ ный стереотип поведения истерической личности в жизни. Такой постоянный отказ принять на себя ответственность за провоцирующий флирт исключает нормальные отношения с лицами противоположного пола. Истерическая личность только производит впечатление теплоты и легкости в обще­ нии. В действительности она постоянно испытывает пробле­ мы в подлинной любви и интимных привязанностях.

Эротический оттенок поведения истерической личности вовсе не означает, что клиентка жаждет близости — она не знает, что делать с реальной интимностью. Невербальные сигналы служат ей только как заменители настоящей физи­ ческой близости. Истерическая личность постоянно ищет любви, однако не умеет создавать зрелые отношения.

Еще одна особенность истерического поведения, встреча­ емого в консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной отеческой фигуры. Консуль­ танта в таких случаях пытаются превратить в заменителя отца. Истеричной клиентке в сущности не нужен любимый, ей нужен хороший отец. Вот почему она бывает шокирована, дождавшись соответствующих реакций на свое провоцирую­ щее поведение. Представление себя в роли ребенка, требую­ щего опеки, очень характерно для истерика.

Следует отметить, что по отношению к лицам своего пола истерическая личность зачастую антагонистична и склонна к соперничеству, она усматривает в других женщи­ нах конкуренток в борьбе за внимание окружающих.

Поведение истерической личности может провоцировать у консультанта контрперенос. Поэтому консультант, работая с такими клиентами, должен постоянно контролировать свои чувства.

Истерики чаще всего обращаются с проблемами, свя­ занными с семейными отношениями и сексуальной жиз­ нью. Проблемы кроются в нежелании жертвовать собой в отношениях любого характера. Несмотря на внешнюю сексапильность, большинство истерических личностей не спо­ собны к нормальной сексуальной реализации. Женщины, как правило, жалуются на фригидность, которая является реакцией на страх перед своей сексуальностью. Мужчины-истерики нередко страдают импотенцией и склонны к го­ мосексуализму.

Истерические личности используют различные формы психологической защиты, которые консультанту надо знать. Довольно характерно вытеснение пробудившейся сексуаль­ ности. В результате недостает сексуальных переживаний, из памяти исчезают некоторые события. Истерические личнос­ ти имеют склонность к фантазированию — только в вообра­ жаемом мире они получают много любви и внимания. Сим­ волическое удовлетворение потребностей более приемлемо, потому что мало затрагивает таящиеся в бессознательном конфликты. У истериков действительность часто смешивает­ ся с фантазией; они верят в свои выдумки. В их поведении обычна и регрессия в сочетании с отрицанием, которое по­ зволяет не отдавать себе отчета в смысле собственного пове­ дения.

Для большинства истеричных клиентов, особенно жен­ щин, характерна долгая история лечения у многих врачей. Как известно, при истерическом неврозе часто встречается феномен конверсии, ставший известным по описанию Freud. В этом случае внутренний психологический конф­ ликт выражается телесным симптомом, который становит­ ся его символом. Поэтому истерические личности беспре­ рывно лечатся от самых разных соматических нарушений. Обычно конверсионные симптомы принимают форму по­ тери чувствительности: анестезия конечностей, слепота, глухота и т.п. Большинство истеричных клиентов во время консультирования очень эмоционально рассказывают свой анамнез.

Говоря о невротических симптомах, важно подчеркнуть их вторичную выгоду для клиента. Эту выгоду клиент не осознает или осознает лишь частично. Истерические симпто­ мы служат трем основным целям:

а) "наказывают" лиц, к которым клиент испытывает враждебность;

б) помогают клиенту избежать неприятных, пугающих, потенциально унижающих ситуаций;

в) помогают возбудить симпатию окружающих или об­ ратить на себя их внимание.

Поэтому нередко возникает очевидное противоречие между высказанными клиентом желаниями и чувствами и тем, о чем говорят его симптомы. Это противоречие вызыва­ ет у консультанта подозрение, что клиент неискренен и си­ мулирует. Разобраться в ситуации консультанту помогает его интуиция, которую не следует игнорировать. Полагаясь на интуицию, можно не только идентифицировать истеричных клиентов, но и избежать разнообразных ловушек, таящихся в работе с ними.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.