|
ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?Цели: продолжить формирование умений выполнять кратное сравнение чисел; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения решать составные задачи; развивать умение анализировать и сравнивать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства: 9 … 9 … 72 = 9 3 … 9 … 9 = 36 (16 … 7) … 8 = 72 4 … 9 … 18 = 18 6 … (11 … 2) = 54 (16 … 7) … 3 = 27 2. Задачи. 1) Луковицы тюльпанов высадили в 4 ряда по 8 штук. Сколько луковиц высадили? 2) Булочка стоит 4 рубля. Сколько булочек можно купить на 12 рублей? 3. Магические рамки. 4. Определи длину лент. Красная лента длиннее синей, но короче желтой. Покажите, какая лента красная. III. Сообщение темы урока. – Прочитайте ряд чисел, записанных на доске: 2, 5, 10, 7, 1, 4, 50, 9. – На какие две группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные.) – Используя цветные фишки, ответьте на вопрос: во сколько раз 5 меньше, чем 10? Ответ: в 2 раза меньше. – Во сколько раз 10 меньше, чем 50? – Можно ли ответить на этот вопрос, используя фишки? – Сегодня на уроке мы узнаем, каким арифметическим действием можно ответить на этот вопрос. IV. Изучение нового материала. Используя цветные фишки, учащиеся отвечают на вопрос учителя. – Сколько раз по два содержится в числе 6? (Три раза.)
– Какое действие вы выполнили? (6: 2 = 3 (раза).) – Произносят так: 6 больше, чем 2, в 3 раза, и 2 меньше, чем 6, в 3 раза. Далее учащиеся читают правило в учебнике (на с. 50). Задание № 5 (с. 50). Запись: 15: 5 = 3 (раза) – 15 больше, чем 5. 15 – 5 = 10 (ед.) – 15 больше, чем 5. 15 – 5 = 10 (ед.) – 5 меньше, чем 15. 15: 5 = 3 (раза) – 5 меньше, чем 15. Задание № 6 (с. 50). Справочный материал для учителя Решая такие задачи, как, например, «узнать, во сколько раз 3 меньше 18», некоторые дети выполняют неверную запись: 3: 18 = 6, хотя правильно формулируют правило сравнения чисел. Нужно заранее предупреждать подобные ошибки, предлагая учащимся до выполнения записи назвать большее число, меньшее число, выяснить, какое число на какое надо делить, и только после этого разрешать им делать запись. Запись: 49: 7 = 7 42: 6 = 7 35: 5 = 7 63: 7 = 9 64: 8 = 8 72: 9 = 8 20: 4 = 5 40: 5 = 8 Задание № 7 (с. 50). – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: У Пети – 3 откр. во? (раз) б. У Тани – 9 откр. на? м. Решение: 1) Во сколько раз у Тани открыток больше, чем у Пети? 9: 3 = 3 (раза). 2) На сколько открыток у Пети меньше, чем у Тани? 9 – 3 = 6 (откр.). Ответ: в 3 раза больше; на 6 открыток меньше. V. Повторение пройденного материала. 1. Работа по учебнику. Задание № 22 (с. 53). Учащиеся рассуждают следующим образом: 100: 2 = 50. (100 – это 10 десятков, поэтому 100: 2 = 10 д.: 2 = 5 д. = 50.) 40 · 2 = 80. (40 – это 4 десятка, поэтому 40 · 2 = 4 д. · 2 = 8 д. = 80.) 10 · 5 = 50. (10 – это 1 десяток, поэтому 10 · 5 = 1 д. · 5 = 5 д. = 50.) 60: 6 = 10 (60 – это 6 десятков, поэтому 60: 6 = 6 д.: 6 = 1 д. = 10.) Задание № 24 (с. 53). – Прочитайте условие задачи. – Что известно? – Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи и решите ее. Запись: Было – 90 смІ. Отрезали – 18 смІ. Осталось –? смІ. Решение: 90 – 18 = 72 (смІ). Ответ: 72 смІ. 2. Работа в печатной тетради № 2. Задание № 90. Запись: Задание № 92. Учащиеся заполняют таблицу. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Как узнать, во сколько раз одно число больше (меньше), чем другое? – Назовите единицы измерения площади фигуры. Домашнее задание: № 23 (учебник); задания № 91 (рабочая тетрадь). Урок 86 ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ? Цели: совершенствовать навыки решения задач на кратное сравнение; закреплять умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать внимание и мышление. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Вставь в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства. 9 · 8 = 9 7 9 9 · 9 = 9 7 18 9 · 8 = 9 9 9 9 36 9 · 9 = 9 6 27 9 · 8 = 9 5 27 9 · 9 = 9 5 36 9 · 8 = 90 9 9 9 · 9 = 63 9 9 2. Задачи. а) Длина бассейна – 8 м. Петя проплыл туда и обратно 4 раза. Сколько метров проплыл Петя? б) Сколько шнурков нужно для 8 пар ботинок? 3. Геометрия на спичках. а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько на нем всего многоугольников? б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений. в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений. г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их. д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники? 4. Выберите нужную картинку и вставьте в пустой квадрат. III. Сообщение темы урока. – Сегодня на уроке будем решать задачи с отношениями «на несколько больше (меньше)» и «в несколько раз больше (меньше)». IV. Работа по теме урока. Задание № 8 (с. 50). – Рассмотрите рисунок. Какие фигуры здесь изображены? (На нем изображены синий и красный отрезки.) – На сколько частей точками разбит синий отрезок? (На 5 частей.) – Выполните измерения и выясните, чему равна длина каждой такой части. (2 см.) – Значит, синий отрезок разбит на 5 равных отрезков длиной 2 см. Измерьте длину красного отрезка. (Тоже 2 см.) – Сколько раз красный отрезок будет «укладываться» в синем? (5 раз.) – Делаем вывод: синий отрезок в 5 раз длиннее красного, а красный отрезок в 5 раз короче синего. Задание № 9 (с. 50). Это задание лучше выполнить фронтально. · Если 28 больше 4 в 7 раз, то 4 меньше 28 в 7 раз. · Если 56 больше 7 в 8 раз, то 7 меньше 56 в 8 раз и т. д. Задание № 10 (с. 51). – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: – Что значит «Петя в 3 раза старше Сережи»? – Продолжите предложение: «Сережа в …, чем Петя». Решение: 6: 3 = 2 (г.) – Сереже. Ответ: 2 года. Задание № 11 (с. 51). – Рассмотрите рисунок в учебнике. – Назовите самое высокое дерево. (Ель.) – Во сколько раз ель выше рябины? (В 3 раза.) – Во сколько раз рябина ниже ели? (В 3 раза.) – Во сколько раз береза выше рябины? (В 2 раза.) – Во сколько раз рябина ниже березы? (В 2 раза.) Задание № 12 (с. 51). – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Решение: 1) Сколько лет сыну? 45 – 36 = 9 (л.). 2) Во сколько раз сын моложе отца? 45: 9 = 5 (раз). Ответ: в 5 раз моложе. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|