Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБСЕССИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ





Обсессивной личностью называют человека с обсессивными или (и) компульсивными чертами. Обсессия — это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием. Компульсия — это повторяющееся навязчивое побуждение к выполнению какого-либо действия или серии действий. Се­ рия навязчивых действий обычно носит ритуальный харак­ тер. Осуществление навязчивости позволяет индивиду избе­ жать приступов тревожности. Хотя в некоторых диагности­ ческих системах выделяется обсессивно-компульсивный не­ вроз, однако трудно провести грань между нормой и патоло­ гией.

Salzman (1968) указывает три основных проявления об-сессивно-компульсивного синдрома:

1. Навязчивости не обусловлены никакими рациональны­ ми потребностями.

2. Осуществление навязчивостей в силу их чуждости вы­ зывает дискомфорт и (или) соматические нарушения.

3. Индивид понимает паралогичность навязчивых мыслей и поступков, однако не может им воспрепятствовать.

Обсессивной личности свойственны определенные соци­ ально ценные черты: старательность, надежность, самоконт­ роль, честность. С другой стороны, Freud при описании личности со склонностью к обсессивным симптомам указывает на обязательную комбинацию трех черт: педантичности, скупости и упрямства. Эту комбинацию он называет "аналь­ ным характером".

МсNeil (1970) описал типичные особенности стиля об-сессивно-компульсивной личности:

а) когнитивная ригидность — обоснование взгляда на жизнь негибкими, формальными социальными установка­ ми, или явно догматичный стиль мышления;

б) приверженность к напряженной активной деятельнос­ ти без расслабления и отдыха;

в) неуверенность в принятых решениях, откладывание решений из-за боязни ошибиться;

г) постоянная озабоченность, что без нее работа не мо­ жет быть выполнена надлежащим образом;

д) искажение действительности, проявляющееся в край­ ней озабоченности по поводу непредсказуемых событий, на­ пример возможной болезни.

Обсессивная личность обычно обращается за помощью не вследствие специфических проблем, а в силу напряжения и тревожности в межличностных отношениях или семейной жизни. Обсессивно-компульсивные симптомы могут состав­ лять лишь незначительную часть жалоб такого клиента.

Консультанту необходимо разобраться в особенностях об-сессивной личности, чтобы избежать ошибок в работе с об-сессивньши клиентами и понимать собственные реакции при встречах с ними.

Важнейший неосознанный внутренний конфликт обсес-сивной личности — это борьба между послушанием и непос­ лушанием, между желанием угождать и стремлением сопро­ тивляться авторитетам.

Обсессивная личность отличается излишней склонностью к самоконтролю и контролю над окружением. Она опасается внешнего мира и собственных побуждений. Как отмечает Salzman (1968), человек обсессивного типа "испытывает по­ требность контролировать себя и свое окружение, чтобы пре­ одолеть чувство бессилия". Вероятность собственной некомпе­ тентности, недостаточной информированности, неспособнос­ ти уменьшить риск возбуждает сильную тревожность.

Неспособность к самоконтролю, а конкретнее к контро­ лю своих агрессивных побуждений порождает утрированное послушание или, как утверждает Storr (1980), склонность к тирании по отношению к другим. Крайнее послушание при­ водит к уничтожению индивидуальности. При первом вари­ анте защитной реакции Обсессивная личность проявляет тен­ денцию к конформизму. Она выбирает зависимость от чело­ века, способного указать, как жить. Первенство, следова­ тельно, отводится безопасности, а не удовлетворению жиз­ нью. Такой клиент обычно подчиняется консультанту и лег­ ко соглашается со всеми его предложениями. Он постоянно выражает консультанту благодарность за помощь и пережи­ вает из-за того, что может доставлять ему неудобства.

Другим вариантом неудачного самоконтроля, как упоми­ налось, является склонность к доминированию, придирчи­ вая критичность. Человек становится трудно уживчивым, особенно в семье. Невозможность полностью контролировать других людей возбуждает злость, которая в межличностных отношениях проявляется как иррациональная тирания. В консультировании Обсессивная личность этого типа исполь­ зует в качестве самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще мо­ жет прочесть "краткую лекцию" о консультировании. Кон­ сультант испытывает прямую угрозу своей профессиональ­ ной компетентности и обычно сердится. Однако опытный консультант понимает психологическую реальность, скры­ вающуюся за такими действиями. Клиент не стремится ос­ корбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, кото­ рая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.

Для обсессивного стиля характерно использование средств общения для разрушения общения. Немало обсессивных клиентов в консультировании участвуют лишь физи­ чески, а психологически самоустраняются. Клиент смотрит куда-то в сторону, еле слышно говорит, рассеянно слушает. Такое поведение фрустрирует консультанта, как и молчание, которое клиент тоже использует для уклонения от ре­ шения своих проблем. В подобных случаях консультант может довольно утонченно выражать враждебность, например по­ средством вопроса: "Вам нечего мне сказать?" Иногда кон­ сультанты задают вопрос: "О чем Вы думаете, когда молчи­ те?" Это может приблизить к эмоциональной сфере обсессивного клиента, бесконечно трудно досягаемой.

Обсессивная личность изо всех сил старается не говорить о своих эмоциональных проблемах. Она прилагает огромные усилия, чтобы скрыть эмоциональные трудности, но таким образом только демонстрирует их. Клиент постоянно стара­ ется контролировать консультативную беседу, чтобы избе­ жать эмоционального контакта с консультантом. Поэтому беседа становится волнообразной — как только консультант пытается продвинуться вглубь, клиент стремится выкру­ титься и превратить его намерения в ничто. Когда консуль­ тант чувствует, что перед его носом захлопывается дверь, значит он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности к интеллектуализации. Объясне­ ния и интерпретации консультанта обсессивный клиент вос­ принимает головой, а не сердцем. Он многословен не в целях более точного выражения чувств, а для отмежевания от них. Повествование такого клиента перегружено деталями, он пытается ничего не пропустить в своем рассказе, но тем не менее не раскрывает своей личности. Беседы с обсессивными клиентами обычно трудны и продолжительны.

Для установления вытесненного обсессивным клиентом материала иногда имеет смысл исследование его снов. Помо­ гает также использование рисуночных тестов вместо задания рассказывать о проблемах словами.

Обсессивные клиенты любят приходить к консультанту с описанием перечня своих проблем или со списком вопросов, которые необходимо обсудить во время консультирования. Очевидно, это отражает желание контролировать ситуацию консультирования и уклониться от прямого эмоционально­ го контакта с консультантом. Когда клиенту не разрешается пользоваться заранее подготовленными текстами или при­ держиваться установленного им порядка вопросов-ответов, он приходит в замешательство. Такое поведение консультан­ та является для него сюрпризом, а обсессивная личность не терпит сюрпризов; спонтанность провоцирует в ней тревож­ ность. Подготовка к встрече с консультантом направлена на пресечение неожиданностей, способных вывести из равнове­ сия. Консультант может спросить клиента: "Почему Вы при­ дали такое важное значение подготовке к нашей встрече?" Ответ клиента может открыть путь в его внутренний мир. И конечно, работая с обсессивными клиентами, консультант сам не должен пользоваться подобного рода вспомогатель­ ными средствами (записями и пр).

При работе с обсессивными клиентами у консультанта двойная задача (Storr, 1980). Во-первых, он должен помочь клиенту выразить побуждения, от которых тот защищается. Во-вторых, сам консультант должен быть человеком, при­ годным для экспериментирования, чтобы клиент мог потре­ нироваться в завязывании свободных от субординации отно­ шений. Если реакции консультанта на обсессивную личность адекватны, психологической защитой клиента выступает злость. Такую ответную реакцию следует рассматривать не как следствие своей ошибки, а скорее как признак прогрес­ са в работе. Консультанту не надо заглаживать отношения со злящимся клиентом. Наоборот, необходимо позволить ему выразить скрытые чувства. Не следует поощрять желание клиента немедленно подавить злость. Реальное консультиро­ вание может начаться лишь тогда, когда мы будем шаг за шагом связывать злость клиента с побудившими ее причи­ нами и отыщем подоплеку специфичного стиля его отноше­ ний с другими людьми. В этом заключается шанс хоть не­ много освободить обсессивного клиента от бремени невыра­ женных эмоций.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.