Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игровой подход (С. Лем, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет)





Й. Хейзинга рассматривал игру как такую же значимую деятельность, как и созидательные процессы. Именно с игре рождается архаическая культура, и игра вытесняется из культуры в XVIII - XIX вв. прозаическим понятием пользы. этими процессами объясняется упадок современной культуры, в которой на смену общественной общедоступной игры пришли такие ее суррогаты, как спорт, массовые развлечения и т.п. Выход из этой ситуации автор видит в преобразовании культуры и распространении нового общественного духа.

Разработку концепции игровой культуры продолжил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1889 - 1955). Анализируя состояние современного ему общества, он констатирует распад системы ценностей западного общества: «Западный человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким звездам жить», - пишет он. Этот ученый видел путь спасения культуры в сохранении аристократической элиты, ее главного качества – «спортивности», аналогичного «игре» Хейзинги. В то же время, если последний акцентирует внимание на общедоступность игры, то Ортега-и-Гассет говорит о необходимости спасения культуры от «восстания масс», а спасителем объявляет элиту.

4. Биосферный подход (Лоренс, Стивен, Вернадский, Гумилев)

Культуры (и цивилизации) являются частью биосферы, которая сама есть часть вселенной, и анализировать их надо как элемент более сложных систем, так как иначе будут утрачены важные системные связи.

Тема 3. Элементы культуры

План

1. Элементы культуры как системы.

2. Тематические и смысловые разделы культуры: религия, искусство, наука.

Вопрос

1. Основой любой культуры является ЗНАК. Способность создавать и использовать знаки для сложной, устойчивой связи - главное отличие людей от животных. Существует два типа знаков:

а) обозначающий явления;

б) окрашенный чувствами.

Например:

ФЛАГ как предупреждение о шторме или национальный символ.

КРЕСТ - перекресток дороги или символ христианства.

ЗАКОН - определение состава преступления или идеал справедливости и т.п.

Одним из видов знаков является ЯЗЫК как понятийно-логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа. Язык, кроме того, является ретранслятором культуры (т.е. передает культурный тип последующим поколениям) и средством общения.

2. Основными элементами культуры являются ЗНАНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ.

Любая культура основана на определенной информации -ЗНАНИИ об окружающей действительности: человеке, природе, других народах и т.п.

Чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненного током, энергией воли называется УБЕЖДЕНИЯМИ.

3. ЦЕННОСТИ как единство знаний, эмоций и воли.

Это определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности служат критерием для того, чтобы определить, что вредно, а что полезно, что хорошо, а что плохо в окружающей человека действительности.

Ценности выступают как:

а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние окружающей действительности;

б) критерий оценки реальных явлений;

в) определяющие смысл целенаправленной деятельности;

г) регулирующие социальные взаимодействия;

д) внутренне побуждающие к деятельности.

Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и побуждают, мотивируют на конкретные действия.

Ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, а систему. МЕНТАЛИТЕТ - выражение этой системы, проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности.

Фундаментом системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные варианты взаимоотношений между людьми в данном обществе.

Форма выражения ценностей различна. Они могут быть описаны в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с системой традиций, обрядов, воздействующих и передающих свое содержание на социально-психологическом уровне.

2 вопрос

Религия

- в широком смысле - это любые взгляды и действия, служащие индивиду ориентацией и объектом поклонения (определение Фромма);

- в узком смысле - это система верований и ритуалов, на основе которых группа объясняет то, что находит сверхестественным и священным. (Смелзер)

Для религии в этом значении характерны следующие признаки:

- наличие группы верующих;

- разделение предметов повседневной жизни и чудес (священные понятия);

- наличие совокупности верований (вероисповедание);

- религиозные действия и ритуалы, техника и опыт поведения;

- представление о праведном образе жизни.

Наука

Способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Основные законы научного постижения мира:

1. рациональность (логичность).

2. верифицируемость (проверяемость практикой).

Науки делятся на естественные и гуманитарные. В естественных науках предмет анализа не связан с адресованными человеку смыслами и ценностями. В гуманитарных же науках в содержании предмета исследования ценностно-смысловое содержание не может быть вынесено за скобку.

Искусство

Сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство призвано удовлетворять потребность человека воссоздать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.