Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бюджетно налоговая политика государства





1) Понятие и виды фискальной политики. Мультипликаторы государственных расходов с учётом изменения налоговых ставок и импорта.

2) Мультипликаторы налоговые и мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо.

3) Бюджетный дефицит и его финансирование. Теорема Тикардо-Барро.

4) Концепции сбалансирования государственного бюджета

Важность, необходимость фискальной политики

Этот анализ позволяет определить насколько широка степень государственного вмешательства в экономическую систему. Например: какова доля национального дохода, перераспределяемого через гос бюджет. Какова оптимальная налоговая нагрузка. Мы можем определить как изменение гос расходов и гос налогов повлияют на экономическую конъюнктуру. Мы получаем ответ должен ли быть гос бюджет сбалансирован или нет.

Степень гос влияния экономики связана с теми функциями, которые берет на себя государство.

В странах плановой экономики доля дохода, перераспределяемого через гос бюджет 75%. Воздействие государства на уровень деловой активности для достижения полной занятости ресурсов на основе изменения государственных расходов: налогов и состояния государственного бюджета. Если рассматривать в исторической перспективе.

Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики. В коротком периоде её цель – вывести экономику из циклического спада и уменьшить циклическую безработицу. Методы её:

· увеличение гос расходов

· Снижение налогов

· Сочетание

Долгосрочная цель – увеличение экономического потенциала – увеличение предложения факторов производства.

Стимулирующая фискальная политика сопровождается накоплением бюджетного дефицита.

Рестрикционная политика – сдерживание циклического подъёма. Методы:

· снижение гос расходов

· увеличение налогов

· сочетание этих мер

В долгосрочном периоде – снижение экономического потенциала, стокфляция долговременная и налоговый клин.

В краткосрочном периоде фискальная политика сопровождается действием нескольких мультипликаторов:

1) мультипликатор гос расходов. допустим в рамках кейнсианского креста происходит увеличение гос расходов. Рис 1. (31.10) в результате происходит увеличение планируемых расходов и сдвиг линии планируемых расходов вверх на величину ΔG. Равновесный объём увеличился на величину большую чем ΔG. M(g)=1/(1-MPC). Формула мультипликатора гос расходов можно вывести из системы уравнений.

y= C+I+G, C = _C+MPC*y (подстановка второг в первое - система)

y=1/(1-MPC) * (C+I+G)

 

2) следующий мультипликатор: y= C+I+G, C = _C+MPC*y(1-t)

t – предельная налоговая ставка – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

С=_С+MPC(y-Тполное)=_C+MPC(y-(_T+y*t)) Tn=_T+y*t

y-t*y=y(1-t)

y=1/(1-MPC(1-t)) *(_C+_I+_G)

m(gt)=1/(1-MPC(1-t))

Прогрессивная система налогообложения способствует ослбалению эффекта мультипликатора, а значит стабилизации занятости и выпуска. Чем ниже t – тем сильнее мультипликатор

3) третий мультипликатор:

Y=C+I+G+Xn & C=_C+MPC*y(1-t) & Xn=_Xn-MPIM*y

Y=1/(1-MPC(1-t) + MPIM) * (_C+_I+_G+_Xn)

Первый множитель – мультипликатор госрасходов в открытой экономике

M(gxn)= 1/(1-MPC(1-t) + MPIM)

Эффект мультипликатора гос расходов в открытой экономике ниже чем в закрытой.

Наклоны линий планируемых расходов Е зависит от величиный МРС. Более высокая МРС соответствует более крутой линии Е, что даёт больший объём равновесного дохода У. (рис 2 от 31.10). Чем больше налоговая ставка t, тем более пологой будет линия планируемых расходов Е. Дело в том, что рост налогов снижает уровень планируемых расходов при каждом уровне дохода. Рост предельной склонности к импортированию ведёт к уменьшению наклона линии Е, так как большая часть расходов будет приходиться на покупку импортных товаров.

 

 

ΔД – аккордный(паушальный налог) – налог, который имеет постоянную величину и даёт одну и туже сумму налоговых поступлений при любой величине налога.

Допустим происходит снижение налогов в рамках фискальной политики на величину ΔД, тогда располагаемый доход (y-T) возрастает на величину ΔТ. В результате происходит увеличение потребительских расходов на величину MPC*ΔT. Тогда линия планируемых расходов Е сдвигается вверх на величину ΔТ, при этом равновесный объём выпуска увеличивается на величину Δу, которая равна Δу=- ΔТ*(MPC/(1-MPC)) => Δy/ ΔT=-MPC/(1-MPC)

MT=-MPC/(1-MPC)=-MPC/MPS

Рис1 от 7.11

Mt

Δy=- ΔT*(MPC/(1-MPC*(1-t))

Δу/ΔT=-MPC/(1-MPC*(1-t))

Мультипликатор трансферт работает аналогично мультипликатору налогов, но только в противоположных налогах.

Mtr=MPC/1-MPC

Супер мультипликатор государственных расходов Кейнса.

Mg-super=1/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

Супер мультипликатор налоговый Кейнса

MT-super=-MPC/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

C=_C+MPC*y

I=_I+MPI*y

y=C+MPC*y+I+MPI*y

y-MPC*y-MPI*y…

y(1-MPC)-MPI*y=_c+_I

y=1/((1-MPC)-MPI) *_C+_I

 

В рамках фискальной политики при манипулировании всеми её инструментами Δу=ΔG*(1/(1-MPC(1-t)+MPIM)) – ΔT*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM)) + ΔTR*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM))

Для управления экономической системой важно знать какой инструмент в борьбе с экономическими спадами сильнее, эффективнее и результативнее.

мультипликационный эффект от увеличения гос расходов сильнее, чем от налогов

Дело в том, что изменения гос расходов оказывают прямое непосредственное влияние на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает влияние косвенное. Налоги сначала повлияют на располагаемый доход, а потом на потребление.

Различия в масштабах влияния ΔG и Δt обсулавливают несколько вариантов фискальной политики. Если цель фискальной политики увеличить государственный сектор, то тогда во время преодоления циклического спада посредством проведения стимулирующей фискальной политики следует увеличивать гос расходы, а при сдерживании инфляционного подъёма в рамках ограничительной политики следует увеличивать налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой. Если же цель фискальной политики уменьшить государственный сектор, то во время спада нужно снижвать налоги, что даст небольшой стимулирующй эффект, а во время подъёма снижать госрасходы, что позволит быстро снизить уровень инфляции. что происходит в экономике, если одновременно с увеличением гос расходов на такую же величину повысить налоги дл сбалансировывания гос бюджета.

ΔG= ΔT=40, MPC=0,8

ΔуΔG -? за счёт измения гос расходов = ΔG*Mg=40/(1-0,8)=200

ΔуΔT= ΔT*(-MPC/(1-MPC))=40*-0,8/(1-0,8)=-160

ΔyΔgΔT=200-160=40

 

Теореме беххаавельма (рис 2)

увеличение госрасходов при равном увеличении налогов для сбалансирования бюджета вызывает рост дохода на туже самую величину. Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 независимо от величины MPC. Он получен сложением мультипликатора госрасходов и мультипликатора налогов.

MG= Δу/ΔG=200/40=5

MT=Δу/T=-160/40=-4

5-4=1

MG+ MT=1/(1-MPC)-(MPC)/(1-MPC)=1

 

Теорема Рикардо-вальна

Дискреционная фискальная политика (гибкая или активная) – сознательное и целенаправленное мунипулирвоание со стороны законодательной власти налогобложением, госрасходами и состояние бюджета в результате решения правительством.

Недискреционная фискальная политика – автоматическая или пассивная – это автоматические изменения в уровне чистых налоговых поступлений независимо от решений правительства. Эта политика предполагает автоматические изменения доходов занятости безработицы и инфляции в результате циклических колебаний.

Дискреционная политика – при стимулирующей дискреционной политики во время циклического спада, для увеличения АД целенаправленно создаётся дефицит госбюджета. В результате увеличения гос расходов или снижения налогов. В периоды подъёма при ограничительной дискреционный политики государство осознано идёт на создание профицита бюджета. Проводя дискреционную политику правительство должно быть точно уверено в какой фазе цикла находится экономика и что ожидает + учесть временные лаги. Статистическая информация, которая позволяет определить фазу цикла.Статистическая информация может быть с опозданием и государство опирается на прогнозы, поэтому трудно определить действительно в экономике намечается спад или это видимость. даже если достоверно установлено наличие спада, то всё равно в этом случае государству потребуется время на разработку мер, стимулирующей фискальной политики (это время называется лаг принятия решения). Может случиться, что пока разрабатываются новые меры, а спад пройдёт, то будет нанесён вред. Лаг принятия решения – внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия выработки мер дискреционной политики. Есть ещё внешние лаги – время между моментом выработки мер и моментом проявления результатов от этих мероприятий.

Автоматическая политика – недескриционная – результат действия автомаьтическихили встроеных в систему стабилзаторов.

Стабилизаторы –механизмы, которые позволяют снизить амплитуду циклических колебаний занятости и выпуска не прибегая к изменениям политики правительства к частым обсуждениям и изменениям законов в пардламенте. стабилизаторы уменьшают реакцию реального ввп на изменение АД. В роли стабилизаторов выступают: прогрессивное налогообложение, государственные трансферты, система страхования безработицы, ситсемы участия в прибылях. экономические стабилизаторы ведут к автоматическому появлению дефицитов и профицитов бюджета

рис3 Влияние на экономику

Наклон ломаной линии Т на каждом из участков зависит от изменяющейся предельной налоговой ставки. налоговые поступления в бюджет равны произведению T=у*t. При каждом более высоком уровне дохода повышается налоговая ставка, а кривая Т становится более крутой. Е – точка ситуации сбалансированного бюджета, когда поступления в бюджет равны гос расходам. По мере экономического спада в экономике выпуск снижается и тогда поступления от налогов в бюджет тоже снижаются. Таким образом уменьшается налоговое бремя и тем самым экономический спад смягчается. Иначе говоря во время спадов происходят как бы «приросты доходов» и колебания АД становятся не столь сильными. По мере экономического подъёма выпуск растёт и налоговое бремя растёт. При этом образующиеся циклические бюджетные дефициты помогают бороться со спадом. Ну а профициты помогают сдерживать подъёмы. Стабилизаторы способны сократить размах колебаний примерно на 1/3.

Циклический дефицит – такой дифицит, который вызван автоматическим снижением налоговых поступлений или увеличением госрасходов, гострансфертов во время спада цикла.

Первичный дефицит – общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госдолгу.

Фактический дефецит – разность между фактическими расходами и доходами.

BDфакт=G-y*t

дефицит структурный – разность между расходами и доходами государственного бюджета, расчитанная для состояния полной занятости ресурсов.

BDстр=G-y**t

Циклический дефицит бюджета = фактический – структурный

BDцикл=BDфакт-BDструкт =t(y* - y)

увеличение степени встроеной стабильности экономики противоречит другой важной долгосрочной цели фискальной политики. А именно такой цели как увеличение стимулов к увеличению роста производства, экономического потенциала.

Стимулы к инвестированию в бизнесе, к предпринимательскому риску, к инициативе сильнее на более пологих участках линии T. Но с другой стороны государству стоит выбирать между краткосрочными и долгосрочными перспективами.

Анализ фискальной политики и бюджетного дефицита по принципу утечки-инъекции.

Экономика не включается экспортные и импортныео тношения, S и T – утечки из экономического кругооборота. I и G – это инъекции. В условиях равновесия сумма утечек должна быть равна сумме инъекций. S+T=I+G

S-I=G-T. Превышение сбережений над инвестициями вызывает ситуацию дефицита госбюджета.

S=I+G-T. Увеличение бюджетного дифицита при неизменном объёме сбережений будет вести к снижению инвестиций, т.е. к эффекту вытесненния.

Финансирование бюджетного дифицита. Степень стабилизирующего воздействия бюджетного дефицита на экономику зависит от способа его финансирования.

денежно-кредитная эмиссия – монетизация дефицита –

1. сеньорож возникает у государства, но он возникает при превышении темпа роста массы денег на темп роста реального ВВП. Агенты в этом случае платят инфляционный налог. Все эти негативные последствия вызываются сверх эмиссией

2. Заимствование у ЦБ – мин фин берёт у ЦБ в долг продав ему ценные бумаги, тогда ЦБ увеличивает сумму на текущем счёте минфина и тогда эти деньги поступают на счета коммерческих денег.

3. расширение кредитов ЦБ госпредприятием по льготным процентным ставкам.

4. отсроченные платежи – ситуация, когда правительство делает закупки, но вовремя не расплачивается. Если закупки такие у частного сектора, то тогда частный сектор накручивает цены заранее, чтобы застроховатьяся от неплатежей правительства. Может быть так, что неплатежи могут накапливаться внути самого госсектора, то они часто финансируются ЦБ и поэтому

+ монетизации: увеличение денежной массы: в результате процентная ставка падает, то тогда возрастают инвестици, растёт АД и есть предпосылки для роста ВВП, относительная недолгость.

минусы: эффект Оливера-Тонзи – в случае монетизации дефицита и в условиях роста инфляции возникает ситуация, когда поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться за время с момента получения дохода до уплаты налога. Эффект Оливера-Тонзи возникает из-за сознательного затягивания экономическими субъектами ситуации с уплатой налогов. Такие эффекты наблюдаются при гиперинфляции – в 92 и 93 годах России такое было, Латинская Америка 1970х годов. результат эффекта – рост бюджетного дифицита.

 

Выпуск гос займов – операции на рынке

1) выпуск гос займов у населения и у коммерческих банков (+: быстрота, -: государство например продаёт свои ценные бумаги, тем самым предъявляя дополнительный спрос на кредитные ресурсы. в результате общий спрос на кредитные ресурсы возрастает. Значит в этих условиях при неизменной денежной массе будет происходить рост процентной ставки, а значит частные инвестиции сократятся и сократятся потребительские расходы, связанные с потребительским кредитом. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики ради успешного проведения которой создавался финансируемый займами дефецит гос бюджета. При данном эффекте гос-во вытесняет с кредитного рынка частных заёмщиков, а значит происходит снижение производственного потенциала страны, так как идёт вымываниеи капитала из реального сектора. при неполной занятости ресурса эффект вытеснения не может быть полным. конечно займы государства на кредитном рынке увеличат процентую ставку, но одновременно гос расходы, увеличиваемые при стиумлирующей фискальной политике и вызывающие дифицит бюджета, эти госсраходы благодаря мультипликтаору вызовут рост равновесного дохода, а значит создастся основа для увеличения сбережений. И тогда полного вытеснения не произойдёт.

2) состояние полной занятости - если произойдёт увеличение гос расходов, то тогда увеличивается АД, а значит и рост уровня цен, тогда реальная денежная масса сократится, произойдёт рост процента и наступит полное вытеснение частных инвестиций с кредитного рынка, т.е. все потенциальные кредиты будут недоступны частным инвесторам, а достанутся государству. дело в том чт при полной занятости нет мультипликатора, а значит у не приростёт, и сбережения не прирастут (при прч равных условиях) минус2 – долговое финансирвоание дефицита считается формально неинфляционной политикй. Угроза инфляции полностью не устраняется, а создаётся отсрочка для инфляции. Центральный банк рано или может скупить свои бумаги на вторичном рынке и всё равно усилется инфляция. теоремя Сарджента-Уолеса. накопление гос долга. 4 минус – дефицит платёжного баланса.

S+T+IM=I+G+X

G-T=S-I+IM-X

3) увеличение налоговых поступлений в бюджет – комплексная налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок и повышение налогово облагаемой ставок

 

Продажа государственных активов.

 

Стабилизирующее влияние бюджетного излишка.

Наибольшее стабилизрующее его воздействие бюджетного излишка наступает при его полном изъятии, препятствующем выплате процентов по гос долгу, увеличению соц трансфертов и увеличению фин других гос расходов.

Рост циклического и бюджетного излишка бывает в фазе подъёма и любые выплаты государства ввиде процентов по госдолгу именно в данной фазе цикла усилят АД.

Теорема Рикардо-Барро. под влияние кейнсианства до 70-80гг в экономическом мире считалось, что бюджетные дефициты не так страшны, но именно на рубеже указанных десятилетий начались дискуссии по поводу того, насколько допустимы долги и бюдж дефициты. В 1974 г – теорема эквивалентности Барро.

Финансирование гос расходов за счёт долга равно финансированию гос расходов за счёт налогов.

Стандартная логика экономистов до Барро: происходит снижение налогов в рамках стимулирующей фискальной политики, финансируемая за счёт гос займов и за счёт накопления гос долга. При неизменности компонента G. Тогда этим самым стимулируется рост потребительских расходов и сокращение нац сбережений. В итоге растёт процентная ставка, а значит наблюдается снижение инвестиционной активности. Исходя из фиксируемого роста потребления предполагается увеличение АД и соответственно дохода в коротком периоде, но в долгом периоде происходит снижение объёмов накопленного капитала и замедление экономического роста.

Роберт Барро сделал допущения:

· люди настолько рациональны, что обладают абсолютным предвидением будующего налогового бремени

· люди принимают решения в условиях бесконечного периода горизонта планирования

· существуют только паушальные налоги

Барро рассуждал так: если происходит снижение налогов, финансируемые за сёт увеличения гос долга, финансируемое увеличением гос долга, но не происходит роста S, а налоговое бремя распределяется с настоящего поколения на будующее.

Потребление по логике барро зависит не только от текущего дохода, но и от различных ожиданий экономических субъектов. Люди понимают, что сегодняшнее снижение налогов превратится в их повышение завтра. И эк субъекты предвидя это будут снижать потребление и увеличивать сбережения.

Если рассмотреть эту расширительную политику с другой стороны через изменение гос расходов при постоянство налогов последствия будут аналогичными.

Во первых можно упрекнуть модель, люди не всегда рациональны. Люди имеют горизонт планирования не бесконечный.

Эта теорема легла в основу положения о том, что фискальная полтика не может влиять на уровень выпуска и уровень занятости.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.