Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О причинах отказа от консультирования





Во время первой встречи консультант решает, будет ли он и впредь консультировать клиента. Иногда случается так, что консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые проблемы, либо проблемы клиента требуют спе­ циализированной помощи, или еще какие-нибудь причины (например, личные) могут мешать дальнейшей работе. В та­ ких случаях клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению George и Cristiani (1990), следующие:

1. Консультант некомпетентен решать проблему, изло­ женную клиентом.

2. Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультатив­ ный контакт.

3. Клиент является другом или родственником консуль­ танта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирова­ ние.

4. Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуж­ дать свои проблемы с консультантом.

5. После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении.

Как и сам процесс консультирования, направление к другому консультанту должно основываться на уважении и доверии к клиенту. Консультант обязан ознакомить кли­ ента с вариантами консультирования, а выбирать должен сам клиент. Однако эффективность ознакомления с раз­ ными возможностями и целесообразность направления к другому специалисту обусловлены определенными прави­ лами:

1. Лучше направлять клиента не вообще в какое-либо дру­ гое учреждение, а к конкретному специалисту. Чтобы направ­ ление было эффективным, консультант должен быть хорошо знаком с учреждениями, оказывающими психологические и психотерапевтические услуги, с работающими там специали­ стами, их квалификацией, специализацией и т.п.

2. Клиенту следует передать как можно более подроб­ ную информацию — адреса учреждений и лиц (понятно — не домашние), телефоны, фамилии специалистов. Иногда клиент может пожелать, чтобы сам консультант позвонил и договорился о его приеме, однако наиболее правильно будет возложить всю ответственность за обращение на клиента.

3. Если клиент хочет, чтобы консультант рассказал о нем своему коллеге, это следует делать без участия клиента.

4. Другие консультанты не обязаны предоставлять Вам информацию о направленном клиенте, поскольку они свя­ заны требованием конфиденциальности.

5. По возможности консультант должен убедиться в дей­ ственности своего направления, разумеется, не требуя под­ робностей о происходящей работе.

Если работа с клиентом не закончилась первой встре­ чей, важно обратить внимание на некоторые особенности следующей встречи. На первой встрече, как упоминалось, в основном собиралась информация о проблемах, трудностях клиента, происходило выделение основной проблемы или проблем. Для первой встречи характерна большая актив­ ность консультанта. Следующая встреча должна нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности. Не­ редко клиент не знает, что делать во время следующей встречи, особенно если чувствует, что достаточно расска­ зал о себе на предыдущей встрече. Storr (1980) представила пример того, как консультанту следует вести себя в подоб­ ных случаях.

Если клиент с самого начала встречи молчит, ожидая высказывания консультанта, можно сказать:

"В прошлый раз я задал много вопросов о Ваших пробле­ мах и о том, с чем они могут быть связаны. С сегодняшнего дня я хотел бы, чтобы Вы взяли на себя инициативу в выборе дальнейшей тематики, а не ждали новых вопросов. Ведь только Вы знаете, что в действительности происходит с Вами. Итак, в данный момент Ваши чувства подскажут, о чем мы должны говорить сейчас".

Если клиент продолжает молчать, консультант может спросить его: "О чем Вы думали, направляясь на сегодняш­ нюю встречу?" Напряженный, беспокойный, ожидающий помощи лишь от консультанта клиент часто склонен отве­ тить: "Ничего".

На это можно сказать:

"Мне кажется, что трудно ни о чем не думать. А точнее, я считаю это невозможным. Всегда в голове бродят разные мысли. Вы все-таки размышляли о сегодняшнем визите. Ве­ роятно, у Вас были какие-то надежды в отношении нашей встречи. Что Вы хотели бы?"

Если клиент ответит, что хотел бы услышать новые воп­ росы (а так часто и случается), консультант должен спро­ сить:

"А каких вопросов Вы ждете?"

Если клиент ничего не хочет уточнять, можно ему ска­ зать:

"Я чувствую, что Вы сегодня не расположены к разгово­ ру. Возможно, Вас кто-то заставил прийти сюда, сказал, что Вы обязаны?"

Часто ситуация складывается, как в данном примере, если клиент чувствует себя вынужденным прийти к кон­ сультанту и отвечать на его вопросы. Важно объяснить кли­ енту, что первое и важнейшее требование в консультирова­ нии — это готовность и стремление сотрудничать с консуль­ тантом и при нежелании говорить о своих проблемах никто не вправе заставить это делать.

ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ

Психологические оценки, согласно Кleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), — это системные или стандарти­ зированные процедуры наблюдения за поведением. По суще­ ству, оценками занимается большинство психологов. На ос­ новании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту но­ вые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка — это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

— нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

— психодинамическом (выделение доминирующих меха­ низмов психологической защиты, обусловленных онтогене­ тически);

— экзистенциальном (анализ субъективного мира кли­ ента).

В общем, психологической оценке подлежат самые раз­ ные сведения об особенностях людей: оценивается информа­ ция о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п. Да­ лее мы поговорим об этом подробнее.

 

Проблемы и их вербализация

Хотя книга посвящена работе консультанта с самыми разными проблемами людей, установление их конкретного характера позволяет выделить и некоторые универсальные аспекты затруднений клиентов.

Каждая проблема человека — это констелляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно разрешить, меняя свою жизнь — ее образ, отношения, внутреннюю ориентацию. Иногда возникает соблазн во всех своих про­ блемах обвинять окружение (или наследственность). Окру­ жение бесконечно важно как арена, на которой человек бо­ рется за себя, однако думать, что окружение является при­ чиной трудностей личности, — неконструктивно и непра­ вильно. Как говорит Мау (1967), окружение представляет собой шахматную доску и фигуры, однако по доске и фигу­ рам нельзя предвидеть, как будет происходить игра. Мау продолжает:

"Некрасивая девушка может жаловаться, что такой роди­ лась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появ­ ляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".

Каждый из нас имеет трудности в жизни. Мау (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положе­ ние в консультировании (о котором консультант должен со­ общить клиенту): наличие проблем — это нормальное явле­ ние. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.

Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызы­ вает нарушения и в других сферах. Например, нарушение межличностных отношений в семье обычно приводит к рас­ стройству сексуальной сферы партнеров. Можно найти бес­ конечное множество таких примеров. Поэтому обычно нет оснований говорить об одной проблеме, они существуют своеобразными "гроздьями". Этот взгляд противоречит распространенному в практике консультирования положению, когда делается попытка идентифицировать именно конкрет­ ную проблему. Однако попытка свести сложности и трудно­ сти жизни к какой-либо одной проблеме часто обусловлива­ ет неправильное понимание их истинных причин.

Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, яв­ ляется неповторимой и обязательно требует индивидуально­ го подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдель­ ных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.

Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консуль­ тировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои пробле­ мы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.

Иногда работа над проблемами клиента уподобляется до­ казательству геометрических теорем. Не следует забывать, что каждая проблема имеет глубокие личные корни. Если мы будем излишне интеллектуализировать и объективировать проблему, то столкнемся с угрозой недооценки значения чувств в ее возникновении и разрешении.

Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворен­ ная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блоки­ руется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длин­ ную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют вы­ явление подлинных причин трудностей. Очень значимо по­ нимание истоков проблемы самим клиентом. Если понима­ ние ошибочно, клиент уже построил целый ряд объясне­ ний, не соответствующих реальности и затрудняющих раз­ вязку. Существенную роль в консультировании играет иденти­ фикация и вербализация проблем. Передать свои затрудне­ ния словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голо­ ве". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка". В консультиро­ вании бесконечно важно точно обозначить проблему, по­ скольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы зна­ ем в действительности, а что нам только кажется известным. Вербализация проблем также придает реальность несформу­ лированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам. Наиме­ нование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определенной степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психичес­ кую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то, по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, — это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому верба­ лизация проблем очень важна, даже если они представляют­ ся неразрешимыми.

Диагностика: "за" и "против"

Психологический диагноз опирается на анализ и объяс­ нение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенно­ му классу проблем, определение специальных способов по­ мощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Согеу, 1986).

С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следу­ ют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага:

1) установление симптомов;

2) установление их причин;

3) нахождение эффективных способов лечения этих сим­ птомов.

Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и бо­ лезней. Симптомы психических нарушений не настолько го­ могенны, как соматические симптомы. Например, симп­ томы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение меди­ цинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии мало­ полезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии суще­ ствуют довольно явные противоречия в отношении диагнос­ тики.

Представители разных теоретических ориентации, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентиро­ ванный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист — поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии — субъективно­ му миру. Это делает системы психологической диагности­ ки нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически все­ гда предполагает специфическое лечение, соответствую­ щее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992).

Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологичес­ ком консультировании и психотерапии. Консультанты, настаивающие на необходимости диагно­ стики (чаще всего представители психоаналитической и би­ хевиористской ориентации), утверждают, что диагноз, ос­ нованный на оценке поведения клиента в прошлом и насто­ ящем, позволяет правильно планировать процесс психоло­ гической помощи. По их мнению:

— диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие на­ рушения;

— диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях;

— диагностические схемы позволяют эффективно со­ трудничать профессионалам, поскольку каждая диагности­ ческая категория соответствует конкретным характеристи­ кам поведения;

— диагноз определяет границы научно-исследовательских работ (Согеу, 1986).

Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциаль­ но-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы:

— диагноз обычно выражает экспертный взгляд консуль­ танта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий;

— диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации;

— при попытке вместить человека в рамки диагности­ ческих категорий он принижается, потому что превраща­ ется в объект; наконец, большинство клиентов, с кото­ рыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя при­ числить ни к одной категории; у них существуют трудно­ сти приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы вос­ становить способность преодолевать возникающие пробле­ мы; наилучший способ понять другого человека — это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям;

— диагноз сужает поле зрения консультанта по отноше­ нию к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирова­ ния — ориентация на потенциальные возможности челове­ ка, рост личности, развитие;

— диагноз заставляет человека принять тот способ пове­ дения, который навязывается диагнозом, а людей из окру­ жения клиента — оценивать его по поставленному диагнозу;

по мнению известного английского психиатра и лидера ан­ типсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и на­ чинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумас­ шедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько раз­ решает проблемы, сколько обостряет их: когда психологи­ ческие проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия.

О некоторых опасностях диагностики говорят и не слиш­ ком радикальные ее противники (Вramer, Shostrom, 1982):

— на основе недостаточных данных можно сделать оши­ бочные выводы;

— консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам;

— у консультанта возникает соблазн передовериться ре­ зультатам тестирования;

— при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;

— диагностика формирует оценочную установку в отно­ шении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возни­ кает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно счи­ таются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможен­ ные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуве­ ренность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.

По мнению Кеnnedу (1977), диагноз является никчем­ ным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искрен­ нему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто-то пытается причис­ лить его к одной из категорий вместо попытки понять.

Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика — составная часть процесса психологическо­ го консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в про­ цессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе воп­ росы:

— Что происходит сейчас в жизни клиента?

— Что ожидает клиент от консультирования?

— Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

— Как далеко и глубоко следует заходить в консультиро­ вании?

— Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет жела­ ния клиента и возможность достижения целей консультиро­ вания. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и кон­ сультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента.

Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, напри­ мер, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психичес­ ких расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Вramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту пла­ нировать стратегию и тактику своей деятельности, эффек­ тивно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникнове­ ния у клиента проблем только в контексте достаточно пол­ ной информации о нем. Эта информация и составляет психо­ логический анамнез. Однако невозможно собрать всю нуж­ ную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важ­ но не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и дру­ гих средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистен­ циальной ориентации больше исследуют современную жиз­ ненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация:

— возраст клиента;

— семейное положение;

— профессия;

— образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

— возникновение, развитие и продолжительность затруд­ нений;

— события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

— возраст, в котором возникли проблемы;

— изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического со­ стояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

— непосредственная причина обращения клиента;

— предшествующие попытки разрешения проблем (само­ стоятельно или с помощью других специалистов) и резуль­ таты;

— употребление лекарств;

— семейный анамнез (особенно психические болезни, ал­ коголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

— раннее детство (обстоятельства и очередность рожде­ ния, основные воспитатели, отношения в семье);

— дошкольный период (рождение братьев и сестер, дру­ гие значительные события в семье, первые воспоминания);

— младший школьный возраст (успехи и неудачи в уче­ бе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отноше­ ния в семье);

— отрочество и юность (отношения с ровесниками, ли­ цами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

— взрослый возраст (социальные отношения, удовлетво­ ренность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких лю­ дей, возрастные изменения, употребление алкоголя, нарко­ тиков, психологические и экзистенциальные кризисы, пла­ ны на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубле­ ния проблем, что облегчает ориентацию в ходе консульти­ рования.

Как известно, А. Аdler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она не­ достаточно освещена. Важность очередности рождения связа­ на с очень ранним формированием основных установок лич­ ности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определен­ ной эмоциональной стабильности. К ответственности перве­ нец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частно­ сти, присматривать за младшими братьями и сестрами. Стар­ шему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. По­ этому старший ребенок склонен к порядку, любит стабиль­ ность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он стал­ кивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его по­ зади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоян­ ное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много соци­ альных контактов, но одновременно незначительный соци­ альный опыт общежития. Единственный ребенок избало­ ван, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не про­ исходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формирова­ нии личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество фак­ торов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологи­ ческого анамнеза, предполагающий многоуровневую ин­ формацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

— информации о его социальном поведении;

— информации по данным самооценки;

— информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

— информации о бессознательном (учет тематики, кото­ рая постоянно избегается);

— информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

1. Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

3. Консультанты во время беседы фиксируют разные ас­ пекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о кли­ енте.

4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиен­ тов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится жела­ емое и не замечается нежелательное. Такова реальная опас­ ность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уни­ кальность каждого клиента, и беседа станет похожей на ан­ кетирование или тестирование.

Использование тестов

Вопрос о тестировании противоречив и является предме­ том таких же дискуссий, как и проблема постановки диаг­ ноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерсовской ориентации на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, ин­ струмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Эти доводы ясно сформулировала Аrbucklе (1975):

"Если придерживаться традиционной научной парадиг­ мы и рассматривать человека как существо, которое мож­ но измерить, опираясь на внешние критерии, тогда поста­ новка диагноза и тестирование должны быть составной частью процесса консультирования. При рассмотрении человека изнутри, с позиций экзистенциализма, тестирова­ ние и диагноз, наоборот, уводят в сторону от понимания человека".

Представители более умеренных взглядов пытаются обо­ сновать использование тестов в процессе консультирования тем, что они позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию само­ му клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Уже упомянутые Вramer и Shostrom (1982) явля­ ются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

— клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказать­ ся необходимой при решении проблем клиента;

— консультант знакомит клиента с разными типами те­ стов;

— консультант рекомендует клиенту тесты, которые по­ могут получить искомую информацию, и указывает на бес­ полезные в данном случае тесты;

— консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобран­ ным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.

Подобной модели участия клиентов в тестировании соот­ ветствуют и представленные Согеу (1986) соображения:

— клиенты должны участвовать в процедуре отбора тес­ тов и сами решать, какого типа тесты выполнять;

— обсуждаются причины, по которым клиенты выбирают определенные тесты, а также опыт прежнего тестирования;

— консультант обязан знать, для чего предназначены конкретные тесты, и разъяснить клиентам целесообразность их использования и возможные ограничения;

— консультант должен помочь клиентам понять, что тес­ ты не могут дать окончательных ответов, а лишь предостав­ ляют дополнительную информацию, которую следует обсу­ дить в ходе консультирования;

— консультант обязан подробно ознакомить клиентов с результатами тестирования и совместно их обсудить; интер­ претируя результаты, консультант должен быть нейтрален, не следует забывать, что тестирование является лишь одним из способов получения сведений о клиентах и полученные результаты следует проверить и подтвердить другими дан­ ными;

— представляя результаты, консультант по возможности должен воздерживаться от оценок и позволить клиентам са­ мим делать выводы.

Такой способ использования тестов в консультировании, когда консультант не абсолютизирует их значение, а интер­ претацию полученных результатов интегрирует в процесс консультирования, помогает выбирать валидные и надеж­ ные тесты в целях улучшения консультативного контакта и повышения эффективности консультирования.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.