|
Тема 11. Средневековая культура ЕвропыОбщая характеристика: 1. Христианская культура. глубоко религиозная идеология. 2. Языковое единство образованных людей Запада на основе всеобщего распространения латыни и наличие своего местного говора у каждой местности. 3. Жесткое сословное деление. Свои особенности у каждого сословия: специфика рыцарской, церковной, городской и крестьянской культуры. Развитие средневековой культуры: 1. С VI - XI вв. – период раннего средневековья (абсолютное господство средневековой иррациональной христианской идеологии). 2. XI - XIII вв. – средневековая феодальная революция, обусловленная: а) с процессами внутренней колонизации; б) развитием христианства (переход от разработки католицизма к его распространению; развитие рациональных течений); в) завершением формирования сословий; г) следствием крестовых походов: - конкретное заимствование элементов жизни арабского Востока и арабского философского наследия; - объединение Европы против общего врага. Появления общеевропейского самосознания. Проявление революции XII-XIII вв. В церкви – рождение томизма (Фома Аквинский). Схоластика – принцип распространения и научения христианства. Церковь начинает анализировать учение Аристотеля, в рамках церкви формируется «наука», под которой понимают изучение античных авторов и отцов церкви. Изменение ценностей (постепенный переменный переход от духовных ценностей к светским – проявляется в изменении отношения к труду (раньше труд – это наказание, позднее – труд есть создание божьего творения, труд как благородное дело). Изменение представления о времени - появляются концепция чистилища, идея счета грехов. Введение индульгенции – предельное продолжение тенденции – человек платит деньги церкви, а церковь «заказывает» ему место в раю. Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации План 1. Культура Возрождения 2. Возрождение классической античной латыни, связанное с Византийским влиянием. XIV - XVI вв. (в Италии – XII - XV вв.) Антропоцентризм – человек в центре культуры. Появляются идеи: Бог – высшая космическая сила; вся Земля – живое. Появляется новый критерий образованности (снова связан с латынью, но не церковной, а с классической, т.е. возрождение настоящего латинского языка). Бурное развитие науки (Френсис Бекон – Англия XIV в.). Изменение содержания этого понятия – от изучения авторитетов церкви к исследованию окружающего мира. Буйство мирских чувств (нормальное явление – огромное количество любовниц и любовников). В церкви - спор: - номиналисты – имя существует только в сознании человека; - реалисты – имя - это реальность, существующая независимо от мнения человека. Организация церкви: 1) во главе Папа; 2) кардиналы; 3) архиепископы и епископы; аббаты; 4) клирики (основная масса священников). Протестантизм (лютеранство, кальвинизм) [по М. Веберу] – основа рождения новой идеологии. Кальвинизм – идея предопределения, спасутся только избранные (по Апокалипсису). Если человек избран, очевидно, что ему должно везти в делах, что проявится прежде всего в достижении материального благополучия. Таким образом, человек стремился к богатству, чтобы доказать себе и другим, что он - избранник Господа. Так стяжательство из греха превращается в добродетель. Мораль буржуазной эпохи: 1) идея накопительства (деньги решают все). Свобода – главная ценность жизни человека, и деньги нужны для «обеспечения» свободы. Деньги нужны не для того чтобы жить, а для того чтобы из них делать деньги. Великая американская мечта – «каждый может стать миллионером, через труд плюс немного удачи»; 2) создание имиджа (для обеспечения кредитоспособности). Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения План 1. Особенности эпохи Просвещения. 2. Специфика культуры XIX века. 3. Искусство Нового времени. Развитие культуры барокко и классицизма. Вопрос Эпоха Просвещения (1688 –1789 гг.) Черты: 1) деизм – учение о Боге как о творце Вселенной, которая в дальнейшем развивается самостоятельно и закономерно. Христианский идеал теряет свою силу – падает роль церкви; 2) космополитизм – признание равенства всех наций (осуждение национализма, все нации имеют равные заслуги перед Богом. Нации равны, но их культуры нет); 3) научность – ранняя наука – изучение классиков, теперь наука – изучение природы (Паскаль и Декарт); 4) рационализм, т.е. на первом месте у человека - идея разума; 5) с идеей разума тесно связанна идея прогресса - (с XVIII в. разум – инструмент познания мира, человек через разум совершенствует себя и окружающий мир); 6) абсолютизация идеи воспитания в формировании человека (человек - чистая доска); 7) отрицание преданий, все вопросы решать заново, ужесточив все исторические традиции. Вопрос Культура Просвещения привела Французскую революцию к наполеоновским войнам. Философская религия (возрождение иррационализма в разных формах) – по Канту, Гегелю, Фейербаху. У Канта – идея чего-то, что лежит помимо разума. Открытие морального закона в каждом человеке. У Гегеля – познание духа, стоящего за человеком. С XIX в. у Ницше – идея сверхчеловека. Зарождение массовой культуры (бульварные романы, пресса, театр, кинотеатр). Позже происходит деление на элитарную и массовую культуру. Вопрос Искусство Нового времени. Классицизм В литературе: 1. Четкая выдержанность форм. 2. учительская направленность литературы плюс вера человека, что он всесилен («Робинзон Крузо»). В изобразительном искусстве: сюжеты берутся из античности или из прошлого. в архитектуре: возрождение античных форм (портик). в музыке: рождение глобальных форм (Бах, Бетховен). романтизм (начало XIX в.) Сюжеты черпаются в средневековье (герои – демоны, рыцари, благородные разбойники (отражается в музыке: Вагнер, Бетховен). Укрепляется в элитарной культуре. сентиментализм Основывается на обычных человеческих чувствах. Укрепляется в массовой культуре. Реализм (с середины XIX в.) В живописи – бытовой жанр художников Северной Европы. Сюрреализм (с начала XX в.) Принцип цвета, а не формы. Тема 14. Развитие русской культуры: Древняя и средневековая Русь План 1. Язычество в Древней Руси. 2. Русское христианство. Вопрос Славянское язычество - это чрезвычайно сложное явление, формировавшееся в течение значительного времени (не менее 3-х тысячелетий). По времени возникновения язычество древних славян можно разделить на 4 периода: 1. Вера в духов, характерная для далеких предков славян. Выделялись несколько групп духов: - духи-соседи - это духи природы (водяные, лешие, русалки (берегини), кикиморы и т.п.) и человеческих строений (домовые, банники, овинники, сенники и т.п.). Эти духи могли навредить человеку, если он вторгался на их территорию, не совершив предварительных обрядов (так, домового надо было кормить, баннику иногда топить баню и т.д.); - духи предков - добрые духи, помогающие роду. Умерший человек становился таким духом, если был правильно похоронен; - злые духи - духи неправильно рожденных (например от кровосмесительной связи) и неправильно похороненных людей - упыри, вурдалаки, навьи. Вера в богов земли - Великую Мать (позднее этот культ раскололся на почитание собственно земли («Мать сыра земля»), богинь любви и красоты - рожениц - Лады и ее дочери Лели, богини удачи и достатка Макоши (изображаемой с рогом изобилия) и богиню Смерти (позднее - просто Смерть, изображаемая как старуха с косой); - Велес - бог-охранитель всех животных. С развитием хозяйства Велес (Волос) превратился в «скотьего бога», оберегающего стада, а затем и посевы. В конце концов Велес стал богом подземного мира, кроме того, его считали богом мудрости и поэзии; - Ящер (коркодил) - чудовище - бог царства мертвых, его почитание было характерно для севера Восточной Европы; - Кащей - мужской бог смерти. Этим богам поклонялись жители Восточной Европы перед нашествием ариев. Вера в небесных богов - Перуна - бога грозы, покровителя воинов; - Рода - небесного бога плодородия; - Сварога - бога неба, отца огня; - Стрибога - бога ветра; - Даждьбога - олицетворенного бога солнца (аналог греческого Гелиоса); - Хорса - бога солнечного диска; - Ярила - бога весеннего, рождающего солнца; - Святовита - бога священного света; - Симаргла - крылатого пса, символа вооруженного добра, и т.д. Этих богов принесли с собой предки индоевропейцев - арии, а часть их, возможно, заимствована славянами у скифов. 4. Боги земледельческой эпохи. (Праславяне и славяне) В зависимости от профессии человек верил в различных богов. Главным богом общинников-земледельцев был Велес, кроме того, они почитали богов неба и земли, отдавая предпочтение последним. При этом боги часто изменяли свои функции и имена. Так, Симаргл превратился в Переплута, охранителя посевов. Для воинов главным богом был Перун. Кроме него, почитались Даждьбог, Стрибог, Макошь (как богиня воинской удачи), Ярило (выступавший как олицетворение ярости) и Симаргл, который становился помощником Перуна и доставлял павших героев в его дружину. Возможно, что воины верили в Траяна - олицетворение совершенной воинской выучки (выше, чем и Перуна) и царского достоинства. Возможно, что существовал отдельный жреческий пантеон, во главе которого стоял Род, схожий с Богом-отцом христианской Троицы. Вопрос Русское христианство Языческие традиции на Руси продолжали сохраняться вплоть до ХХ века, однако с X века, после принятия христианства, можно говорить не о язычестве, а о двоеверии на Руси. Так называлась религиозная система, в которой на первом месте стояло христианство, а язычество существовало в виде «суеверий». В 988 году князь Владимир крестил Киев и Новгород по православному обряду. Это означало, что культурное развитие Руси осуществлялось под влиянием культуры Византии.
Следствием православной христианизации Руси и ее исторического пути стали такие особенности ее менталитета, как: 1. Общинность сознания в предельном варианте, воплощенном в принцип соборности - единства мира в вере (Хомяков). 2. Приоритет морали над правом. В связи с этим - 3. Идеал внутренней свободы (воли) при отсутствии внешней свободы, подчинение человека коллективу (государству). В случае низкого духовного уровня человека могло привести к полному отрицанию всей системы моральных и правовых ограничений. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|