Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар № 10 Тема 19. Культура руководителя и





Подчиненного. Деловая культура в менеджменте

План

 

1. Культура речи менеджера.

2. Имидж и невербальное поведение.

3. Дресс-код для менеджера.

4. Культура руководителя в деловых ситуациях

Литература

1. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н / Д., 1995.

2. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н / Д., 1996.

3. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов н / Д., 1997.

4. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

5. Коломиец Н.В. Этика и этикет государственного и муниципального служащего. М. 2009.

Данный семинар – заключительный, поэтому он, прежде всего, должен связать изученную дисциплину с будущей работой слушателей. В ходе занятия, может быть проведена предзачетная консультация.

 

Темы рефератов и контрольных работ

1. Понятие «культура» в работах античных философов.

2. Понятие «культура» в работах мыслителей Древнего Востока.

3. Понятие «культура» в работах средневековых европейских теософов. (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.)

4. Понятие «культура» в работах философов Просвещения.

5. Понятие «культура» в работах Канта.

6. Понятие «культура» в работах Гегеля.

7. Понятие «культура» в работах Ф. Ницше.

8. Понятие «культура» в работах Г. Зиммеля.

9. Понятие «культура» в работах М. Вебера.

10. Понятие «культура» в работах О. Шпенглера. «Закат Европы».

11. Этнографические традиции в культурологии.

12. Игровые концепции культуры.

13. Понятие «культура» в работах российских философов. (Н. Данилевский, К. Леонтьев).

14. Понятие «культура» в работах В. Соловьева.

15. Теологические концепции культуры в работах российских философов начала ХХ в.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

По культурологии

1. Обыденное и научное понимание культуры

2. Дихотомичность культуры: массовая и элитарная культуры

3. Дихотомичность культуры: культура порядка и культура хаоса

4. Менталитет как ядро культуры

5. Роль языка в культуре

6. Роль идеологии в культуре

7. Наука как элемент культуры

8. Искусство как элемент культуры

9. Религия как элемент культуры

10. Типология культуры («Запад», «Восток» и Россия)

11. Проблема необходимости изучения феномена культуры менедже-

ром

12. Первобытная культура и религия

13. Особенности культуры Древневосточного общества

14. Конфуцианско-даосистский тип культуры

15. Буддизм. Возникновение религии и особенности развития

16. Ислам. Возникновение и особенности развития

17. Особенности ислама в современном мире

18. Особенности культуры античности

19. Возникновение христианства и его основные концепции

20. Особенности католицизма как разновидности христианства

21. Особенности православия как разновидности христианства

22. Особенности протестантизма как разновидности христианства

23. Славянское язычество

24. Особенности европейской рыцарской культуры

25. Особенности русской культуры домонгольского периода

26. Особенности русской культуры XIV - XVII вв.

27. Культура Возрождения

28. Особенности культуры Европы эпохи Просвещения

29. Особенности культуры Европы XIX в.

30. Особенности русской культуры XVIII в.

31. Особенности русской культуры XIX в.

32. Особенности русской культуры Серебряного века

33. Особенности советской культуры

34. Особенности постсоветской культуры

35. Особенности европейской и американской культуры на совреме-

ном этапе

36. Понятие профессиональной культуры.

37. Профессиональная деятельность руководителя как элемент культу-

ры

38. Цель, средства, методы профессиональной деятельности менедже-

ров с культурологической точки зрения

39. Ценностный аспект управленческой деятельности

40. Особенности профессиональной культуры менеджеров

41. Основные направления деятельности менеджеров и их отражение в

дифференцировании профессиональной культуры

42. Влияние общей культуры личности на уровень профессиональной

культуры менеджера

43. Эстетическая культура и ее место в менеджменте

44. Роль искусства в борьбе с безнравственностью в профессиональной

деятельности

45. Образ менеджера в искусстве

46. Влияние искусства на развитие чувственно-рациональной и волевой

сфер менеджера

47. Роль искусства в неприятии зла и антиобщественного, безнравст-

венного поведения

48. Культура речи менеджера

49. Имидж и невербальное поведение

50. Дресс-код для менеджера

51. Культура руководителя в деловых ситуациях (совещания и планер-

ки).

52. Деловое общение «руководитель-подчиненный» (сверху-вниз) – су-

бординация

53. Деловое общение «подчиненный-руководитель» - субординация.

54. Культура телефонного разговора

55. Телефонное хулиганство. Телефонный разговор с грубияном

56. Культура деловой коммуникации в интернете и компьютерных се-

тях

 

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОСНОВНЫХ ТЕМ, ИЗУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Раздел 1. теория культуры

 

Тема 1. Введение. Понятие «культура»

План

1. Предмет и методы культурологии.

2. Культура как антропологический феномен.

Вопрос

Культурология – это наука, изучающая феномен культуры.

Предмет культурологии: изучение сущности, основных функций культуры и закономерностей ее развития.

Методы культурологии

1. Анализ элементов культуры различных народов, дающих возможность получать о ней целостное представление.

2. Сравнение одной культуры с другой. Цель этого сравнения – найти элементы, присущие только этой культуре, а также выявить общие закономерности.

3. Попытка описания важнейших культурных структур и элементов, определение центра культуры.

4. Объяснение тенденции общего развития культуры.

Вопрос

KУЛЬТУРА – это система знаний, представление ценностей и стереотипов поведения, способствующих приспособлению человека к окружающему миру.

Взаимоотношение человека и культуры:

Культура формирует человека в процессе воспитания; культура дает человеку смысл жизни, формируя ЦЕННОСТИ, то есть понятия, социально и личностно значимые для человека.

В то же время культура является творением человека – как правило гения, способного внести что-то новое в культуру, обеспечивая ее развитие.

Таким образом, культура «двулика» - она является как достоянием человеческой общности, так и одной личности.

Эта особенность рождает

Дихотомичность культуры, которая выражается во внутренней противоречивости между элементами «хаоса» и «порядка». Хаос – это праздничная стихия обновления, революции и гибели. Порядок – устойчивое состояние основ культуры. В этом противоречии порядок поддерживается «родовым человеком», а «хаос» вносится личностным началом культуры. Проявление этого качества – в противоречиях основных понятий культуры:

1 противоречие: «традиции – новации». Культура строится на традициях, но не может исполнять свои социальные функции, если нет новаций.

2 противоречие: между высшими проявлениями культуры (выраженными чаще всего в искусстве) и культурой повседневности (то есть культурой, проявляющейся в повседневной жизни человека).

3 противоречие: между элитарной и массовой культурой (данное деление делается по принципу необходимости предварительной подготовки к восприятию феномена культуры).

Тема 2. Становление культурологии как науки

План

1. Возникновение культурологии как науки.

2. Основные концепции и школы современной культурологии.

Вопрос

1. АНТИЧНОСТЬ. Античная модель культуры неразрывно связывалась с идеей очеловеченного космоса, выраженной в виде общины, полиса.

Цицерон определяет культуру как образованность, развитие науки и искусства (центр культуры – Рим).

Культуре противопоставлено понятие варварства. С ним связаны все негативные качества человека. Представление о культуре базируется на характерном для античности противопоставлении космос - хаос, варвары – полис. Все, что касается полиса, то культурно, что за пределами, то бескультурно.

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Религиозная концепция культуры, основанная на идее благодати: культура - это свет истинной веры. Интерес к внутреннему миру человека. Культурными считаются те люди, которые исповедуют одну религию. Границы религии совпадают с границами цивилизации.

3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Идеологи Просвещения рассматривали культуру как разум, полученный человеком от природы и должный следовать природе. И. Гердер рассматривал культуру как продолжение процессов развития космоса и жизни. Смысл ее реализуется в гуманизации человека и общества.

Именно нарушение природосообразности - причина несчастий и страданий, которые обрушиваются на человечество - считал Жан-Жак Руссо. «Все хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей. В руках человека все вырождается», - утверждал Руссо в своем романе «Эмиль».

Эти идеи развивают представители классической немецкой философии. Так, И. Кант анализирует нравственные аспекты культуры, Гегель - разум, который он возводит в ранг фундаментальной силы исторического процесса. Эти философы рассматривают культуру как результат религиозного акта творения Бога (для Канта) или Абсолютного Духа (у Гегеля). При этом лишь европейская культура, - считает Гегель, - является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.

Таким образом, в основе модели культуры эпохи Просвещения лежало притязание разума на решение всех проблем реальной жизни. Но эта концепция оказалась очень уязвима со стороны реальной логики исторического процесса.

Развитие естественных наук в XIX веке, а также знакомство с множеством культур, не похожих на европейскую, привело к появлению новых моделей культуры.

4. ХIХ в. Продолжается углубление и расширение понятия «культура».

Н. Данилевский – идея локально-исторических типов. Подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и со внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Они проходят стадии возмужания:

1. Этнографическое состояние.

2. Государственность.

3. Цивилизация.

Ф. Ницше – основатель т.н. «философии жизни», нашедшей отражение и вего анализе культуры.

Культуры – это эволюционирующие системы, которые в ходе своего развития борются за существование. Стержень культуры - воля человека. Культурная деятельность человека представлена тремя основными элементами:

1. Искусство (центральное место).

2. Наука.

3. Религия.

О. Шпенглер - под культурой понимал сложившийся в веках исторический индивидуум, культурную целостность, сущность которой образует религия.

Термином цивилизация он обозначал последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически жизненному. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма. Цивилизация - это неизбежная эпоха гибели культуры, и в эту стадию развития вступила современная Шпенглеру Европа так же, как когда-то готовился к гибели Рим.

2 вопрос

1. Антропологический подход (Спенсер, Тейлор, Морган). относят к явлениям культуры все, что не является природными явлениями. основан еще в ХIХ в. и существовал в рамках этнографии.

Для этого подхода характерна абсолютизация непрерывности исторического процесса и представление о единой «шкале», по которой можно судить об уровне развития культуры. Этот подход долгое время «грешил» описательностью.

В ХХ веке развитие антропологического подхода к изучению культуры приводит к формированию культурантропологического подхода, в рамках которого развиваются новые школы, целью которых было преодолеть описательность эволюционистов:

Структурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко) - введение в изучение культуры методов лингвистики. Исследование форм, в которых протекает духовная деятельность человека (общечеловеческие универсалии, всеобщие схемы и законы деятельности интеллекта). Эти всеобщие формы обозначены понятием «структура» и рассматриваются как знаковые системы. Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора той или иной культуры.

функционализм (Малиновский, Браун) - выдвижение 3-х основных постулатов:

1. Каждая культура – это целостность, следствие функционального единства.

2. Каждый элемент культуры выполняет жизненно важную функцию.

3. Для сохранения целостности культуры каждый элемент незаменим.

2. Социологический подход (П. Сорокин, Маркузо и др.)

Культура рассматривается как духовная жизнь общества, совокупность духовных ценностей. Культура – это одна из сфер, областей жизни общества.

Один из основоположников П.Сорокин. По его мнению культура - это «единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

К социологической концепции близка позиция советского философа М.Н. Петрова. Согласно его теории, культура имеет свой социокод, т.е. способ, с помощью которого обеспечивается преемственность в развитии общества. Тип социокода меняется в зависимости от уровня развития общества.

Он выделяет четыре базовых типа социокода:

1. Базисный, т.е. деление только на «мы» и «они». характерно для ранней стадии развития человеческой общности.

2. Личностный - вместе с появлением имени человека.

3. Профессионально-именной - человек определяется как царь, воин, человек, земледелец, раб. Появляется вместе с появлением государства.

4. Универсальный, понятийный - рождение собственно личности. Связывается с рождением западной цивилизации.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.