|
Волюнтаризм А. Шопенгауэра и «философия жизни» Ф. НицшеПоказательно, что в истории имел место факт непосредственного столкновения двух людей, олицетворяющих рационализм и иррационализм. А. Шопенгауэрпосле окончания университета устроился на работу к самому Гегелю, в то время - ректору университета, философу в зените славы. Причем Шопенгауэр назначал свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель. Разумеется, его ждал полный провал, после чего он никогда больше преподавательской деятельностью не занимался, хотя и не очень об этом жалел. В 1818 году Шопенгауэр издал главный труд своей жизни - «Мир как воля и представление», который настолько опередил свое время, что была замечен и понят лишь к концу жизни философа, а тогда автор был вынужден забрать из издательства и десятилетия хранить у себя дома почти весь тираж. По мнению Шопенгауэра, Гегель - «убийца истины», сделал из философии служанку государства. Как можно всю историю упрятать в клетку логических категорий, если жизнь -страдания, история - цепь случайностей, а прогресс -иллюзия? Слепая и иррациональная «Воля», а вовсе не «Разум» правит историей и жизнью людей. Название его книги можно разделить на две части, первая из которых демонстрирует нам учение Шопенгауэра о внешних проявлениях, феноменах мира, а вторая - о сути мира: 1. «Мир - это мое представление». Есть одна истина, значимая для любого живого мыслящего существа - она в том, что «нет ни солнца, не земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, чувствующая тепло земли». Окружающий мир дан нам только в представлении (он своего рода «мираж», «иллюзия»), т. е. всегда и только в связи с тем, кто его воспринимает. Никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть сами по себе. «Вещь в себе» доступна лишь интуитивной догадке, на которую большинство людей не способно. Людей же способных к интуитивному прозрению продвинуть к знанию о мировой сущности может то, что эта сущность выступает вестником самой себя. Эта сущность есть Мировая воля. 2. «Мир - это воля». То, что есть на самом деле, абсолютное начало всего бытия - воля: слепая, свободная, бесцельная и иррациональная жизненная сила, которая имеет всеобщий, космический характер. Эта вечно ненасытная неудовлетворенность толкает природные силы на непрерывную борьбу за возможность жить и доминировать одна над другой. На стадии органической природы она проявляется, например, как «воля к жизни», а в человеке - как «личность». Мировой воле присуща еще и «нелепость». Она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Мировую волю не интересует ни прошлое, ни будущее, поэтому события истории лишены всякой связи и значения Жизнь человека, по Шопенгауэру, проходит между страданием и праздностью. Из семи дней, отмечал философ, шесть человек «страдает» и «вожделеет», а на седьмой «помирает со скуки». Отсюда и рождается стремление провести свою жизнь как можно «приятнее и счастливее». Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни и т. д. Эти стремления связывается философом с низкой интеллектуальной активностью человека. «Человек, с богатым внутренним миром, -отмечает философ, - находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях-фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений». Однако почему даже в случае достижения целей «веселого времяпрепровождения» наступает скука? Потому, что не наделенному природой каким-либо талантом досуг в тягость, так как он вообще не соответствует его природе. «Глупцы», полагает Шопенгауэр, также могут «успокоить» волю посредством бездействия разума, когда он становится лишь посредником между мотивами с волевыми устремлениями человека. В результате - страшный застой всех сил в организме, скука. Борясь с ней, люди снова актуализируют волю. Для этого они предлагают ей «ничтожные, временные и по произволу взятые мотивы». Например, такие как карточные игры. «В самом деле, - пишет Шопенгауэр, - так как у людей нет мыслей, которыми бы они могли обмениваться, они обмениваются картами». Игра, вовлекая «глупца» в мир развлечений и забав, по мысли Шопенгауэра, тем самым привязывает его к иллюзорной действительности, скрывает от него настоящую правду, что «жизнь есть страдание», превращая, таким образом, жизнь в игру. А жизнь есть нечто такое, что нужно «отстрадать». Есть только две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Гений созерцает окружающий мир, растворяется, забывая свою индивидуальность, свою волю, остается только в качестве чистого зеркала мира. Гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полная объективность. Другой путь освобождения лишит через аскезу: человек может подавить в себе волю к жизни. На этом пути необходимо пройти три ступени. Первая -справедливость, т. е. мы обязаны признать других равными себе, чужую волю равной своей воле. Вторая - сострадание, т. е. уничтожение различий между собой и другими, когда чужая боль, желание, воля воспринимается как своя. Третья - отказ от собственных желаний, подавление своей воли. И третий путь - это самоубийство. В первой половине XIX века, когда общество прогрессировало в экономике, культуре, образовании, философский пессимизм Шопенгауэра звучал очевидным диссонансом. Целую эпоху в философии составил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 -1990). Его влияние на современность, причем не только в философии, но и в политике, искусстве, культуре в целом, сравнимо с влиянием таких фигур как Маркс и Фрейд: «Я знаю свою4 судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили». Он провозгласил верность земному и переоценку ценностей. Относительно первого он говорил: «Ни зарывайте голову в песок небесных истин, несите ее гордо». Второе же лучше всего выражено в его самоопределении? «Я не человек, я динамит». Вслед за Шопенгауэром он воспринимает мир как иррациональный и жестокий. Но выход он видит не в подавлении воли, а, наоборот, в ее культивировании, особенно - той разновидности, которая свойственна человеку - «воли к власти», т. е. самоутверждения в природном и духовном мире. Пожалуй, самая знаменитая часть философии Ницше связана с его учением о сверхчеловеке. Человека он не считал последним звеном эволюции. Человек -натянутая струна между животным и чем-то высшим - сверхчеловеком. Дело в том, что в человеке слиты «тварь» (пассивное начало, благодаря которому человек выступает как объект внешнего воздействия: воспитания, окружающей природной и социальной среды) и «творец» (активное, самостоятельное, творческое начало). Сверхчеловек же - это существо, в котором «творец» побеждает «тварь». Формированию сверхчеловека, по мнению Ницше, препятствует вся современная культура, но особая вина лежит на трех ее важнейших составляющих: на науке (поскольку в ней теряется неповторимое в угоду общему), на христианстве и на морали. Христианство он вообще рассматривает как порок, ведь безнадежно испорчены любое животное, вид, индивид, когда они теряют свои инстинкты, когда предпочитают нечто вредящее им. Христианство как раз и защищает все то, что вредно для человека. Это религия сострадания, но сострадание берет под охрану все отжившее, обреченное. Развития нет, ибо закон роста - это селекция. Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым возвышенным человеком». Он проводит различие между Христом и христианством, считая, что христианство разительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь - вот что Иисус оставил в наследство людям: активную жизненную позицию, несгибаемость перед судьями, клеветниками, крестными муками. Настоящее Евангелие забыто на кресте. Оно переродилось в церковь, христианство, в ненависть ко всему одаренному, в борьбу за «равноправие». Церковь выпила всю кровь, любовь, веру в жизнь. Ницше объявляет войну не только христианству, но и морали. Мораль - это механизм господства над себе подобными. Скрывая досаду против силы, здоровья, жизнерадостности, слабые начинают говорить о добродетели, долге, самопожертвовании, бескорыстии. Если мораль сильных - отвага, щедрость и индивидуализм, то мораль неудачников - демократия и социализм. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|