|
Тема 15. Культура России Нового времени
План 1. Петровские реформы и их влияние на культуру. 2. Культура XVIII в. 3. Культура XIX в. 4. Серебряный век русской культуры. Вопрос Культура Нового времени начинается с петровских преобразований. Положительные стороны: - Развитие науки и технологических знаний; - Формирование системы светского образования. Отрицательные стороны: - Культурные преобразования Петра I – это борьба с традициями русского общества. После Петра наблюдается прерывность в развитии страны; - Раскол между прозападнообразованным сословием (сначала – дворянством, затем – интеллигенцией) и восточной культурой основной массы народа. Вопрос В XVII веке все искусство России подражало стилям западной Европы (расцвет Барокко и классицизма при Екатерине II). Литература выходит на первый план, становясь основным «вместилищем» идеологии. Классицизм в литературе: 1. Жесткие формы творчества. В стихосложении – господство возвышенной поэзии (Ломоносов, Державин). 2. Высмеивание пороков на индивидуальном уровне, т.е. критика не поднимается выше уровня отдельного человека, почти нет социальных обобщений (Фонвизин, Крылов). В живописи, скульптуре – искусство для высшей знати (парадный портрет, крепостные театры). Вопрос С начала XIX в. начинается резкий перелом в культуре. Во всех направлениях искусства появляется русская классика. Литература – явление Пушкина. По мнению Н. Бердяева, это единственный поэт России, творивший от избытка чувств, остальные хотели переделать мир. Тенденция к формированию «учительской литературы» видна при сравнении образов типичных героев («Герой нашего времени») у писателей начала XIX века: - у Грибоедова – Чацкий (положительный герой, живущий в среде отрицательных персонажей); - у Пушкина – Онегин (еще положительный герой, но уже «лишний человек»); - у Лермонтова – Печорин (был хороший человек в отрицательном окружении, хорошие качества не востребованы, следовательно, они отмирают); - Гоголь – видит Россию как «страну рожь и харь» (положительные герои – только в прошлом (Тарас Бульба). Традиционное советское литературоведение считает Гоголя первым реалистом, но более точно определение Бердяева, видевшего в Гоголе «мрачного романтика». Гоголь стал родоначальником критического реализма в литературе (учительская литература не описывает жизнь, а учит как надо жить); Толстой и Достоевский – высшее воплощение этого направления. - Толстой – эпические образы, критикующие действительность, но дающие реальных людей, чётко даётся логика событий, обыкновенная картина жизни, где человек может быть счастлив; - Достоевский – христианин, консерватор по политическим взглядам. В то же время в его творчестве показан тот «надрыв» на уровне сумасшествия, в котором живет русское общество, особенно столичное; - Некрасов – поэт-гражданин, творчество которого было целиком направлено против существующего строя. Это не лучшим образом отразилось на художественном уровне его произведений. В музыке: 1. Глинка – оригинальная русская классика. 2. «Могучая кучка» - тенденции патриотизма (возвращение к традициям русского народа – Римский-Корсаков; реализм музыки – Мусоргский). 3. Романтизм Чайковского – пик русской музыки. В живописи: Перерождение классицизма: от парадных портретов в направлении сентиментализма и романтизма (Брюсов – романтические произведения на историческую тему). От пасторали (идеализированного изображения деревенской жизни) - к бытовому стилю (Федоров «Завтрак аристократа»), а через него – к критическому реализму в живописи. Передвижники – отражают отрицательные стороны жизни. Своеобразная «учительская живопись». Поскольку нельзя творить без стремления к прекрасному, оно ищется не в обществе, а в природе – расцветает пейзажная живопись. Вопрос ХХ век. в культуре – модернизм. В литературе – символизм, движение «Мир искусства» Дягилева. Он продолжал идею учительства; но до этого искусство учило как жить, то теперь перешло к воспитанию эстетического вкуса. Сначала символисты были едины в создании новых форм творчества. Затем отделились футуристы, абсолютизировавшие символизм изобразительных форм (Хлебников). Новым направлением символизма стал «акмеизм» («акме» - высшее качество чего-либо). Акмеисты (Гумилёв, Ахматова) воспевали человеческие чувства, старались наиболее полно отразить сущность человека в искусстве. В живописи – продолжение традиций передвижников; в то же время появляются новые направления, близкие к европейскому импрессионизму (Петров-Водкин). Международную известность получил русский авангард, в котором своё предельное воплощение получили идеи формы («Черный квадрат» Малевича), линии («Красный квадрат» Кандинского), цвета. Искусство линий появляется также в прикладном искусстве и архитектуре. Тема 16. Феномены культуры ХХ век План 1. Проблема техногенности культуры. 2. Интернационализация культуры. 3. Духовный кризис и пути выхода из него. 4. Судьба России в развивающемся мире. Вопрос Характеристика культуры периода машинной цивилизации. Возникновение массовой культуры – характерна для любой страны, достигшей индустриального уровня. Главная опасность массовой культуры заключается в том, что она не требует сознательных усилий для восприятия. Человек, разучившись думать, деградирует. Вопрос Следствием развития индустриальной цивилизации является унификация материальной культуры. Как следствие – постепенное стирание национально-культурных границ. Это чревато утратой национальной основы культуры и невозвратными потерями многих своеобразных культур, являющихся достоянием мировой культуры. Против этих процессов направлена специальная программа ЮНЕСКО. Унификация культуры вызывает противостояние, обострение национального самосознания, что приводит к усилению фашистских идеологий. 3 вопрос Излишнее увлечение наукой, развитие атеистической философии привели западный мир к духовному кризису. Его проявление – утрата смысла жизни. Разрешение этой проблемы: а) Возрождение религии. - В России – возрождение язычества (экстрасенсы, вера в домовых, магию). - Большое влияние различного рода сект. Западные секты: - баптисты. Опасность для России представляет активное внедрение западных ценностей, которое несет с собой распространение этой религии; - тоталитарные секты («Свидетели Иеговы»). Гораздо более опасны, так как полностью изменяют сознание своих прихожан, что ведёт к расколу общества. Восточные секты (кришнаиты, Аум сенрикё). Развитие этого направления связано с поисками экзотики. Нередко тоже могут быть тоталитарными. Секты смешанного типа (Международная церковь объединения (Мун)). Развитие традиционных церквей. б) Образование различных общественных объединений культурного, духовного и «игрового» характера. в) Поиски «метарелигии», способной объединить мировые религии. Вопрос Современное состояние культуры России можно охарактеризовать как период глубокого культурного кризиса. Этот кризис выражается в росте преступности, отсутствии высоких идеалов даже среди молодежи. рост безразличия и, как следствие этого, - рост числа самоубийств, потеря интереса к жизни. К симптомам кризиса можно отнести и значительный рост пьянства среди всех слоев населения России. В области искусства этот кризис проявился в подавляющем влиянии низкопробной американской видеопродукции, основанной на культе насилия и порнографии. В области науки и образования - кризисные явления связаны с падением их авторитета и роли в обществе, что проявилось, в частности, в резком падении финансирования этих областей. Причины этого кризиса уходят как в экономические реалии сегодняшнего дня, так и имеют собственно культурные основания. События последних лет привели к тому, что вера, на которой основывалось существование общества, была сначала подточена проблемами и неурядицами «реального социализма», а затем и полностью уничтожена периодом перестройки и постперестройки. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|