|
Консультирование в случае смерти близкого человекаКонсультирование людей, перенесших утрату, — это не легкое испытание духовных сил и профессиональной ком петенции. В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, ее связь с другими эмоциями, роль в становлении человека. Для умершего смерть — абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще про должает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо форсировать. Никто не должен вселять искусственный опти мизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь. Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера от ношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре. Душевные терзания как ярчайший компонент траура представляются скорее процессом, нежели состоянием. Пе ред человеком заново встает вопрос об идентичности, ответ на который приходит не как мгновенный акт, а через опре деленное время в контексте человеческих отношений. Для описания процесса скорби часто используется модель Kubler-Ross (1969). Она предполагает чередование стадий от рицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адапта ции. Считается, что нормальная реакция скорби может про должаться до года. Сразу после смерти близкого человека возникает острая душевная боль. На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует по пытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, "охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти — "Он не умер (она не умерла)", "Этого не может быть", "Я не верю этому" и т.п. Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего. В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в слу чившемся. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил ее, или Бога, который не внял ее молитвам. Обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении страдалицы не допустить создавшейся ситуации. Речь идет о настоящей злости. Если она остается внутри человека, то "подпитывает" депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не кор ректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность ее разрядки на слу чайных объектах. После первой реакции на смерть близкого человека — шока, отрицания, злобы — происходит осознание утраты и смирение с ней. В статье "Скорбь и меланхолия" (1917) S. Freud назвал процесс адаптации к несчастью "работой скорби" (Тrauerarbeit). Современные исследователи "рабо ту скорби" характеризуют как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утра ты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах (Stroebe, 1992). Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических пози ций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тя желая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Кон сультант способен доставить облегчение, однако его вме шательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанав ливать, она должна продолжаться столько, сколько необ ходимо. Типичное проявление скорби — тоска по умершему (Раrkes, Weiss, 1983). Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание не достаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчи вые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Ме ста и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Консультанту следует разобраться в символичес кой природе тоски. Поиск умершего не бесцелен — он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, посколь ку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда со здается культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта. В разные периоды жизни люди испытывают амбивалент ные чувства друг к другу. После смерти близкого человека прежняя амбивалентность является источником чувства вины. "Работа скорби" обусловливает возврат к отношени ям, которые прервала смерть. Предпринимается попытка по нять их значение в перспективе времени. Понесший утрату постоянно задает себе вопросы: "Все ли я сделал для умер шего?", "Достаточно ли уделял ему внимания?". Вспомина ются случаи несправедливого отношения к умершему, и страдающий человек заверяет себя в совсем ином поведе нии, будь возможность все вернуть. Консультант должен с пониманием воспринимать эти сложные переживания как неизбежное изживание скорби. Во время траура испытывают значительное изменение идентичности, например, резко меняется самооценка осу ществления супружеской роли. Поэтому важная составляю щая "работы скорби" заключается в обучении новому взгля ду на себя, поиску новой идентичности. В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбя щему, как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Ритуалы необходимы живым, а не умершим, и они не могут быть упрощены до потери своего назначения. "Работу скорби" иногда тормозят или осложняют со чувствующие люди, которые не понимают важности по степенного изживания несчастья. Трудный духовный про цесс отделения от умершего происходит в субъективном мире понесшего утрату, и вмешательство в него окружаю щих неуместно. Консультант тоже не должен заглушать процесс скорби. Если он разрушит психологическую за щиту клиента, то не сможет оказать эффективную по мощь. Клиент нуждается в защитных механизмах, особен но на ранней стадии траура, когда он не готов принять смерть и реалистично думать о ней. В условиях дефицита рациональности включаются защитные механизмы. В про цессе траура их роль функциональна и сводится к тому, чтобы выиграть время и заново оценить себя и окружаю щий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологи ческой защиты. Следует отметить, что "работа скорби" не для всех людей является эффективной стратегией преодоления утраты. Мно гое зависит от стиля реагирования. Человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания другой деятельнос тью, "работа скорби" мало помогает. Например, согласно Nolen-Hoeksemа (1987; цит. по: Stroebe, 1992), женщины во время депрессии склонны к навязчивым раздумьям, что только углубляет упадок настроения. Мужчины, наоборот проявляют активность, и это облегчает и укорачивает деп рессию. С окончанием "работы скорби" происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается. Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с умершим, уменьшается зависимость от утраты. В некотором смысле мож но сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с умершим. Это не означает забвения. Про сто умерший человек уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом — умерший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом чувство идентичности успешно модифицируется. В период утраты страдание облегчается присутствием род ственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует "перегружать" опе кой — большое горе преодолевается только со временем. Го рюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели. Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надле жащим образом внимать ему — главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адек ватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздей ствие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего че ловека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возмож ность выражать любые чувства, и все они должны быть вос приняты без предубеждения. Задачу консультанта можно вы разить словами Шекспира из "Макбета" — "дать грусти сло во". Другая очень важная задача консультанта — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь. Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хрони ческое кризисное состояние, которое называется патологи ческой скорбью. По мнению Freud, скорбь становится пато логической, когда "работа скорби" неудачна или не завер шена. Выделяется несколько типов патологической скорби: 1. "Блокирование" эмоций во избежание интенсифика ции процесса скорби. 2. Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятель ности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем. 3. Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти. 4. Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое по требностью наказывать себя. Иногда такое наказание реали зуется посредством самоубийства. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|