|
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. (Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное.) – Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,54 см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см 48 мм, или 12 дюймов) в переводе с английского – «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел». – А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Он равен 71 см. Учитель может предложить следующие вопросы-задания: 1. Измерить длину парты в локтях, ладонях. 2. Какого роста была Дюймовочка? 3. Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»? 4. 7 футов под килем – это сколько метров? Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:
Задание № 18 (с. 35). – Прочитайте старинную задачу. – Что вам известно? Что требуется узнать? – Какую новую единицу длины содержит эта задача? (Аршин.)
I способ: 1) 6 + 2 = 8 (аршин) – высота 1-й березы. 2) 8 + 2 = 10 (аршин) – высота 2-й березы. II способ: 1) 2 + 2 = 4 (аршина) – выше 2-я береза, чем изба. 2) 6 + 4 = 10 (аршин) – высота 2-й березы. Ответ: 10 аршин. 3. Фронтальная работа. – Рассмотрите чертеж. Как называется данное геометрическое тело? (Пирамида.) Учитель демонстрирует модель пирамиды. – Сравните данную модель пирамиды с ее чертежом в тетради. – Сколько всего граней у пирамиды? (Пять.) – Сколько граней вы видите на модели? (Две.) – Какие это грани? (Боковые.) – Сколько невидимых граней на модели? (Три.) – Какие это грани? (Две боковые грани и одна нижняя, т. е. основание.) – Сколько граней нужно раскрасить на чертеже? (Три.) После этого учитель предлагает раскрасить невидимые грани пирамиды на чертеже. (Раскрашенным окажется весь чертеж.)
4. Работа в печатной тетради № 1. Задание № 47. – Какие числа ввели в «машину»? Учащиеся. В «машину» ввели неизвестное число. Машина прибавила к нему 7. Вышло из «машины» число 13. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной: –7. Идем по стрелке: 13 – 7. Выполняем вычисление. Получаем 6. Значит, неизвестное число 6. Записываем его в «окошко». Выполняем проверку. Идем по верхней стрелке: 6 + 7 = 13 (верно). VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Назовите старинные русские единицы длины. – Назовите признаки пирамиды. Домашнее задание: № 14, 16 (учебник); № 46, 49, 51 (рабочая тетрадь). Урок 15 Цели урока: ввести понятие «многоугольник»; научить находить и показывать вершины, стороны и углы многоугольника; рассмотреть обозначение многоугольника латинскими буквами; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и пространственное мышление. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Имя какого сказочного героя здесь зашифровано?
2. Нарисуйте недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы. 3. Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Можно ли утверждать, что решения этих задач одинаковы? III. Сообщение темы урока. – Рассмотрите чертежи на доске: – Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1.) – Название каких фигур вы знаете? – Какие затруднения у вас возникли? – Как можно назвать все эти фигуры одним словом? – Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|