Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ КЛИЕНТОВ





Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в возникновении различных симптомов. Тревожность предуп­ реждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. S. Freud определяет тревож­ ность как сигнал со стороны Еgо, предупреждающий инди­ вида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происхо­ дит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность — сигнал не только предупреди­ тельный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

Тревожность имеет сходство со страхом (Freud даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие "Angst"), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опас­ ность. О страхе мы еще поговорим в следующем разделе, потому что каждой из эмоций все же свойственна специ­ фичность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повто­ ряться или становиться непрерывной.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — от­ ступлению или сопротивлению. При тревожности возбуж­ дается сердечно-сосудистая система (учащается ритм серд­ ца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта "пересылается" в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявля­ ется на трех уровнях:

1. Нейроэндокринном (продукция адреналина — эпинефрин).

2. Психическом (неопределенные опасения).

3. Соматическом или моторно-висцеральном (физиологи­ ческие реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина):

а) дерматологические реакции (кожные раздражения);

б) реакция сердечно-сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления);

в) реакция пищеварительного тракта (подавление дея­ тельности слюнных желез — сухость во рту, неприят­ ный привкус, анорексия, понос, запор и т.п.);

г) реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция);

д) генитально-уринальные реакции (учащенное мочеис­ пускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);

е) вазомоторные реакции (потоотделение, покраснение);

ж) реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке, артральгии).

Широкий спектр физиологических реакций вследствие тревожности объясняет, почему продолжительная тревож­ ность вызывает психосоматические расстройства, а само со­ стояние тревожности нередко "маскируется" жалобами со­ матического характера. Такие клиенты, как правило, внача­ ле попадают не к психологу или психотерапевту, а к врачу общей практики.

Каждый из нас, особенно в стрессовых ситуациях, испы­ тывает тревожность. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они преодолевают. В консуль­ тировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тре­ вожность представляет мучительное, непроходящее состоя­ ние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конк­ ретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снопа произойдет подобная безымянная трагедия. Человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни уси­ лиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жиз­ ненных обстоятельствах. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т.п., все вокруг представляется потенциально угрожающим. Социальное окружение, жизненные условия не столько не­ посредственно порождают внутренние конфликты, сколько подчас создают благоприятную почву для их проявления в полную силу.

Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как клиенту по­ рой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим из­ нуряющим переживанием. Консультант должен уметь раз­ глядеть разные "лики" тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается". Вird (1973) выделил множество таких "воплощений".

Одна из наиболее частых "маскировок" тревожности — переименование. "Я раздражен; я в напряжении; у меня сла­ бость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты исполь­ зуют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности.

Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специ­ фическими ситуациями, вызывающими тревожность. Одна­ ко неправильно называть такие симптомы "функциональ­ ными", "на нервной почве" и т.п., поскольку клиент чув­ ствует себя как бы обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда сомати­ ческие жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности. Например, когда клиент жалуется, что у него болит голова в присутствии жены, консультант имеет возможность прояснить проблему: "Кажется, Вы хотите мне сказать, что в присутствии жены по каким-то причинам нервничаете, и Ваша тревожность проявляется головной бо­ лью. Если нам удастся узнать, что вызывает у Вас тревож­ ность, мы сможем одолеть эту головную боль". Подобная тактика значительно лучше, чем прямое утверждение: "У Вас головная боль на нервной почве". Соматические симпто­ мы не обязательно возникают вследствие тревожности — часто они просто замещают тревожность.

Порой тревожность маскируется определенными действи­ ями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания паль­ цами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьян­ ства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность из-за конфликтной жизнен­ ной ситуации.

Тревожность также нередко скрывается за другими эмо­ циями. Раздражительность, агрессивность, враждебность мо­ гут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся сарка­ стичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся хо­ лодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип ре­ акций обычно выражает внутренний конфликт между бес­ силием и агрессивностью, и этот конфликт парализует ак­ тивность. Когда мы сталкиваемся с такими клиентами, их поведение вызывает раздражение и злобу, но одновременно позволяет получить ключ к пониманию проблем, подлежа­ щих разрешению. Ведь окружающие клиентов люди испыты­ вают сходные чувства при общении с ними.

Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение — это своеобраз­ ная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ло­ мать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы много говорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее.

Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревож­ ность и подавить активность консультанта, постоянно пере­ бивают его. Это заметно фрустрирует консультанта, но боль­ шинство клиентов не являются опытными "прерывателя­ ми", и консультант легко справляется с ситуацией. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, од­ нако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает го­ ворить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не останавливается, как бы не слыша его слов. Кон­ сультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состо­ янии тревожности.

Определенная категория клиентов защищается от тре­ вожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с консультантом. Такое под­ черкнутое выпячивание тревожности, как правило, являет­ ся проявлением враждебности, и консультант должен обра­ тить на это внимание клиента.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопро­ тивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает тревожности: "Вы изменили тему беседы?", "Вы пытае­ тесь переключить внимание на меня?", "Вы хотите, чтобы я указал Вам тему высказывания?", "Мы снова возвращаемся назад — Вы стремитесь навязать мне руководство беседой" и т.п.

Иногда тревожность заставляет клиента не только сопро­ тивляться, но и демонстрировать враждебность к консуль­ танту, чаще всего в скрытой форме. Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых посе­ щал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и психотерапевтов. Более утонченная форма наступления на консультанта состоит в стремлении подружиться с ним, чтобы консультант воспринимал клиента не как клиента, а как друга. Тревожный клиент-мужчина старается найти об­ щие интересы с консультантом и выступать в роли его парт­ нера по хобби. С этой целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые предметы, стремясь осуществить обмен, приглашают консультанта на чашку кофе или обед и т.п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для них спецификой — стараются подчер­ кнуть свою женскую привлекательность, демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют озабо­ ченность внешним видом и здоровьем консультанта, что со­ здает у них иллюзию дружеских отношений. Такое поведе­ ние клиентов направлено на "уничтожение" консультанта как профессионала; побуждающими мотивами выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если консультант поддается влиянию и действительно становится "другом" клиента, возникает много серьезных трудностей в консультативном контакте и, можно сказать, консультиро­ вание как таковое заканчивается.

Консультируя тревожных клиентов, важно знать не толь­ ко способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты, которые впер­ вые описали S. Freud и его дочь А. Freud. Механизмы функ­ ционируют автоматически, на бессознательном уровне. Ис­ пользование защитных механизмов для уменьшения тревож­ ности не представляет патологии, пока не становится утри­ рованным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения. Описано много механиз­ мов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце ос­ новные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм моти­ вированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных ме­ ханизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, на­ вязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вы­ теснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символиза­ ция). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспо­ собления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Боль­ шинство эмоциональных проблем имеют регрессивные чер­ ты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ре­ бенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, на­ чинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной от­ ветственности, при заболеваниях (больной требует повы­ шенного внимания и опеки). В патологических формах рег­ рессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Мно­ гие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредо­ носной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отли­ чать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие меха­ низма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются раз­ личия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при деп­ рессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдываю­ щий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше пове­ дение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационали­ зации не следует смешивать с преднамеренными ложью, об­ маном или притворством. Рационализация помогает сохра­ нять самоуважение, избежать ответственности и вины. В лю­ бой рационализации имеется хотя бы минимальное количе­ ство правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм пред­ полагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализа­ цией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоле­ ния реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение стату­ са является важной потребностью почти всех людей. Ком­ пенсация может быть социально приемлемой (слепой ста­ новится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (ком­ пенсация низкого роста — стремлением к власти и агрес­ сивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в дру­ гой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипер­ трофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется непри­ емлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Напри­ мер, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприем­ лемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрос­ лые часто используют отрицание в случаях кризисных ситу­ аций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одно­ го объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или Другие объекты. Смещение проявляется при фобических ре­ акциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В психологическом консультировании мы, как правило, сталкиваемся с использованием непригодных защитных ме­ ханизмов для преодоления тревожности.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выра­ зить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консуль­ танта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в преде­ лах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следова­ тельно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому беспо­ лезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понима­ ние и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзис­ тенциальная тревога существует, однако большинство кли­ ентов обращается не из-за нее.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.